Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Экономическая природа и функции бюджета.

2. Бюджетная классификация, ее структура и назначение.

3. Бюджетная система Украины и принципы ее построения.

4. Бюджетный процесс, его стадии и принципы.

5. Межбюджетные отношения и их регулирование.

1. Экономическая природа и функции бюджета.

Финансовые отношения, которые возникают у государства с физическими и юридическими лицами, принято называть бюджетными.

Бюджетные отношения имеют некоторую специфику, которая сводится к следующему:

1) возникают в процессе перераспределения стоимости ВВП, одним из участников которых является государство;

2) связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения имеют объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная часть ВВП, которая необходима для потребностей расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей населения, решения других общегосударственных целей и задач.

Бюджетные отношения – это часть экономических отношений общественного хозяйства, которые объективно существуют и обеспечивают материально-денежную основу для осуществления государством своих функций.

В историческом плане бюджетные отношения стали складываться еще в самом начале становления института государственности.

В основе бюджетных отношений положена фундаментальная и объективно существующая экономическая категория «бюджет».

Бюджет государства является достаточно сложной и многогранной экономической категорией. Рассматривая понятие «бюджет», следует раскрыть следующие наиболее важные его характеристики:

o бюджет как экономическая категория;

o бюджет как правовая категория;

o бюджет по форме функционирования;

o бюджет по своему материальному представлению.

Бюджет является самостоятельной экономической категорией. Являясь частью финансов, он характеризуется теми самыми признаками, которые характерны для финансов в целом. В то же время бюджет имеет свои особенности, которые отличают его от других сфер и звеньев финансовой системы государства. К этим особенностям можно отнести:

1) бюджет является особенной экономической формой перераспределительных отношений, обеспечивающей выделение части ВВП для концентрации в руках государства с целью использования для удовлетворения потребностей всего общества, отдельных регионов и внутрирегиональных административно-территориальных формирований;

2) с помощью бюджета осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта, между отдельными регионами, видами экономической деятельности, сферами хозяйствования, а иногда и субъектами предпринимательства;

3) пропорции бюджетного распределения стоимости ВВП в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4) сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено той ролью и значением, которую играет бюджет в системе финансов страны в целом.

На основе всего сказанного, можно сделать вывод о специфическом общественном назначении бюджета – обеспечивать распределение и перераспределение стоимости ВВП между всеми основными экономическими субъектами социально-экономической системы государства с целью повышения благосостояния каждого члена общества.

Как экономическая категория бюджет представляет собой экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу распределения и перераспределения ВВП с целью формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для обеспечения выполнения государством своих функций.

Централизация части ВВП в бюджете выступает платой общества за существование института государства, выполнения им своих функций. Кроме того, государство выступает собственником средств производства в государственном секторе, осуществляет предпринимательскую деятельность и соответственно является одним из субъектов создания и распределения ВВП. Как показывает мировой опыт, роль государства в распределительных процессах с развитием рыночных отношений должна возрастать, и бюджет в этом аспекте является наилучшим средством для осуществления перераспределения финансовых ресурсов, а иногда и национального богатства в целом.

Как экономическая категория, бюджет имеет определенные специфические признаки:

Ø исторический характер возникновения;

Ø плановый характер формирования;

Ø законодательный характер выполнения;

Ø временность действия.

Сущность бюджета как экономической категории находит свое воплощение в действиях следующих основных функций:

1) распределительной функции;

2) контрольной функции.

Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использования с целью удовлетворения общественных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Бюджет в основном отражает вторичное распределение, т. е. перераспределение основных элементов вновь созданной стоимости (V и M).

Контрольная функция дает возможность установить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражающихся в соответствующих показателях бюджетных поступлений и бюджетных расходах.

Бюджет как правовая категория связан с финансовым правом. Он предполагает свое обязательное правовое установление и регулирование. Бюджет выступает правовым документом, определяемым на основе законов конкретной страны. Законодательная основа бюджета позволяет обеспечить не только четкие параметры бюджетного фонда, источники его формирования и направления использования, но и весь механизм регулирования всех бюджетных процедур, начиная от государственного бюджета и заканчивая бюджетом маленького поселка или села. При этом государственный бюджет страны, как правило, утверждается законом о государственном бюджете, действие которого осуществляется в течение всего финансового года. В нашей стране финансовый или бюджетный год равен календарному году.

Бюджет по форме функционирования представляет собой финансовый план, который играет очень важную роль в деятельности государства. Он направляет финансовую деятельность государства, определяет финансовые возможности и приоритеты.

Бюджет по материальному содержанию – это фонд финансовых (денежных) ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти определенного уровня и предназначен для исполнения возложенных на них функций, предусмотренных Конституцией.

Бюджет как централизованный денежный фонд находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства, и осуществляется финансирование расходов. В связи с этим необходима четкая система управления бюджетом, которая реализуется через бюджетный механизм, который формируется государством.

Бюджетный механизм – это совокупность конкретных форм бюджетных отношений, методов мобилизации и расходования бюджетных средств. Через бюджетный механизм государство регулирует экономику, стимулирует производственные и социальные процессы.

К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относят:

1) налоги, которые влияют на развитие производства товаров, спрос на них и их предложение;

2) бюджетное финансирование общегосударственных программ, которые обеспечивают расширенное производство и совершенствование его структуры, развитие социальной сферы, социальную защиту граждан и т. п.;

3) финансовую поддержку отдельных видов экономической деятельности и предприятий для выравнивания экономических условий их функционирования или ускоренного развития (через субвенции, льготные беспроцентные кредиты, и т. п.);

4) создание за счет бюджетных средств специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

Бюджетная политика – совокупность мероприятий государства по организации и выполнению бюджетных программ, основанных на формировании и использовании фондов бюджетных ресурсов для обеспечения поступательного развития всего общества.

Основой бюджетной политики государства выступают: «Основные направления бюджетной политики государства на очередной бюджетный период», которые являются фундаментом для формирования Закона Украины «О государственном бюджете». Этот документ разрабатывается Министерством финансов Украины.

Проект «Основных направлений бюджетной политики» должен содержать предложения Кабинета министров Украины по следующим направлениям:

1) предельные размеры дефицита (профицита) Государственного бюджета в процентах к прогнозируемому годовому объему ВВП;

2) доля прогнозируемого годового объема ВВП, который перераспределяется через сводный бюджет страны;

3) предельный объем государственного долга и его структуры;

4) удельный вес объема межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета и коэффициенты выравнивания для местных бюджетов;

5) удельный вес капитальных вложений в расходах Государственного бюджета и приоритетные направления их использования;

6) взаимоотношения Государственного бюджета с местными бюджетами в будущем бюджетном периоде;

7) изменения в законодательстве, принятие которого является необходимым для реализации бюджетной политики государства;

8) список главных распорядителей средств Государственного бюджета;

9) перечень защищенных статей расходов бюджета;

10) обоснование необходимости подразделения бюджета на общий и специальный фонды.

Проект «Основных направлений бюджетной политики» обсуждается на пленарном заседании Верховной Рады не позже 1 июня текущего года. Его утверждение дает старт разработке проекта закона о «Государственном бюджете Украины» и формирования бюджетного механизма на будущий бюджетный год.

2. Бюджетная классификация, ее структура и назначение

При формировании и использовании бюджетов, осуществлении и контроля за целевым направлением бюджетных средств особое значение имеет бюджетная классификация, которая является теоретико-методологическим документом, который отражает порядок формирования и использования бюджета.

Бюджетная классификация – целостное систематизированное, функциональное группирование доходов и расходов бюджета по однородным признакам, что обеспечивает общегосударственную и международную сравнимость бюджетных данных.

Страны, которые вступают на рыночный путь развития, стремятся привести свою бюджетную классификацию в соответствии с международной практикой. В связи с этим Международный валютный фонд предложил этим странам использовать такую классификацию, которая бы включала следующие разделы:

1) Классификацию доходов и полученных официальных трансфертов;

2) Классификация расходов и кредитование за исключением погашения;

3) Классификация финансирования государственного дефицита;

4) Классификация государственного долга.

В состав классификации доходов и полученных официальных трансфертов обычно должно включаться:

Ø общие доходы и полученные официальные трансферты;

Ø общие доходы;

Ø текущие доходы;

Ø налоговые поступления;

Ø неналоговые поступления;

Ø доходы от операций с капиталом;

Ø полученные официальные трансферты.

Классификация расходов и кредитов за исключением погашения проводится по двум основным признакам:

Ø назначением или функцией, для выполнения которой осуществлены расходы;

Ø экономической характеристикой операции, при проведении которых осуществляются эти затраты.

Классификация финансирования бюджетного дефицита включает две классификации:

Ø финансирование в зависимости от типа кредитора;

Ø финансирование в зависимости от типа долгового обязательства.

Классификация государственного долга проводится по таким признакам:

Ø по типу держателя долговых обязательств, что предполагает подраздел общей суммы долга на внутренний и внешний долг;

Ø по типу держателей внутреннего долга – физические или юридические лица;

Ø по типу держателей внешнего долга – иностранные государства, юридические лица, физические лица, международные финансовые институты.

Бюджетная классификация, которая применяется в Украине, базируется на основных положениях Бюджетного Кодекса.

Бюджетная классификация – единое систематизированное группирование доходов, расходов и финансирование бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и прочих признаков соответственно законодательству Украины и международных стандартов.

Бюджетная классификация Украины является единой для всех бюджетов, которые включаются в бюджетную систему страны. Она имеет большое организационное значение:

* приводит каждый бюджет к единому виду;

* создает условия для объединения всех видов бюджета в сводный бюджет государства;

* облегчает рассмотрение бюджетов и их экономический анализ;

* упрощает контроль исполнения бюджета, своевременность и полноту аккумуляции средств, использования их по целевому назначению;

* обеспечивает возможность синтетического и аналитического учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях и организациях.

На основе бюджетной классификации составляется отчетность о выполнении бюджета Украины. Классификация помогает придерживаться финансовой дисциплины, экономно расходовать средства, осуществлять контроль выполнения программ социально-экономического развития государства.

Бюджетная классификация имеет юридическое значение:

* отражает правовую основу организации составления бюджета;

* осуществляет юридическое закрепление устройства и компетенции органов власти и управления;

* отражает законодательные акты и правила, которые регулируют бюджетный процесс.

Устройство бюджетной классификации базируется на общих сущностных классификационных признаках явлений по доходам и расходам бюджета, которые систематизированы по группам, имеющим постоянные номера.

С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.

Приказом Министерства финансов Украины № 604 от 27 декабря 2001 года «О бюджетной классификации и ее утверждении» в исполнение статьи 8 Бюджетного кодекса Украины в нашей стране утверждена новая бюджетная классификация, которая включает такие составные части:

I – классификация доходов бюджета;

II – классификация расходов бюджета;

III – классификация финансирования бюджета;

IV – классификация долга.

При рассмотрении составных частей бюджетной классификации следует различать такие понятия, как «расходы бюджета» и «затраты бюджета», так как они не являются тождественными.

Затраты бюджета – это сумма расходов бюджета, средства на кредитование и средства на погашения основной суммы долга.

Расходы бюджета – это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга, предоставления кредитов из бюджета и возвращение переплаченных в бюджет сумм.

В связи с внедрением программно-целевого метода формирования бюджета возникла необходимость в разработке новой классификации расходов бюджета – программной бюджетной классификации.

Эта классификация в настоящее время является основной для составления и утверждения бюджета. Она внедрена в Украине с 2002 года. В соответствии с требованиями части третьей статьи 38 Бюджетного кодекса Украины программная классификация расходов государственного бюджета ежегодно определяется в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины». А функциональная классификация, по которой раньше формировались расходы бюджета, служат для аналитических целей и сравнимости бюджета Украины с бюджетами других стран. Объединение программной и функциональной классификации является очень важной задачей. Функциональная классификация обобщает все программы соответственно функций государства по направлениям деятельности.

Программная классификация используется для планирования расходов бюджета по соответствующим программам.

3. Бюджетная система Украины и принципы ее построения.

Что же такое бюджетная система?

Бюджетная система государства – это совокупность разных видов бюджетов, построенных с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.

Становление бюджетной системы Украины осуществлялось в процессе эволюции общественно-экономических отношений. В настоящее время можно выделить следующие этапы становления бюджетной системы Украины.

Этап 1. Относится к тому времени, когда запорожские казаки формировали свою общевойсковую казну, в которую поступали доходы от промыслов, скотоводства, рыболовства, охоты, а также за счет военной добычи. Расходы осуществлялись на войсковое снаряжение, строительство монастырей и т. п.

Этап 2. Относится к тем временам, когда земли украинцев вошли в состав Российского государства. После объединения Украины и России около 50 лет Украина сохраняла некоторые элементы свободы, в т. ч. и самостоятельность в области финансов. Затем бюджетная система была полностью единой в составе Российского государства вплоть до ликвидации Российской империи. В период 1918-1922 гг. Украинская Центральная Рада на протяжении 14 месяцев пыталась подчинить себе бюджетный процесс, но это ей не удалось.

Этап 3. Характеризуется становлением советской системы бюджетного процесса. Украина в составе СССР имела единую со всеми республиками страны бюджетную систему, которая функционировала на основе общих принципов и выполняла ту роль, которую определяли для республиканского бюджета.

Этап 4. Он связан с формированием Украины как независимого самостоятельного государства. В 1992 г. Украина впервые составила Государственный бюджет как независимое государство. Через этот бюджет распределялось более 70% финансовых ресурсов страны и 60% ВВП.

В 1990 году был принят Закон «О бюджетной системе Украинской ССР» (от 05.12.1990 г.). В соответствии с этим законом государственный бюджет состоит из двух самостоятельных звеньев – общегосударственного бюджета и местных бюджетов.

В 1995 г. Верховная Рада приняла новую редакцию Закона «О бюджетной системе Украины» (29.06.1995 г.).

В 1996 г. Конституцией Украины были закреплены основные принципы построения бюджетной системы Украины, определены новые принципы построения межбюджетных отношений, установлено право территориальных общин самостоятельно утверждать бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролировать их выполнение, устанавливать местные налоги и сборы на основе действующего налогового законодательства.

В 1997 г. Принят Закон Украины «О местном самоуправлении» (27.05.1997 г.), который расширил основные положения Конституции по организации бюджетной системы и межбюджетных взаимоотношений в Украине.

В 2001 году был принят Бюджетный кодекс страны (21.06.2001 г), на основе которого осуществляются все бюджетные процедуры в государстве.

Структура бюджетной системы, принципы ее построения и организация функционирования определяются бюджетным устройством, которое базируется на административно-территориальном делении государства.

В унитарных государствах существует двухуровневая бюджетная система, которая включает государственный и местный бюджеты. В государствах с федеративным или конфедеративным устройством, как правило, бюджетная система имеет три и больше уровней – федеральный уровень, уровень регионов (штатов, земель и т. п.) и местный уровень.

В Украине используется двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местный уровни.

Состав бюджетной системы Украины имеет такой вид:

Государственный бюджет ---- Местные бюджеты (бюджет АР Крым, бюджеты областей, бюджеты районов, бюджеты районов в городах); Бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных общин сел, бюджеты территориальных общин селений, бюджеты территориальных общин городов).

С целью всестороннего анализа и прогнозирования экономического и социального развития страны составляется Сводный бюджет Украины, который включает показатели государственного бюджета Украины и сводных бюджетов АР Крым, областей страны, городов Киева и Севастополя.

Состав сводного бюджета страны имеет следующее содержание:

1. Государственный бюджет Украины.

2. Сводный бюджет АР Крым: а) бюджет АР Крым; б) сводный бюджет районов и городов республиканского значения.

3. Сводные бюджеты областей и городов Киева и Севастополя: а) областной бюджет; б) сводные бюджеты районов; в) сводные бюджеты городов областного значения; г) городской бюджет; д) бюджеты районов в городах; е) районные бюджеты; ж) бюджеты городов районного значения; з) поселковые бюджеты; и) сельские бюджеты.

Основные принципы бюджетной системы отражены в Бюджетном кодексе страны. К этим принципам относятся:

1. Единства. Обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджетов, единым ведением бухгалтерского учета и отчетности.

2. Сбалансированности. Полномочия на осуществления затрат бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет за определенный бюджетный период.

3. Самостоятельности. Государственный бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств соответственно законодательству Украины, правом Верховной Рады АР Крым и соответствующих рад самостоятельно и независимо одной от другой рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты.

4. Полноты. В состав бюджетов включаются все поступления в бюджеты и затраты бюджетов, осуществляемые соответственно нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления.

5. Обоснованности. Бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и затрат бюджета, которые осуществляются соответственно утвержденных методик и правил.

6. Эффективности. При составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достичь запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании установленного бюджетом объема средств.

7. Субсидиарности. Распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен базироваться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

8. Целевого использования бюджетных средств. Бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями.

9. Справедливости и беспристрастности. Бюджетная система Украины строится на основах справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами.

10. Публичности и прозрачности. Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчетам об их выполнении принимаются Верховною Радою Украины, Верховною Радой АР Крым и соответствующими радами местных органов самоуправления.

11. Ответственности участников бюджетного процесса. Каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждом этапе бюджетного процесса.

Реализация выделенных принципов построения бюджетной системы находит свое проявление в бюджетном процессе.

4. Бюджетный процесс, его стадии и принципы.

Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и выполнению бюджета.

Бюджетный кодекс Украины определяет четыре стадии бюджетного процесса:

1) Составление проектов бюджета;

2) Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах;

3) Выполнение бюджета, в т. ч. в случае необходимости внесение изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;

4) Подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятие решения по нему.

Участниками бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета, Счетная палата, Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, Государственное казначейство, Распорядители бюджетных средств, Национальный банк Украины, Государственные органы местного самоуправления.

Полномочия каждого участника бюджетного процесса четко определены Конституцией Украины и Бюджетным кодексом. Самостоятельно рассмотреть полномочия каждого участника бюджетного процесса.

Основными задачами бюджетного процесса является помощь субъектам, которые принимают участие в бюджетном процессе:

v определить общие цели для принятия решений;

v разработать подходы для достижения целей;

v разработать бюджет, который согласовывается с подходами для достижения целей; необходимо подготовить и утвердить финансовый план и бюджет, которые ведут к достижению целей, принимая во внимание ограниченность наличных ресурсов;

v оценивать эффективность и корректировать ее; программу и финансовую эффективность необходимо постоянно оценивать и корректировать, чтобы стимулировать приближение к цели.

Также следует сказать, что стадийность бюджетного процесса может быть расширенной и углубленной. Поэтому бюджетный процесс предусматривает, что при его реализации необходимо:

* оценить потребности, приоритеты, осложнения и финансовые возможности общины;

* определить возможности и осложнения относительно услуг, основных фондов и управления;

* разработать и распространить общие цели;

* утвердить финансовую политику;

* разработать программную, оперативную и инвестиционную политику и планы;

* разработать программу и услуги, которые согласуются с политикой и планами;

* разработать управленческие стратегии;

* разработать бюджет, который согласовывается с подходами по достижению целей;

* разработать процесс подготовки и утверждения бюджета;

* разработать и оценить финансовые варианты;

* принять варианты, необходимые для утверждения бюджета;

* оценить эффективность и разработать поправки;

* наблюдать, измерять и оценивать эффективность;

* вносить необходимые изменения и коррективы.

С понятием бюджетного процесса тесно связано понятие бюджетного цикла.

Бюджетный цикл – это подготовка бюджетных запросов, утверждение бюджетных запросов представительным органом, исполнение бюджета и отчетность о фактических бюджетных операциях.

Проект Основных направлений бюджетной политики на очередной бюджетный период базируется на основных макропоказателях экономического и социального развития Украины. Он также учитывает результаты анализа выполнения бюджета в текущем периоде, приоритетов и программ правительствами. Верховная Рада Украины или одобряет, или принимает к сведенью представленный документ.

Бюджетный кодекс четко определяет время принятия соответствующих решений. Для этого составляется бюджетный календарь (табл.).

На основе бюджетного календаря, для представления предложений в проект Государственного бюджета Министерство финансов разрабатывает и доводит главным распорядителям бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос – это документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств. Он содержит предложения с соответствующими обоснованиями по объему бюджетных средств, необходимых для деятельности распорядителей на плановый бюджетный период.

Распорядители бюджетных средств – это бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

Средства бюджета, которые получают физические или юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения, предоставляются только через распорядителей бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – орган, учреждение или организация, определенная Конституцией Украины, а также учреждение или организация, созданная в установленном порядке органами государственной или местной власти, которая полностью содержится за счет соответствующего государственного или местного бюджетов. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Таблица Бюджетный календарь

Месяц

Мероприятие

Этапы проведения

Январь

 

Утверждение росписи Государственного бюджета Украины

Февраль

 

Определение перечня статистических показателей, необходимых для расчетов межбюджетных трансфертов

Март

 

Сбор статистической информации для определения корректирующих коэффициентов и расчета межбюджетных трансфертов.

Апрель

Разработка предложений проекта Государственного бюджета Украины

До 1 апреля НБУ подает в Верховную Раду Украины и КМУ проект основных положений денежно-кредитной политики и проект сметы НБУ

Май

Ø Не позднее 1 мая представить годовой отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины за прошлый год

Ø Рассмотрение ВР отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины за прошлый год

Ø Рассмотрение основных макропоказателей экономического и социального развития Украины

Ø Анализ исполнения бюджета в текущем бюджетном году

Ø Оценка объемов финансирования бюджета

Ø Составление предложений по проекту государственного бюджета Украины

Ø Не позднее, чем за 4 дня до начала слушаний в парламенте вопросов бюджетной политики, КМУ представляет в ВР проект Основных направлений бюджетной политики на очередной бюджетный период

Июнь

Определение основных направлений бюджетной политики

Ø Не позднее 1 июня проходят парламентские слушания по вопросам бюджетной политики

Ø Одобрение основных направлений бюджетной политики на очередной бюджетный период

Июль

Составление проекта бюджета Украины

Ø Инструкции по подготовке бюджетных запросов

Ø Разработка бюджетных запросов

Ø Анализ бюджетных запросов

Ø Включение бюджетного запроса в предложения проекта Государственного бюджета Украины

Август

Ø Представление проекта закона о Государственном бюджете Украины КМУ

Ø Обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений;

Ø Не позднее 15 августа представить законы, которые влияют на формирование доходной и расходной части бюджетов

Сентябрь

Рассмотрение проекта бюджета

Ø Одобрение проекта закона КМУ

Ø Не позднее 15 сентября представление проекта закона с соответствующими материалами ВРУ

Ø Не позднее 22 сентября опубликование проекта закона в газете «Урядовий курьер»

Ø Не позднее 20 сентября представление проекта закона на пленарном заседании ВРУ

Октябрь

Рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины

Ø Не позднее 1 октября рассмотрение проекта закона в комитетах, депутатских фракциях и группах ВРУ и представление предложений в Комитет по вопросам бюджета

Ø Не позднее 15 октября рассмотрение Комитетом по вопросам бюджета совместно с полномочными представителями КМУ предложений по проекту закона и подготовка выводов и предложений к нему

Ø Рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении

Ø Подготовка проекта бюджета ко второму чтению

Ноябрь

Ø Не позднее 3 ноября КМУ представляет доработанный проект закона соответственно бюджетных выводов и сравнительную таблицу

Ø 3-6 ноября Комитет по вопросам бюджета готовит выводы по рассмотрению проекта закона ко второму чтению

Ø Не позднее 20 ноября принятие проекта закона во втором чтении

Ø Не позднее 25 ноября внесение проекта закона на рассмотрение в третьем чтении

Ø Принятие проекта закона в третьем чтении

Декабрь

Ø До 1 декабря принятие закона о Государственном бюджете Украины

Ø Формирование местных бюджетов.

Бюджетное регулирование – это ежегодное перераспределение общегосударственных централизованных финансовых ресурсов между разными звеньями бюджетной системы с целью сбалансирования бюджетов на таком уровне, который позволил бы местными органам власти исполнять их функций.

Основными методами бюджетного регулирования являются:

1. Дотации (лат. − дар) – это определенная сумма денежных средств, которая выделяется на безвозвратной основе из бюджета высшего уровня бюджету нижнего уровня с целью покрытия бюджетного дефицита.

2. Субвенция – это сумма денежных средств, которая выделяется из бюджета высшего уровня бюджету нижнего уровня и имеет целевое назначение для осуществления совместного финансирования определенного мероприятия и подлежит возвращению в случае нарушения ее целевого назначения.

3. Субсидия (лат. − помощь, поддержка) – сумма денежных средств, которая выделяется из бюджета высшего уровня бюджету нижнего уровня, имеет целевое назначение, подлежит возвращению в случае нарушения целевого назначения.

Отличие субвенции и субсидии состоит в том, что субвенция предусматривает непременное выделение средств на совместное финансирование из бюджета нижнего уровня наряду с суммой субвенции.

5. Межбюджетные отношения и их регулирование.

Межбюджетные отношения – это отношения между государством, АР Крым и местными органами власти по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

Взаимоотношения между разными уровнями бюджетов подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные межбюджетные отношения осуществляются между бюджетами разных уровней.

Горизонтальные межбюджетные отношения – это отношения между бюджетами равного уровня.

В Украине осуществляются межбюджетные отношения только вертикальные. Хотя опыт ряда стран с рыночной экономикой показывает, что горизонтальные отношения имеет также право на использование, особенно внутри региона или между регионами в случае необходимости финансовой поддержки одного региона финансовыми ресурсами другого региона. Например, Донецкая область может поддержать финансами Луганскую область, или АР Крым может поддержать Херсонскую область в случае, когда возникают чрезвычайные ситуации в экономике или социальной сфере.

Механизм регулирования межбюджетных отношений базируется на использовании финансовых нормативов бюджетной обеспеченности.

Финансовый норматив бюджетной обеспеченности рассчитывается путем деления общего объема финансовых ресурсов, направляемого на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг. Полученный показатель корректируется коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости:

1) количества населения или потребителей социальных услуг;

2) социально-экономических, демографических, климатических, экологических и прочих особенностей административно-территориальных единиц.

Корректировочные коэффициенты утверждаются КМУ.

Если прогнозируемые доходы соответствующего бюджета будут недостаточными для финансирования расчетного объема расходов, то такому бюджету предусматривается межбюджетные трансферты.

Существуют такие виды межбюджетных трансфертов:

1) дотации выравнивания;

2) субвенция;

3) средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты с других местных бюджетов;

4) прочие дотации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить