Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Понятие «Финансовая система». Структура финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы.

2. Принципы построения финансовой системы.

3. Свойства, виды и модели финансовых систем.

4. Внутренняя структура финансовой системы Украины.

5. Организационная структура финансовой системы Украины.

1. Понятие «финансовая система». Структура финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы.

Система представляет собой совокупность относительно самостоятельных качественно определенных элементов, между которыми существует связь или взаимодействие.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике. При этом структура финансовой системы в значительной мере определяется экономической моделью общества. Чем более развита экономика страны, тем более сложной и многоступенчатой будет финансовая система государства.

Хотя финансовые системы государств имеют определенные отличия, но у всех финансовых систем есть общий признак – это то, что любая финансовая система включает совокупность разнообразных финансовых фондов, которые отличаются по методам мобилизации и направлениям использования, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и опосредованное влияние на социально-экономические процессы в государстве.

На основе вышесказанного можно утверждать, что финансовую систему страны определяет совокупность фондов финансовых ресурсов и взаимосвязь между ними.

Финансовую систему можно рассматривать по двум основным параметрам: а) по внутреннему строению; б) по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система может быть определена следующим образом:

Финансовая система – это совокупность отдельных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которые имеют особенности в мобилизации и использовании финансовых средств и соответствующее правовое обеспечение.

Сфера финансовой системы характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений, в основу которых положен уровень социально-экономической системы.

Выделяют несколько сфер: микроэкономика (финансы субъектов хозяйствования); домашнее хозяйство (финансы населения); макро - и мезоэкономика (государственные, региональные и местные финансы); мегаэкономика (международные финансы); сфера финансового обеспечения (финансовый и страховой рынок).

Звено финансовой системы – это выделенная по определенному признаку часть сферы финансовых отношений. Такое выделение осуществляется при наличии автономного фонда финансовых средств или специфических форм и методов мобилизации и использования денежных ресурсов.

По организационному устройству финансовая система может быть определена следующим образом:

Финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, представляющая финансовый аппарат, призванный осуществлять управление финансовыми потоками на различных уровнях управления.

Финансовые системы имеют определенные характерные черты:

· Каждое звено финансовой системы имеет свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов;

· Каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

· Между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать лишь при совершенстве и эффективности системы в целом;

· Финансовая система государства достигает наибольшей эффективности лишь тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого ее звена;

· В зависимости от факторов, влияющих на организацию финансов, прежде всего, на формирование и использования фондов финансовых ресурсов, каждое звено финансовой системы может подразделяться на подзвенья.

2. Принципы построения финансовой системы

Любая финансовая система базируется на таких принципах:

1) Распределения финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные;

2) Самостоятельности (каждое звено финансовой системы страны имеет свои источники формирования доходов и направления их использования);

3) Единства (все звенья финансовой системы объединены между собой через систему финансовых отношений, которые возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов);

4) Функционального назначения звеньев финансовой системы;

5) Административно-территориального распределения финансовых ресурсов.

В финансово-экономической литературе достаточно часто можно встретить отождествление финансовой системы с финансово-кредитной системой. Однако это не совсем точное понимание сложных явлений и процессов, которые существуют в социально-экономической системе государства. В действительности в экономике каждого государства существуют самостоятельно финансовая, кредитная, денежная, валютная системы. Эти системы выполняют самостоятельные функции, имеют свою внутреннюю природу и логику развития, а потому отличаются и по структуре, и по формам влияния на социально-экономические процессы в государстве.

Финансовая система должна быть направлена на решение следующих задач:

· формирование и оптимальное размещение финансовых ресурсов, необходимых для создания определенного объема валового внутреннего продукта страны;

· достижение заданного уровня эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов с целью получения максимально возможного объема валового внутреннего продукта;

· установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей населения, субъектов хозяйствования и государства в целом;

· всестороннее способствование привлечению всех свободных средств и получение доходов через институты финансового рынка на финансирование создания ВВП;

· формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и обеспечение их рационального использования.

3. Свойства, виды и модели финансовых систем

В экономической литературе существуют разные взгляды на свойства финансовой системы. Выделение свойств финансовой системы зависит от глубины исследования, тех целей и задач, которые решаются в процессе изучения финансовой системы. Кроме того, финансовые системы постоянно трансформируются под действием объективных и субъективных процессов, происходящих в экономике отдельной страны, а также в мировой экономике. В частности, Рогатенюк Э. В. и Пожарицкая И. В. в процессе своего исследования выделили 11 свойств финансовой системы:

1) эффективность – способность достигать поставленных целей за определенный период времени при расходе заданного количества финансовых ресурсов;

2) физическая неоднородность и большое число элементов;

3) эмергентность – несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом. Со свойством эмергентности тесно связаны процедуры агрегирования и декомпозиции. Агрегирование – это объединение нескольких параметнов системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня. Декомпозиция – это разделение целого на части.

4) иерархия - наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней, что порождает внутриуровневые и межуровневые конфликты в системе. В финансовой системе иерархия финансовых подсистем, сфер, звеньев порождает иерархию финансовых отношений. Здесь можно выделить: финансы мегауровня (мировые финансы, финансы отдельных частей света, например, Европы), макроуровня (финансы государства), мезоуровня (финансы региона, местные финансы), микроуровня (финансы холдингов, корпораций, финансово-промышленных групп, акционерных компаний, финансы различных предприятий и организаций, финансы частных предпринимателей, финансы домашних хозяйств – населения).

5) многофункциональность – способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданном уровне. Она проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести. Многофункциональность финансовой системы проявляется в том, что одновременно выполняются три основные функции – распределительная, ресурсоформирующая, контрольная.

6) гибкость – свойство изменять цель функционирования в зависимости от условий внешней среды (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть);

7) надежность системы – свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества. В частности, финансовая система должна обеспечивать поступление средств в бюджеты разного уровня с задержкой не более допустимой величины по времени и по объему, и с вероятностью, не ниже заданной.

8) безопасность системы – способность не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании. Безопасность финансовой системы проявляется в том, что она должна обеспечивать финансовые условия: для успешного функционирования предприятий на внутреннем и внешнем рынке; нормального существования различных слоев населения; контроля за состоянием опасных и стратегически важных объектов;

9) устойчивость – свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешней системы за определенные ограничения или допуски. Устойчивость финансовой системы проявляется, например, в способности функционировать при недостаточном уровне сбора налогов; повышенных расходах при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость обеспечивается также возможностью возвращаться в исходное состояние после определенных возмущающихся воздействий;

10) уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних поражающих факторов. Уязвимость финансовой системы проявляется в том, что ей можно нанести ущерб в результате ошибок, неправильных, несвоевременных или злонамеренных действий.

Виды финансовых систем.

В финансовой литературе выделяют такие виды финансовых систем.

1. Закрытая система. Она имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В частности, финансовая система СССР считалась закрытой финансовой системой. Это было обусловлено такими параметрами: а) курс валют был строго фиксирован; собственником практически всего имущества в стране было государство; предприятия могли использовать иностранную валюту только с разрешения государства и в установленном плановом порядке; население не имело право проводить операции с иностранной валютой и т. п.

2. Открытая финансовая система. Характеризуется частым взаимодействием с внешней средой. В условиях рыночной экономики финансовая система является открытой, так как имеется многообразие форм собственности, используются не только внутренние, но и внешние разнообразные источники финансовых ресурсов; свободно продается и покупается иностранная валюта; продаются и покупаются ценные бумаги и т. п.

3. Чистая финансовая система – это совокупность механизмов, институтов или организаций формирования, движения и использования чистых финансовых фондов. Существуют следующие трактовки чистых финансов или финансовых фондов.

Во-первых, это такие финансовые фонды или финансовые ресурсы, которые формируются только в зависимости от предпринимательской деятельности. Этот тип финансовой системы формирует предпринимательский сектор, который составляет основу развития и функционирования финансовой системы государства в целом.

Во-вторых, это те финансовые фонды или финансовые ресурсы, которые формируются только на безэквивалентной основе, т. е. на основе налогов, сборов и обязательных платежей. Это так называемый государственный сектор финансовой системы.

В-третьих, это такие финансовые фонды или финансовые ресурсы, которые формируются на основе движения ценных бумаг. На основе данного типа финансовой системы формируется фондовый сектор чистой финансовой системы.

Чистая финансовая система, объединяя три вышеназванных сектора – предпринимательский, государственный и фондовый составляет единую национальную финансовую систему.

Вместе с тем, на практике нет чистых финансовых систем. В мире существуют смешанные финансовые системы.

Смешанная (реальная) финансовая система – это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формируемых в результате выпуска ценных бумаг, а также фискальных (налоговых) методов, т. е. на основе налогов и сборов). Реальные финансы – это всегда смешанные финансы, где нет четкого разделения на сектора.

Модели финансовой системы.

Модели финансовой системы зависят от схемы распределения ВВП и национального дохода (НД) и от уровня государственной централизации ВВП и НД, а также распределенных финансовых ресурсов.

По схеме распределения ВВП и НД выделяют: модель рыночной экономики; модель смешанной экономики; модель командно-административной экономики.

По уровням государственной централизации ВВП и НД выделяют: американскую, западноевропейскую, скандинавскую модель финансовой системы.

Финансовая модель рыночной экономики является основной и доминирует в мире. Суть данной модели заключается в том, что сначала стоимость НД распределяется между теми, кто занят его производством (прибыль - собственникам, оплата труда – работникам), а затем происходит вторичное распределение или перераспределение на основе законов рынка, т. е. часть средств получает государство за счет налогов, сборов, обязательных платежей и т. п., а часть средств перераспределяется рыночными механизмами на других участников. Здесь используются механизмы перераспределения с помощью финансового рынка, рынка страховых услуг и т. п.

Характерный признак рыночной модели – государство получает свои доходы на основе перераспределения НД.

Модель является открытой, понятной и точно характеризует реальное финансовое состояние общества.

Пропорции первичного распределения НД между предпринимателями и работниками регулируются:

· рыночными отношениями (устанавливаются оптимальные пропорции между заработной платой и прибылью, а также стимулируется заинтересованность в их увеличении);

· в законодательном порядке (устанавливается минимальный размер заработной платы и максимальный уровень рентабельности).

Финансовая модель командно-административной экономики базируется на том, что преимущественная часть НД сразу централизуется в бюджет государства и исключается из распределительных отношений. Государство по своему усмотрению затем осуществляет перераспределение между предприятиями и населением. Характерная черта модели – государство получает основную часть НД в процессе первичного распределения.

Модель является закрытой и не отражает реальное финансовое состояние общества. Во-первых, в ней не видно реального дохода юридических и физических лиц. Во-вторых, доходы юридических и физических лиц не отражают вклад в создание. В-третьих, невозможно достоверно определить уровень налогообложения. В-четвертых, отсутствуют стимулы к повышению производительности труда.

Пропорции первичного распределения НД между юридическими и физическими лицами регулируются государством с помощью административных, субъективных методов: а) уровень заработной платы через систему тарифных разрядов и должностных окладов; б) на основе планового ценообразования определяются платежи в бюджет от дохода и прибыли предприятий.

Модели в зависимости от уровня централизации НД.

Американская модель финансовой системы. Она основана на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц. Незначительный уровень финансового вмешательства государства в экономику. Централизация финансовых ресурсов при распределении ВВП не превышает 30-35%.

Западноевропейская модель финансовой системы. Она характеризуется умеренной централизацией перераспределенных средств (35-45%). За счет этого больше средств государство выделяет на решение социальных вопросов общества, оказывает значительно больше помощи населению страны.

Скандинавская модель финансовой системы предусматривает большее перераспределение средств в пользу центрального бюджета (40-60%). В связи с этим в скандинавских странах высокий уровень социальной защиты населения со стороны государства, более высокие стандарты жизни. Благосостояние населения значительно выше, чем в западноевропейских странах или в США. В частности, Норвегия, является одной из наиболее богатых стран мира, где действует такая модель финансовой системы. Она не входит в ЕС, не использует евровалюту. По уровню благосостояния занимает первое-второе место, деля его с Исландией.

4. Внутренняя структура финансовой системы Украины

Внутренняя структура финансовой системы Украины включает, по нашему мнению, 6 основных сфер. В свою очередь каждая сфера финансовой системы состоит из нескольких звеньев.

1. Финансы субъектов хозяйствования. Данная сфера подразделяется на следующие звенья:

а) финансы коммерческих предприятий и организаций;

б) финансы некоммерческих учреждений и организаций.

2. Государственные финансы. Данная сфера включает такие звенья:

а) государственный и местный бюджеты;

б) государственные целевые фонды;

в) государственный кредит;

г) финансы государственного сектора экономики.

3. Финансы домашних хозяйств.

4. Финансовый рынок. Данная сфера включает следующие звенья:

а) рынок денег;

б) рынок кредитных ресурсов;

в) рынок ценных бумаг;

г) рынок финансовых услуг.

5. Страховой рынок. Данная сфера финансовой системы включает такие звенья:

а) социальное страхование;

б) имущественное страхование;

в) личное страхование;

г) страхование предпринимательских рисков;

д) страхование ответственности.

6. Международные финансы. Данная сфера включает:

а) финансы международных организаций;

б) финансы международных финансовых институтов;

в) международный финансовый рынок.

5. Организационные основы функционирования финансовой системы.

Деятельность финансовой системы обеспечивается за счет четкого законодательного урегулирования взаимодействия между сферами.

Однако для регулирования движения денежных потоков между сферами и звеньями финансовой системы активную роль играет финансовый аппарат или органы финансового управления.

Финансовый аппарат – это совокупность финансовых учреждений, на которые возложены функции управления финансовой системой государства.

Общее руководство осуществляют органы государственной власти и управления. К ним относятся:

1. Верховная Рада Украины, как высший законодательный орган власти, принимает законы, в частности, государственный бюджет, осуществляет контроль за исполнением госбюджета, определяет основы внутренней и внешней финансовой политики.

2. Президент Украины как глава государства создает необходимые органы и службы для осуществления финансовой деятельности, подписывает Законы страны.

3. Кабинет министров как высший исполнительный орган обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной, налоговой, бюджетной политики; организует разработку проектов Госбюджета и обеспечивает выполнение принятого госбюджета.

4. Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты; самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов и т. п.

5. Министерство финансов – занимает центральное место в системе управления финансами в государстве. На него возложены функции и задачи общего руководства всей финансовой системой. Действует вертикаль финансовых органов от Минфина страны до финансовых управлений районов и городов. В составе Минфина выделяются две обособленные организационные структуры: а) государственное казначейство; б) государственная контрольно-ревизионная комиссия.

Самостоятельно рассмотреть функции Министерства финансов, функции государственного казначейства, функции контрольно-ревизионной службы.

6. Государственная налоговая администрация Украины реализует государственную политику в области налогов. Самостоятельно рассмотреть функции и задачи налоговой администрации Украины.

7. Счетная палата Верховной Рады Украины является постоянно действующим высшим органом государственного финансового контроля. Основными задачами Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной и расходной частями Государственного бюджета страны.

8. Национальный банк Украины является основной финансовой организационной структурой в сфере денежного обращения. Он регулирует кредитно-денежную политику в стране, обращение денег в государстве.

9. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – организует функционирование рынка ценных бумаг.

10. Государственная комиссия по финансовым услугам – организует функционирование рынка финансовых услуг, в частности, рынок страховых услуг.

11. Прочие финансовые органы государства, финансовые посредники. Сюда входят: фондовые биржи и торгово-информационные системы, банки, кредитные союзы, страховые компании, Пенсионный и другие фонды, а также прочие финансовые институты и учреждения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить