Статьи з Украинскої мови
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Проектный метод в процессе изучения гуманитарных дисциплин (на примере
дисциплины “Деловой украинский язык”)

 

В настоящее время проблема “научить учащегося мыслить” является одной из основных для высшего учебного заведения. Современный студент должен сам уметь разрешить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод. Сегодня нужен человек самостоятельно мыслящий, умеющий творчески решать возникающие проблемы. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, использование методов развивающего обучения.

С 2005 года, учитывая требования кредитно-модульной системы обучения, возникла необходимость адаптироваться к условиям развивающей направленности обучения. С этой целью мною использовался метод проектного обучения. Он включает в себя поисковый, проблемный метод обучения, ориентированный на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую). Известно, что подобную самостоятельную работу студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Говоря о дисциплине “Деловой украинский язык”, таким отрезком для нас является один семестр в учебном году.

Основными требованиями к использованию метода проектов следует назвать такие:

–  наличие значимой задачи, проблемы;

–  практическая, теоретическая значимость полученных результатов;

–  самостоятельная деятельность студентов;

–  структурирование самостоятельной деятельности студентов.

Необходимо выделить также и этапы разработки метода проектного обучения:

–  Начальный этап: разработка проектного задания; определение цели проекта и поэтапных задач;

–  Этап разработки плана работы: определение сроков выполнения работы; составление графика предъявления студенческих работ; выбор формы работы; распределение обязанностей;

–  Реализация проекта: сбор, анализ и обобщение информации, контроль над выполнением самостоятельной работы студентов;

–  Завершение проекта: презентация выполненных работ, оценивание выполненных студенческих работ.

Цель данного метода – активизировать самостоятельную работу студентов по дисциплине “Деловой украинский язык”, направлять учащихся к самостоятельному поиску и анализу информации, стимулировать ответственность, вырабатывать навыки планировать и принимать решения. В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают возможность совершенствовать круг общеучебных умений и способов деятельности, среди которых: Познавательный: умение самостоятельно и мотивировано организовать свою деятельность; участие в организации и проведении учебной работы;

Информационно-коммуникативный: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной; свободная работа с текстами научного, официально-делового, публицистического стилей; использование компьютерных технологий для обработки информации; владение основными видами публичных выступлений (монолог, высказывание).

Рефлексивный: понимание ценности образования как средства профессионального роста; объективное оценивание своих учебных достижений; умение отстаивать свою точку зрения; оценка знаний по дисциплине в условиях неязыкового вуза.

Учитывая главную идею метода проектного обучения, необходимо отметить, что с большим увлечением выполняется студентами только та деятельность, которая выбрана ими самими. Поэтому группу лучше формировать с учетом психологической совместимости. При этом в каждой созданной группе обязательно будет сильный, средний и слабый студент. Группа выбирает из блока заданий темы на свое усмотрение и конечно под контролем преподавателя. В процессе изучения тем по дисциплине и впоследствии при сдаче работ каждый студент должен прийти к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта.

Роль преподавателя различна на разных этапах выполнения работы. Преподаватель это и помощник, и консультант, наблюдатель, источник информации, координатор. С целью обучения способам работы преподаватель предлагает алгоритм для таких задач, как подготовка к устному выступлению, работа над рефератом, описание результатов деятельности.

На занятиях по дисциплине “Деловой украинский язык” можно выделить следующие показатели, которые позволяют увидеть результативность работы:

–  повышение мотивации к предмету;

–  проявление интереса к данному методу работы и к самостоятельной работе в целом;

–  мотивация к повышению грамотности;

–  повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

–  – любознательность;

–  – гибкость и приспособляемость;

–  – независимость суждений;

–  – стремление к положительному результату.

Необходимо отметить, что проектный метод позволяет формировать личностные качества студентов. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как решение идти до конца, преодолевая трудности, умение брать ответственность за выполнение работы и т. д. Другая цель, что втекает логически из самого метода, – развитие самостоятельности, развитие творческого подхода к выполнению заданий – все это играет огромную роль в формировании личности студента.

На этапе подведения итогов проделанная работа должна быть защищена. Лучше, если защита будет проходить в форме презентации. Подобная форма не сковывает студента, да и название “презентация” психологически располагает к диалогу в студенческой группе.

В технологии деятельности проектного метода большое внимание удаляется критериям оценки проекта. В соответствие с кредитно-модульной системой обучения ориентируемся на десятибалльную шкалу: уровень подготовленности студента; грамотность; оригинальность работы; качество оформления работы; полезность и значимость работы для студента (автора) и группы в целом.

Чем привлекателен данный метод проектов? Прежде всего, в том, что предполагает отход от авторитарных методов обучения. Метод учебного проекта является средством для развития студентов в образовательном, профессиональном и нравственном аспектах.

Таким образом, проектный метод обучения направлен не неформальный характер обучения и получение нового опыта в обучающей деятельности студенческого коллектива. Через умело организованную деятельность студентов по выполнению самостоятельной работы каждый педагог, каждый преподаватель – предметник может решить важные задачи, поставленные перед современной высшей школой: развитие творческих способностей, умений и навыков самообразования, воспитание образованной личности, что в свою очередь способствует успешной самореализации студентов.

Литература

1.  Тер – Миносова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000

2.  Крупенин М. В. Проектная и исследовательская деятельность как условие развития личностных качеств учащихся. Ростов - н /Д.; Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008.

Аннотация

Скивка И. Н. Проектный метод в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

В статье рассматривается метод проектного обучения в студенческих группах, предполагающий отход от авторитарных методов обучения. Данный метод является мощным средством в образовательном и профессиональном аспектах и по сути заменяет стандартную проверку самостоятельной работы студента.

Ключевые слова: проектный метод обучения, активизация самостоятельной работы, результативность работы, общая мотивация к учению, творческий подход, воспитание образованной личности.

Анотація

Скивка І. М. Проектний метод у процесі вивчення гуманітарних дисциплін.

У статті розглядається метод проектного навчання в студентських групах, що передбачає відхилення від авторитарних методів навчання. Даний метод є потужним засобом у навчальному та професійному аспектах і замінює стандартну перевірку самостійної роботи студента.

 

Скивка И. Н., преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки ЮФ НУБ и ПУ “КАТУ” НАУ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить