Статьи

Свириденко П. А. студент 3 курса учетно-финансового факультета ЮФ «КАТУ» НАУ

Аннотация

В статье рассматривается инвентаризация активов и пассивов предприятия, как объекта учета и аудита, их задачи.

Инвентаризация и аудит непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Так аудиту статей баланса должна предшествовать инвентаризация, поскольку невозможно дать справедливую оценку баланса, не имея достоверной информации о фактическом состоянии активов и обязательств. В свою очередь нельзя полагаться на результаты и выводы анализа статей баланса, не имея под рукой аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности, в частности Баланса (ф.1).

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [4] целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия. Этого можно достигнуть лишь, если отчетность является достоверной. Этим же Законом установлено, что для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяется, и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. То есть, одним из способов обеспечения достоверности отчетности является инвентаризация.

Под инвентаризацией понимается проверка фактического наличия и состояния объекта контроля, которая осуществляется путем пересчета, измерения и регистрации имущества в натуре, а также сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Основными задачами инвентаризации как метода хозяйственного контроля являются:

· выявление фактического наличия основных средств, нематериальных активов, запасов, денежных средств, ценных бумаг и других денежных документов, а также объемов незавершенного производства в натуре;

· установление излишка или недостачи запасов и средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

· выявление запасов, которые частично утратили свое первоначальное качество, устарелых фасонов и моделей, а также материальных и нематериальных активов, которые не используются;

· проверка соблюдения условий и порядка хранения, материальных и денежных ценностей, а также правил содержания и эксплуатации основных средств;

· проверка реальной стоимости зачисленных на баланс основных средств, нематериальных активов, запасов, ценных бумаг и финансовых вложений; сумм денежных средств в кассах, на текущем, валютном и других счетах в банковских учреждениях; денежных средств в дороге, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, затрат будущих периодов, однородных элементов объекта имущества и резерва будущих затрат и платежей.

В зависимости от полноты охвата средств инвентаризация подразделяется на два вида – полную и частичную.

Полная (сплошная) инвентаризация охватывает все без исключения средства предприятия. При сплошной инвентаризации активов мы соблюдаем правило возрастающей ликвидности. Но можно составить инвентарь (опись имущества) и по правилу убывающей ликвидности. То и другое называется экономическим подходом.

Суть правила составления баланса по возрастающей ликвидности заключается в том, что в первую очередь мы записываем недвижимое имущество и все остальное, что входит в состав необоротных активов, и лишь затем составляем список оборотных. При этом внутри каждой группы активов соблюдается такой же порядок.

Надо сказать, что и в наше время в американском бухучете построение актива баланса начинают с наиболее ликвидных статей: денежных средств и других текущих активов. Однако это не означает, что американцы руководствуются юридическим подходом, рекомендованным Л. Пачоли. В основу построения баланса по-американски также положен экономический подход – по ликвидности, только не возрастающей, как принято в Украине и странах западной Европы, а убывающий [1].

Юридический подход к построению баланса в наше время не столь актуален. А вот вопрос о применении того или иного экономического правила (возрастающей или убывающей ликвидности) является сейчас предметом профессионального спора, возникшего из потребности в унификации бухгалтерских стандартов. Так, наши отечественные и западноевропейские специалисты настаивают на целесообразности применения правила возрастающей ликвидности, в то время как американские коллеги с данной точкой зрения не соглашаются, предпочитая сохранить устоявшуюся в США традицию: по их мнению, актив баланса должен строиться по правилу убывающей ликвидности. При этом те и другие обосновывают свою позицию с точки зрения конечной цели бухгалтерского учета – предоставление информации внешним пользователям финансовой отчетности. Американцы считают, что кредиторы, инвесторы и другие внешние пользователи в первую очередь должны видеть объем наиболее ликвидных активов, чтобы оценить степень риска в случае, например, невозвращения кредита, т. е. они хотят убедиться, что в любом случае свои средства, вложенные в тот или иной проект предприятия, они вернут без задержки, т. к. наиболее ликвидные активы обладают способностью быстро превращаться в «живые деньги». С другой стороны, такая точка зрения не считается рациональной, поскольку, по мнению западноевропейских и наших отечественных специалистов, ликвидные активы, в силу той же ликвидности, могут быть «ликвидированы» предприятием на второй же день после предоставления кредиторами отчетности, а вырученные деньги просто будут израсходованы. Гораздо надежнее, по нашему мнению, при предоставлении разного рода кредитов опираться на низколиквидное имущество, например, недвижимость и другие основные активы заемщика. В этом вопросе мнение наших и западноевропейских специалистов в чем–то перекликается с мнением Луки Пачоли, т. е. с юридическим подходом, правда, с другой стороны. Можно считать, что: утвержденная у нас форма баланса основывается на экономическом подходе с точки зрения владельцев предприятия и на юридическом – с точки зрения внешних пользователей отчетности.

К основным (необоротным) активам относятся не только недвижимые объекты, но и все другие активы, которые имеют высокую стоимость и долгосрочное назначение.

Средства, вложенные в оборот, то есть те, что на данном этапе содержаться в товарах, запасах и затратах, еще не компенсированных покупателями, входят в состав оборотных активов.

Также к группе оборотных, но более ликвидных активов относятся дебиторы. Дебиторы в балансе группируются по статьям в зависимости от видов задолженности: за товары (продукцию, работы, услуги) или за другие поставки, за предоставленные кредиты, за возмещение ущерба по искам и пр.

Самыми ликвидными оборотными активами являются денежные средства. Их учитывают по местам хранения (расчетный счет, касса и пр.), в балансе они объединены в статью «Денежные средства».

Основные активы принято считать необоротными (соответствующий класс счетов и раздел баланса так и называются). Однако это не значит, что они не оборачиваются вовсе, - просто их участие в деятельности замедленно по сравнению с активами оборотными. Продолжительность оборота основных активов равна сроку, по истечении которого они теряют способность производить конкурентоспособную продукцию. Этот отрезок времени называется сроком использования или сроком эксплуатации. Основные активы считаются низколиквидными. Показываются в первом разделе баланса.

Текущие (оборотные) активы однократно переносят свою стоимость на конечный продукт. Они более ликвидны по сравнению с основными активами. А самые ликвидные активы - это дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства. Показываются во втором разделе баланса.

Так, по правилу возрастающей ликвидности, балансовые активы группируются в статьи.

Все сказанное об инвентаризации активов, в равной степени касается и описи пассивов. Правая часть баланса должна логически соответствовать левой. Так, если перечень активов принято составлять по возрастающей ликвидности, то пассивы перечисляются по возрастающей срочности обязательств: сначала собственный капитал (бессрочные обязательства), затем долгосрочные обязательства и, наконец, краткосрочные.

Инвентаризации могут быть плановыми и внезапными. Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки. Внезапные проводятся неожиданно для материально ответственного лица с целью установления наличия ценностей.

Инвентаризация должна проводится с целью подтверждения наличия активов и обязательств предприятия и правильности их отображения в финансовой отчетности [2].

Аудит – это проверка публичной (не хранящей коммерческой тайны) бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации, касающейся финансово – хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, с целью определения (подтверждения) их достоверности, полноты, соответствия действующему законодательству и установленным директивными органами нормативам. В соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» [3] аудит может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В ходе аудита, как и в процессе бухгалтерского учета необходимо строго придерживаться правила признания того или иного явления в хозяйственной деятельности предприятия, так согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 15 «Доход»: «Доход признается при увеличении актива или уменьшения обязательства, обуславливающих росит собственного капитала, при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена» [6].

Целью составления ф. № 1 «Баланс» является предоставление пользователям информации об активах, собственном капитале и обязательствах предприятия. Содержание и форма Баланса и общие требования к раскрытию его статей определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 «Баланс» [5].

Аудит статей баланса предприятия ставит перед собой следующие задачи:

· проверка Баланса на арифметическую точность;

· проверка соответствия показателей остатков в Главной книге с показателями баланса;

· проверка соответствия остатков на начало отчетного периода с остатками на конец прошлого года;

· в случае изменения остатков вследствие исправления ошибок прошлых периодов – тщательно проверить характер ошибок, их влияние на отчетность, адекватность внесенных изменений;

· составление пробного баланса на конец отчетного периода и сравнение его с предоставленным для проверки;

· Расчет и проверка правильности отображения предприятием отсроченных налоговых активов или обязательств;

· составить перечень исправлений остатков по балансовым счетам;

· оценка расхождений, выявленных в ходе проверки.

Таким образом, процедуры (инвентаризации и аудита), вроде как независимые друг от друга, но вместе с тем тесно сплетены и дополняют друг друга, что дает возможность дать более справедливую оценку финансового состояния предприятия необходимую пользователям.

Список литературы:

1 Грачева Рима «Баланс просто»: Учебник бухгалтера. - 4-ое издание. К.: «Досконалыий друк», 2005. - 414 с.

2 Завгородный В. П Бухгалтерский учет в Украине (С использ. Нац. стандартов): Учеб. пособие для студентов вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - К.: А. С.К., 2002. - 847 с. - (Экономика. Финансы. Право).

3 Закон Украины «Об аудиторской деятельности», утвержденный Верховной радой 22.04.93 г. № 3125 – XII.

4 Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», утвержденный Верховной радой 16.07.99 г. № 996 – XIV.

5 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

6 Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить