Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Сущность и назначение государственных финансов.

2. Основные элементы финансового хозяйства государства.

3. Сущность финансовых ресурсов государства, их состав.

4. Государственные доходы, их состав и методы мобилизации.

5. Государственные расходы, их направления и виды. Состав и структура государственных расходов.

1. Сущность и назначение государственных финансов.

Государственные финансы являются самостоятельной и очень важной сферой финансовой системы. Благодаря государственным финансам получают развитие многие другие сферы финансовой системы, в т. ч. и такие сферы как финансы предпринимательских структур и финансы домашних хозяйств. Фактически государственные финансы объединяют все сферы финансовой системы, делают их взаимосвязанными между собой более прочными финансово-экономическими и политическими связями.

Государственные финансы осуществляют постоянное воздействие на социально-экономическое развитие страны. От их уровня и эффективности функционирования зависят результативность экономики и успехи государства в социальной политике.

По своей экономической сущности государственные финансы – это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.

Государственные финансы по своей экономической сути имеют объективно-субъективный характер. Объективная сторона государственных финансов обусловлена тем, что они возникли исторически как необходимое условие существования государства и развиваются параллельно формированию и развитию самого государства. Субъективная сторона государственных финансов обусловлена действием различных политических сил, которые находятся при власти и стремятся обеспечить свои экономические интересы.

С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта страны, который является главным объектом финансовых отношений.

Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является само государство, с другой стороны – население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как одна из ведущих сфер финансовой системы, по данным за 2006 г., опосредуют около 65% всех финансовых ресурсов (в 2000-2001 гг. их доля составляла около 80%) и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.

Сегодня мы можем считать, что государственные финансы – это:

Ø центральная сфера финансовой системы страны, благодаря которой осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие страны;

Ø совокупность экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением ВВП с целью создания денежных фондов, необходимых для выполнения государством свойственных ему функций;

Ø совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.

Поэтому, государственные финансы можно рассматривать как совокупность финансовых ресурсов, сосредоточенных в руках государства и предназначенных для обеспечения выполнения присущих ему функций, а также совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.

Финансовые средства государства используются для решения задач, которые полностью или частично финансируются без использования рыночного механизма.

В сферу государственных финансов включаются такие звенья:

1. Сводный бюджет Украины, который состоит из государственного бюджета и местного бюджета.

2. Централизованные денежные фонды целевого назначения, куда включаются: Пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Фонд обеспечения занятости населения и другие целевые фонды.

3. Финансы государственного сектора экономики (государственные и коммунальные предприятия, организации и учреждения, функционирующие на коммерческих и некоммерческих началах).

4. Государственный кредит.

5. Резервные и страховые фонды.

Кроме того, государственные финансы базируются на определенных правовых основах и финансовом аппарате управления государственными финансами.

По уровню функционирования государственные финансы подразделяются на: а) общегосударственные; б) местные.

Общегосударственные финансы предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы государства в целом. Они, с одной стороны, формируют финансовую базу высших органов государственной власти и управления, а с другой стороны, выступают в их руках инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. За счет общегосударственных финансов осуществляется территориальное перераспределение ВВП с целью сбалансированного развития отдельных регионов. С их помощью осуществляется также структурная политика, которая должна обеспечить оптимальное отраслевое развитие страны.

Местные финансы выступают финансовой базой местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах, их внутреннее территориальное перераспределение. Основное назначение местных финансов – обеспечение относительной финансовой независимости и автономности региональных административных формирований (областей, районов) и поселений.

Таблица Уровни и звенья государственных финансов

Уровни

Звенья

Бюджетная система

Централизованные денежные фонды целевого назначения

Государственный кредит

Страхование

Финансы государственного сектора экономики

Общегосударст-венные финансы

Государственный бюджет

Общегосударственные фонды

Государственные займы

Обязательное государственное страхование

Финансы субъектов хозяйствования общегосударственного сектора

Местные финансы

Местный бюджет

Региональные фонды

Местные займы

Негосударственные виды страхования на местах

Финансы субъектов хозяйствования муниципального сектора

Главное назначение государственных финансов – способствовать за счет разнообразных финансовых институтов успешному экономическому и социальному развитию государства, обеспечению прав и свобод человека. Это можно достичь с помощью системы методов и форм мобилизации финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и использования их на цели развития экономики, обеспечения социальных гарантий населению, содержания армии, органов всей звеньев власти.

Государственные финансы реализуют свое главное предназначение через систему функций, которые присущи государству как основному экономическому субъекту социально-экономической и политической системы.

Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы Р. А. Масгрейвом в работе «Теория и практика государственных финансов» (1978 г.). Таких функций он выделил три:

Ø предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, т. е. – происходит распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция);

Ø корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция);

Ø поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).

Государство может влиять на распределение ограниченных экономических ресурсов с помощью таких способов:

* обоснование и осуществление права собственности;

* прямые административные распоряжения с соответствующими штрафными санкциями за их нарушение (например, строительные нормы, определение максимально допустимого уровня загрязнения природной среды, административные меры в сфере рынка труда и внешней торговли);

* прямое предоставление государственных определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов;

* использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением;

* формирование налоговой системы с учетом экономической и структурной политики, льгот для определенных форм получения и использования дохода;

* государственные субсидии предприятиям, удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по цене, ниже чем затраты;

* частичное принятие государством предпринимательского риска путем предоставления гарантий по тем видам деятельности, где имеются интересы общества с позиции экономического роста и структурной политики.

Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий по предоставлению государственной помощи незащищенным группам населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы такие инструменты:

* налоги как инструмент перераспределения;

* прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в затратах;

* предоставление разных видов денежной помощи, стипендий, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

* непрямые трансферты (дотации государства) системе социального страхования;

* субсидии производителям определенных благ для поддержки низкого уровня цен;

* административное регулирование минимальной заработной платы, введения обязательного социального страхования.

Государство также проводит мероприятия, направленные на лучшее использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабильности цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:

* изменения объема и структуры государственных затрат;

* изменения видов и ставок налогов и сборов, тарифов;

* мероприятия в сфере государственной задолженности, изменения структуры государственного долга и источников его финансирования;

* проведение определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;

* прямое и непрямое субсидирование предприятий.

Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия, направленные на уменьшение негативных внешних эффектов.

2. Основные элементы финансового хозяйства государства.

Развитие общей теории государства связано с эволюцией взглядов на сущность государственного финансового хозяйства. Используя идеи неоклассиков и учение о правовом государстве, финансовая наука обосновала и дала четкое определение основных элементов финансового хозяйства государства:

Ø финансовые ресурсы;

Ø государственные доходы и государственные расходы;

Ø доходы и расходы бюджетов.

Рассматривая названные элементы финансового хозяйства государства, можно на первый взгляд прийти к выводу, что они тождественны, т. е. рассматриваемые понятия являются синонимами. Однако при более глубоком и всестороннем их изучении ученые пришли к выводу, что между названными элементами финансового хозяйства государства имеются серьезные объективные и субъективные различия, которые постепенно накапливаются по мере развития самого государства, его социально-экономической системы и общества, демократизации институтов власти, установления оптимальных пропорций между центральной властью и органами местного самоуправления. Развитие финансового хозяйства государства является объективной закономерностью развития государства, его функций.

Основные элементы финансового хозяйства государства являются, по своей сути, объективными параметрами, функционирование которых влияет на все систему социально-экономических отношений в стране.

Среди элементов финансового хозяйства государства первооснову составляют финансовые ресурсы, которые выступают материальной базой государственных финансов, определяя возможности государственной и местной власти выполнять свои функции.

В свою очередь финансовые ресурсы государства оказывают определенное воздействие на доходы и расходы государства, доходы и расходы бюджета.

В основе функционирования финансовых ресурсов государства положены отношения, обусловленные их прямой связью с процессом создания, распределения и использования валового внутреннего продукта. Именно ВВП выступает главным объектом финансового распределения и формирования финансовых ресурсов государства. Однако сам ВВП образуется в результате деятельности различных субъектов хозяйствования – коммерческих предприятий и организаций, домашних хозяйств, коммерческих предприятий государственного и коммунального секторов экономики. Создавая ВВП, все субъекты хозяйствования, так или иначе, участвуют в формировании финансовых ресурсов государства, их движении, перераспределении и использовании.

Финансовые ресурсы являются более общей категорией по отношению к государственным доходам и расходам, доходам и расходам бюджета. В свою очередь государственные доходы и расходы выступают более общей категорией для дохода и расхода бюджетов.

Между всеми этими тремя категориями имеется четкая экономическая взаимосвязь, которую можно сравнить с взаимосвязью между куклами-матрешками, когда в следующей матрешке имеется новая матрешка.

Теперь рассмотрим суть отдельных элементов финансового хозяйства государства.

3. Сущность финансовых ресурсов государства, их состав.

Финансовые ресурсы – это совокупность средств, которые образуются в социально-экономической системе государства в результате распределения и перераспределения ВВП страны.

Финансовые ресурсы включают в себя все средства, которые принадлежат субъектам хозяйствования, населению и государству. Таким образом, финансовые ресурсы государства охватывают средства всех секторов экономики: государственного, предпринимательского и личного (домашних хозяйств).

1. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственного управления: а) ресурсы государственного бюджета; б) ресурсы местных бюджетов; в) целевые государственные фонды; финансовые ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).

2. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении субъектов хозяйствования разных форм собственности, хозяйствования и видов деятельности.

3. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении населения (вклады, сбережения, депозиты, текущие средства до востребования, средства для текущего потребления).

Однако государство распоряжается не всеми перечисленными финансовыми ресурсами, а лишь теми, которые сосредоточены в бюджетной системе, а также в централизованных и децентрализованных государственных фондах, государственных финансовых институтах.

Финансовые ресурсы, мобилизованные государством, называются централизованными финансовыми ресурсами, прочие финансовые ресурсы − децентрализованными.

4. Государственные доходы, их состав и методы мобилизации.

Государственные доходы – это совокупность финансовых ресурсов, которые были мобилизованы государственными органами для выполнения ими своих функций. Государственные доходы и поступления формируются за счет многократного перераспределения ВВП страны.

В зависимости от уровня размещения государственные доходы подразделяются на: централизованные и децентрализованные. К централизованным государственным доходам относят: государственный и местный бюджеты; государственные целевые фонды. К децентрализованным государственным доходам относят средства государственных предприятий, организаций, учреждений, которые формируются преимущественно за счет их хозяйственной деятельности и используются по месту создания.

В зависимости от методов мобилизации государственных доходов можно выделить таких их группы:

Ø налоги, сборы и обязательные платежи;

Ø добровольные поступления;

Ø эмиссия денежных средств (денежно-кредитная эмиссия);

Ø поступления за счет приватизации государственного имущества;

Ø государственный кредит;

Ø участие в капитале (дивиденды и проценты от доли капитала, принадлежащего государству имущества в смешанных или государственных АО);

Ø поступления от внешнеэкономической деятельности.

Источниками формирования государственных доходов могут быть: доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости; доходы, которые включаются в фонд возмещения (амортизационные отчисления); доходы от реализации национального богатства.

Значительная часть государственных доходов Украины формируется на основе того, что государство является все еще очень крупным собственником.

Государственные доходы могут формироваться на возвратной и безвозвратной основе. Возвратная основа государственных доходов – это государственный кредит, т. е. займы, которые государственные органы управления получают от физических и юридических лиц для реализации своих функций. Безвозвратная основа государственных доходов – это те средства, которые государство получает на основе системы налогов, сборов и обязательных платежей, поступления средств от участия в капитале и т. п.

5. Государственные расходы, их направления и виды. Состав и структура государственных расходов.

Государственные расходы – это финансовые средства, которые используются государственными и местными органами власти для выполнения своих функций и обязательств. Государственные расходы формируют важнейшую группу финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения и использования государственных доходов.

В соответствии с уровнем размещения государственных доходов государственные расходы также подразделяются на централизованные (из бюджета и фондов целевого назначения) и децентрализованные (расходы предприятий государственного сектора экономики).

По роли в общественном производстве различают текущие расходы и расходы на развитие.

В соответствии с целевым назначением расходы классифицируются по статьям затрат, например, капитальные вложения, капитальный ремонт, оплата труда, услуги, материалы и т. п.

По форме финансирования различают такие государственные расходы: сметное финансирование; государственное финансирование инвестиций; бюджетные кредиты; государственные дотации; субсидии и выплаты.

Сметное финансирование – обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурной сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранной системы и органов безопасности, судебной власти и прокуратуры. Они получают средства от государства на основе финансовых документов – смет.

Государственное финансирование инвестиций включает в себя государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития. Они осуществляются за счет как прямого, так и непрямого финансирования из бюджетов разного уровня.

Бюджетные кредиты – это финансовая поддержка государственных и других предприятий и организаций, в которых более 50% имущества является государственной собственностью. Осуществляется за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе, а также на основе платности. Финансовую помощь в виде бюджетных займов предоставляет Министерство финансов на договорных началах.

Государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, цена продукции которых по объективным причинам ниже, чем расходы на ее производство. Планово-убыточной в Украине, например, является производство (добыча) угля. А поэтому государство из бюджета дотирует его производство. Если отказаться от дотаций, то производство угля в Украине может быть прекращено по объективным экономическим причинам.

Государственные субсидии – трансферты предприятиям со стороны государства (в денежной форме) для финансирования текущих расходов.

В исследованиях Мирового банка используется понятие «спрятанные субсидии государственным предприятиям», к которым относят:

· льготные кредиты;

· многоразовую отсрочку выплаты основной суммы кредита и процентов по нему, полное списание долгов по кредитам;

· задолженность по уплате налогов, списание налоговой задолженности;

· привилегии в получении государственных заказов;

· привилегии по покупке товаров и услуг у государства или в других предприятий по ценам, ниже рыночных;

· использование государственных земель и строений без уплаты аренды;

· выгоды от обязательной закупки государственными структурами продукции предприятия.

Состав и направления государственных расходов определяется характером функций государства.

В состав расходов, связанных с политическими функциями государства, относят:

o содержание армии;

o государственного аппарата управления и власти; посольств; консульств; уплата взносов в международные организации и т. п.

В состав расходов, связанных с экономическими функциями государства, входят:

o государственные инвестиции в экономическую инфраструктуру;

o субсидии частному капиталу;

o расходы на внешнеэкономическую деятельность.

Социальные функции государства реализуются через обеспечение минимального прожиточного уровня определенным группам населения; способствование развитию образования; культуры; охраны здоровья и окружающей среды.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить