Лекции по экономическим темам сборник

ПЛАН

1. Экономическая сущность местных финансов.

2. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления.

3. Доходы и расходы местных бюджетов.

4. Сбалансированность местных бюджетов.

1, Экономическая сущность местных финансов.

Формирование в Украине финансовой системы, соответствующей условиям рыночного хозяйства, стала важным фактором и основной причиной развития местных финансов.

Местные финансы – это система формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для обеспечения местными исполнительными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных правительством страны.

В состав местных финансовых ресурсов включаются:

1) финансовые ресурсы местных органов власти (местный бюджет и целевые фонды);

2) финансовые ресурсы предприятий коммунальной формы собственности.

За счет местных бюджетов финансируется 80% расходов на социальную защиту населения и около 70% расходов на социально-культурные мероприятия. Основная часть бюджетных ресурсов местных органов самоуправления сконцентрирована на уровне районов, поселков, сел (около 70%). Целевые фонды используются на определенные мероприятия, предусмотренные планом социально-экономического развития данной территории.

Местные финансы как система включают в себя несколько основных взаимосвязанных структурных элементов: расходы, доходы, способы формирования доходов, местные финансовые институты, субъекты, объекты, взаимоотношения между субъектами финансовой системы.

Расходы являются главным элементом системы местных финансов, так как благодаря им осуществляется финансирование функций и задач, возложенных на местную власть. Наличие соответствующих расходов местных финансов является основой для формирования доходов местных финансов. Методы и источники формирования доходов обусловлены характером и особенностями экономической системы. Закономерным явлением есть то, что основным источником формирования доходов местных органов власти в большинстве стран есть местные налоги и сборы, а также коммунальные платежи, доходы от коммунального имущества и земли, доходы от деятельности коммунальных предприятий, привлечение кредитных ресурсов и мобилизация средств за счет коммунальных займов, трансфертных платежей.

Местные финансы – это особенная форма финансовых отношений, которая развивается как в экономических, так и в правовых, политических формах. Развитие таких отношений непосредственно связано с деятельностью субъектов этих отношений.

Главным субъектом этих отношений является территориальная община села или нескольких сел, поселков или городов и органы местного самоуправления. К субъектам системы местных финансов принадлежат государство в лице органов управления и власти на местах, а также юридические и физические лица в сфере финансов местных органов власти.

Объектом системы местных финансов являются финансовые ресурсы, которые мобилизуются, распределяются и используются местными органами власти для выполнения возложенных на них функций и задач.

Значение и роль местных финансов и их влияние на экономику и социальную сферу проявляется в таких функциях:

1. Распределительная. За счет распределения части ВВП страны или валового регионального продукта через систему местных финансов, их распределения и перераспределения обеспечивается социально-экономическое развитие территориальных общин.

2. Фискальная. Местные финансы являются фискальным инструментом, который позволяет обеспечивать необходимыми ресурсами исполнение задач местными органами власти.

3. Обеспечение общественных услуг. Местные финансы являются инструментом обеспечения общественных услуг. Местные органы власти являются институтом, который предоставляет и несет ответственность за предоставление общественных услуг гражданам страны. Их масштабы и эффективность напрямую зависят от состояния финансов органов местного самоуправления.

4. Обеспечение экономического роста. Местные финансы являются инструментом обеспечения экономического развития территориальной общины.

5. Контрольная. Органы местного самоуправления осуществляют контроль над формированием и использованием средств местного бюджета и целевых фондов, а также деятельность коммунальных предприятий.

В соответствии с объемами полномочий местного самоуправления строится система местных финансов, т. е. определяются их величина в общегосударственных показателях, прежде всего, в валовом внутреннем продукте страны.

2. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления

Главным звеном местных финансов являются местные бюджеты. В них сосредоточено более 80% всех финансовых ресурсов местных органов власти.

Местные бюджеты – это экономическая категория, которая характеризует отношения между различными субъектами (государством, юридическими и физическими лицами, территориальными общинами) по поводу формирования, распределения и использования денежных средств для обеспечения функционирования местной власти различного уровня.

Местные бюджеты можно рассматривать: во-первых, как экономическую категорию, которая проявляется в системе финансовых отношений на местном уровне; во-вторых, как сумму денежных средств, сформированную в виде денежного фонда местного уровня для обеспечения органов местной власти соответствующими ресурсами; в-третьих, как систему распределения и использования денежных средств по целевым программам для удовлетворения потребностей населения регионов, городов, районов, поселков и сел, выполнения местной властью своих функций; в-четвертых, как финансовый план развития территориальных общин АР Крым, областей, городов, районов, поселков, сел.

Доходная часть местного бюджета отражает результаты работы предприятий, организаций и прочих субъектов хозяйствования, функционирующих на данной территории, доходы населения и их готовность платить налоги и сборы в местные бюджеты. Расходная часть местных бюджетов показывает состояние местного жилищно-коммунального хозяйства, определяет направления расходования местных бюджетов, экономические и социальные программы, которые реализует местная власть для удовлетворения потребностей населения данной территории.

Рассматривая систему местных бюджетов можно в их составе выделить три уровня:

Уровень 1. К этому уровню относят бюджет АР Крым, областные бюджеты; бюджеты городов республиканского подчинения.

Уровень 2. К этому уровню относят районные бюджеты; бюджеты городов областного подчинения с районным подразделением; бюджеты городов областного подчинения без районного подразделения.

Уровень3. К этому уровню относят бюджеты городов районного подчинения; бюджеты поселков; бюджеты сел; бюджеты районов в городах.

Как система финансовых отношений, местные бюджеты характеризуют:

1) отношения между органами местного самоуправления и хозяйственными структурами, функционирующими на данной территории;

2) отношения между местной властью и населением данной территории, при мобилизации и расходовании средств местных бюджетов;

3) отношения между органами местной власти разных уровней по распределению финансовых ресурсов;

4) отношения между местными бюджетами и Государственным бюджетом.

Сегодня Бюджетным кодексом установлены четкие правила формирования и использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления:

А) самостоятельность формирования собственных бюджетов;

Б) запрет создания внебюджетных фондов органами государственной власти;

В) закрепление источников доходов между Государственным и местными бюджетами;

Г) обоснованный подход к определению межбюджетных трансфертов;

Д) отрегулированный механизм выравнивания расходного потенциала местных бюджетов;

Е )формирование рынка местных заимствований;

Ж) формирование бюджетных займов.

3. Доходы и расходы местных бюджетов.

Местные бюджеты, как и государственный бюджет Украины, формируется в виде баланса доходов и расходов.

Доходы местных бюджетов составляют финансовую основу местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов – это экономические отношения, которые возникают в процессе формирования финансовых ресурсов на региональном уровне, предназначенных для реализации функций и заданий местных органов власти.

Доходы местных бюджетов формируются в процессе общественного воспроизводства и мобилизуются органами местной власти. Как экономическая категория доходы местных бюджетов отражают отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов на региональном уровне, предназначенные для реализации функций местных органов власти. Основными способами мобилизации денежных средств в доходную часть местных бюджетов могут быть:

1) прямое изъятие доходов из коммунального сектора;

2) получение доходов от коммунального сектора;

3) перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов и сборов;

4) привлечение муниципальных займов.

Распределение, закрепление и формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с положениями и нормами действующего законодательства. После принятия Бюджетного Кодекса Украины произошло разделение и закрепление доходных источников между Государственным и местными бюджетами. Доходные источники местных бюджетов составляют доходы, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, доходы, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов и межбюджетные трансферты (табл. 1). Межбюджетные трансферты подразделяются на: дотацию выравнивания; субвенцию; средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из прочих местных бюджетов; прочие дотации.

В Государственном бюджете Украины могут предусматриваться такие межбюджетные трансферты местным бюджетам:

è дотация выравнивания бюджету АР Крым, областным бюджетам, бюджетам г. Киева и г. Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов республиканского (АРК) и местного областного значения;

è субвенция на осуществление программ социальной защиты;

è субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления при выполнении властных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;

è субвенция для выполнения инвестиционных проектов;

è прочие субвенции.

Также в Государственном бюджете Украины утверждается объем дотаций выравнивания и субвенций отдельно для бюджета АРК, каждого из областных бюджетов, бюджетов городов Киева и Севастополя, городов республиканского (АРК), городов областного значения и районных бюджетов, а также средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, если имеются основания для предоставления и получения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Таблица 1. Источники формирования доходов местных бюджетов

Доходные источники формирования местных бюджетов

Доходы, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов

Доходы, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов

Доходы бюджета АРК и областных бюджетов

1) 25 % налога на доходы физических лиц, исчисляемые на территории АРК или области;

2) 25% платы за землю, исчисляемые на территории АРК или области;

3) платы за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификатов, которые предоставляются Советом Министров АРК или областными государственными администрациями;

4) другие источники в виде налогов и сборов.

1) местные налоги и сборы, которые зачисляются в бюджеты местного самоуправления;

2) 100% платы за землю для бюджетов гг. Киева и Севастополя; 75% платы за землю – для бюджетов городов АРК и городов областного значения; 60% платы за землю – для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

3) налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов в части, что зачисляется в соответствующий бюджет;

4) поступление сумм процентов за использование свободными бюджетными средствами;

5) налог на промысел, который зачисляется в бюджет местного самоуправления;

6) поступление дивидендов, начисленных на акции хозяйственных обществ, находящихся в собственности соответственной территориальной общины;

7) плата за загрязнение внешней окружающей среды в части, которая зачисляется в соответствующий бюджет;

8) средства от изъятия имущества, которое находится в коммунальной собственности;

9) фиксированный сельскохозяйственный налог в части, которая зачисляется в бюджет местного самоуправления;

10) поступление от местных денежно-имущественных лотерей;

плата за аренду имущественных комплексов коммунальной собственности;

Доходы районных бюджетов

1) 50% налога на доходы физических лиц, исчисляемые на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

2) 15% платы за землю, исчисляемые на территории сел, поселков, городов районного значения и их объединений;

3) плата за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются районными государственными администрациями;

4) плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, исчисляемую районными администрациями;

5) поступление административных штрафов, которые устанавливаются районными государственными администрациями или административными комиссиями;

Корзина доходов, которая закрепляется за бюджетами местного самоуправления и учитывается при определении объемов межбюджетных трансфертов

1) налог на доходы физических лиц в части, определенной статьей 65 Бюджетного кодекса;

2) государственная пошлина в части, принадлежащая определен. бюджетам

3) плата за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, предоставляемые исполнительными органами соответствующих советов;

4) плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, исчисляемые исполнительными органами соответствующих советов;

5) плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, которые исчисляются исполнительными органами соответствующих советов;

6) поступления административных штрафов, наложенных исполнительными органами соответствующих советов или созданными ими органами;

7) единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, принадлежащей соответствующим советам.

12) плата за гарантии, предоставленные с соблюдением условий , определенных статьей 17 Бюджетного Кодекса;

13) гранты и подарки в стоимостном исчислении;

14) собственные поступления бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств соответствующего бюджета;

15) налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

16) платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения;

17) прочие поступления, предусмотренные законом.

Формула распределения объема межбюджетных трансфертов, утверждается Кабинетом Министров Украины и должна учитывать такие параметры:

è финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корректирующие коэффициенты к ним;

è количество жителей и количество потребителей социальных услуг;

è индекс относительной налогоспособности соответствующего города или района;

è прогнозный показатель корзины доходов бюджетов местного самоуправления для бюджетов гг. Киева и Севастополя, мест республиканского АРК и мест областного значения и прогноз доходов, определенных частью 2 статьи 66 Бюджетного Кодекса, - для районных бюджетов;

è коэффициент выравнивания.

Основу самостоятельности местных бюджетов составляют собственные и закрепленные доходы:

Собственные – это денежные поступления в местные бюджеты, которые полностью принадлежат органам местного самоуправления. К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, прибыли от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, коммунальных платежей, доходы получены от коммунальных кредитов, административные штрафы и санкции.

Закрепленные – это доходы, которые за фиксированным процентом закрепляются за определенным бюджетом на долгосрочный период в установленном законом порядке.

Основную часть доходов местных бюджетов пока составляют регулированные доходы – это те денежные поступления, которые передаются из Государственного бюджета в местные бюджеты с целью сбалансирования доходов и расходов (межбюджетных трансфертов).

К перечню собственных поступлений органов местного самоуправления относят местные налоги и сборы: коммунальный налог; налог с рекламы; рыночный сбор; гостиничный сбор; сбор за парковку автотранспорта; сбор за выдачу ордера на квартиру; курортный сбор; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за право использования местной символикой; сбор за право проведения кино - и телесъемок; сбор с собственников собак; сбор за выдачу разрешения на размещения объектов торговли и сферы услуг и прочие.

Доходы местных бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией подразделяются на такие структурные разделы:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) официальные трансферты;

4) доходы от операций с капиталом;

5) государственные целевые фонды.

Важную роль в функционировании местных финансов занимают расходы местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов – это экономические отношения, которые возникают в связи с распределением централизованных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, и децентрализованных средств, которые являются собственностью местных органов власти.

Расходы всех бюджетов подразделяются на текущие расходы и расходы развития.

Текущие расходы местного бюджета – это расходы на финансирование группы предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действуют в начале бюджетного периода, а также финансирование мероприятий по социальной защите населения, содержание аппарата управления и служб органов местного самоуправления, социального обслуживания и прочих мероприятий.

Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и организаций, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований.

К расходам развития принадлежат расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, субвенции, средства на реализацию программ социально-экономического развития территории, капитальное строительство, приобретение оборудования, транспортных средств и прочей техники, прочих расходов на расширенное воспроизводство, а также на финансирование субвенций и выплаты основной части долга органов местного самоуправления.

Соотношение между текущим бюджетом и бюджетом развития является нестабильным и в основном зависит от достигнутого уровня экономического развития региона.

Расходы местных бюджетов можно подразделить также на два вида:

а) расходы, связанные с выполнением собственных полномочий органов местного самоуправления;

б) расходы, связанные с реализацией делегированных законом полномочий органов государственной исполнительной власти.

К расходам, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского АРК и городов областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат расходы на:

1) государственное управление;

2) образование;

3) охрану здоровья;

4) социальную защиту и социальное обеспечение;

5) государственные культурно-образовательные и театрально-зрительные программы;

6) государственные программы развития физической культуры и спорта;

К расходам, которые осуществляются из бюджета АР Крым и областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, принадлежат расходы на:

1) государственное управление;

2) образование;

3) охрану здоровья;

4) социальную защиту и социальное обеспечение;

5) культуру и искусство;

6) физическую культуру и спорт.

Из местных бюджетов осуществляются расходы на финансирование системы мероприятий, которые не учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов:

а) местную пожарную охрану;

б) внешкольное образование;

в) часть расходов на социальную защиту и социальное обеспечение;

г) местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство населенных пунктов;

д) транспорт и дорожное хозяйство;

е) строительство, реконструкция, ремонт и управление дорог местного значения.

4. Сбалансированность местных бюджетов.

Состояние формирования и использования местных бюджетов существенно зависит от решения проблем сбалансированности бюджетов, которые являются следствием нерешенных вопросов в области фискального федерализма. В этом направлении Бюджетным Кодексом Украины предусмотрено усовершенствование системы сбалансированности местных бюджетов, включающие две составляющие.

Первая касается сбалансированности доходов, что предусматривает распределение избыточных доходов бюджетов территорий с высшей чем средняя налогообеспеченностью между территориями с низкой чем средняя налогообеспеченность. При этом трансфертные платежи предоставляются территориям с четко определенными направлениями их расходования, что будет обеспечивать целевое использование средств.

Вторая составляющая сбалансированности бюджетов касается расходной части. Очень важным при сбалансированности расходов местных бюджетов является учет структурных расходов территорий. Например, если на определенной территории проживает большая численность престарелых людей или инвалидов, которым необходимо предоставлять дополнительную помощь, то в таких случаях при определении сумм официальных трансфертов учитываются выплаты населению такой категории. Кроме того, в больших городах социальные расходы также больше. Однако на территориях сельской местности возникает проблема больших расходов, связанных с транспортом. Важное значение при расчетах структурных расходов имеют также и расходы, связанные с климатическими условиями территорий, историей ее развития, ее статусом и т. п.

Наиболее важной характеристикой сбалансированности становится абсолютная прозрачность системы сбалансированности, т. е. каждый человек при желании будет иметь возможность проверить направления расходования средств, которые изымаются из доходов бюджета с целью перераспределения.

Разрешение проблем сбалансированности бюджетов возможно лишь при четком согласовании правительственных функций с разными уровнями исполнительной власти и определении экономико-математических основ процесса перераспределения относительно выравнивания финансовых возможностей территории.

Одной из главных проблем сбалансированности является преодоление вертикальных и горизонтальных дисбалансов и финансовое выравнивание.

Зарубежный опыт свидетельствует, что вертикальные фискальные дисбалансы можно устранить несколькими путями.

Во-первых, за счет передачи полномочий от одного уровня власти к другому уровню, например, от более низкого к более высокому или наоборот.

Во-вторых, введение дополнительных налогов и сборов для того уровня, где возник дисбаланс.

В-третьих, передача центральными органами власти части своих налогов и сборов на тот уровень, где возник дисбаланс.

Горизонтальные дисбалансы возникают на одном и том же уровне территориального самоуправления в следствие несопоставимости в развитии и возможности территорий. Устранить такие дисбалансы сложнее. Однако имеется мировой опыт по устранению и таких видов дисбалансов. В частности, можно использовать бюджетное выравнивание за счет межбюджетных трансфертов, применению соответствующих коэффициентов выравнивания, изменения размеров и территорий административных районов, прямая передача части средств от бюджетов одной территории бюджету другой территории, но одинакового уровня. Большинство предлагаемых мер не обеспечивают действительное фискальное выравнивание местных бюджетов, а лишь порождают межрегиональные противоречия внутри страны. Для выхода из сложившегося положения необходимо проводить политику, направленную не на бюджетное выравнивание, а на самообеспечение территорий за счет роста социально-экономического развития депрессивных территорий. Иными словами, в регионах с недостаточным экономическим развитием необходимо создавать такие виды, производства, которые в современных условиях позволят ускорить их развитие, обеспечат высокую занятость населения и создадут необходимые условия для фискального выравнивания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить