Теневые аспекты и меры легализации финансовой реструктуризации
Одной из главных форм государственного регулирования реструктуризационных мероприятий в Украине является контроль за деятельностью эмитентов, фондовых бирж. Применяя эффективную систему контроля за операциями финансовой реструктуризации, государство предотвращает действия, которые могут привести к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране, дезорганизации фондового рынка, нарушению прав и интересов инвесторов, мошенничеству с финансовыми ресурсами.
Эффективным средством контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах стали проверки и ревизии участников фондового рынка, проводимые Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины в пределах своей компетенции (далее – Комиссия).
Контрольно-ревизионную деятельность Комиссия осуществляет согласно полномочиям, предоставленным ей Законом Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”, по которому Комиссия и ее уполномоченные лица имеют право проводить самостоятельно или совместно с другими органами проверки и ревизии участников фондового рынка. Для реализации этих полномочий Комиссия в соответствии с указанным Законом и другими нормативными актами Украины ввела ряд внутренних положений, регламентирующих порядок проведения проверок, оформление их результатов, осуществление соответствующих мероприятий в случае выявления нарушений законодательства о ценных бумагах.
Анализ контрольно-ревизионной деятельности на рынке ценных бумаг позволяет выявить основные проблемы и тенденции, присущие современному этапу развития этого рынка, характеризующие его контролируемость и правовую упорядоченность и позволяющие определять приоритетные направления контроля за соблюдением законодательства о реструктуризационных процессах в Украине.
В 1999 г. Комиссия проверила деятельность 1574 участников рынка ценных бумаг, что на 51% больше, чем в 1998 г. Данные о соотношении количества проверок в 1998-99 гг. в разрезе регионов Украины приведены на рис. 4.6.
Значительное увеличение количества проверок наблюдается в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской областях, что в определенной степени объясняется большой активностью местных участников фондового рынка и наличием многочисленных конфликтов в сфере корпоративного управления. В этих регионах сконцентрирован мощный промышленно-финансовый потенциал, функционирующий на сегодня в основном в виде акционерной формы собственности, в отношении которой часто возникают разнообразные проблемы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.
1999 г. сравнительно с 1998 г. характеризуется не только ростом количества проверок, но и изменениями в их структуре. Так, доля эмитентов в сравниваемых периодах выросла с 41 до 46% общего количества проверок. Больше внимания стали уделять деятельности фондовых бирж и СРО. Одновременно общие объемы проверок всех участников рынка за 1999 г. превышают соответствующие показатели за 1998 г. Так, за 1998 г. Комиссия проверила 720 эмитентов ценных бумаг и субъектов вексельных расчетов, 340 независимых регистраторов, 313 торговцев ценными бумагами, 127 инвестиционных фондов и компаний, 74 СРО, фондовых бирж, внебиржевых торговых систем и их представительств, хранителей (рис. 4.7).
Рис. 4.6. Рост количеств проверок деятельности участников фондового рынка, проведенных Комиссией.
Рост количества проверок эмитентов ценных бумаг в 1999 г. обусловлен в основном тремя главными факторами:
· резким увеличением количества жалоб акционеров и инвесторов на действия органов управления акционерными обществами;
· усилением борьбы между акционерами за контроль над акционерными обществами, которая осуществляется в большинстве случаев с нарушением законодательства на рынке ценных бумаг;
· повышением внимания государства к существующим проблемам в деятельности акционерных обществ и стремлением осуществлять мероприятия по урегулированию конфликтов, возникающих в сфере корпоративного управления.
Комиссия провела 132 проверки по представлению органов прокуратуры, 63 – по требованию органов Министерства внутренних дел Украины и 52 – по обращениям Службы безопасности Украины. Так, в г. Киеве и Киевской обл. из 99 внеплановых проверок 9 было проведено по поручению правоохранительных органов, Николаевской обл. – из 63 проверок 24 по поручению этих органов; Днепропетровской обл. – из 60 проверок 28 по поручению правоохранительных органов; Донецкой обл. – из 58 проверок 25 по поручению правоохранительных органов.
Достаточно показательными являются данные о мерах, принятых Комиссией относительно результатов контрольно-ревизионной деятельности на фондовом рынке, поскольку эти меры освещают весь спектр возможных действий в случае выявления нарушений законодательства (табл. 4.12).
Эти данные свидетельствуют о том. что наиболее распространенными нарушениями в процессах реструктуризационных мероприятий являются непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации, которые отрицательно влияют на уровень осведомленности инвесторов о конъюнктуре фондового рынка, финансовом состоянии эмитентов и осуществляемой ими хозяйственной деятельности при принятии решений относительно инвестирования в ценные бумаги.
Сейчас наиболее заметной и вместе с тем угрожающей тенденцией является то, что по результатам проверок 1574 участников фондового рынка факты нарушений законодательства были, установлены в деятельности 998 из них. То есть, в среднем 2 из 3 проверенных участников фондового рынка нарушают нормы законодательства о ценных бумагах и нормативные акты Комиссии.
Таблица 4.12 Результаты контрольно-ревизионной деятельности Комиссии по проверке дел о правонарушениях за 2000 год
Мера |
Количество мер по реструктуризации |
Начисленная сумма, грн. |
Рассмотрено дел о правонарушениях на рынке ценных бумаг, по которым: |
867 |
|
- наложено санкций, всего |
813 |
381591 |
- в том числе на юридических лиц |
772 |
356006 |
В частности: |
||
- за выпуск незарегистрированных ценных бумаг |
14 |
44400 |
- за деятельность без специального разрешения |
21 |
56115 |
- за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации |
220 |
154211 |
- невыполнение распоряжений, решений Комиссии |
137 |
101280 |
- письменных предупреждений |
312 |
– |
- прекращение размещения и обращения ценных бумаг |
6 |
– |
- прекращение действия специальных разрешений |
28 |
– |
- аннулирование действия специальных разрешений |
17 |
– |
- других санкций |
17 |
– |
- в том числе на физических лиц: |
41 |
25585 |
- за операции по выпуску незарегистрированных ценных бумаг |
4 |
3740 |
- за операции без специального разрешения |
7 |
2890 |
- за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации |
17 |
13855 |
- за невыполнение распоряжений, решений Комиссии |
13 |
5100 |
Представлено материалы проверок в государственные органы для принятия соответствующих мер, всего: |
172 |
– |
В том числе: в правоохранительные органы |
149 |
– |
- в другие органы |
23 |
– |
Увеличилось количество конфликтов в сфере корпоративного управления, сопровождаемых нарушениями прав акционеров должностными лицами органов управления акционерными обществами. Значительная часть конфликтов связана с нарушением правлениями прав акционеров, которые в совокупности владеют более 10% уставного фонда и требуют созыва внеочередного общего собрания. Тенденция к увеличению таких нарушений, возможно, объясняется уменьшением количества мелких держателей акций и постепенной концентрацией пакетов акций в руках так называемых стратегических инвесторов, в том числе, при продаже тех долей в уставных фондах акционерных обществ, которые до недавнего времени принадлежали государству.
Также распространенными являются нарушения статьи 43 Закона Украины “О хозяйственных обществах” относительно несвоевременного уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров, неопубликования информации о проведении собрания в средствах массовой информации, отсутствия повестки дня в общем сообщении о проведении общего собрания акционеров, принятия на общем собрании решений по вопросам, не включенным в повестку дня; статьи 41 Закона Украины “О хозяйственных обществах” относительно принятия наблюдательным советом акционерного общества решений, относящихся к компетенции общего собрания; статьи 24 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” в части неопубликования информации о финансово-хозяйственной деятельности общества в средствах массовой информации; статьи 23 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” относительно неопубликования информации о выпуске акций в средствах массовой информации. Все эти нарушения имеют непосредственное отношение к ограничению или нарушению прав акционеров на участие в управлении акционерными обществами, доступа к информации об эмитенте и существенно ухудшают инвестиционный климат в Украине.
Много нарушений осуществляют торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании. Анализ свидетельствует о том, что в последнее время торговцы ценными бумагами постоянно уменьшают объемы своих сделок с традиционным финансовым инструментом фондового рынка – акцией. Увеличивается удельный вес заключенных соглашений с долговыми ценными бумагами, в частности, векселями, эмитированными как государственными, так и негосударственными учреждениями. Коммерческие операции торговцев по объемам существенно перевешивают комиссионные. В течение года наблюдалась тенденция к увеличению количества заявлений, поданных торговцами ценными бумагами на аннулирование разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг.
Относительно нарушений, выявленных в ходе проверок торговцев ценными бумагами, то они носят в основном формальный характер и касаются ошибок при заключении договоров с ценными бумагами, оформлении карточек учета договоров и заполнении журналов их регистрации. Эти нарушения выявлены в деятельности около 2/3 количества торговцев. Практически все торговцы ценными бумагами уже привели свои уставные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства и имеют в штате не менее трех сертифицированных в установленном порядке специалистов.
Распространенным является нарушение статьи 28 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” относительно торговли ценными бумагами эмитента, 5% имущества которого владеет торговец. Поскольку большинство из заказов предоставляется на приобретение значительных пакетов акций, эта норма несколько усложняет деятельность торговцев.
В деятельности реестродержателей распространенным нарушением является несоответствие передаточного распоряжения относительно перехода права собственности на именные ценные бумаги требованиям действующего законодательства. Это нарушение выявлено в деятельности приблизительно 15% реестродержателей. При этом важно учитывать, что само передаточное распоряжение является передаточной надписью (полным индоссаментом), свидетельствующим об изменении владельца ценных бумаг. Поэтому даже незначительные нарушения требований в отношении составления и оформления передаточного распоряжения могут в дальнейшем быть основанием для рассмотрения правомерности перерегистрации права собственности на ценные бумаги.
К характерным нарушением можно также отнести отсутствие при перерегистрации необходимых документов, подтверждающих личности владельца и контрагента; подтверждение подписи владельца лицом, не имеющим на это полномочий; неопределение на передаточном распоряжении вида операции с ценными бумагами. Типичным является несоблюдение требований нормативных актов Комиссии относительно служебных помещений реестродержателя, а именно: отсутствие архива, охранной и противопожарной сигнализаций, ограниченный доступ к системе реестра. Акционерными обществами нарушаются требования части 2 статьи 4 Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” в отношении осуществления регистраторской деятельности самостоятельно без соответствующего разрешения.
На протяжении отчетного периода наблюдалось увеличение жалоб акционеров и эмитентов относительно нарушения статьи 18 Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” касательно разглашения реестродержателями информации из системы реестра и использования этой информации другими участниками фондового рынка для проведения скупки ценных бумаг. Как свидетельствует опыт, доказывание таких фактов и принятие соответствующих мер пока что усложняются из-за недостаточной правовой урегулированности этого вопроса. Приоритетным направлением деятельности в этой сфере является контроль за деятельностью акционерных обществ в так называемых инвестиционно привлекательных отраслях помышленого хозяйства. Акции этих предприятий пользуются максимальным спросом на фондовом рынке, и упорядочение их деятельности с точки зрения повышения уровня соблюдения требований законодательства и защиты прав акционеров будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине. Это, кроме того, позволит заблаговременно предупредить правонарушения в этих отраслях и уменьшить риск инвесторов при вложении средств в них с помощью инструментов фондового рынка.
Рис. 4.7. Рост количества проверок деятельности участников финансового риска, проведенной комиссией в 2000-2001 годах.
За период 2000-2001 годов наблюдается рост проводимых проверок осуществления процессов реструктуризации по регионам Украины.
Состав нарушений практически не отличается от периода 1998-1999 годов.
Таблица 4.13 Результаты контрольно-ревизионной деятельности комиссии по проверке дел о правонарушениях за 2001 год
Мера |
Количество единиц |
Начисленная сумма |
Рассмотрено дел о правонарушениях на рынке ценных бумаг, по которым |
931 |
|
наложено санкций, всего |
912 |
428057 |
в т.ч. на юридических лиц |
871 |
398315 |
в частности: |
||
за выпуск незарегистрированных ценных бумаг |
21 |
51605 |
за предоставление заведомо недостоверной информации |
287 |
175857 |
невыполнение распоряжений решений Комиссии |
141 |
127249 |
письменных предупреждений |
316 |
|
прекращения размещения и обращения ценных бумаг |
7 |
|
прекращения действия специальных разрешений |
31 |
|
аккумулирование действий специальных разрешений |
18 |
|
других санкций |
18 |
|
в том числе на физических лиц |
41 |
29742 |
за операции по выпуску незарегистрированных ценных бумаг |
5 |
|
за операции без специального разрешения |
8 |
7120 |
за предоставление недостоверной информации |
19 |
16482 |
за невыполнение распоряжений комиссии |
9 |
6140 |
Предоставлены материалы проверок в госорганы для принятия соответствующих мер, всего |
181 |
|
в т.ч. в правоохранительные органы |
151 |
|
в другие органы |
30 |
Тенденции и состав нарушений в 2001 году мало, чем отличаются от периода 1999-2000 годов.