Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Содержание и значение финансовой политики как составной части экономической политики государства.

2. Финансовая политика на различных этапах развития государства и ее особенности при построении рыночной экономики в Украине.

3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства.

4. Организационно-правовое обеспечение реализации финансовой политики.

5. Финансовое планирование.

6. Финансовый контроль.

1. Содержание и значение финансовой политики как составной части экономической политики государства.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государством через финансовую систему для мобилизации финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование с целью выполнения своих функций.

Финансовая политика должна быть адекватной закономерностям общественного развития. Нарушение этого важного требования приводит к значительным потерям в экономике государства.

Содержание финансовой политики охватывает целый комплекс мероприятий:

· разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

· создание соответствующего финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и регулирование деятельности других субъектов экономической системы.

Проявляется финансовая политика в:

o финансовом законодательстве;

o системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов (важнейшими являются налоги);

o перераспределении финансовых ресурсов между отдельными группами населения, сферами и видами экономической деятельности, регионами;

o составе и структуре доходов и расходов бюджетов разного уровня и т. п.

Главная цель финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или другой государственной программы социально-экономического развития страны.

Главная цель реализуется за счет выполнения следующих задач:

* обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

* установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

* организация регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами;

* разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с целями и стратегическими заданиями, которые периодически изменяются;

* создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая стратегия – это основные направления использования финансов на длительную перспективу. Примером стратегических заданий могут служить: внедрение собственной денежной единицы, проведение приватизации, максимально возможное снижение инфляции, повышение эффективности производства в экономике страны, устойчивый рост ВВП, рост благосостояния населения и т. п.

Финансовая тактика направлена на решение задач отдельного этапа развития страны. В частности, можно привести пример, это совершенствование налоговой системы и внедрение налогового кодекса страны, совершенствование межбюджетных отношений в государстве и т. п.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, конкретные исторические условия и особенности жизни большей части населения и т. п.

2. Финансовая политика на различных этапах развития государства и ее особенности при построении рыночной экономики в Украине.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает главную задачу – обеспечение сбережений, укрепления существующих в данном государстве общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении действующей системы, внедряют политику, которая направлена на уничтожение действующей системы и формирование новых общественных отношений.

Типы финансовой политики на разных исторических этапах общественного воспроизводства.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и существующих теоретических концепций, влияющих на экономический и политический курс государства.

Анализ финансовых политик, которые находили свое применение в практике мировой государственной деятельности, позволяет определить три ее характерные типа:

o классический;

o регулирующий;

o планово-директивный.

Классический тип финансовой политики существовал во многих странах мира до конца 20-х годов ХХ столетия. Такая финансовая политика базировалась на трудах А. Смита и Д. Рикардо, а также их последователей.

Основными ее направлениями являлись:

Ø невмешательство государства в экономику;

Ø сохранение свободной конкуренции;

Ø использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Как следствие, были уменьшены государственные расходы и налоги, что обеспечивало условия для формирования и использования сбалансированного бюджета.

Система управления финансовой деятельностью была достаточно простой и осуществлялась, как правило, одним органом управления − министерством финансов или казначейством.

Регулирующий тип финансовой политики. В следствие бурного развития производительных сил общества, а также обострения комплекса экономических, политических и социальных проблем большинство государств в конце 20-х годов ХХ столетия, пришли к необходимости пересмотреть существующую финансовую политику.

В странах Западной Европы и США осуществляется переход к использованию регулирующей финансовой политики, базирующейся на концепции Дж. Кейнса.

Основной постулат регулирующей финансовой политики состоит в том, что государство должно вмешиваться и регулировать циклическое развитие экономики. Суть проблемы состояло в том, что без такого вмешательства со стороны государства невозможно нормально функционировать рыночным механизмам, которые не в состоянии полностью обеспечить эффективное регулирование хозяйственной деятельности предприятий и социальные процессы в обществе. Государство должно больше влиять на экономику и социальную сферу.

Основным инструментом вмешательства государства в экономику должны быть расходы бюджета, за счет которых осуществляется дополнительный спрос.

Система налогообложения принципиально изменяется. Увеличиваются налоги с юридических лиц и населения, что позволяет государству формировать бюджет таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень расходов.

Регулирующий тип финансовой политики показал, что он достаточно эффективно работает. Особенно это проявилось в период 30-60-х годов ХХ столетия.

Однако в 70-х годах регулирующий тип финансовой политики был трансформирован в неоконсервативную финансовую стратегию, которая базировалась на неоклассическом направлении экономической теории.

Неоклассики не отказывались от регулирующей роли государства. Однако само регулирование становится более взвешенным и многоцелевым. При этом в сферу регулирования входят:

Ø экономический рост и занятость;

Ø денежное обращение;

Ø валютный курс;

Ø социальные факторы экономики;

Ø структурные преобразования в экономике.

В этих условиях финансовый механизм работает на сокращение перераспределения НД через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирования накоплений как источника производственного инвестирования.

Одной из важных задач становится сокращения налогообложения с тем, чтобы увеличить объемы накопления.

Планово-директивная финансовая политика применялась и применяется в странах, которые используют административно-командную систему управления экономикой. В частности, такая политика была использована в бывшем СССР и других аналогичных странах.

Цель такой финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для их дальнейшего перераспределения под контролем государственных органов.

Основными задачами финансового механизма было создание и использование инструментов, с помощью которых можно эффективно обеспечить изъятие всех неиспользованных в соответствии с планом финансовых ресурсов.

Особенности формирования и становления финансовой политики Украины.

Финансовая политика Украины начала формироваться с 1992 года, когда страна фактически стала самостоятельным государством. Однако в связи с тем, что Украина как государство не имело самостоятельного опыта функционирования, финансовые проблемы возникли сразу после провозглашения государственной независимости. Эти финансовые проблемы решались и решаются по настоящее время. Часть финансовых проблем страна успешно преодолела, другая часть проблем требует своего решения. Поэтому финансовая политика государства постоянно изменяется, в нее вносятся необходимые коррективы.

Необходимо сказать, что на финансовую политику украинского государства значительное влияние оказывает общегосударственная политика, противоречия внутри социальных, политических и экономических групп, активное вмешательство в деятельность Украины американских и западноевропейских политических кругов.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований состоит в том, чтобы обеспечить не только материальные условия для преобразований, но и сохранить единство государства, не допустить раскола страны, повысить благосостояние всего населения.

Финансовая политика последних лет была направлена на снижение налогового давления, уменьшения инфляции, создания условий для устойчивого роста ВВП, повышения материального обеспечения населения, формирование в стране действительно среднего класса, роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, активизации банковской и страховой системы и т. п.

Существенным направлением финансовой политики государства в настоящий период является приближение страны по социально-экономическому развитию к стандартам Европейского Союза, с тем, чтобы можно было претендовать на вступление в ЕС, хотя бы в отдаленной перспективе.

3. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства.

Задания финансовой политики реализуются через финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность конкретных финансовых форм, методов и рычагов, с помощью которых обеспечивается процесс общественного воспроизводства, т. е. осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, формируются доходы субъектов хозяйствования и фонды денежных средств в руках различных экономических субъектов.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики государства. Он постоянно изменяется в соответствии с требованиями экономики и социальными процессами в обществе.

Финансовый механизм на общегосударственном уровне может быть:

Ø директивным;

Ø регулирующим.

Директивный финансовый механизм разрабатывается, как правило, для финансовых взаимоотношений, в которых государство принимает непосредственное участие. В его сферу входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретной сфере финансовых отношений, где государство непосредственно не принимает свое участия.

По мнению большинства ученых-финансистов, финансовый механизм включает следующие основные элементы (рис.3.1).

Составные элементы финансового механизма.

Рис. 3.1. Составные элементы финансового механизма.

Финансовый метод – это способ влияния финансовых отношений на хозяйственный процесс.

Финансовые методы действуют в двух направлениях:

Ø в направлении управления движением финансовых ресурсов;

Ø в направлении рыночных, коммерческих отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

К финансовым методам чаще всего относят:

1) финансовое прогнозирование и планирование;

2) финансовое оперативное управление;

3) финансовый контроль;

4) Финансовое обеспечение;

5) Финансовое регулирование.

Финансовые рычаги – это способы и средства реализации финансовых методов.

В составе финансовых рычагов выделяют:

1. Финансовые лимиты и резервы: финансовые резервы предприятий; резервный фонд Кабинета Министров; резервные фонды местных Советов; лимиты бюджетного финансирования; резервные фонды коммерческих банков и страховых компаний; валютные резервы Национального банка Украины.

2. Финансовые стимулы: налоговые льготы; бюджетные кредиты; налоговые каникулы; отсрочки по уплате налогов; списание задолженности по налогам; предоставление финансовой помощи.

3. Финансовые санкции: санкции за нарушение налогового законодательства; санкции за нецелевое использование бюджетных средств; пени за несвоевременное уплату платежей; уменьшение или приостановка бюджетного финансирования; изъятие в бюджет средств, используемых не по назначению; отмена предоставленных льгот.

Правовое обеспечение – это система правовых актов, на основе которых регулируется система финансовых отношений в государстве.

В составе правового обеспечения финансового механизма выделяется:

Ø Конституция Украины;

Ø Законы Украины;

Ø Постановления Верховной Рады Украины;

Ø Указы Президента Украины;

Ø Постановления Кабинета министров Украины;

Ø Решения местных органов власти;

Ø Приказы министерств;

Ø Уставы предприятий, учреждений и организаций.

Нормативное обеспечение – это система норм и нормативов, которая формирует подзаконную базу для реализации финансовых отношений в финансовой системе государства.

В состав нормативного обеспечения включают: ставки налогов и неналоговых платежей; нормы амортизационных отчислений; нормы расходов в бюджетных организациях и учреждениях; нормы бюджетного обеспечения; размеры дотаций, субсидий, субвенций; ставки заработной платы, пенсий, стипендий.

Информационное обеспечение – это система информации, которая используется для осуществления финансовой деятельности на разных уровнях управления финансовыми отношениями.

4. Организационно-правовое обеспечение реализации финансовой политики.

Разработка и реализация финансовой политики государства связана с определенной системой организационно-правовых элементов, которые, по сути, представляют собой систему управления финансами на государственном уровне. Система государственного управления финансами включает: а) оперативное управление; б) финансовое планирование; в) финансовый контроль.

Управление – это совокупность способов и методов целенаправленного влияния на объект воздействия для достижения определенного (заданного или ожидаемого) результата.

В управлении финансами выделяют: субъект и объект управления.

Объект управления – система финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов государства и местных органов власти.

Субъект управления – это государственные и местные органы власти, финансовые службы, которые непосредственно руководят процессом движения финансовых средств в государстве и ее регионах.

Управление финансами – это совокупность финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, которые применяют органы финансового управления для формирования, распределения и наиболее рационального использования финансовых ресурсов в государственном масштабе.

В составе организационного обеспечения управления финансами страны входят: а) органы управления; б) финансовые институты.

Органы управления финансами:

* Министерство финансов.

* Государственная налоговая администрация.

* Государственное казначейство.

* Контрольно-ревизионная служба.

* Счетная палата.

* Аудиторская палата.

* Департамент по надзору за страховой деятельностью.

* Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

* Пенсионный фонд.

* Фонд социального страхования.

* Государственная комиссия по финансовым услугам и т. п.

Финансовые институты:

* Национальный банк Украины.

* Коммерческие банки.

* Страховые компании.

* Небанковские кредитные учреждения.

* Межбанковская валютная биржа.

* Фондовые биржи и торгово-информационные системы.

Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.

Первый блок: органы и институты, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это Министерство финансов и его подразделения - Государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба; Государственная налоговая администрация.

Второй блок: контрольно-регулирующие органы – Счетная палата Верховной Рады Украины; Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; Департамент по наблюдению за страховой деятельностью; Государственная комиссия по контролю финансовых услуг; Аудиторская палата и т. д.

Третий блок: становят финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: НБУ, коммерческие банки; межбанковская валютная биржа; фондовые биржи; страховые компании и прочие финансовые посредники.

Четвертый блок: входят органы управления целевыми государственными фондами: Пенсионный фонд; Фонд социального страхования и т. п.

В управлении финансами выделяют функциональные элементы:

Ø Оперативное управление.

Ø Финансовое планирование.

Ø Финансовый контроль.

Оперативное управление финансами представляет собой комплекс мер, которые разрабатываются на основе оперативного анализа текущих финансовых ситуаций и будущих целей получения результата при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование – это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, объединений, отраслевых структур, регионов и государства в целом.

Финансовый контроль – это деятельность, обеспечивающая оценку состояния финансовых средств в процессе их формирования, распределения и использования, с целью недопущения нарушений, вызванных либо ошибочными, либо преднамеренными действиями или бездействиями отдельных лиц или определенных служб государственного, местного или корпоративного управления финансами.

Оперативное управление финансами – главная функция финансового аппарата. Его осуществляет Министерство финансов Украины; дирекции целевых государственных централизованных фондов; страховых организаций; финансовые управления при местных органах власти; финансовые службы министерства, предприятий, организаций и учреждений.

5. Финансовое планирование.

Финансовое планирование является одним из наиболее важных методов в финансовом механизме.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом – разные виды финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план – это план формирования и использования финансовых ресурсов.

По действующей практике все финансовые планы подразделяются на две группы: а) сводные финансовые планы; б) индивидуальные финансовые планы.

В свою очередь, сводные финансовые планы подразделяются на три подгруппы: а) общегосударственные; б) планы отдельных хозяйственных объединений (холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, ассоциаций, корпораций и т. п.); в) территориальные.

Индивидуальные финансовые планы – это финансовые планы отдельных субъектов хозяйствования.

Финансовые планы строятся в форме баланса, где имеются два основных раздела: а) поступление средств; б) выбытие средств. Финансовый план должен быть сбалансированным, т. е. поступления должны быть равны расходам. В связи с этим понятия финансовый план и финансовый баланс имеют тождественное значение.

К финансовым балансам относят:

o балансы доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

o балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов;

o балансы доходов и расходов бюджетных учреждений;

o балансы финансовых ресурсов областей, районов, городов;

o государственный бюджет и местные бюджеты;

o баланс финансовых ресурсов и расходов государства;

o финансовые балансы отдельных финансовых институтов;

o баланс денежных доходов и расходов населения;

o платежный баланс государства.

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы. Исключение могут составлять только домашние хозяйства. Однако и в этом случае часть семей составляет для себя финансовый план, чтобы более эффективно управлять движением денежных средств, обеспечивать своевременность платежей, осуществлять необходимые накопления, приобретать вещи длительного пользования, минимально использовать кредитные ресурсы.

В зависимости от вида хозяйственных структур могут составляться такие финансовые планы:

Ø Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов.

Ø Предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах, составляют финансовые сметы.

Ø Кооперативные предприятия, общественные организации и учреждения, объединения граждан и страховые компании, составляют финансовые планы.

Ø Органы государственной и местной власти, составляют бюджеты.

В зависимости от сферы функционирования и характера финансовых отношений финансовые планы подразделяются на: а) централизованные (Государственный бюджет Украины, бюджет АР Крым, бюджеты областей, сводный финансовый баланс и т. п.); б) децентрализованные (финансовые планы предприятий, организаций и учреждений).

Все финансовые планы являются относительно самостоятельными.

Однако они связаны друг с другом, так как обобщаяют разные стороны создания, распределения и использования различных частей стоимости ВВП страны.

Финансовые планы должны обеспечить рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств.

С помощью финансовых планов устанавливается рациональное соотношение между источниками финансирования капитальных вложений, объемом средств на текущее потребление и приростом совокупной общественной стоимости.

Бюджетное планирование является наиболее важной частью финансового планирования. Оно представляет процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которую за плановый период можно будет мобилизовать в государственный бюджет и использовать на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения между звеньями бюджетной системы, что обусловлено особенностями бюджетной политики государства.

Организации и учреждения, которые осуществляют некоммерческую деятельность, разрабатывают финансовые планы в виде сметы расходов (если находятся только на бюджетном финансировании) или смету расходов и доходов (если имеют дополнительные источники финансовых ресурсов).

Главное отличие сметы от финансовых планов коммерческих предприятий состоит в более детальном обосновании расходов, в то же время доходы отображаются лишь в разрезе разнообразных источников.

Для составления сметы расходов в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы.

Контрольные цифры состоят из показателей, которые отображают специфику деятельности соответствующего учреждения. Например, в медицинских учреждениях стационарного типа – показатели количества больничных коек, дней их функционирования, ставок медицинского персонала и т. п.

Экономические нормативы, используемые для финансового планирования, являются обязательными в отличии от контрольных цифр.

В частности, используют такие нормативы:

o бюджетного финансирования действующего учреждения;

o создания фонда оплаты труда;

o создания фонда производственного и социального развития;

o создание фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.

Кроме контрольных цифр и экономических нормативов, учреждения могут получать государственные заказы на введение в действие новых производственных мощностей и объектов за счет государственных капиталовложений.

Основываясь на контрольных цифрах и экономических нормативах, государственном заказе, учреждения составляют смету расходов и доходов, которая должна быть рассмотрена трудовым коллективом и утверждена руководством учреждения и председателем профсоюза.

Составленная смета включает три больших раздела:

1) баланс доходов и расходов;

2) производственные показатели;

3) расчеты и обоснования расходов и доходов.

В 1 разделе по доходам указывают:

ü финансирование бюджета;

ü дополнительные платные услуги;

ü предоставление услуг по договорам между организациями и учреждениями;

ü прочие поступления;

ü выручка от передачи в аренду помещений и оборудования.

Баланс расходов и доходов по смете представляется в годовом исчислении с поквартальной разбивкой.

Финансовый план производственного предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов.

К доходам и поступлениям относят: прибыль, амортизационные отчисления; средства от продажи ценных бумаг, паевые взносы учредителей; выручка от реализации имущества, прирост устойчивых пассивов; мобилизация внутренних резервов в строительстве; долгосрочные кредиты банков и т. п.

К расходам и отчислениям относят: финансирование текущей хозяйственной деятельности (оборотных активов), финансирование инвестиций, финансирование социального и культурного развития, финансирование материального поощрения и благотворительности, уплата процентов по кредитам и погашение долгосрочных займов и кредитов, выплаты дивидендов, формирование страховых фондов, уплата налогов, сборов и обязательных платежей.

При составлении различных финансовых планов, балансов, бюджетов и смет используют специальные научные методы планирования и прогнозирования. Среди большой массы методов планирования и прогнозирования финансов чаще всего используют: расчетно-аналитический метод, балансовый метод, нормативный методов, метод экономико-математического моделирования. Суть этих методов рассмотреть самостоятельно.

6. Финансовый контроль.

Финансовый контроль осуществляются на различных уровнях управления финансами. На макроэкономическом уровне, т. е. уровне государства в целом. На мезоэкономическом уровне, т. е. уровне отдельных регионов или отраслей (видов экономической деятельности). На микроэкономическом уровне, т. е. уровне отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Перед финансовым контролем поставлена цель постоянной проверки рационального формирования, распределения и использования финансовых средств на различных уровнях финансовой системы.

Финансовый контроль базируется на следующих основных принципах:

· независимости;

· гласности;

· превентивности;

· действенности;

· регулярности;

· объективности;

· всеобщего характера.

Объектом финансового контроля выступают все хозяйственные операции, которые связаны с использованием средств на цели социально-экономического развития.

Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти (Счетная палата ВР Украины, НБУ, Минфин, Минэкономики, Госкомстат); органы внутриведомственного контроля (министерства, ведомства); внутрихозяйственный контроль (осуществляют специальные комиссии предприятий и организаций); независимый контроль (осуществляют аудиторские фирмы и общественные организации).

В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различают такие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский (независимый).

По формам проведения финансовый контроль подразделяется: а) предварительный; б) текущий; в) ретроспективный или последующий.

Методы финансового контроля: ревизия; тематическая проверка; анализ; обследование, наблюдение.

По степени охвата финансовый контроль может быть: а) комплексный; б) тематический; в) полный; г) частичный; д) выборочный; е) целостный.

По источникам информации финансовый контроль бывает: документальный и фактический.

По целевой направленности финансовый контроль может быть: стратегический и тактический.

По месту проведения финансовый контроль бывает: дистанционный и непосредственно на местах.

Одна из наиболее эффективных форм финансового контроля, которая проводится в зарубежных странах, является независимый аудит. В нашей стране также активно применяется аудиторские проверки. Однако из-за высокой коррупции, такой аудит не всегда бывает объективным. Для получения объективных данных о деятельности предприятий, компаний и банков, которые выходят на зарубежные рынки для аудиторского контроля привлекают наиболее известные зарубежные аудиторские фирмы, которым доверяют практически все субъекты иностранного бизнеса.

Аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Его задача – получить объективные финансово-экономические показатели деятельности предприятия или акционерного общества, с тем чтобы показать общественности действительное положение дел в данном субъекте хозяйствования. Это особенно важно для предприятий, которые проводят дополнительный выпуск акций или эмиссию облигаций и т. п.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить