Лекции по экономическим темам сборник

Расходы бюджета на социальную защиту населения

1. Система расходов на социальную защиту населения.

2. Государственная помощь семьям с детьми.

3. Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям.

4. Жилищная субсидия населению.

5. Индексация денежных доходов населения.

6. Льготы и помощь ветеранам, гражданам, которые имеют особенные заслуги перед государством, и гражданам преклонного возраста.

Вопрос 1. Система расходов на социальную защиту населения.

В Украине расходы на социальные цели составляют свыше 50 процентов сведенного бюджета. Наибольший удельный вес в расходах на социальные цели составляют расходы на социальную защиту населения.

В настоящее время Украина имеет достаточно разветвленную систему социальной защиты населения. Около 80 процентов семей получают социальные выплаты, разного рода помощь, компенсации или же имеют отдельные льготы за счет средств бюджетов всех уровней, социальных фондов, средств предприятий, организаций и тому подобное. На сегодня существует свыше 20 различных видов пособий и льгот, а предоставление их закреплено десятками законов.

Основные принципы системы социальной защиты заложены в Конституции Украины, в частности статья 46 Конституции "гарантирует гражданам право на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработица от независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения.

Учитывая вышеприведенные положения Конституции, можно считать, что социальная защита обеспечивается социальной помощью и социальным страхованием. Исходя из этого, экономическая категория "социальная защита" — это система отношений между государством, хозяйственными структурами с одной стороны и, с гражданами с другой стороны, в процессе которых за счет части валового внутреннего продукта образуются и используются фонды финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан.

Расходы бюджета на социальную защиту населения — это в первую очередь расходы, направленные на адресную поддержку малообеспеченных граждан, установление определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для разных групп населения, социальная защита лиц, которые оказались в экстремальных условиях (беженцы, беспризорные и тому подобное). Расходы бюджета на социальную защиту можно классифицируются по такими признакам: по источникам, по инициатору, по цели использование и по формам.

По источникам финансирования расходы разделяются на те, которые финансируются за счет средств государственного бюджета, и расходы, которые финансируются за счет местных бюджетов.

По инициатору расходы бюджета на социальный защиту можно классифицировать как расходы на реализацию общегосударственных программ социальной защиты населения и расходы на местные программы.

По цели использования расходы на социальную защиту населения можно разделить на такие группы. К первой группе можно отнести расходы на социальную защиту в связи с малообеспеченностью. Это в первую очередь касается тех социальных выплат, условием предоставления которых является определенный уровень доходов лица или домохозяйств, которые претендуют на помощь.

Вторая группа расходов на социальную защиту — по цели использования — это выплаты, назначением которых является компенсация потерянного дохода. К таким расходам можно отнести, например, расходы на выплату помощи по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Третья группа расходов – это выплаты, связанные с компенсацией потерянного здоровья или имущества. Четвертой группой расходов на социальную защиту населения по цели их использования являются расходы, связанные с предоставлением поддержки в обустройстве, например, расходы на содержания приютов для несовершеннолетних и пунктов временного размещения беженцев.

По формам осуществления выплаты на социальную защиту населения могут быть денежные, безналичные, натуральные. Единственной выплатой которая предоставляется в безналичной форме, являются жилищные субсидии.

Вопрос 2. Государственная помощь семьям с детьми.

В Украине государство устанавливает гарантированный уровень материальной поддержки семей с детьми путем предоставления государственной денежной помощи с учетом состава семьи, ее доходов и возраста детей, которое направлено на обеспечение приоритета государственной помощи семьям с детьми в общей системе социальной защиты населения. Граждане Украины, в семьях которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, имеют право на государственную помощь в случаях и при условиях, предусмотренных законом.

Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также лица, которые приобрели статусу беженца, имеют право на государственную помощь наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законом или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми и перечень документов, необходимых для назначения помощи, устанавливается Кабинетом Министров Украины

Соответственно этому назначаются такие виды государственной помощи семьям с детьми:

─ помощь в связи с беременностью и родами;

─ одноразовая помощь при рождении ребенка;

─ помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

─ помощь на детей, которые находятся на попечении или заботе;

─ помощь малообеспеченным семьям с детьми.

Покрытие расходов на выплату государственной помощи семьям с детьми осуществляется за счёт средств Государственного бюджета Украины в виде субвенций в местные бюджеты. Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме помощи в связи с беременностью и родами женщинам, назначают и выплачивают органы социальной защиты населения по месту жительства родителей (усыновителей, опекуна, попечителя). Помощь в связи с беременностью и родами женщинам назначается и выплачивается по месту основной работы (службы).

Документы, необходимые для назначения государственной помощи семьям с детьми, подаются лицом, которое претендует на назначение помощи, самостоятельно. Документы, необходимые для назначения государственной помощи семьям с детьми, рассматриваются органом, который назначает и осуществляет выплату государственной помощи, в течение 10 дней со дня обращения. О назначении государственной помощи или об отказе в ее предоставлении с указанием причины отказа и порядка обжалования этого решения орган, который назначает и осуществляет выплату государственной помощи семьям с детьми, выдаёт или посылает заявителю письменное сообщение в течение 5 дней после принятия соответствующего решения.

Право на государственную помощь в связи с беременностью и родами имеют женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Основанием для назначения женщинам помощи в связи и беременностью и родами является выданная в установленном порядке справка лечебного заведения установленного образца. Лицам, которые усыновили или взяли под опеку ребенка на протяжении двух месяцев со дня ее рождения, помощь в связи с беременностью и родами предоставляется на основании решения про усыновление установление опеки за период со дня усыновления или установление опеки и по окончанию срока послеродового отпуска.

Помощь в связи с беременностью и родами назначается, если обращение за ней поступило не позже шести месяцев со дня окончания отпуска в связи с беременностью и родами, и выплачивается женщинам за весь период отпуска, длительность которого и составляет 70 календарных дней до родов и 56 в случае усложненных родов или рождения двух или больше детей – 70 календарных дней после родов. За период отпуска в связи с беременностью и родами, который совпадает с отпуском по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста, помощь по беременности и родам выплачивается независимо от помощи по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста.

Помощь в связи с беременностью и родами предоставляется и в размере 100 процентов среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, помощи по безработицы и тому подобное) женщине, но не менее как 25 процентов от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособного лица в расчёте на месяц.

Одноразовая помощь при рождении ребенка предоставляется одному из родителей ребенка (усыновителю или опекуну), не застрахованному в системе общеобязательного государственного социального страхования. Одноразовая помощь родителям при рождении ребенка назначается на основании свидетельства о рождении ребенка. Усыновителям и опекунам отмеченная помощь назначается на основании решения об усыновлении или установлении опеки.

В случае рождения (усыновление, установление опеки) двух и более детей помощь предоставляется на каждого ребенка. В случае рождения мертвого ребенка помощь при рождении ребенка не назначается. Одноразовая помощь при рождении ребенка определяется в размере установленного законом прожиточного минимума дня детей в возрасте до 6 лет. Помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста выплачивается ежемесячно со дня назначения помощи по уходу за ребенком к дню достижения ребенком указанного возраста включительно. Усыновителям и опекунам помощь назначается не раньше, чем со дня принятия решения об усыновлении или установлении опеки.

Лицам, освобожденным с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, к их трудоустройству помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста назначается на основании справки ликвидационной комиссии. Лицам, зарегистрированным в государственной службе занятости как безработные, помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста назначается на основании справки государственной службы занятости.

Матерям, которые имеют детей в возрасте до трех лет и одновременно продолжают обучение с отрывом от производства, помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста определяется в полном размере.

В случае рождения (усыновление, установление опеки) двух и более детей помощь по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста предоставляется на каждого ребенка.

Помощь на детей, которые находятся на попечении или заботе, назначается лицам, определенным в установленном законом порядке опекунами или попечителями детей, которые в результате смерти родителей, лишение их родительских прав или по другим причинам остались без родительской заботы.

Помощь на детей, которые находятся на попечении или заботе, предоставляется в размере, который равняется разнице между прожиточным минимумом для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным размером получаемых на ребенка алиментов и пенсий в предыдущие шесть месяцев.

Помощь назначается малообеспеченным семенем с детьми (в том числе с усыновленными детьми и детьми, которые находятся на попечении или заботе) в возрасте до 16 лет (учеников до 18 лет), если среднемесячный совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума для семьи. Размер пособия определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом за предыдущие шесть месяцев.

Предприятия, учреждения и организации несут ответственность за вред, причиненный семьям с детьми или государству в результате несвоевременной выдачи документов или выдачи недостоверных данных, и возмещают ее в установленном законом порядке. Получатели государственной помощи обязаны уведомлять те органы, которые назначают и осуществляют выплату государственной помощи, об изменении всех обстоятельств, которые влияют на выплату помощи. Органы, которые назначают и осуществляют выплату государственной помощи, имеют право проверять материальное состояние семей с детьми.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной помощи семьям с детьми, несут ответственность согласно с законом.

Размер государственной помощи по уходу за ребенком по достижению им трехлетнего возраста, пособия на детей, которые находятся на попечении или заботе, а также размер помощи малообеспеченным семьям определяется Верховной Радой Украины ежегодно в процентном отношении к прожиточному минимуму с постепенным приближением к прожиточному минимуму, но при этом не может быть ниже величины, которая равняется 25 процентам от установленного уровня прожиточного минимума.

Расходы на выплату государственной помощи семьям с детьми осуществляется в виде субвенции с государственного бюджета до местных бюджетов. Расчеты прогнозной потребности в средствах на выплату этой помощи проводятся отдельно за каждым видом помощи, исходя из государственной статистической отчетности о предоставлении помощи и размеров помощи, определенных на основании соответствующей статьи Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на плановый год".

Вопрос 3. Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям.

Помощь распространяется на семьи, которые имеют невысокий уровень доходов и состоят из пенсионеров и детей в возрасте до 16 лет (учеников – до 18 лет), а также из нетрудящихся лиц трудоспособного возраста, которые заняты уходом за детьми, время которого засчитывается к трудовому стажу, лиц, которые имеют трех и больше детей в возрасте до 16 лет и заняты уходом за ними, лиц, которые присматривают за инвалидом I группы или ребенком инвалидом в возрасте до 16 лет, а также лицами, которые достигли 80-летнего возраста.

В 2000 году с целью законодательного закрепления предоставления помощи малообеспеченным семьям, а также привязки условий ее предоставления к прожиточному минимуму – основного социального стандарта, установленного Конституцией Украины, был принят Закон Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям". Отмеченным законом предусмотрено предоставление ежемесячной помощи в денежной форме в размере, который зависит от величины среднемесячного совокупного дохода семьи. Размер государственной социальной помощи определяется как реши эта между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом, но не может быть большим, чем 75 процентов прожиточного минимума для семьи. При этом определено, что для стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учётом уровня обеспечения прожиточного минимума. Этот уровень устанавливается, исходя из реальных возможностей расходной части государственного бюджета и утверждается одновременно с принятием закона о государственном бюджете на соответствующий год.

Вопрос 4. Жилищные субсидии населению.

Одним из путей обеспечения адресной социальной поддержки менее всего защищенных семей и граждан в условиях постепенного повышения доли покрытия населением себестоимости жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей является реализация программы жилищных субсидий.

Программе жилищных субсидий было положено начало на исполнения постановления Кабинета Министров Украины от 4 февраля 1995 года № 89. Жилищные субсидии являются неденежной формой помощи семьям в оплате содержания жилья, холодного и горячего водоснабжение, газо-, теплоснабжение, водоотвод, электроэнергии, вывоз бытового мусора и жидких нечистот, а также в приобретении газа, твердого и печного (бытового) топлива.

Право на помощь по программе жилищных субсидий имеет любая семья, если ее расходы на жилье, коммунальные услуги и топливо в пределах установленных норм пользования и потребления превышают 20 процентов совокупного дохода. Семье, которой назначена жилищная субсидия, платит за жилищно-коммунальные услуги 20 процентов среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение газа, твердого и печного топлива — 20 процентов ее годового совокупного дохода. Если в жилом помещении (доме) прописаны и проживают только пенсионеры, которые не работают, и другие нетрудоспособные граждане, источником существования которых является лишь доходы отличного подсобного хозяйства, пенсия и другие социальные выплаты, или если в составе прописанных есть несовершеннолетние инвалиды первой и второй групп и среднемесячный совокупный доход на одного прописанного в жилом помещении (дома) не превышает стоимостной величины границы малообеспеченности, размер платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 15 процентов их среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива — 15 процентов их годового совокупного дохода.

Объем расходов бюджета на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется, исходя из среднемесячного количества получателей этого вида субсидии по региону и среднемесячного размера субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Полученная сумма расходов умножается на 12, поскольку эта субсидия ежемесячная.

Ассигнования на дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг зависят от ряда показателей, как объективных, так и субъективных. К первым принадлежат: количество населения, жизненный уровень населения, состав домохозяйств; ко вторым — тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, нормы приобретения газа и твердого топлива, по которым предоставляются субсидии. Поэтому при расчете объема ассигнований, необходимых для предоставления населению жилищных субсидий, применяется упрощенная формула.

Прогнозная потребность в средствах на предоставление населению жилищных субсидий определяется как сумма расходов, необходимых для предоставления каждого отдельного вида субсидий. Объем расходов на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется, исходя из объемов фактических начислений субсидий на жилищно-коммунальные услуги за отчетный период. Полученная сумма расходов умножается на прогнозный коэффициент роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, и таким образом определяется потребность в средствах на этот вид субсидий.

Потребность в средствах на предоставление субсидии на приобретение твердого топлива и субсидии на приобретение газа определяются аналогично: исходя из фактических начислений этих видов субсидий в регионе и прогнозного индекса роста тарифов на твердое топливо и газ. Полученные суммы расходов по всем видам субсидий корректируются на коэффициент повышения тарифов до конца года. Средства на возмещение расходов на оплату жилищно-комунальных услуг предусматриваются в государственном бюджете в виде субвенций в местные бюджеты.

Вопрос 5. Индексация денежных доходов населения.

Индексация – это установлен законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов граждан, которая дает возможность частично или полностью возместить им подорожание потребительских товаров и услуг. Индексация является частью государственной системы социальной защиты граждан, направленной на поддержку покупательской способности их денежных доходов.

Для индексации денежных доходов населения используется индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги. Такой индекс вычисляется на основании статистических наблюдений по изменению цен в розничной торговле, на рынках и тому подобное и не позднее 10 числа месяца, который наступает за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, которые они получают в гривнах на территории Украины и не имеют одноразового характера: пенсии; социальная помощь (семенем с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и тому подобное); стипендии; оплата труда (денежное обеспечение); суммы возмещения вреда, причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья. Индексация проводится, если индекс потребительских цен превышает 105 процентов (величина порога индексации). Индексации подлежат денежные доходы граждан в границах трехкратной величины стоимости границы малообеспеченности. Полной индексации подлежат доходы в пределах величины стоимости границы малообеспеченности. Если доход превышает величину стоимости границы малообеспеченности, то его часть в границах двойной величины стоимости границы малообеспеченности индексируется в размере 80 процентов, следующая часть дохода в границах величины стоимости границы малообеспеченности – в размере 70 процентов. Часть денежного дохода, который превышает трехкратную величину стоимости границы малообеспеченности, индексации не подлежит.

Предприятия, учреждения и организации, которые находятся на хозяйственном расчете, повышают размеры оплаты труда в связи с индексацией за счет собственных средств с соблюдением действующих соотношений в оплате труда. Предприятия, учреждения и организации, которые финансируются или дотируются из бюджета, повышают размеры оплаты труда (денежного обеспечения) в связи с индексацией за счет средств соответствующего бюджета. Общественные объединения повышают размеры оплаты труда работников за счет и в пределах собственных средств.

Индексация пенсий и социальной помощи проводится за счет Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины, других целевых социальных фондов, а также средств, которые направляются на их выплату из бюджета.

Вопрос 6. Льготы и помощь ветеранам, гражданам которые имеют особенные заслуги перед государством и гражданам преклонных лет.

Льготы и помощь предоставляются гражданам, которые имеют особыезаслуги перед государством: Героям Украины, Героям Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы и ордена Трудовой славы, лицам, награжденным четырьмя и больше медалями за отвагу", Героям Социалистического Труда. Для указанных категорий граждан, которые имеют особенные заслуги перед государством, установлен особенный перечень пособий, к которым принадлежат:

─ первоочередное бесплатное обеспечение лекарствами, которые приобретены по рецептам врача;

─ освобождение от квартирной платы независимо от формы собственности жилищного фонда, от оплаты коммунальных услуг;

─ освобождение от оплаты услуг за оформление документов на право собственности на квартиру при ее приватизации;

─ бесплатное пользование городским транспортом и поездами пригородного сообщения;

─ бесплатный проезд один раз на год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, водным, воздушным или международным автомобильным транспортом;

─ подавляющее право оставаться на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда и право на трудоустройство в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации;

─ бесплатное обучение и переобучение по месту работы, в учебных заведениях системы государственной подготовки и переподготовки кадров, а также в платных учебных заведениях и на курсах;

─ освобождение от уплаты налогов, сборов и пошлины всех видов, за исключением уплаты ввозной пошлины, таможенных и акцизных пошлин и налога на добавленную стоимость с подакцизных товаров, которые импортируются;

─ бесплатное захоронение с военными почестями и. т.д.

В соответствии с Указом Президента Украины от 17.05.2002 г. № 689 "Об учреждении пожизненных государственных стипендий для участников боевых действий в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов" в государственном бюджете предусмотрены расходы на предоставление пожизненных государственных стипендий для участников боевых действий в период Великой Отечественной войны.

Для участников войны перечень льгот несколько меньше, чем в предыдущей категорий ветеранов войны. Такие льготы предусматривают обеспечение участников войны бесплатными лекарствами и зубопротезирование; 50-процентную скидку платы за жилье и коммунальные услуги, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта и автомобильным транспортом в сельской местности.

Начиная с 2000 года, в государственном бюджете впервые отдельной строкой были определены расходы на выплату материальной помощи ветеранам войны. Таким образом, не только подчеркнуто особенное внимание к этой категории граждан, но и усилено направление государственной политики относительно их социальной защиты. С 2001 года возмещения расходов на предоставление льгот ветеранам войны осуществляется из местных бюджетов, а средства на эти цели предусматриваются в составе субвенции, которая передается из государственного бюджета.

Кроме того, ежегодно при формировании государственного бюджета предусматриваются ассигнования для финансовой поддержки общественных организаций ветеранов и инвалидов: Всеукраинской организации инвалидов войны и вооруженных сил. Союза организаций инвалидов Украины, Всеукраинского объединения ветеранов, украинского союза участников войны и украинского совета ветеранов войны и труда.

Социальная защита ветеранов труда и граждан преклонных лет осуществляется на основании Закона Украины "Об основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине". Ветеранами труда считаются граждане, которые добросовестно работали в народном хозяйстве, государственных учреждениях, организациях и объединениях граждан, имеют трудовой стаж (35 лет – женщины и 40 лет – мужчины) и вышли на пенсию.

Ветеранам труда предоставляются такие льготы:

─ пользование при выходе на пенсию или изменения места работы поликлиникой, к которой они были прикреплены по предыдущему месту работы;

─ первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов);

─ подавляющее право на обеспечение санаторно-курортным лечением;

─ ежегодное медицинское обследование и диспансеризация с привлечением соответствующих специалистов;

─ первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических заведениях;

─ подавляющее право на обеспечение жилищной площадью нуждаются в лиц которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и отведения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства;

─ подавляющее право на вступление в общества садовников (кооперативов) кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей;

─ освобождение от платы за землю;

─ бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

другие льготы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить