Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Экономическая сущность и роль государственного кредита.

2. Государственный долг, его формирование и обслуживание

3. Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие государства.

1. Экономическая сущность и роль государственного кредита.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице ее органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чаще всего государства в этих отношениях выступает как заемщик, реже как кредитор, предоставляя займы и кредиты физическим и юридическим лицам. В тех случаях, когда государство берет само займы и кредиты, то оно выступает в качестве гаранта по своим обязательствам перед физическими и юридическими лицами.

Как экономическая категория государственный кредит объединяет черты сразу двух категорий – финансов и кредита.

В качестве одного из звеньев государственных финансов он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. государственного бюджета и центральных правительственных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет перечень особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов, он имеет добровольный характер, хотя в Украине существуют примеры отступления от этого принципа. Основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенное время взятая в долг сумма возвращается с процентом.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого. При данном кредите в качестве обеспечения выступает имущество самого государства, его гарантии.

Государственный кредит отличается от банковского кредита тем, что используется чаще всего для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возвращения и выплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодного его размещения.

По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного распределения валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные средства населения, субъектов предпринимательства. Использование государственного кредита является целиком оправданной формой мобилизации средств в распоряжение государства. Его целесообразность при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативы для финансового состояния государства, чем покрытие дефицита с помощью эмиссии денег.

Основным назначением государственного кредита является мобилизация денежных средств (заемных капиталов) для финансирования государственных расходов, особенно когда государственный бюджет является дефицитным. Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения или инвестирования средств в ценные бумаги, что дает им дополнительный гарантированный доход.

На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. В то же время на более низких уровнях бюджетной системы государственный кредит, как правило, имеет строго целевое назначение.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции:

1. Фискальную.

2. Регулирующую.

За счет фискальной функции государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В современных условиях доходы, полученные с помощью государственных займов, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Финансирование расходов капитального характера за счет государственных займов имеет положительное значение. В то же время финансирование не производительных расходов, таких как оборона, ряд социальных выплат и т. п. имеет негативный характер. Это связано с последующими источниками погашения государственного долга, которое должно осуществляться после завершения периода функционирования займа, и, как правило, осуществляется либо за счет налогов и сборов, наполняющих доходную часть государственного бюджета, либо за счет новых займов и кредитов.

Регулирующая функция государственного кредита используется как инструмент регулирования экономики, так как государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещает займы среди разных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные расходы (инвестиции), то произойдет сокращение денежной массы в обороте. В случае финансирования расходов на оплату труда, количество денежной массы в обороте не изменится.

Если государственный долг финансируется за счет накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обороте увеличится.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень заемного процента. Тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулирует к накоплению капитала за счет приобретения государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может осуществляться в двух основных формах:

1. Сберегательного дела.

2. Государственных займов.

Сберегательное дело относится к государственному кредиту, когда сберегательные учреждения исполняют роль посредников при предоставлении займов государству за счет заемных средств населения без уведомления реальных владельцев о покупке государственных ценных бумаг.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По праву оформления государственные займы подразделяются на такие виды:

è Государственные займы, которые обеспечены выпуском ценных бумаг;

è Государственные займы, которые предоставляются на основе соглашений.

Оформление государственных займов осуществляется двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигация – ценная бумага, свидетельствует о внесение ее владельцем средств в Государственный бюджет и подтверждает обязательства правительства возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный срок с выплатой предварительно определенного дохода, если это предусматривается условиями выпуска.

Казначейские обязательства – ценные бумаги на предъявителя, которые распространяются только на добровольных условиях среди населения, свидетельствуют внесение их владельцем денежных средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.

Государственные займы можно классифицировать по таким признакам:

è По субъектам заемных отношений: а) размещаются центральными властями; б) размещаются местными органами власти.

è В зависимости от места размещения: а) внутренние; б) внешние.

è В зависимости от обращения на рынке: а) рыночные; б) нерыночные.

è В зависимости от времени привлечения средств: а) краткосрочными (до 1 года); б) среднесрочными (1 – 5 лет); в) долгосрочными (более 5 лет).

è В зависимости от обеспеченности: а) закладные; б) незакладные.

è По характеру выплачиваемого дохода: а) выигрышные; б) процентные; в) с нулевым купоном.

è В зависимости от метода определения дохода: а) твердый доход; б) плавающий доход.

è В зависимости от обязательств заемщика придерживаться времени погашения займа: а) обязательства с досрочным погашением; б) без права долгосрочного погашения.

Различают два варианта погашения задолженности:

А) одномоментное;

Б) по частям.

Погашение задолженности частями осуществляется тремя способами:

А) заем погашается равными частями;

Б) заем погашается возрастающими частями;

В) заем погашается уменьшающимися частями.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в широком и в узком понимании.

В широком понимании управление государственным кредитом – это формирование одного из направлений государственной политики, связанной с деятельностью государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В узком понимании управление государственным кредитом – это совокупность действий, связанная с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирования рынка ценных бумаг, обслуживания государственного долга, предоставления кредитов и гарантий.

Номинальная стоимость облигации – цена, обозначенная на ценной бумаге.

Курсовая стоимость – рыночная стоимость ценной бумаги, т. е. цена по которой ценная бумага продается или покупается на фондовом рынке.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

è Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты.

è Дополнительные поступления от налогов.

è Экономия средств от уменьшения расходов.

è Эмиссия денег.

è Привлеченные средства от новых займов (рефинансирование долга).

2. Государственный долг, его формирование и обслуживание

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Государственный долг сегодня является объективно обусловленным явлением для страны с рыночной экономикой.

Неумение государства жить на собственные средства является основной причиной возникновения государственного долга. Неумение эффективно использовать заемные средства приводит к увеличению государственного долга.

Государственный долг по своей экономической сущности отражает экономические отношения государства как заемщика с кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части ВВП на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственный долг – общая сумма задолженности государства, которая складывается из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, вступающие в действие в результате выданных гарантий по кредитам или обязательств, возникающих на основе законодательства или договора.

Граничный размер внутреннего и внешнего государственного долга, долга АР Крым, областей страны, местного самоуправления определяется Законом Украины о Государственном бюджете на очередной год.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема ВВП страны.

В случае превышения граничной величины, определенной Бюджетным кодексом, КМУ обязуется принять меры для проведения этой величины в соответствие с положениями Кодекса.

Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не может ежегодно превышать 10% расходов от общего фонда местного бюджета на протяжении любого бюджетного периода.

Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг – совокупность обязательств государства перед резидентами (задолженность государства всем гражданам, которые держат облигации внутреннего займа).

Внутренний государственный долг подразделяется на две основные формы: капитальный долг и текущий долг.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентных выплат, которые должны быть оплачены по обязательствам государства в установленные периоды.

Сумма капитального долга дает представление о том, какая общая величина долга государства без разбивки на периоды, в продолжение которых он должен быть погашен.

Текущий долг – это сумма обязательств государства, которые подлежат выплате (включая проценты) в текущем году.

По Закону Украины «О государственном внутреннем долге Украины» определить, что включается в состав внутреннего государственного долга страны.

Внешний государственный долг – совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате займа государства на внешнем рынке.

Внешний государственный долг классифицируется по таким признакам:

è По видам кредитов (банковские и корпоративные).

è По формам представления: (денежные и товарные).

è По целевому использованию: (инвестиционные и неинвестиционные).

è По условиям предоставления: (льготные, с уплатой высоких процентов, на компенсационных условиях).

è По срокам возвращения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

è По условиям возвращения долга (одноразовые, равными частями, неравными частями).

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины государственный долг классифицируется по типу кредитора и типу долгового обязательства (табл. 1).

Таблица 1. Классификация государственного долга по Бюджетному кодексу Украины

Классификационный признак

Вид долга

Внутренний долг

Внешний долг

По типу кредитора

1.Задолженность перед юридическими лицами.

2.Задолженность перед банковскими учреждениями

А) по займам перед НБУ, в т.ч.:

- по займам, полученным для финансирования дефицита бюджета текущего года (прошлых лет);

- по компенсационным выплатам населению в Ощадбанке;

- сельскохозяйственных предприятий по займам, отнесенным на государственный долг

- прочая задолженность НБУ;

Б)задолженность перед другими банками.

3.Задолженность перед прочими органами управления

4.Задолженность, не отнесенная к прочим категориям

1.Задолженность по займам международных организаций.

2.Задолженность по займам, предоставленными иностранными государствами, в т.ч. под гарантии правительства.

3.Задолженность по займам, предоставленными коммерческими банками

4.Задолженность по займам, предоставленным поставщикам

5.Внешняя задолженность, не отнесенная в прочим категориям.

По типу долгового обязательства

1.Долгосрочный долг

2.Среднесрочный долг

3.Краткосрочный долг

4.Задолженность по кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета.

5.Задолженность по процентам, начисленным по кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета

6.Задолженность по прочим обязательствам

1.Долгосрочный долг

2.Среднесрочный долг

3.Краткосрочный долг

4.Задолженность по прочим обязательствам

Государственная гарантия – обязательства государства в лице КМУ, что действует через Министерство финансов Украины, полностью или частично выполнить платежи в пользу кредитора в случае невыполнения заемщиком, прочим чем Украина, обязательства по возвращению денежных средств на условиях срочности и платности.

3. Влияние государственного долга на социально-экономическое развитие государства.

Наличие государственного долга предполагает необходимость его постоянного управления.

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, который применяется государством в лице уполномоченного органа по определению места и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечение гармонизации интересов заемщиков, инвесторов и кредиторов.

Государственный долг можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как государственный заем, который способствует экономическому росту. Во-вторых, как долг, который увеличивает нагрузку на государственный бюджет. В связи с этим государство должно найти оптимальное отношение между инвестициями, экономическим ростом и внутренними и внешними займами, которые негативно влияют на состояние бюджета, а, следовательно, всей экономики.

В процессе управления государственным долгом должны решаться такие задачи:

è поиск эффективных условий заимствования средств с точки зрения минимизации стоимости долга;

è недопущения неэффективного и нецелевого использования заимствованных средств;

è обеспечение своевременной и полной оплаты суммы основного долга и начисленных процентов;

è определение оптимального соотношения между внутренним и внешним займами при условии сохранения финансового равновесия в стране;

è обеспечение стабильности валютного курса и фондового рынка страны.

Эффективное управление государственным долгом предусматривает выполнение следующих принципов.

1. Безусловности – обеспечения режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, взяла на себя при составлении договора займа.

2. Снижения рисков – размещение и погашение займа таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств.

3. Оптимальности структуры – поддержки оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения

4. Сохранения финансовой независимости – поддержка оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами.

5. Прозрачности – открытость при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в государстве для поддержки высокой кредитной репутации и рейтинга государства-заемщика.

Процесс управления государственным долгом складывается из трех стадий.

Во-первых, привлечение государственных займов.

Во-вторых, использование полученных средств.

В-третьих, погашение и обслуживание долга.

Чаще всего привлечение средств по государственному займу осуществляется путем выпуска ценных бумаг, в частности. Облигаций внутреннего или внешнего займа. В 90-х годах Украина часто использовала внутренние займы, которые она брала у юридических лиц, прежде всего, в банковских учреждениях, которые имели необходимые средства для таких займов. При этом государство достаточно часто шло на фактическое принуждение банков к сотрудничеству, так как участвовать в финансировании государственного бюджета не было интереса, ведь в 90-х годах Украина несколько раз была фактически банкротом.

В последние несколько лет в связи с улучшением финансового положения в стране Украина использует не только внутренние займы, но, прежде всего, иностранные, т. е. внешние заимствования на достаточно большие суммы. Такие заимствования, как правило, рассчитаны на инвестиции с целью экономического роста, реструктуризации экономики, создания в стране более эффективной инфраструктуры. Эти заимствования при правильной социальной политике могут в ближайшем будущем дать заметные положительные результаты.

Погашение долга – выполнение долговых обязательств перед кредиторами по выплате основной суммы долга, т. е. суммы займа.

Обслуживание долга – это комплекс мероприятий государства по погашению займа, выплаты процентов, уточнения условий и изменений условий погашения долга.

Проценты – это доход, который уплачивается в пользу кредитора по условию займа или при выпуске ценных государственных бумаг (облигаций).

Если по каким-то причинам государство не в состоянии выполнить свои обязательства в установленный срок, то принимаются следующие решения.

Новация – договоренность между заемщиком и кредитором по замене одного обязательства другим обязательством.

Унификация займа – объединение нескольких ранее выпущенных займов. При этом старые облигации обмениваются на новые.

Конверсия – односторонняя замена доходности займа, когда государство заявляет о снижении для кредиторов доходности займа.

Консолидация изменение условий обращение займов в части срока их погашения, т. е. решение о перенесении срока погашения на более поздний период.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения облигаций – проводится, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов.

Аннулирование долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Может быть обусловлена финансовой неспособностью государства или политическими мотивами.

К сожалению, необходимо знать, что государственные займы часто ведут к длительным проблемам страны как в экономике, так и в бюджетной сфере.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить