Лекции по экономическим темам сборник

Расходы на развитие экономики

1. Необходимость и состав расходов на развитие экономики.

2. Финансирования промышленности и энергетики.

3. Расходы на развитие агропромышленного комплекса.

4. Финансовая поддержка малого предпринимательства.

5. Другие расходы, связанные с экономической деятельностью.

Вопрос 1. Необходимость и состав расходов на развитие экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям государственное регулирования темпов и пропорций развития экономики является оправданной. Сущность проблемы заключается в том, что, во-первых, есть отрасли, которые без государственной помощи в условиях трансформации экономики не имеют достаточных финансовых возможностей для развития, но они существенно влияют на общее состояние развития экономики государства. Это, прежде всего топливно-энергетический, агропромышленный, металлургический комплексы. Во-вторых, при переходе к рынку только при государственной поддержке могут развиваться наукоёмкие и технологически сложные производства.

Согласно с бюджетной классификацией затраты на развитие экономики включают такие группы расходов:

1) промышленность и энергетика;

2) строительство;

3) сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота;

4) транспорт, дорожное хозяйство, связок, телекоммуникации и информатика;

5) другие услуги, связанные с экономической деятельностью.

Порядок предоставления поддержки определяется Кабинетом Министров и Национальным банком, которые утверждают Положение о предоставлении поддержки из бюджета. В нем определяется порядок подготовки, рассмотрения и утверждения проектов использования средств, которые будут предоставляться как государственная поддержка, бизнес-планов и проектов санации этих предприятий, ответственность сторон за несоблюдения условий предоставления финансовой поддержки и исчерпывающий перечень случаев, когда такая поддержка предоставляется на безвозвратной основе.

Источниками финансовой поддержки могут быть кредиты Национального банка и кредитные ресурсы, самостоятельно привлеченные коммерческими банками. Кредитование предприятий и организаций осуществляется через уполномоченные коммерческие банки, перечень которых определяет Кабинет Министров по согласованию с Национальным банком.

Финансовая поддержка предприятий из бюджета предоставляется в соответствии с решениями Кабинета Министров Украины на возвратной или безвозвратной основе с целью предотвращения банкротства, возобновления платежеспособности, оздоровление финансового состояния предприятий, обеспечение их эффективной хозяйственной деятельности и повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Финансовая поддержка за сроками ее предоставления может иметь краткосрочный и долгосрочный характер.

Финансовая поддержка на безвозвратной основе предоставляется:

─ если убытки, нанесенные предприятию стихийным бедствием, превышают суммы возмещений, предусмотренных действующим законодательством об обязательном страховании;

─ в порядке возмещения ущерба конкретным предприятиям в случаях, когда действующим законодательством установлены условия ведения хозяйства, по которым не обеспечивается возмещение расходов на производство товаров (работ, услуг), что может привести к их банкротству;

─ для финансирования расходов на восстановления платежеспособности отдельных предприятий, деятельность которых связана с общественными интересами. Во всех других случаях финансовая поддержка предоставляется лишь на возвратной основе.

Органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, на основе данных, полученных в результате анализа финансово-хозяйственного состояния предприятий, которое осуществляется соответственно Положению о порядке проведения санации государственных предприятий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, определяют предприятия, которые нуждаются в финансовой поддержке. Основные критерии отбора предприятий для предоставления финансовой поддержки такие:

─ потенциальная прибыльность;

─ достаточная подготовленность управленческого персонала;

─ наличие рынков сбыта на продукцию предприятия в Украине и за ее пределами;

─ конкурентоспособность продукции;

─ финансовое состояние предприятия на момент рассмотрения и в перспективе;

─ соответствие продукции, которая выпускается предприятием, государственным приоритетам.

Межведомственная комиссия по вопросам санации государственных предприятий рассматривает подготовленные материалы и с учетом возможностей Государственного бюджета Украины принимает решение о представлении Кабинету Министров Украины предложений относительно предоставления финансовой поддержки и ее объемов. Финансовую поддержку в виде бюджетной ссуды оказывает Министерство финансов на договорной основе.

Условиями договора должны предусматриваться обязательства сторон относительно объемов, сроков предоставления ссуды, её целевого использования, мероприятия по обеспечению ее своевременного возвращения, ответственность сторон за нарушение условий договора, а также размеры и порядок уплаты процентов за использование бюджетных ссуд.

Применяются такие формы предоставления финансовой поддержки отраслей экономики и предприятий:

1. предоставление отсрочек и рассрочек в уплате налогов и обязательных платежей до бюджета;

2. списание и реструктуризация налоговой задолженности;

3. осбождение от налогов отраслей экономики или отдельных предприятий, использования специальных режимов налогообложения.

Особенное значение имеет предоставление льгот по отдельным видам налогов, сборов, обязательных платежей. По своей экономической сути такие льготы — это система внутреннего перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами налогообложения. С экономической точки зрения предоставления льгот есть по форме государственной регулирования экономического и социального развития. Льготы относительно налогообложения — явление объективное, обусловленное самим ходом экономического развития. Суть вопроса в том, что государство соответственно действующему законодательству должно обеспечивать регулирования темпов и пропорций развития экономики. В экономической жизни государства нередко случаются случаи, когда для поддержки отдельных производств целесообразней снизить размер уплачиваемых налогов, чем покрывать убытки и осуществлять выплаты из бюджета на социальные цели. К позитивным аспектам льготного налогообложения следует отнести еще и то, что хозяйственные структуры, получив льготы, могут укреплять свое финансовое состояние, обновлять производство, повышать конкурентоспособность своей продукции.

Негативным аспектом льготного налогообложения является нарушение принципа нейтральности налогообложения и, что важнее всего, его справедливости. Предоставление значительных льгот отдельным группам плательщиков предопределяет невозможность снижения налоговой нагрузки в целом. Кроме того, предоставление льгот способствует росту теневого сектора экономики.

Для привлечения в Украину инвестиций необходимы не только особенный режим налогообложения, но и его стабильность, а также четкие и понятные правила ведения предпринимательской деятельности.

В целом льготы по налогообложению можно разделить на три группы:

─ льготы социальные, то есть льготы, которые предоставляются отдельным юридическим и физическим лицам, которые не могут равноправно конкурировать в рыночной среде при производстве той или другой продукции. Речь идет о предприятиях, на которых заняты граждане с ограниченными физическими возможностями;

─ льготы отдельным предприятиям, которые находятся в худших экономических условиях в сравнении с основным количеством производителей. Речь идет о производствах, которые имеют важное значение для экономики государства, но находятся в неблагоприятных экономических, природных и других условиях, которые не дают им возможности равноправно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это предприятия горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса и тому подобное;

─ льготы предприятиям, которые временно находятся в неблагоприятных экономических условиях и имеют неустойчивое финансовое состояние, которое возникло не по их вине, например, по причине стихийной бедствия, устаревших технологий;

─ льготы, которые не имеют достаточного экономического обоснования и их предоставление усиливает кризисные явления в экономике. К таким льготам можно отнести те, которые предоставлены согласно с лоббистскими действиями отдельных властных структур.

На сегодня избыточное предоставление льгот, а также отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и тому подобное не способствует достижению финансовой стабилизации в государстве, равномерному распределению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, приводит к необоснованному перераспределению финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйственной деятельности. Основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие экспертных оценок о масштабах перераспределения финансовых ресурсов, а также экономические и социальных последствиях этого перераспределения.

С целью упорядочения предоставления льгот по отдельным видами платежей в первую очередь необходимо ликвидировать льготы, которые не имеют надлежащего экономического обоснования, особенно по прямым налогам и прежде всего по налогу на прибыль, налогу на землю и подоходного налога с граждан. Предоставление льгот по налогам должно проходить жесткую экспертизу независимых экспертов и только после их выводов решения о предоставлении льгот должен выноситься на рассмотрение Верховной Рады.

Вопрос 2. Финансирование промышленности и энергетики.

Расходы на развитие промышленности и энергетики включают такие группы расходов:

1. Расходы на топливно-энергетический комплекс:

─ расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышленности;

─ содержание государственной военизированной горноспасательной службы;

─ государственная поддержка угледобывающих предприятий;

─ организация и регулирования деятельности в отрасли производства ядерного топлива;

─ мероприятия, связанные с выводом из эксплуатации ЧАЭС;

─ мероприятия по охране объектов атомной энергетики.

2. Расходы на конверсию и развитие предприятий оборонного и машиностроительного комплексов:

─ расходы на финансирование мероприятий по конверсии предприятий оборонного комплекса и создания новых видов гражданской продукции;

─ средства на развитие отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса;

─ расходы специального назначения Держкомпромполитики Украины.

3. Расходы на воссоздание минерально-сырьевой базы:

─ геологоразведочные работы, которые финансируются за счет отчислений добывающих предприятий;

─ работы относительно изучения газоносности, разработка методов дегазации угольных пластов, решение проблем поиска, использования метана.

4. Расходы на другие отрасли промышленности:

─ консервирование мощностей по производства тяжелой воды и других специальных объектов;

─ расходы на реструктуризацию железорудных предприятий подземной добычи руды.

Наибольшую долю в расходах на развитие промышленности и энергетики составляют расходы на государственную поддержку угледобывающих предприятий, что определено Программой реформирования и финансового оздоровления предприятий угольной промышленности Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 октября 1999 года № 1921.

Вопрос 3. Расходы на развитие агропромышленного комплекса.

За счет бюджетных средств финансируются такие расходы на развитие агропромышленного комплекса:

1. Расходы на улучшение земельных ресурсов:

─ оплата работ относительно улучшения земель;

─ проведение земельной реформы;

─ химическая паспортизация земель.

2. Расходы на сельскохозяйственное производство:

─ государственная программа селекции в животноводстве и птицеводстве;

─ мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений;

─ противоепизатичные мероприятия;

─ поддержка производства продукции животноводства и растеневодства;

─ финансирование расходов на закладку и уход за молодыми садами, виноградниками и ягодниками;

─ государственная программа селекции в растениеводстве;

─ государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств;

─ частичная компенсация ставки по кредитам коммерческих банков, которые предоставляются сельхозтоваропроизводителям и другим предприятиям агропромышленного комплекса.

3. Расходы на закупку сельскохозяйственной продукции и техники:

─ мероприятия, связанные с погашением задолженностей по закупки сельскохозяйственной продукции за государственным заказом (контрактом) 1994 – 1997 годов;

─ возврат бюджетного займа, предоставленного на закупку сельскохозяйственной продукции за государственным заказом (контрактом) 1994–1997 годов;

─ мероприятия, связанные с закупкой отечественной сельскохозяйственной техники на условиях финансового лизинга;

─ возвращения средств, предоставленных на приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансового лизинга;

─ средства, которые поступят в счет погашения задолженности по кредитам, привлеченными государством или под государственные гарантии, для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, переданной сельхозтоваропроизводителям и другим субъектам ведения хозяйства.

4. Расходы на исследование и практические разработки в отрасли сельского хозяйства:

─ разработка проектно-сметной документации, изготовление и испытания опытных образцов техники для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

5. Расходы на деятельность и услуги в отрасли сельского хозяйства:

─ финансирование хозяйств, которые находятся в особенно сложных климатических условиях;

─ мероприятия, связанные с формированием государственного семенного страхового фонда.

За счет бюджетных средств финансируются также расходы на лесное хозяйство, рыболовство и охоту, водное хозяйство. Из расходов на развитие агропромышленного комплекса, которые финансируются из государственного бюджета, чрезвычайно важными для внедрения научно-технического прогресса в развитие сельского хозяйства есть государственные целевые программы развития селекции в растениеводстве и животноводстве и защите растений.

В настоящее время сельскохозяйственные предприятия уплачивают фиксированный сельскохозяйственный налог в соответствии с законодательством Украины. При этом они освобождаются от уплаты ввозной пошлины, налогообложение налогом на добавленную стоимость комплектующие изделия и запасные части к сельскохозяйственной технике. Не применяется взыскание пошлины и других налогов при ввозе на таможенную территорию Украины комплектующих изделий и запасных частей к сельскохозяйственной технике, средств защиты растений и животных, которые не производятся в Украине, а также при сезонном ввозе (с 1 февраля по 1 октября) дизельного топлива. При внедрении результатов научных исследований освобождается от налогообложения финансирование научных разработок для сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в сочетании общепринятого порядка предоставления кредитов со специальным режимом кредитования, который учитывает особенности ведения сельскохозяйственного производства и условия проведения экономических и земельной реформ на селе. Доля расходов Государственного бюджета Украины на финансирование развития сельского хозяйства должна быть не меньшей 5 процентов расходов бюджета.

Осуществление государственной программы селекции в растениеводстве дает возможность ежегодно внедрять в производство около 400 новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, технологии их выращивания, способствует снижению себестоимости продукции, дает возможность проводить в научно обоснованные сроки сортообновления и сортозамену, повышать урожайность на 20–30 процентов. Кроме того, использования новых сортов и гибридов значительно повышает качество продукции растениевода.

В бюджете на 2008 год предусматриваются средства на поддержку производства продукции растениеводства и животноводства. Такая поддержка товаропроизводителей растениеводства в отрасли льноводства и коноплеводства будет способствовать обеспечению льном отечественной легкой промышленности, других отраслей народного хозяйства, а также постепенному увеличению объемов производства зерна, преодолению негативных последствий сезонных колебаний цен на рынке зерна. Одним из самых актуальных вопросов является формирования программы "Зерно Украины" является обеспечение сельскохозяйственного товаропроизводителя техникой. Особой остроты этот вопрос приобретает при условиях отсутствия у хозяйств собственных оборотных средств и слабой кредитной базы банковских учреждений.

Относительно лесного хозяйства Украины, то оно по своим народнохозяйственным назначением и местоположением выполняет преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и имеет ограниченное эксплуатационное значение. Главным заданиям отрасли является создание национальной лесосырьевой базы на основе интенсификации ведения лесного хозяйства и совершенствования технологий создания высопродуктивных насаждений, разработка зональных систем из борьбы с вредителями и болезнями лесов с применением новых, экономически безопасных препаратов, обеспечения народного хозяйства древесиной.

Вопрос 4. Финансовая поддержка малого предпринимательства.

Малое предпринимательство является важным фактором развития и эффективного функционирования экономики. Место и роль малого предпринимательства в национальной экономике определяются тем, что оно как особый сектор рыночной экономики является основой мелкого производства, обеспечивает быструю окупаемость расходов, широкую свободу рыночного выбора, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, обеспечивает насыщение рынка товарами, услугами и дополнительными рабочими местами, способствует ослаблению монополизма в экономике. Становление и развитие малого предпринимательства в Украине осуществляется в достаточно сложных и противоречивых условиях трансформационных изменений. На сегодня в Украине существует почти 200 тыс. малых предприятий, работает около 1 млн. предпринимателей без создания юридического лица, почти 40 тыс. фермерских хозяйств.

Всего в малом предпринимательстве занято свыше 2,7 млн. лиц, или 9 процентов трудоспособного населения Украины. В то же время малое предпринимательство производит 11 процентов от общего объема производства продукции (работ, услуг) в целом по Украине, что свидетельствует о более эффективном функционировании малого бизнеса в сравнении с большим.

Основными факторами, которые мешают развитию малого предпринимательства, есть:

─ отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства;

─ увеличение административных барьеров;

─ отсутствие реальных и действенных механизмов финансово-кредитной поддержки;

─ избыточное налоговое давление и обременительная система отчетности;

─ неуверенность предпринимателей в стабильности условий ведения бизнеса;

─ избыточное вмешательство органов государственной власти в деятельность субъектов ведения хозяйства.

В настоящее время большинство предпринимателей испытывает дефицит финансовых ресурсов, о чем свидетельствуют результаты опроса начинающих и уже действующих предпринимателей: 75 процентов их среди других проблем ставят дефицит финансовых ресурсов на первое место. Поэтому становится понятным, что необходима активная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства. Её возможно осуществлять в таких направлениях:

─ прямое государственное финансирование и кредитование субъектов малого предпринимательства;

─ установление льгот в налогообложении;

─ государственное гарантирование кредитов субъектов малого предпринимательства;

─ стимулирование поддержки сектора малых предприятий со стороны предпринимательских организаций: банков, страховых компаний, корпораций.

Прямое государственное финансирование и кредитование малого предпринимательства предусматривает предоставление малым предприятиям средств из бюджетов разных уровней и государственных целевых фондов. Важным методом финансовой поддержки малого предпринимательства является предоставление льгот в налогообложении.

Государство не может быть единственным источником поддержки сектора малых предприятий, поэтому нужное стимулирование предпринимательских структур к более тесному сотрудничеству с субъектами малого бизнеса. Это возможно за счет создания условий, которые бы способствовали повышению прибыльности такой деятельности.

Оптимальным с точки зрения бюджета и рыночных требований методом финансовой поддержки малого бизнеса есть негосударственное финансирование деятельности малого предпринимательства через общества взаимного финансирования и специализированы фирмы, которые занимаются предоставлением кредитов субъектам малого предпринимательства, Такие организации не нуждаются в бюджетных средствах для своего функционирования и действуют по рыночным принципам. Участие государства в развитии таких организаций выражается в законодательной регламентации их деятельности, предоставлении информационной и консультативной поддержки.

Вопрос 5. Другие расходы бюджета, связанные с экономической деятельностью.

К другим расходам бюджета, связанные с экономической деятельностью, принадлежит в первую очередь финансирование проектов многоцелевого развития. Для обеспечения космической деятельности в государстве Национальному космическому агентству Украины предусматривается финансирование общегосударственной космической программы. Общегосударственная (национальная) космическая программа предусматривает: выполнение пусковых проектов "Січ-ІМ" и " Мікроспутник", модернизацию ракет-носителей "Циклон".

Также сюда относятся расходы на выполнения центрами стандартизации, метрологии и сертификации работ относительно государственного наблюдения за сдерживанием требований стандартов, норм и правил за средствами измерения; на финансирование работ относительно создания Государственной службы единого времени и эталонных частот для обеспечения Украины высокоточной частотно-временной информацией в единых единицах и шкалах и приобретение нормативной информации для Национального фонда стандартов с целью совершенствования информационного обеспечения государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан

С целью проведения единой государственной политики в сфере энергосбережения Госкомэнергосбережения осуществляется работа относительно доработки действующей правовой и нормативной бани в сфере энергосбережения. Это касается в первую очередь определения источников финансирования энергосберегающих мероприятий, имея в виду требования Комплексной государственной программы энергосбережения.

Главными заданиями областных, городских и других гидрометеорологических центров является проведение метеорологических, гелиогеофизических, аэрологических наблюдений, фоновых радиационных и базовых наблюдений за загрязнением окружающей природной среды, прогнозирования погоды, гидрологического режима водных объектов, опасных и стихийных гидрометеорологических явлений, урожайности сельскохозяйственных культур, обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, Вооруженных сил Украины и населения информацией общего пользования о фактических и ожидаемых изменениях и гидрометеологических условий и состояния окружающей природной среды, предупреждения об опасных и стихийных явлений.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить