Финансовая реструктуризация

Содержание материала

Ретроспективный анализ факторов, обуславливающий законо­мерность осуществления процессов финансовой реструктуризации

Необходимость реструктуризации предприятий обусловлена как реформированием собственности, изменением организационно-правовых форм хозяйствования, так и интенсивным нарастанием негативных явлений в экономике, связанных с неплатежеспособностью предприятий. В общеэкономическом плане финансовая реструктуризация означает последовательное претворение в жизнь совокупности организационно-экономических, правовых, информационно-технологических мер, направленных на снятие противоречий между требованиями рынка и устаревшей системой форм и методов управления предприятием. Данные меры осуществляются путем изменения производственной структуры предприятия и действующей системы управления, применения современных форм менеджмента, способных обеспечить предприятию конкурентоспособность в настоящее время и в перспективе.

Адаптация предприятия к рыночным условиям предполагает формирование товарной политики на основе использования принципов мирового маркетинга, гибкой системы ценообразования, создания механизмов инновационно-инвестиционной деятельности. Проведение реструктуризации предусматривает частичное закрытие нерентабельных производств, диверсификацию производства и управления, выделение в самостоятельные предприятия отдельных структурных подразделений, освобождение от объектов соцкультбыта, иные действия, позволяющие более эффективно использовать собственные и привлеченные финансовые ресурсы, создавать предпосылки к тому, чтобы объект приватизации стал потенциально привлекательным для внешнего инвестирования./145/

В этой связи представляется необходимым, во-первых, уточнить потенциальные преимущества и негативные последствия финансовой реструктуризации предприятий и, во-вторых, выделить узловые (опорные) проблемы, решение которых определит ход этого процесса Он может рассматриваться на макро - и микроуровне (табл. 1.2).

В каких бы масштабах ни проводилась реструктуризация, этот процесс означает разрушение сложившейся (пусть и неэффективной) системы, а следовательно, существуют и негативные стороны, как, например, краткосрочное сокращение ВВП, уменьшение занятости и снижение производительности труда. На практике, действительно, наблюдается тенденция спада производства в Украине. Материальное положение ее жителей в настоящее время находится на уровне самых бедных стран Европы. Однако неправомерное ухудшение экономического положения ставиться в прямую зависимость от реструктуризации. Скорее, отсутствие последовательности в проведении реформ, слабость менеджмента предприятий выступают непосредственными причинами неудовлетворительного состояния экономики.

Таблица 1.2 Факторы потенциальной эффективности финансовой реструктуризации

Макроэкономические

Микроэкономические

1. Рост эффективности и конкурентоспособности

2. Сокращение государственных субсидий

3. Рост производительности труда и эффективности

4. Рост ВНП

5. Активизация внутренних инвестиций

6. Привлечение частных капиталов в производство

7. Расширение базы налогообложения

8. Развитие предпринимательства, творчества и инициативы

9. Самоуправление

1. Снижение издержек производства

2. Повышение производительности труда и эффективности управления

3. Гибкость в реагировании на рыночные изменения

4. Восприятие современных технологий

5. Увеличение возможности привлекать внутренний и иностранный капитал

6. Оптимизация управления

7. Свобода в принятии решений

В устойчивой рыночной экономике финансовой реструктуризация отдельных предприятий может рассматриваться как способ их укрепления и приспособления к динамичным условиям рынка. В переходной экономике – это системообразующий фактор формирования новых рыночных отношений. Поэтому чрезвычайно важно каждому предприятию оценить реальную рыночную ситуацию с тем, чтобы выбрать эффективные средства финансового оздоровления с учетом особенностей конкретного производства./143/

Тем нем менее, развитие процессов финансовой реструктуризации возможно сформировать в определенные тенденции, которые можно определить по факторным группам:

· социально-экономического развития;

· трансформация отношений собственности;

· ориентация на безубыточность предприятий;

· стратегия экономического роста.

Рассмотрим более детально каждые из перечисленных факторных групп.

С продвижением Украины по пути экономических преобразований при проведении реструктуризационных мероприятий приобретает значение фактор социально-экономического развития, который формирует данное направление развития в устойчивую тенденцию. И это закономерно, поскольку различия в уровнях экономического и социального развития различны. Новейшая история страны, которая берет свое начало с 1991 года – года обретения независимости, отмечена переменами, которые заставили органы власти всех уровней обратить внимание на этот сегмент политики. С учетом того, что формирование и реализация реструктуризационных мероприятий – задача нелегкая даже для стран с развитой рыночной экономикой, сложности, существующие в управлении социальными рычагами в Украине, трудно переоценить.

Процессы в экономической и социальной жизни на региональном и местном уровне развиваются настолько быстро, что дальнейшее промедление с принятием новой парадигмы управления реструктуризацией необходимо для повышения темпа роста и социальной стабильности. Существующая в стране институциональная структура должна развиваться наряду с осуществляющимися финансовыми реструктуризационными мероприятиями.

Государственная политика реструктуризации должна решать проблемы, связанные со значительными территориальными различиями в уровнях экономического и социального различия и благосостояния населения с экономическим возрождением территорий. Нередко в сферу влияния такой политики входят так называемые точки роста, являющиеся центрами генерации и распространения новых знаний, технологий, высокотехнологичных товаров и услуг.

Во время структурных изменений в экономике страны территориальная дифференциация развития всегда увеличивается, особенно в период возобновления экономического роста. Это связано с тем, что благоприятные условия для дальнейшего экономического развития имеются только на отдельных территориях (необходимый объем финансов, новые технологии, соответствующая инфраструктура). Скорость их определяется степенью продвижения капитала, как внутреннего (внутри страны), так и внешнего (международного).

Четких универсальных предельных уровней показателей социальной и экономической дифференциации отдельных частей страны, при достижении которых определяется необходимость непосредственного вмешательства реструктуризационных мероприятий не существует. Отдельные исследования утверждают, что отклонение от среднего значения определенных показателей по территории страны более чем на 50% есть тот предел, за которым возможны угрозы социальной и политической стабильности в государстве. Наиболее распространены сравнения межрегиональных диспропорций по отношению и средней величине показателя по стране, определении территорий с максимальными отклонениями от среднего и сопоставления показателей между ними.

Кроме экстремальных случаев влияния на политическую или социальную стабильность процессы реструктуризации имеют серьезное значение с точки зрения отрицательных для страны последствий, которые могут тормозить дельнейшее ее развитие.

На протяжении последних десятилетий теоретические подходы и практические меры реструктуризационной политики претерпели существенные изменения. В 50-е годы в западных развитых странах в центре внимания реструктуризационных мероприятий в контексте влияния на социально-экономические последствия стояли вопросы преодоления региональных кризисов, связанных с проблемами отдельных отраслей, в частности, угольной, металлургической, судостроительной. Чаще всего применяется подход “сверху – донизу”, т. е. проблемы решались с помощью прямых государственных инвестиций в производственную сферу, с конкретными стимулами и льготами, рассчитанными на поддержку предприятий той или иной отрасли. Этот подход оказался более (Франция) или менее (Италия) эффективным, однако успех определялся ограничением конкурентной среды внутри страны, искусственной поддержкой конкурентоспособностью таких предприятий на мировом рынке.

В 70-е годы изменения в экономической структуре и внедрение инновационных технологий в сочетании с усилением международной конкуренции обусловили необходимость поиска новых подходов. Следствием динамичного роста на базе распространения инноваций стало то, что эффективность деятельности во все большей степени связывалась с территорией внедрения новых технологий. Подход “сверху – донизу” плохо отвечал этой ситуации и уступил место горизонтальному подходу, по которому основными становились условия, обеспечивающие эффективную деятельность реструктуризированных предприятий; наличие соответствующей инфраструктуры и ее качество, уровень обслуживания. Подъем уровня интеграционных процессов взаимосвязанности рынков также способствовал сужению подхода “сверху – донизу”, основанного на прямых государственных интервенциях. Указанные изменения развивались в два главных направления реструктуризационной политики – активное и пассивное. Первое связано с необходимостью качественно изменить структуру экономики. Активное направление применяется прежде всего тогда, когда считают, что рыночных сил недостаточно для преодоления диспропорций в развитии. Такая политика предусматривает в частности, повышение производительности труда в регионах с низким уровнем труд посредством государственного инвестирования в образование, в инфраструктуру, обеспечение экономии благодаря увеличению масштабов деятельности, путем введения стимулов в отношении занятости и инвестирования новых производств.

Цель второго направления – пассивной реструктуризационной политики заключается в улучшении социального развития с принятием мер, способствующих более эффективной работе, рыночных механизмов путем устранения барьеров для продвижения рабочей силы и капитала, обеспечения лучшего обмена информацией и технологиями.

Как правило, большинство стран применяют сочетание активной и пассивной политики.

С применением “горизонтального подхода” государственные расходы на достижение целей реструктуризационной политики в возрастающих масштабах передаются на региональный и местный уровни.

Прежде чем оценить социальные последствия финансового реструктурирования Украины, сравним уровень ее развития со странами ЕС. В 1999 г. в Украине ВВП на душу населения по паритету покупательской способности составил 3458 USD, т. е. в 12 раз меньше, чем в Люксембурге, где этот показатель – наивысший в мире, и в 4 раза меньше, чем в Португалии или Греции. В целом же средний уровень ВВП на душу населения Украины составил 15,5% от среднего показателя ЕС. Отметим, что ВВП на душу населения Венгрии, Польши, Чехии в 2,4-3,3 раза больше официального украинского показателя. Начиная с 2001 года, в Украине наблюдается реальный рост ВВП. По итогам 2001 г. он составил 9%, 2002 г. – 4,8%. Однако качественных изменений в приведенных выше соотношениях со странами Европы, конечно же, не произошло.

В большинстве развитых стран разница в экономическом развитии регионов измеряется при помощи показателя регионального валового продукта на одного жителя с учетом паритета покупательской способности. Что касается стран с переходной экономикой, которым относится Украина, то этот показатель, как свидетельствуют эмпирические исследования, не отображает истинной картины диспропорций в региональном развитии по нескольким причинам. Данные о ВВП на одного жителя в региональном разрезе часто не соответствуют системе национальных счетов, и поэтому вероятны существенные неточности.

Кроме того, имеются проблемы, связанные с распределением продукции, произведенной государственными компаниями, но не учтенной в расчетах. Поэтому более корректными являются межрегиональные сравнения по показателю валовой добавленной стоимости на одного жителя.

Динамика этого показателя в течение 1996-2003 гг. свидетельствует о росте региональных отклонений от среднего его значения.

Анализ валовой добавочной стоимости по секторам экономики в региональном разрезе свидетельствует, что удельный вес сельского хозяйства остается значительным и колеблется от 6% в наиболее промышленно развитом регионе – Донецкой области, до 32,7% – в Волынской, с наибольшей долей сельского хозяйства.

Лишь два региона имеют долю услуг в ВДС больше 65%.

Аналогичное увеличение диспропорций в региональном развитии происходит и по другим параметрам. В частности, углубленная региональная асимметрия по инвестициям в основной капитал. Коэффициент вариации по этому показателю на одного жителя равен 9. Такие же тенденции характерны и для прямых инвестиций; по итогам последних 10 лет среднее их значение в расчете на одного жителя Украины составляет 90 долл. (по состоянию на начало 2004 г.). Максимальными и минимальными значениями по регионам соответственно 577 и 11 долл. Треть всех прямых иностранных инвестиций сосредоточена в Киеве.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить