Финансовая реструктуризация

Содержание материала

Теневые аспекты и меры легализации финансовой реструктуризации

Одной из главных форм государственного регулирования реструктуризационных мероприятий в Украине является контроль за деятельностью эмитентов, фондовых бирж. Применяя эффективную систему контроля за операциями финансовой реструктуризации, государство предотвращает действия, которые могут привести к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране, дезорганизации фондового рынка, нарушению прав и интересов инвесторов, мошенничеству с финансовыми ресурсами.

Эффективным средством контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах стали проверки и ревизии участников фондового рынка, проводимые Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины в пределах своей компетенции (далее – Комиссия).

Контрольно-ревизионную деятельность Комиссия осуществляет согласно полномочиям, предоставленным ей Законом Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”, по которому Комиссия и ее уполномоченные лица имеют право проводить самостоятельно или совместно с другими органами проверки и ревизии участников фондового рынка. Для реализации этих полномочий Комиссия в соответствии с указанным Законом и другими нормативными актами Украины ввела ряд внутренних положений, регламентирующих порядок проведения проверок, оформление их результатов, осуществление соответствующих мероприятий в случае выявления нарушений законодательства о ценных бумагах.

Анализ контрольно-ревизионной деятельности на рынке ценных бумаг позволяет выявить основные проблемы и тенденции, присущие современному этапу развития этого рынка, характеризующие его контролируемость и правовую упорядоченность и позволяющие определять приоритетные направления контроля за соблюдением законодательства о реструктуризационных процессах в Украине.

В 1999 г. Комиссия проверила деятельность 1574 участников рынка ценных бумаг, что на 51% больше, чем в 1998 г. Данные о соотношении количества проверок в 1998-99 гг. в разрезе регионов Украины приведены на рис. 4.6.

Значительное увеличение количества проверок наблюдается в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской областях, что в определенной степени объясняется большой активностью местных участников фондового рынка и наличием многочисленных конфликтов в сфере корпоративного управления. В этих регионах сконцентрирован мощный промышленно-финансовый потенциал, функционирующий на сегодня в основном в виде акционерной формы собственности, в отношении которой часто возникают разнообразные проблемы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.

1999 г. сравнительно с 1998 г. характеризуется не только ростом количества проверок, но и изменениями в их структуре. Так, доля эмитентов в сравниваемых периодах выросла с 41 до 46% общего количества проверок. Больше внимания стали уделять деятельности фондовых бирж и СРО. Одновременно общие объемы проверок всех участников рынка за 1999 г. превышают соответствующие показатели за 1998 г. Так, за 1998 г. Комиссия проверила 720 эмитентов ценных бумаг и субъектов вексельных расчетов, 340 независимых регистраторов, 313 торговцев ценными бумагами, 127 инвестиционных фондов и компаний, 74 СРО, фондовых бирж, внебиржевых торговых систем и их представительств, хранителей (рис. 4.7).

Рост количеств проверок деятельности участников фондового рынка, проведенных Комиссией

Рис. 4.6. Рост количеств проверок деятельности участников фондового рынка, проведенных Комиссией.

Рост количества проверок эмитентов ценных бумаг в 1999 г. обусловлен в основном тремя главными факторами:

· резким увеличением количества жалоб акционеров и инвесторов на действия органов управления акционерными обществами;

· усилением борьбы между акционерами за контроль над акционерными обществами, которая осуществляется в большинстве случаев с нарушением законодательства на рынке ценных бумаг;

· повышением внимания государства к существующим проблемам в деятельности акционерных обществ и стремлением осуществлять мероприятия по урегулированию конфликтов, возникающих в сфере корпоративного управления.

Комиссия провела 132 проверки по представлению органов прокуратуры, 63 – по требованию органов Министерства внутренних дел Украины и 52 – по обращениям Службы безопасности Украины. Так, в г. Киеве и Киевской обл. из 99 внеплановых проверок 9 было проведено по поручению правоохранительных органов, Николаевской обл. – из 63 проверок 24 по поручению этих органов; Днепропетровской обл. – из 60 проверок 28 по поручению правоохранительных органов; Донецкой обл. – из 58 проверок 25 по поручению правоохранительных органов.

Достаточно показательными являются данные о мерах, принятых Комиссией относительно результатов контрольно-ревизионной деятельности на фондовом рынке, поскольку эти меры освещают весь спектр возможных действий в случае выявления нарушений законодательства (табл. 4.12).

Эти данные свидетельствуют о том. что наиболее распространенными нарушениями в процессах реструктуризационных мероприятий являются непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации, которые отрицательно влияют на уровень осведомленности инвесторов о конъюнктуре фондового рынка, финансовом состоянии эмитентов и осуществляемой ими хозяйственной деятельности при принятии решений относительно инвестирования в ценные бумаги.

Сейчас наиболее заметной и вместе с тем угрожающей тенденцией является то, что по результатам проверок 1574 участников фондового рынка факты нарушений законодательства были, установлены в деятельности 998 из них. То есть, в среднем 2 из 3 проверенных участников фондового рынка нарушают нормы законодательства о ценных бумагах и нормативные акты Комиссии.

Таблица 4.12 Результаты контрольно-ревизионной деятельности Комиссии по проверке дел о правонарушениях за 2000 год

Мера

Количество мер по реструктуризации

Начисленная сумма, грн.

Рассмотрено дел о правонарушениях на рынке ценных бумаг, по которым:

867

 

 - наложено санкций, всего

813

381591

 - в том числе на юридических лиц

772

356006

В частности:

   

 - за выпуск незарегистрированных ценных бумаг

14

44400

 - за деятельность без специального разрешения

21

56115

 - за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации

220

154211

 - невыполнение распоряжений, решений Комиссии

137

101280

 - письменных предупреждений

312

 - прекращение размещения и обращения ценных бумаг

6

 - прекращение действия специальных разрешений

28

 - аннулирование действия специальных разрешений

17

 - других санкций

17

 - в том числе на физических лиц:

41

25585

 - за операции по выпуску незарегистрированных ценных бумаг

4

3740

 - за операции без специального разрешения

7

2890

 - за непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации

17

13855

 - за невыполнение распоряжений, решений Комиссии

13

5100

Представлено материалы проверок в государственные органы для принятия соответствующих мер, всего:

172

В том числе: в правоохранительные органы

149

 - в другие органы

23

Увеличилось количество конфликтов в сфере корпоративного управления, сопровождаемых нарушениями прав акционеров должностными лицами органов управления акционерными обществами. Значительная часть конфликтов связана с нарушением правлениями прав акционеров, которые в совокупности владеют более 10% уставного фонда и требуют созыва внеочередного общего собрания. Тенденция к увеличению таких нарушений, возможно, объясняется уменьшением количества мелких держателей акций и постепенной концентрацией пакетов акций в руках так называемых стратегических инвесторов, в том числе, при продаже тех долей в уставных фондах акционерных обществ, которые до недавнего времени принадлежали государству.

Также распространенными являются нарушения статьи 43 Закона Украины “О хозяйственных обществах” относительно несвоевременного уведомления акционеров о проведении общего собрания акционеров, неопубликования информации о проведении собрания в средствах массовой информации, отсутствия повестки дня в общем сообщении о проведении общего собрания акционеров, принятия на общем собрании решений по вопросам, не включенным в повестку дня; статьи 41 Закона Украины “О хозяйственных обществах” относительно принятия наблюдательным советом акционерного общества решений, относящихся к компетенции общего собрания; статьи 24 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” в части неопубликования информации о финансово-хозяйственной деятельности общества в средствах массовой информации; статьи 23 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” относительно неопубликования информации о выпуске акций в средствах массовой информации. Все эти нарушения имеют непосредственное отношение к ограничению или нарушению прав акционеров на участие в управлении акционерными обществами, доступа к информации об эмитенте и существенно ухудшают инвестиционный климат в Украине.

Много нарушений осуществляют торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании. Анализ свидетельствует о том, что в последнее время торговцы ценными бумагами постоянно уменьшают объемы своих сделок с традиционным финансовым инструментом фондового рынка – акцией. Увеличивается удельный вес заключенных соглашений с долговыми ценными бумагами, в частности, векселями, эмитированными как государственными, так и негосударственными учреждениями. Коммерческие операции торговцев по объемам существенно перевешивают комиссионные. В течение года наблюдалась тенденция к увеличению количества заявлений, поданных торговцами ценными бумагами на аннулирование разрешения на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг.

Относительно нарушений, выявленных в ходе проверок торговцев ценными бумагами, то они носят в основном формальный характер и касаются ошибок при заключении договоров с ценными бумагами, оформлении карточек учета договоров и заполнении журналов их регистрации. Эти нарушения выявлены в деятельности около 2/3 количества торговцев. Практически все торговцы ценными бумагами уже привели свои уставные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства и имеют в штате не менее трех сертифицированных в установленном порядке специалистов.

Распространенным является нарушение статьи 28 Закона Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” относительно торговли ценными бумагами эмитента, 5% имущества которого владеет торговец. Поскольку большинство из заказов предоставляется на приобретение значительных пакетов акций, эта норма несколько усложняет деятельность торговцев.

В деятельности реестродержателей распространенным нарушением является несоответствие передаточного распоряжения относительно перехода права собственности на именные ценные бумаги требованиям действующего законодательства. Это нарушение выявлено в деятельности приблизительно 15% реестродержателей. При этом важно учитывать, что само передаточное распоряжение является передаточной надписью (полным индоссаментом), свидетельствующим об изменении владельца ценных бумаг. Поэтому даже незначительные нарушения требований в отношении составления и оформления передаточного распоряжения могут в дальнейшем быть основанием для рассмотрения правомерности перерегистрации права собственности на ценные бумаги.

К характерным нарушением можно также отнести отсутствие при перерегистрации необходимых документов, подтверждающих личности владельца и контрагента; подтверждение подписи владельца лицом, не имеющим на это полномочий; неопределение на передаточном распоряжении вида операции с ценными бумагами. Типичным является несоблюдение требований нормативных актов Комиссии относительно служебных помещений реестродержателя, а именно: отсутствие архива, охранной и противопожарной сигнализаций, ограниченный доступ к системе реестра. Акционерными обществами нарушаются требования части 2 статьи 4 Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине” в отношении осуществления регистраторской деятельности самостоятельно без соответствующего разрешения.

На протяжении отчетного периода наблюдалось увеличение жалоб акционеров и эмитентов относительно нарушения статьи 18 Закона Украины “О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине” касательно разглашения реестродержателями информации из системы реестра и использования этой информации другими участниками фондового рынка для проведения скупки ценных бумаг. Как свидетельствует опыт, доказывание таких фактов и принятие соответствующих мер пока что усложняются из-за недостаточной правовой урегулированности этого вопроса. Приоритетным направлением деятельности в этой сфере является контроль за деятельностью акционерных обществ в так называемых инвестиционно привлекательных отраслях помышленого хозяйства. Акции этих предприятий пользуются максимальным спросом на фондовом рынке, и упорядочение их деятельности с точки зрения повышения уровня соблюдения требований законодательства и защиты прав акционеров будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине. Это, кроме того, позволит заблаговременно предупредить правонарушения в этих отраслях и уменьшить риск инвесторов при вложении средств в них с помощью инструментов фондового рынка.

Рост количества проверок деятельности участников финансового риска, проведенной комиссией в 2000-2001 годах.

Рис. 4.7. Рост количества проверок деятельности участников финансового риска, проведенной комиссией в 2000-2001 годах.

За период 2000-2001 годов наблюдается рост проводимых проверок осуществления процессов реструктуризации по регионам Украины.

Состав нарушений практически не отличается от периода 1998-1999 годов.

Таблица 4.13 Результаты контрольно-ревизионной деятельности комиссии по проверке дел о правонарушениях за 2001 год

Мера

Количество единиц

Начисленная сумма

Рассмотрено дел о правонарушениях на рынке ценных бумаг, по которым

931

 

наложено санкций, всего

912

428057

в т.ч. на юридических лиц

871

398315

в частности:

   

за выпуск незарегистрированных ценных бумаг

21

51605

за предоставление заведомо недостоверной информации

287

175857

невыполнение распоряжений решений Комиссии

141

127249

письменных предупреждений

316

 

прекращения размещения и обращения ценных бумаг

7

 

прекращения действия специальных разрешений

31

 

аккумулирование действий специальных разрешений

18

 

других санкций

18

 

в том числе на физических лиц

41

29742

за операции по выпуску незарегистрированных ценных бумаг

5

 

за операции без специального разрешения

8

7120

за предоставление недостоверной информации

19

16482

за невыполнение распоряжений комиссии

9

6140

Предоставлены материалы проверок в госорганы для принятия соответствующих мер, всего

181

 

в т.ч. в правоохранительные органы

151

 

в другие органы

30

 

Тенденции и состав нарушений в 2001 году мало, чем отличаются от периода 1999-2000 годов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить