Лекции по экономическим темам сборник

Лекция на тему: Внешняя среда хозяйствования предприятий

1. Понятие и характеристики внешней среды хозяйствования

2. Внешняя среда косвенного воздействия

3. Внешняя среда прямого воздействия

1. Понятие и характеристики внешней среды хозяйствования

Успех или неудача функционирования предприятия определяется его способностью удовлетворять потребности общества. Поэтому используемые предприятием ресурсы и процесс их переработки должны быть максимально ориентированы на конечный результат – удовлетворение потребностей потребителей. Открытость и взаимодействие предприятия с внешней средой, таким образом, определяются такими основными процессами: 1) получение ресурсов из внешней среды (вход); 2) превращение ресурсов в продукт; 3) передача продукта во внешнюю среду (выход). Схематично предприятие как открытую систему можно представить в виде:

Предприятие как открытая система

Рис. 1. Предприятие как открытая система

Внешняя среда хозяйствования – это совокупность разнородных по своей природе факторов, оказывающих прямое либо косвенное воздействие на хозяйственную деятельность предприятия.

Основными характеристиками внешней среды являются:

- взаимосвязь и взаимообусловленность факторов – факторы внешней среды действуют не изолировано, а взаимодействуя друг с другом; поэтому необходимо учитывать, что изменение одного фактора прямо либо опосредовано изменяет состояние других факторов;

- сложность внешней среды – множество факторов, которые предприятию необходимо учитывать в своей деятельности, а также разнообразие конкретных проявлений факторов;

- динамичность (подвижность) среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия (для предприятий различных отраслей или даже структурных подразделений одного предприятия динамичность среды будет неодинаковой);

- неопределенность среды - это функция количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в надежности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Неопределенность снижает способность предприятия прогнозировать будущее состояние внешней среды, а, следовательно, и эффективность принимаемых управленческих решений.

Свойства внешней среды обусловливают необходимость непрерывного мониторинга ее составляющих и их учета при планировании тактической и стратегической деятельности предприятия с целью своевременной адаптации к внешним изменениям и минимизации возможных рисков.

Внешняя среда хозяйствования включает в себя два уровня (рис. 2): макросреду (среду косвенного воздействия) и микросреду (среду прямого воздействия). Микросреда представлена субъектами, с которыми предприятие взаимодействует непрерывно. Это взаимодействие имеет двойственный характер: с одной стороны микросреда непосредственно влияет на принятие решений менеджментом предприятия, с другой - само предприятие может активно влиять на микроокружение. Макросреда представлена сложно прогнозируемыми факторами, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность предприятия. При этом, индивидуальные предприятия, как правило, не могут существенно влиять на состояние макроокружения.

Внешняя среда хозяйствования предприятия

Рис.2. – Внешняя среда хозяйствования предприятия

2. Внешняя среда косвенного воздействия

Макросреду формируют такие компоненты как: экономическая, демографическая, политико-правовая, технологическая, социальная и глобальная.

Особенно сложным и важным компонентом макроокружения для предприятия являются экономические условия, которые характеризуются такими параметрами как: уровень инфляции, ставка процента, дефицит или профицит торгового баланса, дефицит или профицит бюджета, величина валового внутреннего продукта, уровень безработицы, нормы налогообложения и др. Все эти факторы влияют на успех организации, так как определяют стоимость экономических ресурсов, используемых предприятием, и способность потребителей приобретать определенные товары и услуги. Очевидно, что благоприятный экономический климат создает реальные возможности для роста в отраслях народного хозяйства и наоборот.

Экономические ресурсыресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: трудовые ресурсы или труд; инвестиционные ресурсы или капитал; природные ресурсы; предпринимательские способности; информация (специфической формой информации является технология); знания.

Характер макро- и микросреды, как и функционирование самого предприятия, определяются деятельностью людей. Отсюда состояние демографической и социо-культурной компоненты имеет всепроникающее воздействие.

Демографическая среда определяется такими компонентами как численность населения, его половозрастной состав, этническая структура, рождаемость и смертность, степень мобильности населения, географическое распределение по территории страны. Социо-культурные факторы включают совокупность жизненных ценностей, традиций, обычаев, верований людей. Рассматриваемые компоненты с одной стороны определяют качественный и количественный состав трудовых ресурсов, с другой – оказывают значительное влияние на выбор предприятием целевой аудитории потребителей, а также видов производимых товаров и услуг.

Не менее сложным и важным компонентом макроокружения предприятия является политико-правовая среда. Уровень политической стабильности, степень прогнозируемости и открытости проводимой в стране политики, ориентация на поддержку отечественного бизнеса создают соответствующие условия для осуществления предпринимательской деятельности в отраслях народного хозяйства и определяют квоту доверия к органам государственной власти, как со стороны населения, так и со стороны международного сообщества.

Правовая компонента регламентирует правила осуществления хозяйственной деятельности предприятий, представляя собой нормы действующего законодательства. Уровень регуляторной нагрузки на предприятие (включая процедуру создания и ликвидации предприятия, получение разрешений, уровень налогообложения, периодичность проверок контролирующими органами и др.), а также возможность правовой защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности могут, как сдерживать, так и стимулировать развитие предпринимательства и рост экономики.

Технологическая компонента непосредственно связана с развитием науки и техники. Для предприятия с одной стороны это может открыть возможности по совершенствованию используемых технологий, улучшению производимого продукта, переориентации на новый продукт и повысить его конкурентоспособность, с другой - несвоевременная реакция на достижения научно-технического прогресса может привести к потере предприятием своих позиций на рынке.

Интенсивные процессы глобализации усиливают влияние глобальной компоненты макроокружения на поведение и эффективность функционирования предприятий во всех отраслях народного хозяйства.

Глобализация процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это предполагает усиление взаимодействия стран в сфере торговли, перемещения капитала, человеческих и информационных ресурсов, стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

Вызывая изменения общего состояния экономики страны (объем и динамика ВВП, уровень инфляции, стоимость и доступность кредитных ресурсов, уровень безработицы и др.), глобальная экономическая, глобальная технологическая и глобальная политическая компоненты могут сдерживать либо стимулировать экономический рост и, соответственно, активность субъектов предпринимательской деятельности.

3. Внешняя среда прямого воздействия

Микросреду предприятия формируют так называемые конкурентные силы (покупатели; поставщики; существующие, потенциальные и непрямые конкуренты), а также посредники, местные органы государственной власти, общественные организации и другие субъекты, находящие в непосредственном взаимодействии с предприятием.

Покупатели предъявляют спрос на товары (услуги) предприятия и задают ориентиры его текущей и будущей деятельности в отношении цены, качества товара (услуги) и процесса обслуживания, которые способны наилучшим образом удовлетворить их запросы.

Поставщики являются источником экономических ресурсов, необходимых предприятию для производства товара или услуги. Цена, качество и своевременность поставок ресурсов влияют на величину прибыли, получаемой предприятием. Чем больше поставщиков в отрасли, тем меньше риск их негативного влияния на деятельность предприятия.

Поведение существующих конкурентов определяет интенсивность конкурентной борьбы. Интенсивное соперничество заставляет участников вступать в ценовые, исследовательские и рекламные войны, результатом которых, скорее всего, будет рост издержек и снижение прибыли предприятия.

Потенциальные конкуренты – это возможные соперники предприятия (новые участники), которые могут появиться на рынке. Вероятность их появления тем выше, чем ниже барьеры входа в отрасль (размер первоначального капитала, необходимость получения лицензий, патентов и др.). «Новички» стремятся отвоевать долю рынка уже существующих участников и повышают интенсивность конкуренции.

Непрямые конкуренты – это поставщики товаров-заменителей или субститутов, на которые могут переключиться покупатели, как правило, вследствие роста цен на основной товар. Непрямые конкуренты ограничивают цены предприятия и снижают уровень его прибыли.

Посредники – это субъекты каналов распределения продукции предприятия. Чем больше посредников и чем выше их сила, тем в меньшей степени предприятие может участвовать в процессе ценообразования на произведенную им продукцию. В такой ситуации предприятие вынуждено продавать свою продукцию по заниженным ценам, а конечные потребители – покупать эту продукцию по ценам, завышенным надбавкой посредников.

Местные органы власти являются проводниками государственной политики на уровне региона, определяют приоритетные направления, содержание и объемы финансирования региональных программ развития, оказывая конструктивное или деструктивное воздействие на развитие предпринимательской деятельности в конкретном регионе.

Практика доказывает, что успех предприятия на две трети зависит от состояния внешней среды. Так как скорость внешних изменений значительно превышает скорость реакции управленческого персонала предприятия на эти изменения, необходим переход от реактивной модели развития, когда поведение рыночного субъекта было результатом приспособления к требованиям среды, к проактивной, опережающей модели. Статус субъекта действия предусматривает проведение всестороннего анализа внешней среды прямого и косвенного воздействия, прогнозирования ее изменений, и их учета в тактической и стратегической деятельности предприятия. Следствием такого анализа и прогноза являются активные рыночные действия и внутренние организационные изменения, направленные на формирование конкурентных преимуществ, необходимых в прогнозируемом будущем.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскрыть сущность предприятия как открытой системы.

2. Дайте определение внешней среды и ее составляющих.

3. Дайте характеристику свойств внешней среды.

4. Определите понятие среды косвенного воздействия и дайте характеристику ее составляющих.

5. Определите понятие среды прямого воздействия и дайте характеристику ее составляющих.

6. Для чего необходим анализ внешней среды?

Литература к главе

1. Экономика предприятия : учебник / под ред. В. М. Семенова. - Издательство «Питер», 2008. – 416с.

2. Экономика предприятия: учебник / под общ. ред. д-ра екон. наук, проф. С. Ф. Покропивного. — Пер. с укр. 2-го перераб. и доп. изд. — К.: КНЭУ, 2003. – 608с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить