Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Государственный бюджет, его сущность, функции, состав и основы формирования.

2. Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета.

3. Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета.

4. Принципы и формы бюджетного финансирования.

5. Бюджетный дефицит и его влияние на развитие экономики.

1. Государственный бюджет, его сущность, функции, состав и основы формирования.

В финансовой системе Украины государственный бюджет занимает ведущее место, он является наибольшим централизованным фондом денежных средств. Государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией и отображает финансовые отношения, возникающие при создании централизованного фонда денежных ресурсов страны и его использования на общегосударственные потребности.

Государственный бюджет, как экономическая категория, выражает финансовые отношения, связанные с созданием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов государства, предназначенных для выполнения его функций путем распределения и перераспределения ВВП.

Государственный бюджет, как фонд денежных средств, имеет специфические признаки:

Ø большие размеры;

Ø силу закона;

Ø в составе бюджета создаются бюджетные резервы, что способствует повышению его устойчивости.

На размер государственного бюджета влияют множество факторов, что предопределяет его ведущее место в финансовой системе страны:

1) в Государственном бюджете осуществляется концентрация основных государственных доходов – приблизительно 2/3 финансовых ресурсов государства;

2) за счет Государственного бюджета финансируются основные государственные расходы: капитальные вложения, формирование государственных материальных резервов, оборона, управление и т. п.;

3) с помощью Государственного бюджета осуществляется балансирование, упорядочение и выполнение других финансовых планов;

4) Государственный бюджет является основным источником финансирования внешнеэкономической деятельности государства;

5) Государственный бюджет выступает инструментом финансового контроля формирования и целевого использования денежных фондов в экономике государства;

6) Государственный бюджет – главный источник средств, необходимых для деятельности государства.

Для Государственного бюджета как главного финансового фонда страны характерны такие функции:

1) аккумулирующая функция – связана с концентрацией средств в центральном фонде государства с помощью доходов бюджета;

2) распределительная функция – реализуется через систему расходов, осуществляемых в интересах экономического и социального развития государства и удовлетворения потребностей населения;

3) контрольная функция – проявляется в выявлении и анализе отклонений фактических доходов и расходов бюджета от запланированных.

Государственный бюджет состоит из двух частей: а) общего фонда; б) специального фонда. Распределение бюджета на общий и специальный фонды определяется в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины».

Как правило, средства общего фонда и специального фонда используются на различные цели. Однако в Законе Украины «О государственном бюджете» устанавливаются возможности передачи средств из одного фонда в другой для реализации тех или иных целевых программ.

Общий фонд Государственного бюджета включает:

* все доходы бюджета, кроме тех, что предназначены для зачисления в специальный фонд;

* все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;

* финансирование общего фонда бюджета.

Специальный фонд Государственного бюджета включает:

* бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

* гранты или подарки (в стоимостном исчислении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретные цели;

* разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Бюджетное назначение – полномочия, предоставленные главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным Кодексом Украины, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» или решениями «О местном бюджете», что имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – полномочия, предоставленные распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетного назначения на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.

Бюджетное обязательство – любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, составление договора, приобретение товара, услуги или осуществление прочих аналогичных операций, в течение бюджетного периода, согласно которому необходимо осуществить платежи в пределах этого же периода или будущего периода.

Финансирование бюджета – поступления и расходования в связи с изменением объема долга, а также изменением остатков денежных средств бюджета, которые используются для покрытия разницы между доходами и расходами бюджета.

Принципы бюджетного финансирования:

1) предоставление средств с учетом объемов и сроков поступления прочих доходов;

2) проведение бюджетного финансирования лишь при условии выполнения учреждением своих производственных показателей;

3) предоставление средств по мере использования ранее выделенных средств;

4) предоставление средств при целевом использовании средств и выполнении режима экономии;

5) осуществление контроля экономного и целевого использования средств;

6) финансирование из бюджета проводится лишь в пределах наличных финансовых средств.

Типы бюджетов по принципу финансирования:

1. Экономический – наиболее распространенный и популярный бюджетный формат, в соответствии с которым внимание сосредотачивается на контроле и расходах, рассматривается как бюджет, ориентированный на осуществлении функции контроля.

2. Результативный – находится в процессе обновления своей популярности в мировом масштабе, приоритет предоставляется соотношению между ресурсами и заданиями.

3. Программно-целевой – бюджетный формат, ориентированный на соотношение между ресурсами и результативностью.

4. Бюджет с нулевой базой – бюджет, который дает возможность выбора решения и в котором сосредоточивается внимание на родственных заданиях, соотношении между ресурсами и альтернативными стратегиями.

В Украине в настоящее время используется программно-целевой метод (ПЦМ) бюджетного финансирования.

Основная идея программно-целевого метода состоит в том, чтобы сосредотачивать внимание не только на возможностях бюджета (наличных ресурсах), но также на эффективности его использования с целью получения конкретных результатов.

Бюджетная программа – систематический перечень мероприятий, направленных на достижение единой цели и заданий, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно возложенных на него функций.

Паспорт бюджетной программы – документ, определяющий стоимость бюджетной программы, законодательные основания для ее реализации, цели и задачи, направления деятельности, ответственных исполнителей, результативные показатели и прочие характеристики бюджетной программы, на основе которых осуществляется контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств и анализ использования бюджетной программы.

Преимущества программно-целевого метода формирования и использования бюджета определяются тем, что он направляется на выполнение поставленных целей и достижение конечных результатов, что создает основу для перспективной оценки бюджетных расходов. Он требует анализа последствий реализации программ и усиливает роль планирования при принятии бюджетных решений.

Однако, существуют и недостатки программно-целевого бюджетного метода: реальные действия в экономической, социальной и политической сферах могут существенно отличаться от предусмотренных, что снижает надежность плановых расчетов при составлении долгосрочного бюджета; сравнительный анализ расходов или негативные эффекты предусмотренных действий; не всегда можно осуществить количественный анализ результатов.

Государственные доходы охватывают ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. При этом аккумулированные государством финансовые ресурсы относятся к централизованным фондам, а те, что находятся в распоряжении государственных предприятий, к децентрализованным фондам. Доходы бюджета являются главными в составе централизованных государственных доходов.

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленных использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Таким образом, государственные расходы – это расходы централизованного фонда и децентрализованных фондов государственных средств. Расходы государственного бюджета – это расходы централизованного государственного фонда.

Доходы и расходы бюджета – объективные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное предназначение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворяют общегосударственные потребности.

2. Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета.

Доходы бюджета – экономическая категория, которая выражает экономические отношения, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления доходов бюджета служат разные виды платежей субъектов хозяйствования и населения в бюджет, а их материальным воплощением − денежные средства, которые можно мобилизовать в бюджет.

Характеризуя экономическую сущность категории «доходы бюджета», необходимо обратить внимание на то, что, бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости ВВП между разными участниками воспроизводительного процесса, а, с другой стороны, объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

Главный материальный источник доходов бюджета – валовой внутренний продукт страны.

К доходам бюджета относят те средства, которые поступают в распоряжении государства на бесплатной и безвозвратной основе в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством.

Состав бюджетных доходов, их структура органично связаны с объемами стоимости ВВП и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам.

1. В зависимости от методов мобилизации доходы бюджета подразделяются на: а) налоговые; б) неналоговые; в) доходы от операций с капиталом; г) официальные трансферты; д) целевые фонды.

Налоговые поступления – это обязательные, безвозвратные платежи органам государственного управления.

Неналоговые поступления – это все безвозвратные поступления, кроме доходов от продажи капитала, все поступления от штрафов и санкций, кроме штрафов за нарушение налогового законодательства, все добровольные, поступления из негосударственных источников.

Доходы от операций с капиталом – охватывают реализацию основного капитала, государственных запасов товаров, земли и нематериальных активов.

Официальные трансферты – это средства, полученные от прочих органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, прочих государств или международных организаций на бесплатной и безвозвратной основе.

Государственные целевые фонды – это фонды, созданные соответственно законам Украины, которые формируются за счет определенных законами Украины налогов, сборов с юридических и физических лиц.

2. В зависимости от государственного устройства страны различают: а) доходы центрального и местного бюджета (для унитарных государств); б) доходы федерального бюджета; б) бюджеты членов федерации; в) местные бюджеты.

3. В зависимости от уровня бюджетной системы доходы подразделяются: а) закрепленные; б) регулируемые.

4. В зависимости от источников поступления доходы подразделяются: а) поступающие от юридических лиц; б) поступающие от физических лиц.

5. В зависимости от видов налогов и сборов: а) прямые; б) непрямые.

6. В зависимости от гражданства плательщиков налогов: а) резиденты; б) нерезиденты.

7. В зависимости от назначения поступлений: а) целевые поступления; б) поступления общего назначения.

8. В зависимости от методов привлечения: а) налоги; б) сборы; в) обязательные платежи; г) прочие поступления.

9. В зависимости от частоты появления: а) обычные ( регулярно включаются); б) чрезвычайные (возникают как исключение).

10. В зависимости от способа зачисления: а) общий фонд; б) специальный фонд.

3. Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих отношений являются конкретные виды расходов. Расходы могут характеризоваться как с количественной, так и качественной стороны. Количественная сторона расходов дает возможность установить объемы и динамику бюджетных расходов. Качественная сторона позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов.

Расходы бюджета по странам мира имеют некоторое отличие, но в основном они направляются на финансирование общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития экономической и социальной инфраструктуры, содержания социальной сферы, государственного аппарата, судебной, правоохранительной систем, армии и т. п.).

Бюджетные ассигнования направляются в виде целевого финансирования, субсидий, кредитов, дотаций и т. п.

Система расходов Государственного бюджета определяется законодательными и нормативными актами – Бюджетным Кодексом Украины, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год, Бюджетной классификацией и прочими нормативными актами органов власти.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджета подразделяются на текущие и расходы развития. Их группировка устанавливается по экономической классификации расходов бюджета.

К текущим расходам бюджета относятся расходы, которые обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и организаций, предоставление государством межбюджетных трансфертов другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее функционирование.

Расходы развития или капитальные расходы – это расходы, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, в частности, финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки экономики; средства, которые предоставляются в виде бюджетных займов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создаются или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства или органов местного самоуправления; субвенции на прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

В зависимости от распределения функций между государством и органами местного самоуправления расходы подразделяются на расходы по финансированию государственных полномочий и финансирование собственных полномочий.

Расходы, осуществляемые из Государственного бюджета Украины:

1) государственное управление: а) законодательная власть; б) исполнительная власть; в) Президент Украины;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и содействие научно-техническому прогрессу государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения;

5) национальная оборона;

6) правоохранная деятельность и обеспечение безопасности государства;

7) образование: а) общее среднее образование; б) профессионально-техническое образование; в) высшее образование; г) последипломное образование; д) дошкольное и внешкольное образование; е) прочие виды образования;

8) охрана здоровья: а) первичная медико-санитарная, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь; б) специализированная, высокоспециализированная и стационарная помощь; в) санаторно-реабилитационная помощь; г) санитарно-эпидемиологическое наблюдение; д) прочие программы в сфере медицины;

9) социальная защита и социальное обеспечение: а) государственные специальные пенсионные программы; б) государственные программы социальной помощи; в) государственная поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов; г) государственные программы и мероприятия помощи детям, молодежи, женщинам; д) государственная поддержка молодежных общественных организаций; е) государственные программы поддержки строительства жилья для отдельных категорий граждан.

10) культура и искусство: а) государственные культурно-образовательные программы; б) государственные театрально-зрелищные программы; в) государственная поддержка общественных организаций культуры и искусства, имеющих статус национальных; г) государственные программы развития кинематографа; д) государственное архивное дело;

11) государственные программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агентств;

12) физическая культура и спорт: а) государственные программы подготовки резерва и состава национальных команд и обеспечение их участия в соревнованиях государственного и мирового уровня; б) государственные программы, связанные с инвалидным спортом и реабилитацией инвалидов;

13) государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15) государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики;

16) государственные инвестиционные проекты;

17) государственные программы ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

18) создание и пополнение государственных запасов и резервов;

19) обслуживание государственного долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) прочие программы, имеющие государственное значение.

4. Принципы и формы бюджетного финансирования

Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на следующих принципах:

1) получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов, что предусматривает нормирование соответствующих затрат, а также минимизацию государственных расходов относительно полученного результата;

2) целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется соответственно их целевому назначению в утвержденном бюджете;

3) объединение собственных, кредитных и бюджетных источников;

4) предоставление бюджетных средств с учетом выполнения производственных и прочих показателей деятельности и с учетом фактического использования ранее предоставленных ресурсов;

5) безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в таких формах:

Ø сметное финансирование отдельных бюджетных программ;

Ø трансфертов населению;

Ø бюджетных кредитов юридическим лицам;

Ø субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

Ø бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или создаваемых предприятий;

Ø бюджетные займы государственным целевым фондам;

Ø межбюджетные трансферты;

Ø кредиты иностранным государствам.

5. Бюджетный дефицит и его влияние на развитие экономики

В зависимости от соотношения между доходной и расходной частями бюджета определяется: а) дефицит бюджета; б) профицит бюджета; в) сбалансированный бюджет.

При превышении расходов над доходами формируется дефицитный бюджет. При превышении доходов над расходами – формируется профицитный бюджет. Сбалансированный бюджет может быть при равенстве доходной и расходной частей бюджета.

Постоянный дефицит бюджета – существующий длительное время.

Временный дефицит – возникает при кассовых разрывах в выполнении бюджета.

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый дефицит.

Открытый бюджетный дефицит – это официально признанный дефицит в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год.

Скрытый бюджетный дефицит возникает в результате завышения объемов плановых доходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита.

Активный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств в инвестирование экономики, что способствует росту ВВП.

Пассивный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов (социальные трансферты, выплата заработной платы в бюджетной сфере и т. п.).

Основной причиной возникновения бюджетного дефицита является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

В Украине практически постоянный бюджетный дефицит. Его формирование обусловлено:

Ø резким снижением производства;

Ø значительными расходами бюджета и нерациональной его структурой;

Ø наличием значительного теневого сектора;

Ø несовершенством законодательства и частыми его изменениями.

Дефицит бюджета по международным оценкам не должен превышать 3-5% ВВП.

Финансирование дефицита бюджета рассчитывается по формуле:

Финансирование дефицита бюджета = Заимствования − Погашение долга + Изменение остатков.

Между дефицитом бюджета и его финансированием существует равновесие:

Дефицит = Расходы – Доходы = Финансирование дефицита.

С целью снижения дефицита бюджета применяют ряд мероприятий, которые направлены на увеличение доходной части бюджета и сокращения расходной части бюджета.

С целью сокращения бюджетных расходов в пропорциональном объеме применяется метод секвестра. С помощью секвестра достигается пропорциональное сокращение всех статей бюджета, кроме защищенных статей (обычно это статьи, имеющие социальное значение). Защищенные статьи Государственного бюджета определяются Верховной Радой Украины.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить