Лекции по экономическим темам сборник

1. Понятие и виды стиля.

2. Характерные составляющие

3. Средства влияния руководителя.

Как бы ни старался все равно не все оценивается однозначно.

Х. Кноблох: «Придет на работу во время, говорят: ишь, прибежал спозаранку, хочет нам очки втереть».

Придет поздно, скажут с иронией: начальство не опаздывает, оно задерживается.

Спросит как жена, дети – сует нос не в свое дело. Не спросит – скажут: ну и черствый же человек.

Спросит: какие есть предложения? Уже шепот – сам никаких не имеет.

Не спросит – к голосу коллектива не прислушивается.

Решает вопросы быстро – торопливо, не хочет думать; решает медленно - нерешительно, перестраховщик.

Требует новую штатную единицу – раздувает штаты. Скажет: «Справимся имеющимися силами», - недовольны: на наших плечах въехать хочет.

Обходиться без указаний сверху – вольнодумствует. Выполняет указания точно – старый бюрократ.

Начнет шутить – остряк: без щекотки не засмеешься. Не шутить – ворчать: хоть раз видели на его лице улыбку?

Держится обособленно - сухарь, зазнайка.

Совершенствование механизма управления настоятельно требует глубокого изменения содержания, методов и стиля деятельности, перестройки самой психологии управленческих кадров. Поэтому каждый руководитель должен анализировать свой стиль, извлекать уроки и совершенствовать свою работу.

Стиль руководства не есть что-то неизменное, он определяется образом жизни, условиями производства, квалификацией сотрудников, качествами руководителя. Особенности коллектива, внешние обстоятельства накладывают отпечаток на методы работы руководителя. Ситуация диктует поведение. Среди дисциплинированных, исполнительных и сознательных людей руководитель применяет мягкие формы руководства, когда же нет идеальной дисциплины – руководитель применяет более жесткие формы.

Линия поведения руководителя вырабатывается в процессе напряженной работы. Существующими методами исследования очень сложно вскрыть истинную картину деятельности руководителя, так как трудно выявить его планы, когда психологический подтекст деятельности почти полностью от тебя скрыт, и ты кончаешь простым суммированием успехов и неудач.

Иное дело, когда человек сам анализирует свою работу. Правда это требует самокритичного отношения и желания совершенствовать свою деятельность.

По форме организации выделяют три типа стиля руководства: деловой, ситуативный, бюрократический.

Деловой стиль: четкая регламентация обязанностей, прав, личного труда и деятельности подчиненных, плановость в использовании личного рабочего времени, перспективность, творческий подход к преодолению хозяйственных проблем, пунктуальность, единство слова и дела, реальный подход к делу, оперативность в принятии решений по текущим вопросам и рациональность контроля за их реализацией, высокий уровень самодисциплины, соблюдение норм служебного этикета.

Ситуативный стиль: переоценка значения в хозяйственной жизни второстепенных ситуаций, отвлекающих внимание от главных проблем, нечеткое разграничение должностных функций управленческих работников, непоследовательность в процессе личной деятельности и неритмичность в работе подчиненных, увлечение принятием решений в ущерб организации, контролю за их исполнением. Неточность, непунктуальность, исполнительская дисциплина снижается стихийностью и неплановостью организации работы коллективных органов и личной деятельности управленческих работников. Чаще всего невысокая культура труда и взаимоотношений с подчиненными.

Бюрократический (формальный) стиль: недооценка существа дела ради соблюдения формальностей, преувеличения роли внутрихозяйственных нормативно-правовых актов, нетворческое отношение к директивам, распоряжениям, педантичность в личном труде, деятельности подчиненных и организации работы органов управления, увлечение проведением заседаний для рассмотрения второстепенных проблем, косность и консерватизм в отношении к делу, строго официальное отношение к непосредственным подчиненным работникам, исполнительская дисциплина высокая, но подчинена формальной стороне дела.

Стиль руководства характеризуется соотношением между властью руководителя и степенью той свободы, которой пользуются подчиненные при выработке и реализации решения. Чем больше власть руководителя, тем меньше роль членов руководимого коллектива.

По степени роли, которую играет руководитель, выделяют такие типичные стили:

1) Указующий. В этом случае руководитель единолично определяет содержание проблемы, стоящей перед коллективом, рассматривает набор возможных решений, выбирает одно из них и дает указания, как его следует реализовать.

2) Убеждающий. В этом случае руководитель также принимает решение единолично, но разъясняет коллективу его значение, почему оно выбрано, убеждая людей в целесообразности именно данного решения.

3) Консультативный. В этом случае руководитель рассматривает подчиненных как консультантов, способствующих поиску лучшего варианта решения на основе переданной им информации.

4) Коммуникативный. В этом случае руководитель рассматривает подчиненных как равных партнеров и заранее согласен на проведение в жизнь коллективно выработанного решения.

5) Делегирующий. В этом случае руководитель предоставляет подчиненным право самостоятельно выработать решение с учетом заданных ограничений и если оно не выходит за эти рамки, обязан выполнить.

Негативное проявление в деятельности руководящих кадров: бюрократизм, формализм, местничество, волюнтаризм, протекционизм, приспособленчество. Встречаются руководители-приверженцы устаревших методов, работающие по старинке, безынициативно, косно, рутинно. Они подчас понимают, что применяемые ими методы отжили свое, но уже не в состоянии перестроиться.

Более опасны карьеристы, которых интересует не дело, а лишь личное благополучие. Такие приспособленцы ориентируются на служение лицам, от которых зависит их успех. Они готовы отомстить любому человеку, раскрывающему истинное лицо бюрократа карьериста.

10 ЗАПОВЕДЕЙ

Марк Твен

Всегда честно признавай свои ошибки, это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые.

Никогда не говори правду, тем, кто ее недостоин.

Никогда не лги, разве что для практики.

Не расходуйте ложь попусту, откуда вам знать, когда она и впрямь может пригодиться?

Когда я был помоложе, я помнил все, и то что было, и то чего не было. Теперь я старею и скоро стану вспоминать лишь последнее.

Он был наделен глупостью, которой хватило бы при самом легком натяжении, чтобы четырежды опоясаться земной шар и завязать узлом. В музее экспонируются два черепа Христофора Колумба: один принадлежал ему в детстве, другой – в зрелом возрасте.

Хорошее воспитание – это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике.

Похвала всегда приводит в смущение: не знаешь что сказать, не находишь нужных слов. Да и что можно сказать в ответ на комплимент?

Меня хвалили великое множество раз: и я всегда смущался; я каждый раз чувствовал, что можно было сказать больше.

Когда взбираешься на гору счастья, да не повстречается тебе твой друг.

РУБАИ ОМАРА ХАЙЯМА

Отращивает бороду иной

Как будто он мудрец или святой

И кое-кто готов молиться

Не разглядев лица под бородой

Под вечер ветры дикие проснулись

Дома стояли горестно сутулясь

О гибкости и тонкости своей

Шумел камыш, когда деревья гнулись

Игра, как бой – она ведет к утратам

Порой король становится солдатом

Мы видим, что фигуру надо снять

А нам фигура отвечает матом.

Хоть руки мне протягивают боги

Но я живу в смятенье и тревоге

Бывает так протянута рука

Что от нее протягивают ноги.

Типы стиля руководства и их характеристика

Элементы, черты

Виды стиля

Авторитарный

Либеральный

Демократический

Целевая ориентировка

на выполнение задачи

на взаимоотношения

и то, и другое

Степень трудовой напряженности

предельная

незначительная

нормальная

Степень доверия сотрудникам, предоставления полномочий

слабая, сосредоточена у себя

доверяет определенным людям

рациональная, передает полномочия, но контролирует

Степень централизации в решении вопросов

свыше 15%

менее 5%

от 5 до 15%

От кого исходит инициатива в решении вопросов

от руководителя

навязчивое мнение

от специалистов, предоставляет им самостоятельность

от руководителя и специалистов. Заинтересовывает их в самостоятельном решении

Затраты времени на сбор информации

чрезвычайно высоки

незначительные

высокие

Метод посещения подразделений

как правило, один

как правило, со специалистами

по потребностям ситуации

Форма контакта с сотрудниками

недостаточная (замкнут, можно ожидать конфликтной ситуации)

избыточная (словоохотлив) стремиться не конфликтовать

рациональная (в интересах дела)

Манера отдачи распоряжений

приказ

просьба

совет, рекомендации

Владение методами активизации труда

голое, администрирование

субъективистский подход

прагматически-морализаторский подход

Контроль

постоянно и жестко вмешивается

от случая к случаю

регулярно, но не вмешивается

Форма реакции в сложных ситуациях

мгновенная, действия недостаточно продуманы

принятие решения затягивается

решения продуманы, действия энергичны

Периодичность проведения нарядов

ежедневно, утром и вечером

нерегулярно, утром или вечером

раз в неделю

Тип авторитета

официальный, должностной

ложный. За счет подлаживания

реальный, деловой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить