Лекции по экономическим темам сборник

Организация и планирование сельскохозяйственного производства. ВВЕДЕНИЕ

1. Проблемы развития с.-х. производства в рыночных условиях.

2. Задачи и методы изучения науки.

1. Проблемы развития с.-х. производства в рыночных условиях.

Сельскохозяйственное производство является основой жизни людей. В этой отрасли в 2005 г. было произведено валовой продукции на сумму 92,5 млрд. грн. (в фактических ценах). Стоимость основных производственных фондов отрасли составляет 71,1 млрд. грн. В сельской местности проживает 15127,1 тыс. чел.

В то же время аграрный сектор экономики является довольно сложным и трудоёмким. Последнее в значительной мере обусловлено влиянием на с.-х. производство почвенно-климатических и экономических условий. А поэтому для обеспечения стабильного развития аграрного производства большое значение имеет разработка и внедрение технологических, технических и организационно-экономических мероприятий, а также экономических механизмов регулирования развития отрасли.

Не смотря на определённые периоды подъёма с.-х. производства, оно ещё в значительной мере отстаёт от уровня развития этой отрасли в развитых странах Европы и США.

Одновременно с реформированием отраслей экономики с.-х. производство претерпело большие изменения. Ухудшилась материально-техническая база с.-х. предприятий, уменьшилось производство продукции, снизились показатели эффективности хозяйствования.

Преодоление кризисного состояния в сельском хозяйстве возможно при объединении усилий государства, руководителей и специалистов, работников предприятий всей сферы АПК.

Законодательные акты, принятые Верховной Радой Украины в течение последних лет относительно развития АПК, направлены на поддрежку сельского хозяйства, преобразования его в высокоэффективный сектор экономики.

В процессе реформирования аграрного сектора экономики созданы агроформирования рыночного типа, а именно: сельскохозяйственные производственные кооперативы, хозяйственные общества (преимущественно общества с ограниченной ответственностью), частные (частно-арендные) предприятия, фермерские хозяйства и прочие формы хозяйствования, работающие на принципах частной собственности на землю и имущество. Развитие разных форм хозяйствования, утверждение хозяина земли и имущества, повышения заинтересованности работников сельского хозяйства в высокопроизводительном труде будут содействовать насыщению внутреннего потребительского рынка товарами и услугами, произведенной продукцией и сырьём для полного обеспечения потребностей населения, а также расширения экспортных возможностей страны.

Создание при активном участии крестьян кооперативов и акционерных обществ по сервисному обслуживанию с.-х. предприятий на рыночных принципах должно обеспечить хозяйства техникой, средствами механизации, предоставления им других агротехнических услуг по доступным ценам.

Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» предусмотрены основные направления государственной поддержки в бюджетной, кредитной, ценовой, страховой, регулятивной и прочих сферах государственного управления по стимулированию производства с.-х. продукции и развития аграрного рынка, обеспечения продовольственной безопасности страны.

В соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 г.» предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение стабильного развития аграрного сектора экономики.

Для приоритетного развития аграрной сферы и всего АПК, предусмотренного законодательством Украины, государство должно принять активное участие в формировании рынка средств производства и продовольственных товаров, усовершенствовании системы ценообразования и налоговой системы, финансово-кредитных отношений в АПК, создании благоприятных условий для с.-х. товаропроизводителя с помощью кредитных, налоговых льгот, государственного инвестирования и пр. Это расширит возможность для укрепления материально-технической базы предприятий, решения социальных проблем на селе.

В решении вопросов рациональной организации производства в условиях рыночной экономики большая роль принадлежит с.-х. науке, которая широко используя отечественный и зарубежный опыт, определяет перспективы развития производства. Специалисты и руководители предприятий должны обеспечить реализацию научных достижений в практической деятельности на производстве.

Эффективная организация производства главным образом зависит от определения его долгосрочной цели, обоснования организационной и производственной структуры предприятия, обеспечения необходимыми ресурсами, разработки перспективного плана развития предприятия, определения форм внутрихозяйственных экономических отношений, четкой системы планирования, учёта, анализа и контроля, материального стимулирования работников и создания им надлежащих социальных условий.

Высокоэффективное производство возможно при обеспечении с.-х. предприятий высококвалифицированными руководителями и специалистами на каждом участке работы. В условиях рыночной экономики возрастает роль специалистов сельского хозяйства, в частности экономического профиля. Они должны иметь глубокие знания по рациональной орагнизации и планированию производства на аграрных формированиях рыночного типа, ведения его на основе коммерческого хозрасчёта.

В рыночных условиях, когда предприятия работают самостоятельно, несут ответственность перед государством, партнёрами по производственно-финансовой деятельности, от экономиста предприятия требуется обоснованность организационно-экономических мер, постоянный контроль за расходами и результатами деятельности предприятия и его отдельных подразделений, внедрение методов мотивации работников к высокопроизводительному труду, постоянное выявление резервов производства, которые ведут к росту прибыли как на текущие расходы, так и на функционирующий капитал.

Экономист-аграрник должен также владеть знаниями ресурсосберегающих технологий выращивания с.-х. культур и производства продукции животноводства, методами рационального использования производственного потенциала с.-х. предприятий. На основе глубокого анализа развития отраслей предприятия необходимо постоянно выявлять резервы увеличения производства высококачественной конкурентоспособной на внутреннем и зарубежном рынках продукции, снижения затрат труда и средств на её единицу, увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.

Цель учебной дисциплины «Организация и планирование сельскохозяйственного производства» - дать будущим специалистам и руководителям аграрной сферы АПК научные знания по эффективной организации с.-х. производства в условиях многоукладной экономики и развития рыночных отношений. В настоящее время особое значение прибретают знания организационно-экономических, финансовых, правовых и социальных основ новых видов предприятий, форм хозяйствования, внутрихозяйственных экономических отношений в предприятиях.

Теоретическая и практическая подготовка будущих экономистов-аграрников должна отвечать требованиям рыночной экономики, высокоэффективному ведению аграрного бизнеса, развивать широкое экономическое мышление, деловитость, инициативность, предпринимательские навыки, творческих подход к решению вопросов организации и планирования с.-х. производства с целью достижения максимальной прибыльности конечных его результатов.

2. Задачи и методы изучения науки.

2.1. Особенности с.-х. производства и понятие сельскохозяйственного предприятия.

В решении проблем дальнейшего развития АПК Украины и его важной составной – сельского хозяйства большое значение имеют организация и планирование производства в основных его звеньях – сельскохозяйственных предприятиях и объединениях.

Сельское хозяйство является продовольственной базой для населения и источником сырья для промышленности. Как и любое производство, оно имеет две стороны: производительные силы, к которым относятся люди и средства производства, и производственные отношения, т. е. отношения людей в процессе производства.

Процесс производства включает такие основные элементы: труд, предметы труда и средства труда. Процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, а предметы труда – все то, на что направлен труд человека (земля, растения, животные и пр.). Средствами труда является всё то, с помощью чего человек в процессе производства действует на предметы труда и видоизменяет их (тракторы, разные с.-х. машины). Предметы труда и средства труда вместе составляют средства производства. При участии людей и средств производства осуществляется производственный процесс, в результате которого производится определённая продукции.

Сельское хозяйство, являющееся совокупностью отраслей, имеет свои особенности по сравнению с другими отраслями экономики. Это необходимо учитывать при решении вопросов организации производства в с.-х. предприятиях и объединениях, разработке планов его развития.

Земля в сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, является главным средством производства. В других отраслях экономики она является только пространственным операционным базисом осуществления производственного процесса. Если другие средства производства в процессе функционирования изнашиваются и заменяются, сто особенности земли при правильном использовании не ухудшаются, а, наоборот, улучшаются. Поэтому при составлении планов предприятия и их выполнении необходимо добиваться максимального улучшения и полного использования всех земельных угодий хозяйства.

В с.-х. производстве экономический процесс воспроизводства тесно связан с биологическим, в связи с чем рабочий период не совпадает с временем производства, а, как правило, по продолжительности меньше его. Это поясняется тем, что природные условия обусловливают сезонный характер с.-х. производства во многих его отраслях, особенно в растениеводстве. Поэтому в организации производства в с.-х. предприятиях, в частности во время разработки планов его развития, определяют определённое объединение (пропорции) отраслей и культур, создания подсобных предприятий и промыслов для уменьшения сезонности производства, обеспечения лучшего использования трудовых ресурсов и средств производства, более равномерного поступления средств.

Особенностью с.-х. производства является также использование созданной продукции (семена, молодняк животных), как исходного материала в дальнейшем процессе производства.

В отличие от промышленности, в сельском хозяйстве производство рассредоточено на большой территории, что приводит к дополнительным затратам труда и средств при выполнении различных производственных процессов.

Ведение производства осуществляется на основе объединения различных форм собственности и форм хозяйствования. С.-х. продукцию производят негосударственные и государственные с.-х. предприятия, фермесркие хозяйства, личные хозяйства населения. Соответственно в значительной мере изменяются формы и методы управления АПК. Согласно существующего законодательства, предприятия приобрели полную хозяйственную самостоятельность.

В связи с наличием в сельском хозяйстве разных форм хозяйствования существуют отличия в планировании в с.-х. предприятиях с разной формой собственности, распределении продукции, доходов и пр.

Учитывание особенностей сельского хозяйства при организации и планировании производства даёт возможность более полно использовать производственные ресурсы негосударственных, государственных, межхозяйственных предприятий и объединений, прочих форм хозяйствования.

Предприятие является основным организационным звеном экономики Украины. Предприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования созданный органами государственной власти или органами местного самоуправления, или другими субъектами для удорвлетворения общественных потребностей путём систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законами Украины.

Процесс приватизации в АПК содействовал развитию фермерских хозяйств, а также личных крестьянских хозяйств.

2.2. Предмет и методы науки.

Наука об организации и планировании с.-х. производства изучает экономическую сторону развития данной отрасли. Она обобщает практику ведения сельского хозяйства и разрабатывает пути его дальнейшего развития наиболее эффективными способами. Предмет «Организация и планирование с.-х. производства» опирается на экономическую теорию, теорию рыночного хозяйства. Задача курса состоит в том, чтобы установить, как необходимо использовать в практической деятельности объективные экономические законы общества, определять размеры, темпы, пропорции в развитии с.-х. производства.

Наука «Организация и планирование с.-х. производства» тесно связана с другими науками «Экономика производства продукции животноводства», «Агробизнес» и прочие. Эти науки дают материал для решения задач организации и планирования с.-х. производства, определения обоснованных масштабов и пропорций развития отраслей. При этом собирают и анализируют отчётные данные, на основе которых выявляют закономерности развития отраслей с.-х. производства и определяют показатели на плановый период.

Организация и планирование с.-х. производства опирается также на данные биологических и с.-х. наук. При этом используются достиженияяагрономических и зоотехнических наук (требования по выращиванию различных культур, особенности технологии производства по зонам, прогрессивные нормы кормления и нормативы затрат на содержание скота). Наука «Организация и планирование с.-х. производства» связана также с техническими науками, данные которых используются при решении вопросов рационального использования техники, технико-экономическом обосновании планов с.-х. предприятий. Научно-технический прогресс, создание новых машин, механизмов и оборудования существенно влияют на экономические показатели развития отраслей, в связи с чем возникает потребность в изменении нормативов, пропорций при решении вопросов организации и планирования с.-х. производства.

Большое значение для усовершенствования организации и планирования с.-х. производства имеет развитие экономической кибернетики. Использование экономико-математических методов, современной компьютерной техники значительно ускоряет решение многих, особенно сложных вопросов организации с.-х. производства, составления планов, повышает их качество.

Наука «Органиазция и планирование с.-х. производства», базируясь на экономических законах общества и используя новейшие данные экономических и прочих наук, изучает такие основные вопросы:

- научные основы организации и планирования с.-х. производства;

- производственные ресурсы с.-х. производств и организация их использования;

- планирование производства в с.-х. предприятиях;

- основы рациональной организации производства в с.-х. предприятиях;

- организация отраслей растениеводства, животноводства, промышленных производств и промыслов;

- организация производственно-экономических связей с.-х. предприятий с другими сферами АПК в условиях рыночных отношений.

Опираясь на объективные экономические законы общества, эта наука изучает возможности и пути получения максимального количества необходимых видов высококачественной продукции сельского хозяйства при минимальных затратах труда и средств на её единицу.

Следовательно, «Организация и планирование с.-х. производства» - это экономическая наука, которая на основе объективных законов развития природы и общества изучает закономерности рационального построения, планирования и экономически эффективного ведения производства на с.-х. предприятиях и в их объединениях с целью получения максимальной прибыли.

Понятие «Организация и планирование производства» включает: организацию и планирование производительных сил, организацию производственных процессов, проведение анализа и планирования экономических результатов производства и реализации продукции.

В основу организации с.-х. производства положены такие главные принципы: ведение производства с использованием разных форм хозяйствования; правильная пропорциональность в развитии отраслей и отдельных элементов производства; ведение производства на основе коммерческого хозрасчёта, разных форм аренды; осуществление расширенного воспроизводства в хозяйствах; экономия живого и овеществлённого труда, повышение его производительности и достижение высокой рентабельности производства.

Общим для всех наук методом познания является диалектический метод. В соответствии с этим методом, явления, факты, процессы необходимо изучать не изолированно, а в связи с другими явлениями и процессами, не в статике, а в динамике, в переходе от количественных изменений к качественным, в борьбе противоположностей, в борьбе нового со старым. Диалектический метод также требует рассматривать практику как критерий истины.

При проведении исследования используют также такие общие методы как индукция и дедукция. При использовании идукции изучают отдельные однородные факты, явления, которые затем обобщают и выводят общее правило, т. е. в процессе исследования идут от частичного к общему. Дедукция – это метод исследования, когда на основе общих правил изучают частичные явления, факты, т. е. исследования выполняют от общего к частичному.

Кроме общих методов познания каждая наука имеет свои методы и приёмы изучения явлений и фактов. В курсе «Организация и планирование производства» широко используют аналитический, статистический, расчётно-конструктивный, монографический, экспериментальный, экономико-математические и прочие методы.

При использовании аналитического метода сравнивают показатели предприятия, его отдельных отраслей за ряд лет, показатели фактические и плановые, показатели передовых хозяйств. Изучают связь между отдельными факторами, влияние определённых из них на результативные показатели хозяйств.

Статистические методы широко используют при изучении массовых явлений с помощью группирования хозяйств по тем или иным признакам. Эти методы дают возможность изучать отчётные данные, анализировать исхождные материалы для разработки планов. Например, группированием хозяйств с приблизительно одинаковыми природными условиями по уровню урожайности с.-х. культур, себестоимости продукции и прочим показателям можно выявить неиспользованные резервы производства продукции, точнее обосновать эти показатели на плановый период.

Монографическим методом изучают опыт лучших типовых предприятий, их подразделений и отдельных работников, которые достигли высших производственных результатов. При этом всесторонне изучают факторы, содействовавшие достижению этих показателей (внедрение комплексной механизации, прогрессивные методы организации труда, усовершенствование технологии производства. Полученные данные используют для обоснования плановых показателей.)

Расчётно-конструктивный метод помогает выявить степень влияния разных факторов на определённый показатель и определить на этом основании плановые показатели. Так, планируя показатели роста производительности труда, устанавливают, какие факторы влияют на них. С учётом этих факторов рассчитывают показатели на плановый период. При этом разрабатывают несколько вариантов решения определенной задачи, из которых выбирают тот, который обеспечивает наивысший экономический эффект.

Экспериментальный метод предусматривает проведение экономического эксперимента. Его используют при внедрении новых форм организации труда, нормировании труда, применении прогрессивных форм оплаты труда и пр. По данным эксперимента разрабатывают рекомендации по их использованию.

Экономико-математические методы с использованием компьютерных технологий применяют для решения сложных экономических задач, что зависит от многих факторов и условий производства. Примером такой задачи является разработка структуры производства, которая бы обеспечила максимальный выход продукции, максимальную прибыль и пр.

2.3. Задачи науки.

Задачи науки «Организация и планирование производства» выплывают из задач, стоящих перед с.-х. производством на современном этапе. Основными из них являются: высокие темпы развития, усовершенствования ведения отраслей сельского хозяйства для обеспечения необходимого объёма производства определённых видов продукции при минимальных затратах труда и средств и максимальной прибыльности с.-х. предприятий. В решении этих задач большое значение имеют рациональная организация всех отраслей с.-х. производства, научно обоснованное планирование экономического и социального развития с.-х. предприятий.

Наука «Организация и планирование производства» должна указывать пути практике ведения сельского хозяйства как в современный период, так и на перспективу. Исходя из задач, стоящих перед сельским хозяйством, базируясь на данных анализа его развития за предыдущий период, используя достижения науки и передового опыта, необходимо добиваться ведения производства наиболее совершенным способом, увеличивать производство с.-х. продукции, повышать её эффективность.

С этой целью в каждом предприятии необходимо осуществлять разработку эффективных мероприятий для использования его производственного потенциала на основе рациональной системы ведения хозяйства, специализации и интеграции производства с учётом экономической оценки земли, обеспеченности производственными фондами и трудовыми ресурсами. В каждом хозяйстве необходимо вести борьбу за экономию и бережливость, рациональное использование рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, снижения себестоимости продукции, повышения производительности труда и рентабельности производства.

Организация и планирование на с.-х. предприятиях осуществляются на основе коммерческого расчёта и самофинансирования, договорных обязательств с учётом природно экономических условий. Действующим законодательством предприятиям предоставлено право самостоятельно определять структуру производства, объемы продажи продукции, прочие производственные и экономические показатели, распоряжаться по своему усмотрению произведенной продукцией и хозрасчётным доходом.

В условиях рыночных отношений возрастает роль планирования с.-х. производства. Необходима научная обоснованность плановых решений при разработке перспективных, годовых и оперативных планов. Они должны быть ориентированы на предпринимательство, коммерческие подходы, конкурентную среду, в которой находятся с.-х. предприятия.

В системе хозяйственного расчёта в современных условиях особое значение имеет усовершенствование внутрихозяйственных экономических отношений, оценка деятельности хозрасчётных подразделений производства.

Усовершенствование техники и технологии производства в растениеводческих и животноводческих отраслях требует изменений в организации трудовых процессов при производстве продукции растениеводства и животноводства, а также в организации и материальном стимулировании труда.

В рыночных отношениях возникают новые формы материально-технического обеспечения и производственного обслуживания с.-х. предприятий. При этом важной задачей является экономическое обоснование производственно-экономических связей с.-х. товаропроизводителей с предприятиями, которые поставляют материально-технические средства и выполняют разные виды производственного обслуживания (агрохимического, зооветеринарного, мелиоративного, транспортного и пр.)

Важное значение в рыночных условиях хозяйствования имеет проблема своевременной и выгодной реализации произведенной с.-х. продукции. В связи с этим необходимо обосновать каналы и сроки её реализации. Как показывает опыт, эффективными при этом являются долгосрочные экономические связи с партнёрами по закупкам продукции, что даёт гарантию выгодного её сбыта. Для этого на предприятиях должна быть организована служба маркетинга.

В результате изучения учебной дисциплины «Организация и планирование производства» студенты должны знать закономерности развития с.-х. производства, овладеть вопросами организации и планирования производства в с.-х. предприятиях разных организационно-правовых форм, знать вопросы эффективного использования производственного потенциала предприятия формы организации и материального стимулирования труда, организацией внутрихозяйственных экономических отношений в предприятиях, форм экономических связей предприятия с потребителями его продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, вопросы кооперирования и интеграции с.-х. производства с другими сферами АПК.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоят основные принципы государственной аграрной политики на перспективу?

2. Какие существуют особенности с.-х. производства и как они влияют на его организацию?

3. Каково содержание предмета «Организация и планирование производства»?

4. Какие методы исследования используются в науке «Организация и планирование производства»?

5. Какие основные задачи этой науки на современном этапе в условиях рыночных отношений?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить