Лекции по экономическим темам сборник

Лекция 7. Рынок, управленческие консультирования.

1. Сущность и содержание управленческого консультирования.

2. Консультационное обслуживание в сельском хозяйстве развитых стран.

3. Практика деятельности информационно-консультационных центров в сфере АПК Украины.

1. Сущность и содержание управленческого консультирования.

В условиях современной трансформации механизмов управления в механизмы хозяйствования необходим новый подход к информационному обслуживанию товаропроизводителей.

Производителям сельскохозяйственной продукции, руководителям предприятий, обслуживающих АПК для принятия обоснованных решений в соответствии с ситуацией на рынке в каждый конкретный момент необходима исчерпывающая информация, связанная практически со всеми аспектами их деятельности.

За последние годы в нашей стране заметно повысился интерес к управленческому консультированию. Руководители сельскохозяйственных формирования в условиях реформирования экономики, встретившись со многими новыми проблемами, стали настойчивее искать консультантов. С другой стороны, представители науки, накопившие определенный потенциал управленческих идей и разработок, увидели, что появились возможности их реализовать: в форме информационной и консультационной деятельности.

“Управленческое консультирование – это профессиональная помощь руководителям в решении сложных нестандартных проблем. Управленческое консультирование – это принципиально неформальная деятельность, являющаяся в большой мере искусством. Его нормирование и регламентация - его гибель как особой деятельности” .

Можно выделить два основных подхода к консультированию, которые дополняют друг друга. В первом подходе используется функциональный взгляд на консультирование. Под процессом консультирования понимают любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры, задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.

Второй подход к консультированию, как особой профессиональной службе, состоит в том, что это служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.

Первоначально консультирование возникло на основе движения научного управления и концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда, изучении трудовых движений и затрат времени, устранении отходов и снижения издержек производства.

Многие руководители хорошо знают, где в организации узкие места, где имеются или могут возникнуть проблемы. В таких случаях возникает необходимость привлечения консультанта по управлению, который может увидеть ситуацию глубже и шире, поможет осуществить необходимые мероприятия.

Консультант по управлению — это прежде всего профессиональный высококвалифицированный советчик, обладающий обширными и основательными знаниями, умением и опытом в области проблем функционирования организации, умеющий эффективно использовать свои знания, умения и опыт при анализе и решении практических проблем.

Профессиональный консультант — это человек, который специализируется на помощи руководителям. Консультирование для него – постоянная работа. Профессиональные консультанты подразделяются на внутренних и внешних. В их работе много общего, но их положение по отношению к консультируемому объекту и способ осуществления консультационной деятельности существенно отличаются.

Профессиональными внутренними консультантами являются штатные специалисты, которые входят в состав консультируемой организации и оказывают помощь руководителям в пределах данной организации. В их работе не всегда ярко проявляется действительное содержание и характер консультационной деятельности. В полной мере они могут проявиться только во внешнем консультировании.

Профессиональный внешний консультант — это высококвалифицированный специалист в какой-либо области, получивший основательную подготовку по управленческому консультированию и не входящий в состав консультируемой организации. Внешний консультант не всегда ждет, когда к нему обратятся за помощью, он иногда и сам проявляет инициативу и подыскивает руководителей, которым может оказать свои услуги.

Конфиденциальность услуг является одним из ключевых моментов, обеспечивающих большую популярность внешних консультантов.

Существует множество путей разделения процесса консультирования или цикла на основные фазы (от трех до десяти). Целесообразно использовать простую пятифазную модель: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение и завершение. Каждая из фаз, ее характер, содержание и число которых зависят от специфики организации.

Табл. 1. Стадии управленческого консультирования

Фазы

Подфазы

1. Подготовка

Первый контакт с клиентом

Предварительный диагноз проблем

Планирование задания

Предложения клиенту относительно задания

Контракт на консультирование

2. Диагноз

Обнаружение фактов

Анализ и синтез фактов

Детальное изучение проблемы

3. Планирование действий

Выработка решений

Оценка альтернативных вариантов

Предложения клиенту

Планирование осуществления решений

4. Внедрение

Помощь в осуществлении

Корректировка предложений

Обучение

5. Завершение

Оценка, конечный отсчет, расчет по обязательствам, планы на будущее, уход консультанта

Существует ряд методов, используемых в консультационной деятельности, но чаще всего применяются те, которые используют руководители в своей повседневной работе, т. е. беседа с людьми, изучение документов, участие в совещаниях, изучение статистических материалов, проведение сравнений. В последние годы увеличилось использование анкет, тестов, различных методов анализа и т. д. Распределение этих методов между этапами процесса управленческого консультирования носит в какой-то мере условный характер, так как многие методы универсальны, т. е. могут быть использованы на нескольких или даже на всех этапах консультирования.

Система целенаправленного использования достижений научно-техни­ческого прогресса в сельскохозяйственном производстве стала развиваться в ряде стран уже в конце XIX века. Основными направлениями развития таких систем стали консалтинговые службы “экстеншн”.

Под консалтингом понимается консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу вопросов экономической деятельности предприятий, фирм, организаций, в том числе во внешнеэкономической сфере. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т. д.), цен мировых товарных рынков, по оценке условий экспортно-импортных операций, по созданию совместных предприятий, проведению комплекса маркетинговых исследований и разработке маркетинговых программ. “Экстеншн” представляет собой службу информации, обучения и распространения знаний. Это система сознательной передачи информации для формирования обоснованного мнения и принятия правильных решений.

Консалтинговые службы и службы “Экстеншн” призваны способствовать созданию информационной системы АПК, с помощью которой достигается реализация современных технологий в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности, более эффективно функционируют рыночные механизмы в аграрном секторе экономики.

По признаку самостоятельности статуса консультационная деятельность может быть организована в несамостоятельных оргструктурах и самостоятельных фирмах.

Первые образуются в виде специализированных консультационных подразделений компаний (организаций), для которых управленческое консультирование не является основным видом деятельности. Такие подразделения формируются в исследовательских компаниях и корпорациях по производству оборудования для оказания консультационных услуг, которые в какой-то степени связаны с основной деятельностью, способствуя тем самым повышению эффективности предприятия. Так, исследовательская компания по основному виду своей деятельности ведет изучение состояния и прогнозирование отрасли или рынка сбыта. По заказу какого-либо клиента консультационное подразделение этой компании может выполнить индивидуальный заказ, касающийся конкретного товара или сегмента рынка. Аудиторские компании, осуществляющие независимую проверку хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций, обычно имеют в своем составе консультационные подразделения по проблемам управления. Консультационные подразделения по заказу клиента могут разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в организациях клиентов, предусматривая устранение выявленных недостатков.

К несамостоятельным оргструктурам также относятся компании, образовавшие у себя внутрифирменную консультационную службу (внутренние консультанты). Такая служба оказывает эффективную помощь в решении широкого круга проблем по совершенствованию управления своей организацией. Однако в случае возникновения “нестандартных” ситуаций внутренние консультанты могут не справиться с возникшими трудностями. Такие обстоятельства складываются из-за недостаточно высокой квалификации внутренних консультантов, ибо они оторваны от окружающего мира, теряют остроту восприятия и не имеют того опыта, которым располагают консультационные фирмы.

Внешнее консультирование ведут также специализированные подразделения высших учебных заведений. Консультационная деятельность является для них самостоятельным и основным видом деятельности.

По признаку собственности выделяются следующие типы фирм: частные, партнерские, общества с ограниченной ответственностью и государственные. Частные фирмы наиболее распространены в зарубежном консультационном бизнесе. Так, в Японии их насчитывается до 60 % от общего количества фирм, в США – более половины. Владельцем частной фирмы является одно лицо – квалифицированный управленец, чаще всего преподаватель университета. Он же является и единственным консультантом в своем предприятии. Кроме того, в штате фирмы может работать 1-2 вспомогательных работника. Такие фирмы отличаются высокой степенью специализации в консультировании и мобильностью в выполнении заказов. Однако они не могут выполнять услуги по разработке крупных проектов.

Партнерская фирма (полное товарищество, общество с полной ответственностью) – єто организация закрытого типа с полной ответственностью владельцев за результат своей деятельности (только в пределах внесенного капитала в уставный фонд, причем эти взносы могут носить паевую или акционерную форму).

Государственные консультационные фирмы (или подразделения) входят в состав правительственных структур, финансируются полностью или частично за счет государственного бюджета. Обычно такие фирмы в соответствии с правительственными программами обеспечивают бесплатное обслуживание не только отдельных предприятий, но и отраслей экономики.

В переходный к рынку период следует использовать государственную консультационную службу, которая может организационно входить в Министерство аграрной политики, создаваться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях. Преимущество такой организации — быстрая передача управляющей и специальной информации, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.

Такие вопросы, как подготовка программ приватизации, оценка имущества, реформирование предприятия, должны стать прерогативой консультационных, поддерживаемых государством, фирм. Другие виды консультативной деятельности (бухгалтерское, правовое, техническое или финансовое обслуживание) могут выполнять частные фирмы, специалисты которых должны иметь профессиональные сертификаты, выданные соответствующим министерством или центром.

Консультационные фирмы по численности консультантов в организации классифицируются на малые (до 25 чел.), средние (25-100 чел.) и крупные (свыше 100 чел.).

2. Консультационное обслуживание в сельском хозяйстве развитых стран

Наиболее развитой, мощной и эффективной системой информационного обеспечения аграрного сектора в мире является американская модель. Здесь существует несколько типов информационных учреждений. Это государственные центры и частные службы фермерских объединений, промышленных и торговых фирм. Они служат разным целям, обслуживают широкий круг пользователей, предоставляют им информацию в различной форме, но всех их объединяет стремление во что бы то ни стало удовлетворить все возрастающие информационные потребности и запросы своих клиентов (предоставление консультационной и практической помощи).

К государственным органам принадлежат информационные подразделения Министерства сельского хозяйства США, зональных управлений штатов. Организационное и методическое руководство сосредоточено в управлении информации Министерства сельского хозяйства, национальной сельскохозяйственной библиотеке, национальной аграрной статистической службе, службе аграрного маркетинга, службе экономических исследований, службе аграрных исследований и распространения сельскохозяйственных знаний. В составе Министерства сельского хозяйства существует специальная служба сбора и распространения информации “Экстеншн”. Она организует работу созданных при университетах штатов специальных институтов информационно-сервисного обслуживания фермеров и населения по вопросам рационального ведения сельского хозяйства. Каждый из этих институтов имеет свои офисы численностью 3-5 человек в округах. При каждом из офисов службы организованы советы, в которые наряду с работниками служб входят ведущие консультанты и представители фермерских союзов и ассоциаций, избранные представители фермеров и населения. Для квалифицированного консультирования привлекаются ведущие специалисты университетов, которые наряду с обучением студентов (20-30% времени), большую часть времени расходуют на консультирование в сети и по программам института (30-40% времени), а также проводят исследования по заказу Министерства сельского хозяйства США и Министерств штатов.

Ведущие консультанты штатов по вопросам управления, животноводства, растениеводства, маркетинга изучают потребности в консультационных услугах фермерских хозяйств и их союзов, а также населения и на этой основе планируют свою деятельность как по штату в целом, так и по каждому из округов. Эти планы согласовываются с фермерскими союзами и обговариваются на заседаниях совета, организованных при офисах службы. Проекты планов консультационной службы штата подаются Министерствам сельского хозяйства штатов и страны, где они дополняются мероприятиями общегосударственного и территориального характера.

Финансирование запланированных мероприятий осуществляется из трех источников: централизовано Министерством сельского хозяйства США (30-40%), Министерством сельского хозяйства штата (40-60%), а также фермерскими союзами и объединениями (10-20%). В этих планах находят отражение мероприятия по повышению квалификации и обучению фермеров и населения, распространению научно-технической, рыночной и прогнозной информации, оказанию индивидуальных консультационных услуг, проведению исследований и разработке рекомендаций согласно с потребностями на плановый год.

Повышение квалификации и обучение фермеров и населения организуется в основном работниками офисов в округах и состоит в организации и проведении краткосрочных курсов по конкретным проблемам ведения сельского и домашнего хозяйства. Для проведения обучения привлекаются ведущие профессоры-консультанты университетов. Курсы проводятся, как правило, в специально подготовленных помещениях или на полях фермерских хозяйств (в основном без отрыва от производства) в вечерние часы, в выходные дни, в определенные дни месяца.

Распространение научно-технической, рыночной и прогнозной информации преследует цели оперативного информирования фермерских хозяйств и населения. Сотрудники информационной службы находятся в постоянном контакте с фермерами и доводят до них сведения об изменениях в агропромышленном комплексе. Информация доводится путем публикации статей в специальных газетах и журналах для фермеров, выпуска и рассылки фермерам информационных листков (подразделения “Экстеншн” имеют хорошую полиграфическую базу), выступлений сотрудников по телевидению и радио, проведения дней фермеров, организации семинаров и т. д.

Министерство издает множество информационных бюллетеней по всем аспектам сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, пользующихся большой популярностью в деловых кругах АПК, у научных работников, у фермеров и расходящихся большими тиражами по всей стране.

Индивидуальная консультационная помощь организуется с помощью конференций в округах и штатах, на которых ведущие специалисты службы и административные службы округов и штатов рассказывают фермерам о ситуации в производственной и маркетинговой сфере, обговаривают пути решения проблем, которые возникают в процессе их деятельности. Исследования и разработка рекомендаций ведется по требованиям фермерских союзов и объединений (по их заказу). Исследования проводятся как специальными исследовательскими фирмами, так и очень часто в сотрудничестве с фермерами на их фермах. Обязательна аттестация консультантов, при которой эффективность работы консультантов оценивается самими фермерами в обстановке гласности.

Консультационные услуги оказываются бесплатно (в отличие от частных консультационных фирм), поскольку на вопросы фермеров, используя электронную почту, отвечают специалисты — работники вузов, а материальное обеспечение осуществляется частично на федеральном уровне, а частично на уровне штатов. Благодаря данной службе, в сельском хозяйстве своевременно внедряются новейшие технологии. Квалифицированное юридическое и экономическое обслуживание позволяет фермерам и предпринимателям действовать строго в рамках законодательства, имея при этом максимальную выгоду для своего производства. Служба позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства и дополнительных материальных затрат; а также оказывает реальную помощь государству в обеспечении занятости населения.

Созданию информационных систем оказывает финансовую поддержку Министерство сельского хозяйства США, которое работает над организацией единой национальной сельскохозяйственной информационной службы. Имеется единый национальный информационный банк по сельскому хозяйству.

Пропагандой передового опыта занимаются и коммерческие фирмы сферы переработки сельскохозяйственной продукции, и розничной торговли, имеющие в своем составе специализированные консультационные группы. Они своевременно реагируют на какие-либо ограничения услуг государственного сектора.

Большой популярностью пользуются и частные консультанты по разным проблемам управления производством, имеющие свои собственные объединения. Услуги частных консультантов платные, но консультанты возвращают фермерам затраты в случае неудачи при использовании их рекомендаций. Однако такая позиция оспаривается специалистами этих служб, так как зачастую трудно доказать насколько полно клиент (фермер) выполнил рекомендации консультанта.

Структура сети информационной и консалтинговой службы Франции является наиболее сложной и разветвленной. Система развития информатизации сельского хозяйства в том виде, в каком она принята во Франции, выходит за пределы понятия передачи знаний. Речь идет как об узком понимании этой деятельности (обучение, рекомендации и распространение знаний, прикладные исследования).

Национальная ассоциация сельскохозяйственного развития (ANDA) занимает привилегированное положение в этом сотрудничестве между представителями Министерства и профессиональных сельскохозяйственных организаций для определения следующих целей: программы прикладных исследований, консультационной и информационной деятельности для товаропроизводителей.

ANDA — это организация, связующая государство и профессиональные структуры, которая должна управлять национальным фондом сельскохозяйственного развития (создана в 1966 г.). Финансируемые ANDA программы объединяют конкретные действия, которые будут осуществлены различными органами развития, составляющими местную сеть поддержки сельхозпроизводителей (сельскохозяйственные палаты, профсоюзы, кооперативы, объединения производителей).

Средства, поступающие в ANDA, исходят на 80% от сельскохозяйственного сектора (налоги на продукцию (около 20%); налоги на незастроенные земли (около 15%); взносы сельхозпроизводителей (около 15%); прямые выплаты службам со стороны сельхозпроизводителей (около 25%); вклад кооперативов (около 15%)) и на 20% от государственных властей.

ANDA — ассоциация, подчиняющаяся законодательству о частных предприятиях и управляемая на паритетных началах административными органами и профессиональными структурами; именно так устанавливается согласованность их действий. В работе она объединяет на равных правах и представителей различных Министерств и профессиональные организации.

В 1991г. во Франции был принят новый закон, дающий право фермерам получать непрерывное образование. На уровне департаментов организация FAFEA (федерация по обучению фермеров) разрабатывает учебные планы на учебный год с учетом уровней подготовки обучаемых фермеров, а также принимает решение о финансировании этой программы.

В рамках непрерывного обучения FAFEA финансирует краткосрочные профессиональные стажировки, длительностью от 3 до 15 дней, программы которых определяются ежегодно с учетом запросов с мест. При этом фермер только частично участвует в оплате этой программы. Он вносит взнос в пределах от 92 до 459 франков в год (0,3% от дохода). В выплате взноса участвуют все члены семьи, работающие в хозяйстве.

Непрерывное образование является средством адаптации к изменяющемуся экономическому окружению для владельцев хозяйств, которые постоянно наращивают свои базовые технические знания, приобретенные в период начального образования.

Во Франции существуют центры управления и сельской экономики, являющиеся фундаментальными опорными структурами, которые добились признания хозяйств как самостоятельных предприятий. Центры, создаваемые самими производителями, представляют независимые от государства структуры, распространяющие современные экономические методы хозяйствования и управления. Центры управления образуют сеть, возглавляемую IGER (Национальным институтом управления и сельской экономики). В 1992г. в нее входило 108 автономных предприятий. Во главе каждого стоит правление, выбираемое членами центра. Оно определяет основные направления деятельности и обеспечивает представительство аграрников в других сферах.

Работники (агенты) центров дают консультации по управлению, берут на себя ведение бухгалтерского учета. Центры сотрудничают со специалистами юридической и налоговой служб для оказания необходимых консультаций по этим вопросам. Важным этапом в модернизации французского сельского хозяйства явилось внедрение и использование вычислительной техники для ведения бухгалтерского учета и контроля за бюджетом.

Центры управления предоставляют сельским товаропроизводителям комплекс внутренних услуг. Отношения строятся следующим образом: товаропроизводитель определяет степень и вид услуг, вступает по ним в конкретные отношения со своим консультантом. Для разных категорий хозяйств эти взаимоотношения неодинаковы. Помощь консультанта важна с точки зрения учета и определения последствий меняющихся социально-экономических условий.

В Нидерландах центральное место в консультационном обслуживании занимает также государственная служба внедрения. Региональные консультационные центры (их насчитывается в стране 38) имеют определенную специализацию: 4 – по проблемам земледелия, 10 – по плодоовощеводству, 6 – по свиноводству и птицеводству, 8 – комплексного обслуживания. Общая численность работающих составляет 1,5 тыс. чел.

Государство через службу “Экстеншн” проводит свою аграрную политику и влияет на процесс сельскохозяйственного производства информацией о новых технологиях, гибридах, средствах защиты и других новинках. В службе “Экстеншн” насчитывается примерно 13 тысяч экспертов. Финансирование идет на 50% из бюджета государства, остальное служба зарабатывает за счет своей деятельности.

Великобритания является пятым по масштабам производителем сельскохозяйственной продукции в Европе. Основными участниками в развитии информатизации сельского хозяйства являются государственные и частные фирмы. Однако в разных административно-территориальных единицах страны это участие не является тождественным. Государственная служба сельскохозяйственных консультаций и научных исследований объединяет Британский институт консультантов по сельскому хозяйству (BIAC), Королевский институт привилегированных экспертов, другие научные учреждения.

В Англии развитие сельскохозяйственного сектора обеспечивается ADAS (Agriculture Development and Advisory Service – Консультационный центр сельскохозяйственного развития). Это государственное научное объединение по консультационному обслуживанию, в котором работает около 7000 человек. В его составе 12 экспериментальных ферм, 11 экспериментальных центров по плодоовощеводству, служба по ветеринарии и животноводству с 12 лабораторными комплексами, а также служба фермерского хозяйства, которая имеет 6 региональных и 24 местных отделения, работающих непосредственно с фермерами.

28% затрат ADAS покрывается фермерами. Целью является достижение 50% финансирования за счет платных услуг. Более долгосрочная цель — полное самофинансирование. Агентство ADAS сохранило три направления в работе: распространение информации, исследования и развитие, работа на правительство. Работа по распространению информации относится к фермерам (60 тысяч клиентов), а также к широкому кругу клиентов из кооперативов. Около 30% работы направлено на непроизводителей, и эта сфера увеличивается.

В Шотландии распространение информации идет через университеты, а консультационное обслуживание фермеров возложено на колледжи. В Северной Ирландии информация распространяется напрямую через Министерство сельского хозяйства. Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные фирмы — от крупных многофункциональных до мелких узкоспециализированных. В частных фирмах агробизнеса консультационной деятельностью занимаются около 70 тыс. чел.

Известны три категории частных участников:

- Milk Marketing Board (ММВ – Торговая организация по молоку), которая, обладая монополией на сбор молока в Англии, выполняет огромный объем работы по предоставлению рекомендаций и технологической поддержки. Именно она обеспечивает контроль над производством молока и организует искусственное осеменение КРС. Она вступает в прямую конкуренцию с ADAS в вопросах технологической поддержки молочного сектора производства. Предлагаемые услуги во многом сходны с тем, что предлагает ADAS.

- Независимые консультанты, которые в прошлом работали в ADAS или ММВ, а теперь занимаются частной деятельностью, используя исключительно собственный опыт, работая со своими “группами” фермеров. Около двухсот человек объединены в ассоциацию — British Institute of Agriculture Consultant (BIAC — Британский Институт консультантов в сельском хозяйстве).

- Консультанты коммерческих фирм, использующие чисто коммерческие подходы. В любом случае, их роль в деле распространения технологий велика.

В Германии при федеральном Министерстве продовольствия, сельского и лесного хозяйства функционирует управление консультационного обслуживания и образования. Это управление осуществляет наблюдение за работой около 950 консультантов на уровне земель, 3000 консультантов на уровне округов (из них больше 700 совмещают работу консультантов с преподаванием в сельскохозяйственных школах). В большинстве земель сельскохозяйственные учебные заведения и консультационная служба объединены так, что специальные сельскохозяйственные школы берут на себя обязанности по организации курсов повышения квалификации.

Организаторами государственной консультационной службы выступают Крестьянские земельные союзы. Среди южно-немецких крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений. В северных землях внедрение консультационной службы возлагается на сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами.

Наряду с официальной или ведомственной консультационной службой функционируют также частные службы, создающиеся добровольными объединениями или ассоциациями фермеров, сбытовыми кооперативами, но под покровительством государства, которое субсидирует до 50% услуг частных консультантов. На начало 80-х годов насчитывалось более 580 частных консультационных обществ и фирм.

Консультирование производителей осуществляется группами консультационной службы. Число основных (государственных) групп консультационной службы значительно колеблется по отдельным объединенным землям. При организации групп определяются направления консультирования, группы обслуживают предприятия с родственным производством (свиноводство, скотоводство и т. д.) или с различными основными производственными отраслями. На одного консультанта группы приходится 15-40 клиентов.

Система сельскохозяйственного развития Италии состоит в том, что государство перекладывает ответственность за это на районные управления. Таким образом, районные управления имеют право создавать законы и подчинять им. Каждое районное управление имеет в своем составе заседателя (генерального секретаря) по сельскому хозяйству. Все районные заседатели объединяются под эгидой Министерства сельского хозяйства, чтобы определить основные направления сельскохозяйственной политики, произвести финансовое распределение в зависимости от региональных приоритетов. Провинциальные инспекторы по сельскому хозяйству (в среднем 4-5 на район), занимаются в основном внедрением национальных и коллективных положений (структурная политика).

В Дании профессиональная информация и ее распространение осуществляется на основе тесной кооперации между Парламентом, Правительством и профессиональной организацией. Они достаточно обеспечены службой советников, и координируются сельскохозяйственными производителями и профессиональными организациями: Федерацией сельскохозяйственных союзов и Федерацией союзов мелких предпринимателей Дании.

В Польше государственное консультирование, финансируемое из госбюджета, призвано выполнять одну из ключевых ролей в осуществлении политики государства в области сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции и по отношению к селу в целом смягчать возникающие проблемы, связанные с реформированием сельского хозяйства (доминирует организационно-экономическое консультирование).

Созданный в Польше Центр Сельскохозяйственного Консультирования (ЦСК) осуществляет сбор, обработку и передачу крестьянам информации о разработках институтов, а также рыночной информации (цены, спрос, предложение). Стали создаваться банки рыночной информации. Диапазон накапливаемой информации систематически расширяется, для многих видов информации были унифицированы методы их накопления и обработки. Поступающей информацией пользуются не только крестьяне, но и предприниматели, а также банки при принятии решений о предоставлении кредитов на новые начинания.

Особую роль на Украине приобретает управленческое консультирование в плане реализации Указа Президента «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики».

Нашим консультационным службам в первую очередь, особенно в период реформирования сельскохозяйственных предприятий, придется работать со слаборазвитыми, в экономическом отношении, хозяйственными формированиями, которые неплатежеспособны.

Кроме того, на пути реализации Указа есть ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с несовершенством наших законов и большой задолженностью реформируемых предприятий.

3.Практика деятельности информационно-консульта­ционных центров в сфере АПК Украины

Региональные информационно-консультационные центры создаются на базе научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских станций с 1995 г., как один из элементов информационной системы Украины.

Организационная структура службы предусматривает создание сети региональных (зональных, областных) информационно-консультационных центров (ИКЦ) и районных пунктов (ИКП), методическое руководство которыми возложено на главный информационно-консультационный центр.

Областные информационно-консультационные центры создаются как проводники государственной аграрной политики в АПК и координаторы научных, информационно-сервисных, производственных структур по повышению уровня информационно-аналитического и консультационного обслуживания

Ниже (рис. 9 и 10) представлена организационная схема информационно-консультационной и внедренческой службы на национальном и региональном уровне.

Работа специалистов областных ИКЦ акцентируется на апробации и внедрении новых технологий и систем машин, методическом руководстве работой консультантов, подготовке работников информационно-консультационных пунктов, создании региональных баз данных, систематизации и распространении передового опыта.

На первом этапе деятельность областного ИКЦ обеспечивается штатными работниками научно-исследовательского учреждения и привлеченными на договорной основе специалистами других научных учреждений и производственных формирований. Численность и структура центра определяется в зависимости от объемов работ, бюджетных средств.

С целью приближения к местам проживания и обслуживания деятельности товаропроизводителей и населения сельской местности, ИКЦ организуют районные информационно-консультационные пункты (2-3 специалиста). Их основная деятельность должна сосредоточиться на распространении научно-технической информации и передового опыта путем информирования, организации “дней поля”, семинаров, других мероприятий повышения квалификации без отрыва от производства. Районные ИКП создаются на базе реорганизованных районных управлений АПК, техникумов, школ управления, научно - исследовательских станций или в передовых сельскохозяйственных формированиях и в методическом плане подчиняются областным ИКЦ.

Созданию информационно-консультационные служб в Украине способствовала деятельность экспертов-консультантов европейских и американских проектов и фондов (Tacis, VОСА, Ноу-Хау, Евразия и др.), стремление этих проектов и фондов поддержать украинских инициаторов создания информационно-консультационных служб. Функции ИКЦ представлены на рис. 1.

Функции информационно-консультационой службы АПК Украины

Рис. 1. Функции информационно-консультационой службы АПК Украины

Большое значение имело также знакомство украинских специалистов с западными информационно - консультационными службами "Экстеншн". Так при содействии проектов Tacis были созданы ИКЦ в Кировограде, Мелитополе, Черновцах, Луганске, Львове. Английский фонд Ноу-Хау оказал содействие в организации деятельности ИКЦ в Одессе, Донецке, Днепропетровске, Тернополе. Немецкие эксперты оказали содействие в создании ИКЦ в Полтаве, Запорожье и Днепропетровске. Американские ученые и эксперты сотрудничают с создателями таких служб в Белой Церкви, Житомире, Киеве, Мелитополе. Работа американскими учеными велась чаще всего через вузы.

Возникали центры и по инициативе “снизу” при фермерских ассоциациях. К числу первых нужно отнести Херсонский ИКЦ, сформировавшийся при областной ассоциации фермеров, и Западно-украинский (в сельскохозяйственном техникуме в пос. Залищики), созданный по инициативе Тернопольской и Черновицкой ассоциации фермеров.

В Украине более 20 информационно-консультационных центров, расположенных в различных регионах страны. Под эгидой и при поддержке экспертов-консультантов проектов Tacis и Ноу-Хау состоялись обучающие семинары для руководителей и работников информационно-консультационных центров Украины. Совместная деятельность зарождающейся новой службы Украины остро нуждалась в координации деятельности. В роли координаторов информационно-консультационной службы выступили эксперты проектов Tacis и фонда Ноу-Хау. В 1997 г. для координации деятельности всех информационно-консультационных центров Украины была сформирована Ассоциация ИКЦ “Зеленая сеть”, избран координационный совет ИКС.

Своей деятельностью Ассоциация обеспечивает: разработку политики и стратегии развития центров и содействие в создании новых; выполнение представительских функций; организацию обучения персонала ИКЦ; распространение методик, информационных продуктов, в том числе создание собственных баз данных и использование уже существующих; защиту интересов членов Ассоциации.

В последние годы широко ведется сотрудничество центров по развитию сельхозкооперации при помощи активной поддержки проектов Тасis. Проводятся семинары, обмен специалистами центров, учебные поездки. Во время проведения учебных мероприятий рассматривались и изучались разные аспекты: популяризация кооперативной идеи, формирование инициативных групп, создание кооперативов, разработка правил внутреннего распорядка, экономических взаимоотношений в кооперативе и др.

Формы и направления деятельности сформировавшихся ИКЦ большей частью определяются спецификой деятельности западных проектов-доноров и проблемами регионов. Херсонский, Кировоградский и Днепропетровский центры начинали с издательско-рекламной, консультационной деятельности и краткосрочных обучающих семинаров по правовым вопросам и бухгалтерскому учету. Западно-украинский и Кицманский (Черновицкая область) ИКЦ специализируются на оказании технологической помощи сельскохозяйственным производителям по овощеводству, животноводству, проводят технологические опыты.

Созданные центры отличаются друг от друга юридическим статусом, предлагаемыми услугами, специалистами и опытом работы в сфере оказания консультационных услуг.

Основной контингент работников информационно-консультацион­ных центров и информационно-консультационных пунктов — специалисты-консультанты (агрономы, зоотехники, экономисты, бухгалтеры), которые свою работу сосредоточивают на практической помощи фермерам и руководителям сельскохозяйственных формирований. Информацию, необходимую для работы, они получают, обучаясь на курсах повышения квалификации консультантов, принимая участие в работе семинаров областных ИКЦ, используя соответствующие организационно-методические материалы и консультируясь с ведущими учеными и специалистами.

Работа информационно-консультационных и внедренческих центров и пунктов должна планироваться (составление годовых и квартальных планов). Исполнителями работ, предусмотренных планом, должны быть не только штатные работники центра, но и привлеченные из научно-исследовательских учреждений, вузов, техникумов квалифицированные эксперты-консультанты с тем, чтобы наладить качественное сервисное обслуживание производственных формирований. Информационно-консультацион­ные центры (а также информационно-консультационные пункты) заключают контракты со штатными работниками или привлеченными специалистами на условиях временного творческого коллектива, а также другие трудовые договоры подряда для выполнения работ, предусмотренных основной деятельностью ИКЦ (ИКП).

Табл. Сравнительная характеристика основных центров – членов «Зеленой сети» Скачать Таблицу в Word

Список использованных источников

1. Алешникова В. Современные тенденции развития управленческого консультирования // Российский экономический журнал. –1997. -№10. –С.66-74.

2. Грачев О. Формирование массива информационных материалов для консультационного обеспечения предприятий АПК // Экономика Украины. -1998, -№2. - С.86-87.

3. Дудченко В. С. Консультирование - неформальная деятельность // ЭКО. -1988. -№11. - С.105-113

4. Информационно-консультационная служба АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998. ‑№8. - C.51-53.

5. Карсенти А. Центры управления в сельском хозяйстве Франции // АПК: Экономика, управление. -1992. -№12. - С.58-59.

6. Князьков А. А., Кузнецов Н. Г, Бычков М. Ф., Беляков А. М. Становление сельскохозяйственного консультирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997. № 5. - С.56-59.

7. Колотов Л., Демишевич Г. Информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей // АПК: Организация управления и маркетинга. -1996. -№ 7. -С.20-24.

8. Кропивко М. Ф. Яким має бути інформаційне середовище агропромислового виробництва// Економіка АПК. -1997. -№11. - С.31-37.

9. Кропивко М. Ф., Бувейрон К. Реформування інформаційної системи агропромислового комплексу України // Економіка АПК. –1995. -№7. - С.40-44.

10. Кропивко М. Ф., Коваленко Ю. С., Дудка К. С. Інформаційна підтримка державного управління сільським господарством // Економіка АПК. -1996. -№9 - С.3-9.

11. Лазовский В., Литвак А., Ипп Л. Консультационная служба АПК // АПК: экономика, управление. -1997. -№ 11. - С.33-40.

12. Лобанов Н. И. Информационно-консультационное обеспечение государственного управления АПК // Економіка АПК. –1999. -№4. С.53-57

13. Полутина Т. Н. Опыт создания учебно-консультационной службы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998. - № 8. - С.20-21.

14. Скирта Б. К. Функції інформаційно-консультаційної служби АПК України // Економіка АПК. -1995. -№8. - С.50-53.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить