Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Экономическая сущность налогов и их назначение.

2. Функции налогов. Принципы налогообложения.

3. Основные элементы системы налогообложения.

4. Характеристика налоговой системы Украины.

5. Налоговый менеджмент на предприятиях.

1. Экономическая сущность налогов и их назначение.

Государственные финансы в любой стране мира базируются на налогах и налоговой системе. Налоги, сборы и обязательные платежи являются главным источником средств для формирования финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов. Благодаря наличию налоговой системы государство получает законное право формировать бюджетный фонд, централизованные целевые фонды, обеспечивая возможности соответствующих органов власти в центре и на местах финансовыми средствами.

Налоги и сборы являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства непременно сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства.

Проблемами налогообложения занимались ученые и государственные деятели разных исторических эпох. В частности, Ф. Аквинский (1226 – 1274) определял налоги как разрешенную форму ограбления. Ш. Монтескью (1689 – 1755) считал, что не что не требует такой мудрости и разума, как определения той части, что забирают у подданных, и той части, которую им оставляют. А. Смит, как основоположник научной теории налогообложения говорил, что налоги для тех, кто их платит – признак не рабства, а свободы.

Теория налогообложения начала формироваться во второй половине XVIII ст. в работах А. Смита и Д. Рикардо. А. Смит первый четко сформулировал 4 основных принципа налогообложения:

1. Подданные государства должны принимать участие в его поддержке в соответствии со своими возможностями, т. е. пропорционально дохода, который они получают под покровительством государства.

2. Налог, уплачиваемый плательщиком, должен быть четко определенным, а не свободным.

3. Налоги должны взиматься в наиболее удобное время и рациональным способом для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так построен, чтобы он брал как можно меньше с населения, но приносил больше в казну государства.

Д. Рикардо считал, что «налоги составляют ту часть продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются в конечном расчете, с капитала или дохода страны».

В историческом плане особый интерес вызывает система налогообложения в Древнем Риме. В мирное время граждане Рима не платили денежных налогов, что было обусловлено минимальными расходами государства, где управленческие функции выполняли люди на общественных началах. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами.

Определение суммы налогов осуществлялось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявления о своем имущественном и семейном положении. Таким образом, в стране закладывались основы декларации о доходах.

С развитием Римского государства, увеличением его территорий, происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их размер зависел от размера доходов граждан, их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, находящиеся за пределами Рима, уплачивали как государственные, так и местные налоги.

В случае успешных войн налоги уменьшались, а временами и совсем приостанавливались на определенное время. Необходимые средства для функционирования государства обеспечивались контрибуцией с завоеванных территорий. Коммунальные налоги с тех, кто жил за пределами Рима, брались постоянно.

В Древнем Риме единой налоговой системы не существовало. Население завоеванных Римом территорий должно было платить налоги и подати постоянно, что было обусловлено их зависимым положением от господствующего государства – Древнего Рима, где жили настоящие граждане-патриции.

С тех земель, где было наибольшее сопротивление римской власти, налоги и повинности были значительными, по сравнению с территориями более лояльными Римской империи.

Кроме того, вводя свою систему налогообложения, римская администрация также оставляла в действии еще и местную, раннее функционирующую систему налогообложения, что фактически вело к двойному налогообложению населения и вызывало трудности в колониях. Это рано или поздно приводило к восстаниям против Римского государства.

В Древнем Риме налоги выполняли не только чисто фискальную функцию, но также функцию стимулирования, так как население, уплачивая налоги деньгами, стимулировало развитие рынка и товарно-денежных отношений, углубляя процесс разделения труда и урбанизацию в государстве.

Древнеримская система налогообложения в значительной мере была использована своей правопреемницей византийской государственной системой. Так, в ранней Византии (VII в. н. э) применялся 21 налог. Множественность налогов и податей, обязательных для выполнения населением Византии, существенно повлияла на ее финансовую устойчивость, а также крепость государственного строя.

Сегодня мы не можем представить государство без налогов и налоговой системы. Всю совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, можно рассматривать в нескольких аспектах:

1) по экономической сущности;

2) по материальной форме проявления;

3) с организационно-правовой стороны.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в денежных отношениях, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства.

Процесс принудительного отчуждения части доходов юридических и физических лиц на общегосударственные потребности характеризует одностороннее движение стоимости (от плательщика налогов и сборов к государству) без эквивалентного обмена.

Материальной формой проявления налогов и сборов является реальная сумма денежных средств, которая мобилизуется государством.

Конкретными формами проявления категории налога является виды обязательных налоговых платежей, которые устанавливаются в законодательном порядке органами государственной власти.

С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, который поступает в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налоговым отношениям присущи свои особенности, что позволяет выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности, это обязательный характер и их относительная безвозвратность.

2. Функции налогов. Принципы налогообложения.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется через действие их функций. В экономической литературе нет единства относительно количества действующих функций. Вместе с тем, мы считаем, что на сегодняшний день налоги и сборы выполняют такие функции: а) фискальную; б) распределительную; в) экономическую (регулирующую, стимулирующую).

Фискальная функция является основной, что вытекает из самой экономической природы налогов; она является характерной для всех стран, для всех периодов их развития. С помощью этой функции создаются материальные условия для осуществления функций государства. В историческом плане действие данной функции возрастает, так как возрастает роль государства по мере развития товарно-денежных отношений, совершенствуется общественное хозяйство и производство.

С помощью фискальной функции государство обеспечивает мобилизацию финансовых средств в доходную часть государственного и местных бюджетов, централизованных целевых государственных фондов.

Распределительная функция является также характерной для всех стран и периодов. С помощью этой функции происходит распределение и перераспределение доходов юридических и физических лиц в масштабах страны, формирование доходов государства, создание условий для удовлетворения потребностей населения, которое в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно создавать в достаточном количестве средства для своего полноценного существования. Таким образом, распределительная функция выполняет также частично экономическую и социальную роль. Это обусловлено тем, что распределяя доходы юридических и физических лиц в пользу государства она формирует возможности последнего стимулировать развитие экономики и оказывать материальную помощь всем тем слоям населения, которые сами не могут заработать средства для своего нормального существования.

Экономическая (стимулирующая, регулирующая) функция обеспечивает воздействие налогов и сборов как специфического инструмента на экономику страны. За счет этой функции создаются необходимые условия для ускорения или замедления темпов развития национального хозяйства. Используя данную функцию, государство может регулировать процесс расширенного воспроизводства в масштабах всей социально-экономической системы, стимулируя или сдерживая темпы роста отдельных видов экономической деятельности, выравнивая условия жизнедеятельности в разных регионах и территориях страны. Эта функция находится в тесной связи с первыми двумя функциями и действует вместе с ними в согласованном тандеме.

Наряду с функциями, важной составной частью теории налогов являются принципы налогообложения.

Основу принципов налогообложения заложил, как было сказано ранее, еще А. Смит. Эти принципы длительное время считались базовыми в теории налогообложения практически всех стран мира.

В современной мировой практике используют также 4 основных принципа:

1. Принцип выгоды. Плательщики должны облагаться налогом в такой мере, в которой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2. Принцип платежеспособности. Размер налога должен сопоставляться с величиной дохода и богатством плательщика налога.

3. Справедливость по горизонтали. Равные по доходам и степенью использования государственных программ плательщики налога должны уплачивать и равные налоги.

4. Справедливость по вертикали. Если социально и экономически равные плательщики налогов уплачивают равные налоги, то неравные плательщики должны уплачивать неравные налоги.

В экономически развитых странах в настоящее время налоговые системы строятся на таких базовых положениях:

è Сумма уплаченного налога всегда должна равняться стоимости благ и услуг, которые плательщики получают от государства.

è Все налоги должны иметь целевое назначение, т. е. уплачиваться под конкретные виды государственных расходов.

è Нецелевой налог дает возможность непродуктивного его использования правительством.

è Плательщики налогов должны быть проинформированы правительством, на какие цели были использованы их налоги.

è Новые налоги должны вводиться лишь для финансирования соответствующих расходов, а не для ликвидации бюджетного дефицита.

è Объектом налогообложения должен выступать лишь доход, а не его источник и не размер расходов.

è Налог должен быть пропорционален доходу, а прогрессия налогообложения не должна превышать разумного оптимума, что составляет 1/3 общего дохода.

è Условия налогообложения должны быть простыми и понятными плательщикам налогов.

è Налог следует брать в удобный для плательщика период и приемлемым для него методом, при этом следует учитывать стоимость взыскания налогов.

Вместе с тем, в современной социально-экономической ситуации, которая сложилась в мировом хозяйстве, невозможно точное соблюдение указанных положений даже в наиболее развитых и благополучных странах мира. Поэтому современные налоговые системы представляют некоторый компромисс между объективными принципами и субъективной политикой того или иного правительства.

Так как Украина еще не является развитой страной, то система принципов, используемая для налогообложения существенно отличается. Она строится на следующих положениях:

ð стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности – внедрение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направляемого на развитие производства;

ð обязательность – внедрение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), которые определены на основе достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, установление ответственности плательщика налогов за нарушение налогового законодательства;

ð равнозначность и пропорциональность – изъятие налогов с юридических лиц осуществляется в соответствующих пропорциях от полученной прибыли, обеспечивается уплата равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов – на большие суммы;

ð равность – недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) при определении обязательств по уплате налогов и сборов;

ð социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и очень высокие доходы;

ð стабильность – обеспечение устойчивости налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

ð экономическая обоснованность – установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета, с его доходами;

ð равномерность уплаты – установление времени уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

ð компетенция – установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется соответственно законодательства о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной радой АР Крым, сельскими, поселковыми и городскими радами;

ð единый подход – обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора, объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора, налогового периода, ставки налога и сбора, времени и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

ð доступность – обеспечение доступности норм налогового законодательства для плательщика налогов и сборов.

3. Элементы системы налогообложения

Основными элементами налоговой системы в теории налогообложения являются: объект налога или налоговая база; субъект налога или плательщик; источник налога; единица налогообложения; ставка налога; налоговая квота или уровень налогового давления (доля налога в доходе плательщика), налоговая льгота, порядок расчета и период расчета, ответственность плательщика.

Объект налога – показывает, что должно облагаться налогом (доход, земля, имущество, транспорт и т. п.). Объект налога называют базой налогообложения.

Субъект налога или плательщик – это юридические или (и) физические лица на которые возложены обязательства уплачивать, удерживать и перечислять налоги в бюджет. Плательщик налога не всегда является конечным носителем налога.

Источник налога – вид дохода, с которого плательщик уплачивает налог.

Единица налогообложения – это единица измерения (физическая или денежная) объекта налогообложения. Например, площадь земельного участка (м2, га и т. п.) или денежные (тыс. грн. и т. п.).

Ставка налога – это законодательно установленная величина налога на единицу измерения базы налогообложения. Ставка может быть твердой и плавающей, прогрессивной, в абсолютных и относительных единицах.

Налоговая квота – доля налога в доходе плательщика. Она определяет уровень налогового давления. Налоговая квота существенно влияет на поведение налогоплательщиков.

Налоговая льгота – это параметры налоговой системы, которые снижают налоговую квоту. Налоговые льготы влияют на эффективность налоговой системы. Они используются с целью повышения эффективности хозяйствования, стимулирования предпринимательства, выравнивания условий жизнедеятельности населения и т. п.

Порядок расчета и сроки расчета – как правило, налоги и сборы исчисляются плательщиками и уплачиваются ими в бюджет соответствующего уровня в установленные законами страны сроки.

Ответственность плательщика – установленная законодательством правовая ответственность за своевременное исчисление налога и сбора, его перечисление в бюджет соответствующего уровня и представления соответствующей отчетности по выполнению указанных операций. Контроль по налогам и сборам возлагается на один из органов: Налоговую службу страны; дирекцию целевых государственных фондов.

4. Характеристика налоговой системы государства.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы расчета налогов и налоговый контроль, а также совокупность правовых норм, регулирующих размеры, формы, методы и периоды взимания налогов и платежей, имеющих налоговый характер и необходимые государству для выполнения его функций.

Налоговая система базируется на принципах гласности; общности; обязательности; социальной справедливости; фискальной и экономической эффективности.

Налоги и сборы существенно влияют на предпринимательскую деятельность. Снижение налогового воздействия способствует развитию операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В то же время увеличение количества налогов и сборов приводит к снижению предпринимательской активности, а увеличение налогового давления за счет роста налоговых ставок способствует тенизации доходов, сокращению объемов хозяйственной деятельности.

Система налогообложения в Украине представляет собой совокупность налогов, сборов-платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, которые взимаются в установленном действующим законодательством порядке.

Рассмотрим систему налогообложения в Украине (таблица 1).

Таблица 1. Система налогообложения в Украине

Система налогообложения в Украине

Подсистема налогообложения юридических лиц

Взносы в государственные целевые фонды

Подсистема налогообложения физических лиц

Общегосударственные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

 

Общегосударственные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

НДС (налог на добавленную стоимость)

Налог с рекламы

Пенсионный фонд

Подоходный налог с физических лиц

Налог с рекламы

Акцизный сбор

Коммунальный налог

Фонд социального страхования по временной потери трудоспособности

НДС

Гостиничный сбор

Налог на прибыль предприятий

Гостиничный сбор

Акцизный сбор

Сбор за парковку автотранспорта

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина

Государственная пошлина

Сбор за парковку автотранспорта

Фонд социального страхования на случай безработицы

Государственная пошлина

Рыночный сбор

Плата за землю

Плата за землю

Налог на недвижимость

Налог на недвижимость

Рыночный сбор

Рентные платежи

Сбор за участие в гонках на ипподроме

Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения

Налог с владельцев транспортных средств

Сбор с выдачи ордера на квартиру

Налог с владельцев транспортных средств

Сбор за право использования местной символики

Налог на промысел

Курортный сбор

Сбор за загрязнение окружающей среды

Сбор за участие в гонках на ипподроме

Налог на промысел

Сбор за геологоразведывательные работы

Сбор за право проведения кино- и телесъемок

Государственный инновационный фонд Украины

Сбор на обязательное социальное страхование

Сбор за выигрыш в конных бегах

Сбор за специальное использование природных ресурсов

Сбор за загрязнение окружающей среды

Сбор за проведение местных аукционов

Фонд Украины социальной защиты инвалидов

Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы

Сбор за участие в игре на тотализаторе

Сбор на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности

Сбор за проезд по территории приграничных областей

 

Плата за торговый патент

Сбор за право использования местной символики

Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы

 

Взносы в Пенсионный фонд

Сбор за проведение местных аукционов

Отчисления и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования

Отчисления и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования

Сбор за проезд по территории приграничных областей

Сбор в Пенсионный фонд

       

Сбор в Фонд Украины социальной защиты инвалидов

       

Налоги и сборы – это обязательные платежи в бюджет и государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами Украины.

Налоги в зависимости от различных признаков подразделяют на такие группы:

1) В зависимости от объекта налогообложения: прямые и непрямые.

Прямые налоги устанавливаются на доход и на имущество физических и юридических лиц.

Непрямые налоги устанавливаются на товары и услуги, плата которых предусмотрена в цене товара или включены в тариф.

2) В зависимости от органа, который осуществляет взимание и распоряжения налогом - на общегосударственные и местные налоги и сборы.

3) В зависимости от порядка использования – на общие и специальные.

В Украине взимаются общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

К общегосударственным относятся:

ð Налог на добавленную стоимость.

ð Акцизный сбор.

ð Налог на прибыль предприятий.

ð Налог на доходы физических лиц.

ð Таможенная пошлина;

ð Государственный таможенный сбор.

ð Налог на недвижимое имущество.

ð Налог на землю.

ð Рентные платежи.

ð Налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов.

ð Налог на промысел.

ð Сбор за геологоразведывательные работы, осуществляемые за средства государственного бюджета.

ð Сбор за специальное использование природных ресурсов.

ð Сбор за загрязнение окружающей природной среды.

ð Сбор на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности.

ð Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы.

ð Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

ð Сбор в Государственный инновационный фонд.

ð Плата за торговый патент на определенные виды предпринимательской деятельности.

Общегосударственные налоги и сборы устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории страны.

Порядок зачисления общегосударственных налогов и сборов в Государственный Бюджет Украины, Бюджет АР Крым, местные бюджеты областей и государственных целевых фондов определяется в соответствии с Законами Украины.

К местным налогам относятся:

ð Налог с рекламы.

ð Коммунальный налог.

К местным сборам относятся:

ð Гостиничный сбор.

ð Сбор за парковку автотранспорта.

ð Рыночный сбор

ð Сбор за выдачу ордера на квартиру.

ð Курортный сбор.

ð Сбор за участие в бегах на ипподроме.

ð Сбор за выигрыш в бегах на ипподроме.

ð Сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме.

ð Сбор за право использовать местную символику.

ð Сбор за право проведения кино - и телесъемок.

ð Сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей.

ð Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспортом, при следовании за границу.

ð Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

ð Сбор с владельцев собак.

Плательщики налогов и сборов, являющиеся юридическими лицами, обязаны:

Ø вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сбережение на протяжении периода, установленного законами страны;

Ø представлять в государственные налоговые органы и прочие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и прочие документы и ведомости, что связаны с исчислением и уплатою налогов и сборов;

Ø уплачивать соответствующие суммы налогов и сборов в установленные законами сроки;

Ø допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов.

Плательщики налогов и сборов, являющиеся физическими лицами имеют право:

Ø представлять государственным органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению в порядке, установленном законами страны;

Ø получать и знакомиться с актами проверок, которые проводят государственные органы налоговой службы;

Ø обжаловать в установленном законами порядке решения государственных налоговых органов и действие их должностных лиц.

5. Налоговый менеджмент на предприятиях

Проблема минимизации налоговых платежей в значительной мере решается за счет эффективной налоговой политики на предприятиях. Такая политика реализуется с использованием налогового менеджмента как части финансового менеджмента предприятия.

В основе налогового менеджмента положено налоговое прогнозирование и планирование.

Главным заданием налогового планирования является минимизация налогов на основе использования возможностей налогового законодательства.

Налоговое прогнозирование и планирование начинается еще на стадии регистрации предприятия. Оно включает обоснование выбора организационно-правовой формы субъекта хозяйствования с позиции минимизации налоговых затрат.

Следующим этапом в налоговом планировании должен быть выбор места осуществления деятельности, как основного предприятия, так и его филиалов и отделений. Так, в предпринимательской практике популярностью пользуются регистрация фирм в оффшорных зонах или в свободных экономических зонах или на территориях приоритетного развития.

Важной составной частью налогового менеджмента является регулирование налоговой базы налогообложения. С этих позиций все налоги подразделяются на три группы:

А) налоги, объектом налогообложения которых выступает выручка от реализации продукции;

Б) налоги, объектом налогообложения которых выступает прибыль;

В) налоги, объектом которых является фонд оплаты труда.

Задача налогового менеджмента, использовать возможности законодательства по минимизации налогов и не допустить штрафных санкций.

В практике налогового менеджмента существует множество вариантов уменьшения налогового давления: а) увеличение затрат производства; б) ускоренная амортизация; в) льготное налогообложение прироста капитала; вложение капитала в гособлигации; переход на фиксированные налоги; использование упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, уменьшение налогообложения фонда оплаты труда за счет перехода на кооперативные отношения со своими работниками и т. п.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить