Лекции по экономическим темам сборник

Организационные формы сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка.

1. Правовое обеспечение деятельности рыночных форм хозяйствования.

2. Организационно-экономические основы формирования с.-х. предприятий.

3. Принципы построения частных предприятий.

1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНОЧНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

Первым основополагающим законом, направленным на развитие рыночной экономики в Украине стал Закон Украинской ССР «О предприятиях в Украинской ССР», который вступил в силу 1 апреля 1991 г. и его действие распространялось на любые предприятия, находящиеся на территории Украины. Организационный механизм осуществления предпринимательской деятельности предусматривал условия перехода к рыночной экономике. Это позволяет не только создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов, но и мобилизовать возможный профессиональный и человеческий потенциал к высокопроизводительному труду.

Но действие этого закона, с внесенными в него изменениями, может проявляться с наибольшей полнотой, если его положения органически будут объединяться с другими законами, которые формируют целостный пакет законов рыночной экономики. Для аграрного сектора это прежде всего Законы Украины «О собственности на землю», «Земельный кодекс», «Хозяйственный кодекс», «Об аренде земли», «О приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве», «О коллективном с.-х. предприятии», «Об охране земель», «О государственной поддержке сельского хозяйства» и прочих вопросов, отражающих систему налогообложения, благоприятное кредитование, ценообразование, создающие благоприятные условия для эффективно хозяйствования.

С учетом такой объективной потребности в создании благоприятной среды уже на начальном этапе после образования самостоятельного государства – Украины, кроме законов принят еще целый ряд указов Президента, декретов и постановлений правительства, которые обеспечивают правовые условия хозяйствования по рыночным принципам спроса и предложения, купли-продажи. Принятый закон о фермерском хозяйстве в Украине ввел новую форму хозяйствования, которая приобрела довольно широкое распространение в развитых странах мира.

Эти законодательно-правовые акты создали рыночную среду, которая позволяла осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в аграрных предприятиях любых фор собственности и хозяйствования.

Предусмотрены и действующие государственные мероприятия по финансовой поддержке сельхозпроизводителя и социальной поддержке развития села. Так, Закон Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» (1992) раскрывает основные мероприятия государства по поддержке сельхозпроизводителя в развитии и создании материально-технической базы производства и социально-бытовой инфраструктуры. Этим законом предусмотрено, что «…Приоритетность социального развития села и агропромышленного комплекса обеспечивается государством путем осуществления организационно-экономических и правовых мероприятий».

Среди других законов, которые формируют правовую среду экономических рыночных реформ является Закон Украины «Об аренде земли», принятый в 1998 году с внесенными в него изменениями в течение 1999-2003 г. г. и Закон Украины «Об охране земель», принятый в 2003 г.

Объективное условие массовой аренды земель обусловлено тем, что мелких собственников распаёванных земель бывших колхозов и совхозов стало около 7 млн. граждан Украины и среды них – 53% пенсионеров. В таких условиях использование этих земель возможно только путем объединения их собственников в предприятия рыночного типа или передачу этих земель в аренду. Как свидетельствует нынешняя практика деятельности с.-х. предприятий любой формы собственности и хозяйствования преимущественное большинство их функционирует на арендованных землях, даже и производственные кооперативы, которые основаны собственниками этих земель. Поэтому «Закон Украины об аренде земель» регулирует всю совокупность арендных отношений в системе арендодатель-арендатор. Основные положения этого закона состоят в следующем:

- аренда земли, - сказано в законе, - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской деятельности и прочих видов деятельности;

- объектами аренды являются земельные участки, которые пребывают в собственности граждан, юридических лиц, коммунальной или государственной собственности;

- арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право владения и пользования земельным участком;

- арендаторы приобретают права аренды земельного участка на основания и в порядке, предусмотренных Земельным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, этим и прочими законами Украины и договором аренды земли;

- срок действия договора аренды земли определяется по соглашению сторон, но не может превышать 50 лет, при передаче в аренду с.-х. угодий для ведения товарного с.-х. производства срок действия договора аренды земельных участков определяется с учетом периода ротации основного севооборота согласно с проектами землеустройства.

Арендодатель земельного участка имеет право требовать от арендатора:

- использования земельного участка по целевому назначению в соответствии с договором аренды;

- соблюдение экологической безопасности землепользования и сохранения плодородия почв, соблюдения гос. стандартов, норм и правил, в т. ч. местных правил застройки пунктов, своевременного внесения арендной платы.

Арендодатель обязан:

- передать в пользование земельный участок в состоянии, отвечающем условиям договора аренды;

- не причинять действий, которые мешали бы арендатору пользоваться арендованным участком;

- возмещать арендатору капитальные затраты, связанные с улучшением состояния объекта аренды, которое проводилось арендатором по согласию арендодателя.

В случае ухудшения арендатором полезных свойств арендованного земельного участка, связанных со сменой его состояния, арендодатель имеет право на возмещение убытков. Размеры убытков определяются сторонами договора аренды. В случае недостижения сторонами согласия о размере возмещения убытков спор решается в судебном порядке. Изложенные положения названного закона свидетельствуют, что предусмотренные в нем мероприятия обеспечивают рациональное использование арендованных земель. Арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность за недопущение ухудшения земель, их разрушение и снижение плодородия.

Положения Закона Украины «Об охране земель» усиливают и более конкретизируют меролприятия сохранения качества земель. Этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны земель с целью обеспечения их рационального использования, воспроизводства и повышения плодородия почв, прочих полезных свойств земли, сохранение экологических функций почвенного покрова и охраны окружающей среды. Охрана земель, - сказано в законе, - это система правовых, организационных, экономических, технологических и прочих мер, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного исключения земель с.-х. назначения для несельскохозяйственных потребностей, защиту от вредного антропогенного влияния, воспроизводство и повышение плодородия почв.

Основными принципами государственной политики в сфере охраны земель являются:

- обеспечение охраны земель как основного национального богатства украинского народа;

- приоритет требований экологической безопасности в использовании земли как пространственного базиса, природного ресурса и основного средства производства.

К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли охраны земель на территории сел, поселков, городов относятся:

- разработка, утверждение и реализация целевых программ и документации по землеустройству относительно охраны земель согласно закону;

- установление ограничений в использовании, временное запрещение (остановка) или прекращение использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в отрасли охраны земель;

- осуществление контроля за использование и охраной земель коммунальной собственности.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики проводит мониторинг плодородия почв и агрохимическую паспортизацию земель с.-х. назначения.

Особое внимание уделено в законе требованиям к собственникам и землепользователям земель (в т. ч. арендаторам) при осуществлении ими хозяйственной деятельности соблюдать условия, обеспечивающие сохранность плодородия почв и недопущение их разрушения. Эти требования состоят в следующем: обработка земель должна осуществляться способами, которые не оказывают вредного влияния на состояние земель и их плодородие, применять экологически безопасные технологии и технические средства, уменьшающие негативное влияние на почвы; соблюдать стандарты и нормативы во время применения средств защиты растений от сорняков и болезней; предоставлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о применении пестицидов и агрохимикатов.

Предусмотрены ограничения выращивания отдельных с.-х. культур и технологий, которые истощают почву, снижают его плодородие. С целью осуществления контроля за динамикой плодородия почв систематически необходимо проводить их агрохимические исследования, оформление агрохимических паспортов, в которых фиксируются начальные и текущие уровни обеспечения питательными веществами почв и уровни их загрязнения. Следовательно, положения названных законов «Об аренде земли» и «Об охране земель» обеспечивают всю совокупность требований по рациональному использованию земли. Обобщающим правовым документом о соответствии и использовании земель является принятый в 2001 г. «Земельный кодекс Украины».

Основные положения законов по урегулированию хозяйственной деятельности предприятий любых форм собственности и хозяйства изложены в «Хозяйственном кодексе Украины», принятом в 2003 г. Этот Кодекс обобщает законодательно-правовую базу и раскрывает механизмы функционирования законов по созданию предприятий рыночного типа и организацию в них предпринимательской деятельности по рыночным принципам спроса и предложения.

Однако, практика реализации законодательно-правовой базы показала, что основополагающие её законы, Указы Президента Украины, постановления правительства, которые должны обеспечить финансовые возможности предприятий эффективно хозяйствовать по рыночным принципам не нашли своего полного решения. Эквивалентность обмена (паритет цен) между отраслями народного хозяйства и сферами АПК и теперь не достигнута.

Это можно проиллюстрировать такими данными. Для приобретения трактора Харьковского тракторного завода Т-150К в 2002 г. сравнительно с 1990 г., по сообщению Г. М. Подлисецкого, Я. К. Белоуско и пр., необходимо было продать больше зерна: зерна – в 11,6 раза, семян подсолнечника – 6,5; молока – 9,3; мяса крс – 9,3 раза. На приобретение зерноуборочного комбайна СК-5 «Нива» эти соотношения составляют: 16,3; 13,2 и 16,5 раза.

Известно, что такие цены не позволяют с.-х. предприятиям приобрести основополагающие ресурсы производства промышленного происхождения. Это обусловило и многоразовое уменьшение их производства, поскольку отечественный потребитель не может их купить, а низкое качество машин является конкурентоспособным на мировом рынке.

Такие условия создали кризисное состояние не только в сельском хозяйстве, но и в отрасли машиностроения.

Закон Украины «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» предусматривает в течение 2003-2010 г. г. государственную поддержку создания и подготовки серийного производства новой техники, переоборудования машиностроительных предприятий и внедрение современных технологий проектированияи производства машин, развития рынка техники. На эти цели предусматривается ежегодно выделять до 1 % общих расходов государственного бюджета. По расчетам Министерства промышленной политики Украины за период 2002-2005 гг. на стимулирование развития машиностроения для АПК из бюджета должно было выделено 786 млн грн., а фактически выделено 35,2 млн грн, или только 4,4%.

Не нашли своей реализации и выше изложенные положения предусмотренные в Законе Украины «О приоритетности социального развития села и АПК в народном хозяйстве». Не осуществлялся государственными органами власти и контроль за охраной земель и использованием арендованных земель, что предусмотрено соответствующими законами и арендатор использует эти земли по своему усмотрению, направленный на максимально возможное получение прибыли.

Те законодательные положения, которые предусматривают свободный выбор производственной предпринимательской деятельности и организационной формы предприятия, в результате отсутствия финансового обеспечения также не могут быть ими реализованы по рыночным принципам спроса и предложения. В этих обстоятельствах выход агропромышленного комплекса и в частности его аграрного сектора из кризисного состояния возможен только при условиях, что гос. власть и органы местного самоуправления будут осуществлять действенный контроль за исполнением принятых законодательно-правовых положений в экономике страны и в частности агропромышленного комплекса, который обеспечивает продовольственную безопасность Украины.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОС. С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЙ.

Существующие предпринимательские структуры различаются по правовым, финансово-экономическим и организационно-управленческим признакам.

Правовые признаки характеризуют юридические аспекты создания уставного фонда фирмы, статуса участника (или основателя) фирмы, регулируют имущественные отношения между участниками и фирмой.

К правовым признакам относятся:

- право собственности на капитал и основателей;

- источники формирования и размер уставного фонда;

- ограничения права стать участником;

- права участника на имущество в случае его выхода из состава фирмы;

- юридическая обособленность фирмы от участников.

Финансово-экономические признаки дают возможность уяснить и неоднозначно определить принадлежность участникам соответствующей доли прибыли фирмы; риски участников (имущественные, денежные), в т. ч. в случае прекращения деятельности фирмы.

Финансово-экономические признаки следующие:

- участие в распределении прибыли;

- ответственность за обязательства фирмы;

- раздел имущества в случае прекращения деятельности фирмы.

Организационно-управленческие признаки характеризуют возможность для участников заниматься непосредственно управленческой деятельностью, т. е. выполнять функции руководства фирмой, влиять на её оперативную производственно-хозяйственную деятельность, в т. ч. обеспечение трудовыми ресурсами.

Организационно-управленческими признаками являются:

- участие в управлении фирмой;

- использование наемного труда;

- автономность производственно-хозяйственной деятельности от участников.

Организационной единицей предприятия является фирма или компания. Это обощенное название любой производственной единицы, независимо от её размеров, организационно-правовой формы и формы собственности. Предпринимательство может осуществляться в разных организационно-правовых формах, которые устанавливаются законодательством страны. В этом проявляются нормативные аспекты предпринимательства на этапе организации (реорганизации) фирмы. Наиболее распространенными организационными формами производственного предпринимательства являются:

- единоличное владение (по законодательству Украины это может быть частное предприятие – юридическое лицо, основано на частной собственности гражданина Украины; семейное предприятие – юридическое лицо, основано на частной собственности членов одной семьи; физическое лицо, зарегистрировано как субъект предпринимательской деятельности);

- партнерство (общество с дополнительной ответственностью; полное общество; коммандитное общество);

- корпорация (юридический объект, обособленный от своих непосредственных собственников).

Кроме того, законодательством Украины предусмотрены народные, арендные и государственные предприятия, которые также могут принадлежать к разряду корпораций. Особое место занимают кооперативы и фирмы любой организационно-правовой формы с иностранной квалифицированной или неквалифицированной инвестицией, деятельность которых регламентируется специальными законодательными актами.

Организационно-экономические основы хозяйственных обществ.

В зависимости от форм собственности в рыночной экономике Украины могут действовать таких видов:

- частное – предприятие, основанное на собственности физического лица;

- коллективное – предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;

- хозяйственное общество – предприятие, основанное на собственности объединения граждан;

- коммунальное – предприятия, основанное на собственности соответствующей территориальной громады;

- государственное – предприятия, которое базируется на государственной собственности.

Акционерное общество (АО) – предприятие, созданное на принципах соглашения юридическими лицами или гражданами путем объединения их имущества и ведения предпринимательской деятельности для получения прибыли, которое имеет уставный фонд, разделенный на определённое количество акций равной номинальной стоимости, и несёт ответственность по обязательствам только имуществом общества.

АО может быть двух видов:

- открытое, акции которого распространяются без ограничений для приобретения;

- закрытое, акции которого распространяются только между основателями.

Отношения в АО строятся через использование акций. Акции – специфический вид ценных бумаг без установленного срока обращения, которые свидетельствует о долевом участии в уставном фонде АО, подтверждают членство в этом обществе, право на участие в управлении им, на получение части прибыли в виде дивиденда, а также на участие в распределении имущества во время ликвидации общества. АО может выпускать привилегированные акции, те акции по которым гарантируется ежегодная выплата дивидендов независимо от результатов деятельности.

Общество создается на основании учредительного договора (договора основателей) и устава (учредительные документы).

Основными этапами создания АО являются:

- принятие решения о намерении создания общества;

- оценка возможностей, направлений и условий деятельности общества;

- принятие решения о создании общества и условий подписки на акции (заключение договора учредителей);

регистрация выпуска акций и информация об их выпуске;

- объявление о подписке на акции;

- подписка на акции;

- разработка проекта устава общества;

- принятие устава АО и выборы его органов (учредительное собрание);

- государственная регистрация АО;

- продажа акций участникам.

Во время создания ЗАО регистрация информации о выпуске акций не проводится. Акции ЗАО распространяются только среди основателей.

Лица, желающие приобрести акции, должны внести на счёт основателей не менее 10% их стоимости, на которые они подписались, после чего им выдают письменное обязательство о продаже соответствующего количества акций.

АО может быть созданным, если его уставный фонд составляет не менее 1250 размеров установленной законодательством минимальной заработной платы. До государственной регистрации АО должно быть сформировано 30% всего уставного фонда.

После окончания указанного в извещении срока подписка на акции прекращается. Если до того времени не удалось покрыть подпиской 60% акций, АО считается не основанным. Лица, которые не подписались на акции, возвращаются внесенные ими суммы или другое имущество не позднее 30 дней.

Распределение голосов в АО зависит от количества акций, которые находятся во владении. Решающим является пакет акций в размере 50% от их общей стоимости + 1 акция. Владение пакетом акций в размере 40% + 1 акция даёт возможность блокировать созыв общего собрания, 25% + 1 акция – блокировать принятие решений, требующих квалифицированного большинства голосов.

Структура управления: общее собрание акционеров – ревизионная комиссии (наблюдательный совет) – правление – глава правления.

В форме АО целесообразно создавать аграрные биржи и торговые дома, брокерские конторы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это предприятие, созданное на принципах соглашения юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли, которое имеет уставный фонд, разделённый на части в размерах, определённых учредительными документами.

ООО создаётся и действует на основании учредительного договора между участниками о его создании и устава общества.

ООО целесообразно создавать при наличии незначительного количества собственников (10-20 лиц), для которых характерны единство интересов, достаточное для принятия решений по вопросам совместной предпринимательской деятельности.

Участники общества отвечают по его обязательствам только своей частью в общем имуществе. Участнику, который выбывает из общества, выплачивают пропорциональную его части в уставном фонде часть стоимости имущества и прибыли в течение 12 месяцев со дня выхода.

До дня государственной регистрации учредительных документов общества каждый из его участников должен внести не менее 30% размера его вклада, предусмотренного в этих документах. Остаток вкладов вносится в течение одного года после регистрации общества.

ООО может быть создано, если его уставный фонд составляет не менее 625 размеров установленной законодательством минимальной заработной платы. До гос. регистрации ООО должно быть сформировано 50% всего уставного фонда.

Для общества характерна трёхступенчатая структура управления, (собрание участников – ревизионная комиссия - директор), голосование согласно размеров части участника в уставном фонде. Участники общества не обязаны работать в нём и осуществляют свои права как равноправные собственники.

Общество с дополнительной ответственностью – это предприятие, созданное на принципах соглашения юридическими лицами или гражданами путём объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли, которое имеет уставный фонд, разделённый на части в определённых учредительными документами размерах.

Особая характеристика общества - участники отвечают по обязательствам своими вкладами в уставный фонд, а при их недостатке – дополнительно своим имуществом в одинаковом размере для всех участников.

В то же время дополнительная ответственность в обществе также является ограниченной (кратным размером к вкладу), т. е. взимание долга общества не может распространяться на всё личное имущество участника.

Коммандитное общество – это предприятие, созданное на принципах соглашения юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли, которое включает одного или более участников с полной ответственностью или одного или более участников с ограниченной ответственностью (вкладчиков).

Управление деятельностью КО осуществляют только участники (или участник) с полной ответственностью. Участники с ограниченной ответственностью (вкладчики) принимают участие в ведении дел общества только по его поручению.

Общество осуществляет свою деятельность на основании учредительного договора между его участниками.

Вступление вкладчика в общество осуществляется путём вклада денежных или имущественных взносов и не требует внесения изменений в учредительных документах.

Участники с полной ответственностью отвечают перед кредиторами общества всем принадлежащим им имуществом как и участники полного общества. Ответственность вкладчиков ограничивается их частью в имуществе общества как и участников общества с ограниченной ответственностью.

Полное общество (далее ПО) – предприятие, созданное на принципах соглашения юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью всем своим имуществом.

Ведение дел общества осуществляется по общему согласию всех участников или всеми ими, или одним или несколькими из них, которым остальными участниками специальным поручением определяется объём полномочий, Участники не могут действовать самостоятельно по направлениям, для осуществления которых было создано общество. Переход доли участника другому или третьему лицу осуществляется только по согласию всех участников. Правопреемник или наследник участника несёт ответственность за его долги перед обществом, а также за долги общества перед третьими лицами.

Преимущество ПО – наличие полной солидарной ответственности участников, что повышает доверие к этим предприятиям со стороны кредиторов и прочих партнёров, недостаток – риск потери не только соответствующей доли, но и личного имущества, что сдерживает волеизъявление по созданию такого общества.

Сущность и правовое обеспечение деятельности фермерских хозяйств.

Согласно с Законом Украины «О фермерском хозяйстве» (КФХ), фермерское хозяйство - «это форма предпринимательства граждан Украины, которые изъявили желание производить товарную с.-х. продукцию, заниматься её переработкой и реализацией».

Их цель – обеспечить благополучие семьи на основе производства и реализации продукции.

Право на создание фермерского хозяйства имеет дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста, изъявил желание создать КФХ и прошел профессиональный отбор. Членами ФХ могут быть супруги, родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для ведения этого хозяйства, признают и соблюдают положения Устава ФХ.

ФХ является юридическим лицом, имеет название, печать, штамп, счета в банке.

Гражданин, изъявивший желание создать ФХ, пишет заявку, в которой просит выделить определённый земельный участок для ведения такого хозяйства с указанием названия ФХ, желаемых размеров и места расположения земельного участка, с каким правом хочет иметь эти земли (частной собственности, аренды), наличие образования или опыта работы в сельском хозяйстве, направлений хозяйственной и иной деятельности, состава будущего ФХ,

Это заявление рассматривает местный совет народных депутатов и принимает решение о предоставлении (или отказе)

земельного участка для создания ФХ. В месячный срок с дня подачи заявления она рассматривается на заседании районной конкурсной комиссии по отбору претендентов на создание ФХ, что оформляется протоколом. После прохождения конкурсного отбора совет заказывает землеустроительной организации проект отведения участка.

Решение о предоставлении земельного участка для отвода ФХ принимается на ближайшей сессии районного совета народных депутатов. После согласования проект отведения земельного участка подаётся в районный совет народных депутатов. Затем фермеру государственная проектная организация готовит Государственный акт на право частной собственности или вечного наследственного владения землёй. Если основатель имеет желание расширить земельный участок, то оформляется Договор на право временного пользования землёй, в частности на условиях аренды.

Затем, согласно с порядком, основатель подаёт заявление в исполком местного совета народных депутатов с просьбой зарегистрировать ФХ, а также предоставляет Устав ФХ, справку из отдела земельных ресурсов о количестве выделенной земли, заверенную копию Государственного акта на право частной собственности на землю или копию договора на временное пользование землёй, в частности на условиях аренды, квитанцию о внесенной плате за регистрацию, а также заполняет регистрационную карточку субъекта предпринимательской деятельности – юридическое лицо.

На сессии райгосадминистрации в 30-дневный срок рассматривают заявления о регистрации ФХ и выдают соответствующее распоряжение «О регистрации».

Основателю (главе) ФХ выдают «Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица».

В Уставе ФХ должна быть отметка о взятии соответствующим советом народных депутатов на учет этого хозяйства и внесении его в специальную хозяйственную книгу.

Отведение земельного участка в натуре проводится только после того, как на ней собран урожай предыдущим собственником или землепользователем.

После отведения земельного участка в натуре (на местности) и получения документа на земельный участок, государственной регистрации (получения свидетельства о государственной регистрации) ФХ приобретает статус юридического лица, получает печать со своим наименованием и адресом, открывает расчетный счет и прочие счета в учреждениях банка и вступает в отношения с партнёрами, учреждениями и организациями, признаётся государственными органами и органами местного самоуправления как самостоятельный товаропроизводитель во время планирования экономического и социального развития региона.

Кроме того, ФХ регистрируется в Государственной налоговой администрации, районном отделе статистки, пенсионном фонде.

Сложный и сезонный характер с.-х. труда часто требует дополнительной рабочей силы. Тогда, согласно с фермерским законом, можно пригласить на работу в хозяйство дополнительных, так называемых работников, которые будут работать на основании трудового договора (контракта, соглашения). такие лица на становятся членами ФХ.

Вне ФХ его члены не могут постоянно работать, а только временно, сезонно, или по договору на время выполнения определённой работы.

Возглавляет ФХ его глава – основатель хозяйства или его правопреемник. Это должно быть полностью дееспособной лицо, т. е. гражданин, достигший 18 лет. Не член хозяйства не может быть его главой. Глава ФХ представляет его интересы, направляет деятельность его членов и наемных рабочих; несёт ответственность за создание безопасных условий труда, соблюдение технических, санитарных, пожарных, экологических правил и норм. На имя главы выдаётся (выписывается) вся документация ФХ.

Для получения гос. регистрации ФХ необходимо предоставить его Устав. Устав – основной локально-правовой акт для него. Устав принимается членами хозяйства и регистрируется (а не утверждается) вместе с регистрацией самого ФХ.

Имущественные отношения в ФХ и вне строятся на принципах совместной собственности, т. е. такой, при которой имущество не делится на отдельные части (доли) и принадлежит всем членам ФХ. Все члены имеют равное право на всё имущество в целом.

ФХ способно не только производить с.-х. сырьё, но и заниматься его переработкой на месте. Для этого они могут иметь разнообразные перерабатывающие цеха, мастерские, а также художественные и прочие производства.

Всё имущество ФХ находится под защитой государства наравне с имуществом субъектов других форм собственности. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом и средствами ФХ его члены. Распоряжаться объектами совместной собственности члены ФХ могут только по взаимному согласию.

Собственники земельных участков, переданных им советом народных депутатов, не вправе в течение 6 лет со времени приобретения права собственности продавать или иным способом отчуждать их (кроме некоторых случаев).

3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Первой организационной формой производственного предприятия является предприятие, которое существует как единоличное владение, или частная собственность. Единоличное владение принадлежит одному лицу, одной семье. В США, например, таких единоличных предприятий около 15 млн. Единоличная собственность охватывает 10-14% финансового объема всего американского бизнеса. Обычно частный предприниматель является универсалом: генеральным менеджером по продаже, сбыту, рекламе, финансам, кадрам и снабжению. Рейтинг кредитоспособности единоличника не очень высокий по сравнению с большими фирмами. Эта форма имеет ряд преимуществ:

- собственнику фирмы полностью принадлежит прибыль фирмы;

- владелец фирмы имеет невысокие расходы, связанные с организацией производства;

- небольшие размеры фирмы дают собственнику возможность поддерживать контакты со своими работниками и покупателями продукции.

Недостатками частного владения являются:

- ограниченные возможности для расширения производства;

- несодействие банков в предоставлении значительных кредитов;

- неограниченная ответственность за финансовое состояние предприятия, поскольку все имущество владельца по решению суда может быть направлено на компенсацию требований кредиторов и погашению долгов;

- собственник фирмы должен быть компетентным по всем производственным и финансовым вопросам и иметь способности к предпринимательству.

На базе гос. собственности были организованы совхозы и прочие гос. с.-х. предприятия: научно-исследовательские, племенные и семеноводческие хозяйства, конные заводы.

Отношения собственности в общественном секторе АПК в условиях перехода к рыночной экономике развиваются путем разгосударствления и приватизации собственности совхозов. При преобразовании собственности на гос. с.-х. предприятиях имеют место три формы финансовых отношений: бесплатная передача гос. имущества, выкуп и продажа.

Гос. с.-х. предприятия в своей деятельности руководствуются Законом «О предприятиях в Украине» (1991) и прочими законодательными актами. Ими определены виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, организации и ликвидации, организационный механизм осуществления предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике. В частности, Закон определяет права и ответственность предприятий за хозяйственную деятельность, регулирует отношения с другими предприятиями и организациями, органами гос. управления.

Закон имеет 7 разделов: 1) общие положения; 2) создание предприятия и порядок его регистрации; 3) имущество предприятия; 4) управление предприятием и самоуправление трудового коллектива; 5) государственная, экономическая и социальная деятельность предприятия; 6) предприятие и государство; 7) ликвидация и реорганизация предприятия.

Предприятие осуществляет производственную и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли. На основе его роста решаются вопросы о расширении производства, социальном развитии.

Государственное, как и прочие виды предприятий, создается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а также в результате выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений или на базе структурной единицы действующих объединений по решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие собственника или уполномоченного им органа. В местных органах гос. власти осуществляется гос. регистрация предприятия, которое функционирует на основе устава.

Устав гос. предприятия утверждается собственником имущества с участием трудового коллектива. В нем указываются собственник и наименование предприятия, его месторасположение, предмет и виды деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок создания имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В соответствии с Законом «О предприятиях Украины» имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отражается в балансе. Имуществом гос. предприятия является гос. собственность и закрепляется за ним на правах полного хозяйственного ведения. Госхоз владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом по собственному усмотрению.

В Законе определяются источники формирования имущества предприятия. Ими являются: денежные и материальные взносы основателей; доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и прочих кредиторов; капитальные вклады и дотации из бюджетов; поступление от разгосударствления и приватизации собственности; приобретение имущества другого предприятия или организации; бесплатные или благотворительные взносы, пожертвование организаций, предприятий, отдельных граждан.

Предприятие имеет право продавать или передавать другим предприятиям, организациям или учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и прочие материальные ценности, а также списывать их с баланса. Предприятию предоставляется право продавать, передавать бесплатно, обменивать, сдавать в аренду отдельным гражданам средства производства и прочие материальные ценности. Бесплатная передача материальных ценностей гражданам осуществляется с разрешения собственника. Предприятие имеет право выпускать и покупать ценные бумаги, быть совладельцем фондовых бирж Украины и их участником.

Управление предприятием осуществляется на основе единства прав собственника хозяйственного использования своего имущества и самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Руководителя предприятия нанимает (назначает, избирает) собственник имущества согласно с Законом. С ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность его перед собственником и трудовым коллективом, условия материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Украины.

Руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить