Методические указания по технологическим темам
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ «КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства

Кафедра технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По изучению дисциплины «Технологии производства продукции растениеводства»,

И задания для выполнения контрольной работы студентами механического факультета заочной формы обучения.

Симферополь 2006

Составитель: доцент Гачков И. М.

УДК

Технологии производства продукции растениеводства и основы биологии: методические указания по изучению дисциплины «Технологии производства продукции растениеводства» и задания для выполнения контрольной работы студентами механического факультета заочной формы обучения.

Сост.: И. М. Гачков, 2006. - с.

Рецензент: доцент Согилева А. В.

Рекомендованы к изданию на заседании кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции растениеводства.

Протокол № _________ от __________ 2006.

Утверждены методической комиссией механичес-кого факультета

Протокол № _________ от __________ 2006.

.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Общие методические рекомендации поизучению дисциплины.

Раздел 2. Общие методические рекомендации поизучению отдельных тем дисциплины и вопросы для самостоятельной проверки знаний.

Тема 1. Почвоведение и мелиорация

Тема 2. Земледелие

Тема 3. Агрохимия

Тема 4. Растениеводство

Раздел 3. Задания для контрольной работы и указания по их выполнению

Приложения

Введение

В условиях рыночной экономики и реформировании агропромышленного комплекса Украины при сложившемся дефиците трудовых ресурсов, закредитованности села и отсутствии оборотных средств, моральном и физическом износе технических средств, потерь в гидромелиоративных системах, сокращении поливных земель главным направлением в развитии АПК остается производство зерновых, масличных и кормовых культур.

В республике Крым в результате 6-леней реформы из 226 КСП и 67 государственных сельскохозяйственных предприятий образовалось 848 сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности, продолжает работать 2014 фермерских хозяйств. В них должно работать квалифицированные кадры, владеющие знаниями по внедрению современных энергосберегающих технологий возделывания полевых культур с сохранением и повышением плодородия почвы. Концепция развития агропромышленного комплекса Крыма направлена на повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции в новых экономических условиях. АПК должен стать надежной основой для стабильного снабжения населения Крыма экологически чистыми продуктами при рациональном использовании почвенно-климатических условий полуострова.

В этом процессе сельскохозяйственная наука является не только материальной силой прогресса, но и мощным локомотивом выхода страны из всевозможных кризисов. Реализация концепции предъявляет все более высокие требования к растениеводческим знаниям инженеров-аграрников в условиях рыночной экономики при работе на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности агропромышленного комплекса.

5.Орошаемое полеводство. Под ред. Николаева Е. В.

6.Сарнецкий Г. А. Масличные и эфиромасличные культуры. Киев, Урожай, 1983г.

7.Бадина Г. В. и др. Основы агрономии. Л. 1988.

8.Степанов Н. С., Костецкий И. И. Практикум по основам агрономии.

9.Городницкий Н. М. Агрохимия. Киев, 1990.-285с.

10.Воробьев С. А. Земледелие. М. Агропромиздат, 1991.-528с.

11.Гордієнко В. П. Землеробство. Київ, 1991,-268с.

12.Кауричев И. С. и др. Почвоведение. М. Колос, 1989,-720с.

13.Половецкий И. Я. Гусев П. Г. Почвы Крыма и повышение их плодородия. Симферополь, Таврия, 1987,-152с.

14.Колпаков В. В., Сухарев И. П. Сельскохозяйственные мелиорации. М.1988,-320с.

15.Грищенко В. В., Колошина З. М. Семеноведение полевых культур. М. Колос. 1976,-254с.

16.Гуляев Г. В., Гужов Ю. П. Селекция и семеноводство полевых культур. М. Агропромиздат, 1987,-447с.

10.Просо в пожнивных посевах при орошении.

11.Гречиха в промежуточных посевах при орошении.

12.Рис.

13.Сорго на зерно на суходоле.

14.Горох на зерно.

15.Соя в условиях орошения.

16.Нут на суходоле.

17.Подсолнечник на суходоле.

18.Подсолнечник в условиях орошения.

19.Подсолнечник на маслосемена в поукосных посевах при орошении.

20.Лен масличный на суходоле.

21.Озимый рапс на маслосемена.

22.Горчица сизая на маслосемена.

23.Кормовая свекла.

24.Сахарная свекла.

25.Картофель.

26.Кориандр.

27.Люцерна на кормовые цели.

28.Люцерна на семена.

29.Эспарцет на сено и семена.

30.Донник белый двухлетний на корм и семена.

31.Табак. Выращивание рассады, посадка, уход, уборка.

32.Подсолнечник в смеси с кукурузой в промежуточных посевах на кормовые цели.

Литература для выполнения

Контрольной работы

 

1.Вавилов П. П., Растениеводство. М. Колос,1986,-512с.

2.Посыпанов Г. С., Растениеводство, М, Колос, 1997,-448с.

3.Николаев Е. В., Назаренко Л. Г., Мельников М. М. Сб. Крымское полеводство, Симферополь,1998,-384с.

4.Научно обоснованная система земледелия республики Крым. Под ред. Николаева Е. В., Симферополь, 1994,-352с.

Раздел 1. Общие методические рекомендации поизучению дисциплины

Увеличение производства сельскохозяйственной продук-ции на современном этапе возможно лишь при интенсивном введении хозяйства, которое включает осуществление мер по химизации, мелиорации, механизации, электрификации и рациональном использовании земель.

Освоение дисциплины «Технологии производства продукции растениеводства» позволяет студентам-заочникам механического факультета приобрести знания о растениях полевых культур, свойствах почвы и путях улучшении ее плодородия, севооборотах и системах обработки почвы под озимые и яровые зерновые и другие пропашные культуры, системах удобрений под полевые культуры. Главная задача изучения дисциплины – освоение современных энергосберегающих технологий возделывания полевых культур, с целью получения максимальных урожаев повышенного качества. Студенты должны уметь составлять технологические схемы современных технологий возделывания полевых культур, использовать широкозахватные агрегаты для подготовки почвы, сева и ухода за посевами, комбинировать их для одновременного проведения нескольких агротехнических приемов с целью снижения себестоимости продукции, находить пути снижения потерь урожая при возделывании и уборке.

Технологическая схема современной энергосберегающей технологии возделывания культуры

Сорт ___________________

Предшественник__________

Урожайность, т/га _________

П/п

Элементы технологии

Агротехнические требо-

Вания

Сроки выполнения

Марки сельскохозяйственных орудий и машин

         

Программой и учебным планом освоение дисциплины ТППР рассчитано на два семестра.

В период лабораторно – экзаменационных сессий прослушиваются обзорные лекции (10 часов по отдельным темам) и проводятся практические занятия (10 часов) в соответствии с утвержденной рабочей учебной программой. Студенты получают индивидуальные задания для выполнения контрольной работы и выполняют ее самостоятельно между сессиями. На самостоятельное усвоение дисциплины в межсессионный период со сдачей по ней экзамена отводиться не менее 130 часов.

Дисциплина ТППР включает 4 темы:

1)  Почвоведение и мелиорация

2)  Земледелие

3)  Агрохимия

4)  Растениеводство

Методические указания составлены по отдельным разделам и включают порядок их изучения и вопросы для самопроверки. В конце указаний приведены задания для выполнения контрольной работы. Ее рекомендуется выполнять после самостоятельной проработки дисциплины в полном объеме.

Таблица 1.

Примерные затраты времени на изучение отдельных тем дисциплины «технологии производства продукции растениеводства»

Наименование темы

Всего часов

В том числе

     

1.почвоведение и мелиорация

24

23

1

-

2.земледелие

34

32

2

-

2.агрохимия

10

9

1

-

4.растениеводство

82

66

6

10

Итого

150

130

10

10

241.Роль зернобобовых культур в увеличении производства растительного белка, значение и технология возделывания нута на юге Украины.

242.Горох. Народнохозяйственное значение культуры, технология возделывания на зерно на юге Украины.

243.Соя. Народнохозяйственное значение культуры. Технология возделывания на юге Украины.

244.Просо. Технология возделывания на зерно в пожнивных посевах при орошении.

245.Донник белый двухлетний. Технология возделывания на сено на юге Украины.

246.Понятие о почвообразовательном процессе.

247.Основные понятия о системах земледелия.

248.Способы основной обработки почвы под культуры сплошного сева и пропашные.

249.Преимущества гранулированных форм удобрений перед кристаллическими и порошковидными. Комплексные минеральные удобрения (жидкие и твердые формы).

250.Зимостойкость озимых хлебов. Причины гибели озимых хлебов в зимне-ранневесенний период, меры предупреждения и борьбы с ними.

251.Классификация и группировка полевых культур.

252.Описать современную технологию возделывания полевых культур (по заданию преподавателя) на юге Украины.

Список культур.

1.Озимая пшеница на суходоле

2.Озимая пшеница в условиях орошения.

3.Озимый ячмень на суходоле.

4. .Озимый ячмень в условиях орошения.

5.Яровой ячмень.

6.Тритикале в смеси с озимой викой на кормовые цели.

7.Озимая рожь на зимний корм.

8.Овес в смеси с горохом или викой на кормовые цели.

9.Кукуруза на зерно в условиях орошения.

218.Меры борьбы с многолетними корневищными и корнеотпрысковыми сорняками.

219.Технология возделывания сорго на зерно в суходольных условиях на юге Украины.

220.Предупредительные меры борьбы с сорняками.

221.Выращивание рассады табака.

222.Понятие о прямых и косвенных удобрениях. Химическая мелиорация почв.

223.Технология возделывания озимого рапса на маслосемена на юге Украины.

224.Гипсование засоленных почв. Дозы внесения гипса, машины для гипсования.

225.Технология возделывания гречихи в промежуточных посевах на юге Украины.

226.Описать наиболее распространенные виды комплексных удобрений.

227.Описать все свойства черноземных почв.

228.Факторы почвообразования.

229.Плодородие почвы и пути его повышения.

230.Приемы ухода за посевами и уборка озимой пшеницы на юге Украины.

231.Технологические свойства почвы.

232.Влияние механического состава на водные свойства почвы.

233.Физико-механические свойства почвы.

234.Структурность почвы. Ее влияние на физические и технические свойства почвы.

235.Спелость почвы и ее значение для обработки.

236.Посевные качества семян. Подготовка семян к севу (озимая пшеница, кукуруза, соя, подсолнечник).

237.Условия хранения семян и посадочного материала.

238.Способы сева колосовых на зерно, зернобобовых и масличных культур.

239.Агротехнические требования к сеялкам и сажалкам.

240.Технология сева озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои и подсолнечника на юге Украины.

Раздел 2. Общие методические рекомендации поизучению отдельных тем дисциплины и вопросы для самостоятельной проверки знаний.

Тема 1. Почвоведение и мелиорация.

Студент изучает происхождение и развитие почвы, ее свойства. Особое внимание обратить на ее важнейшее свойство – плодородие. Знать пути сохранения и повышения плодородия почвы.

Чисто практический интерес для инженеров сельского хозяйства представляет знание технологических свойств почвы, влияющие на качество ее обработки. Изучение особенностей строения и свойств каждого типа почв южной степи Украины необходимо увязывать с применением различных приемов, их способов обработки и окультуриванием (гипсование, борьба с эрозией, предупреждение засоления орошаемых земель).

Раздел предполагает изучение агротехнических и мелиоративных способов регулирования водного, воздушного, пищевого и теплового режимов почвы.

Вопросы для самопроверки.

1. Дать определение почвы, ее плодородию.

2. Пути повышения плодородия почвы.

3. Типы почв южной степи Украины.

4. Гипсование засоленных почв.

5. Оросительные и дренажные системы на юге Украины.

6.Свойства почвы. Пути их улучшения.

Литература.

1.Кауричев И. С. и др. Почвоведение. М. «Колос», 1989- 720с.

2.Половецкий И. Я., Гусев П. Г. Почвы Крыма и повышение их плодородия. Симферополь. «Таврия», 1987.-152с.

3.Калпаков В. В., Сухарев И. П. Сельскохозяйственные мелиорации. М. 1988. - 320с.

Тема 2. Земледелие

Данная тема рассматривает земледелие как науку, разрабатывающую способы наиболее рационального использования пахотной земли и повышения эффективного плодородия поч­вы. Следует уяснить, что эта тема занимает центральное место в агрономии и тесно связана с почвоведением, агрохимией и растениеводством. Для успешного освоения этих тем надо изучить факторы жизни растений и управление ими; сорные растения и меры борьбы с ними; учение о севооборотах; обработку почвы; системы земледелия. То есть, изучая почвоведение, 6агрохимию и растениеводство, мы неизбежно используем информацию, полученную при изу­чении земледелия, и наоборот.

Факторы жизни растений

Растения предъявляют свои требования к условиям, обеспечивающим их рост и развитие. Необходимо понять, что в сельскохозяйственном производстве именно человек должен создавать такие условия внешней среды, чтобы вода, пища, свет, тепло и другие факторы жизни находились в доступном виде и могли потребляться растениями в оптимальном для них количестве.

Факторы жизни проявляются и взаимодействуют с расте­ниями через воздушную и почвенную среду. Человек в наи­большей степени может воздействовать (обработкой, внесени­ем удобрений, проведением разного вида мелиорации) на почвенные процессы. При этом необходимо руководствоваться важнейшими законами земледелия—незаменимости и равнозначимости всех факторов жизни, минимума, оптимума и др. Нужно помнить, что в различных природно-климатических зо­нах наибольшее внимание следует уделять обеспечению расте­ний тем фактором жизни, который находится в минимумеНечерноземной зоне — пищей, в засушливой — влагой и т. д.). В связи с этим необходимо сделать вывод о недопустимости применения шаблонных рекомендаций, одинаковых приемов, способов возделывания растений (даже в условиях одного хо­зяй-

198.Мелиоративные приемы регулирования водного режима на юге Украины.

199.Свет как фактор жизни растений. Возможность искусственного регулирования светового режима в растениеводстве.

200.Тепло как фактор жизни растений. Возможности регулирования теплового режима в растениеводстве.

201.Корневищные и корнеотпрысковые сорняки, меры борьбы с ними.

202.Что такое плодородие почв? Указать причины снижения плодородия почв и пути его повышения.

203.Пищевой режим растений. Макро и микроэлементы питания.

204.Азот в жизни растений. Источники азота в земледелии.

205.Фосфор в жизни растений. Источники фосфора в земледелии.

206. Калий в жизни растений. Источники калия в земледелии.

207.Классификация почв по механическому составу.

208. Водные и воздушные свойства черноземных почв.

209. Водные и воздушные свойства каштановых почв и солонцов.

210.Водно-физические свойства суглинистых почв. Сравнить их со свойствами легких и тяжелых по механическому составу почв.

211.Технологические свойства (удельное сопротивление, истирающая поверхность) различных по механическому составу почв.

212.Уход за культурами сплошного сева (озимые колосовые на зерно, яровой ячмень, лен масличный, кориандр).

213.Уход за пропашными культурами (соя, подсолнечник, кукуруза на зерно).

214. Уход за посевами люцерны при возделывании на кормовые цели и семена на юге Украины.

215.Уход за посевами эспарцета при возделывании на сено и семена на юге Украины.

216.Уход за посевами табака. Уборка табака.

217.Меры борьбы малолетними и многолетними сорняками.

180. Почвы речных пойм, пути их сохранения и улучшения.

181.Послепосевной уход за посевами озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои и подсолнечника.

182.Значение, особенности биологии и технология возделывания сои на юге Украины.

183.Культивация как предпосевная обработка в период ухода за пропашными культурами (кукуруза, соя, подсолнечник).

184.Лущение стерни, его применение в системе зяблевой обработки.

185.Боронование и прикатывание. Задачи, решаемые при этих обработках.

186. Районы возделывания и биологические особенности риса. Особенности обработки при возделывании риса.

187.Вспашка как основная обработка почвы, способы вспашки. Требования, предъявляемые к вспашке при возделывании культур сплошного сева и пропашных культур.

188.Особенности проведения зяблевой вспашки и весенней обработки почвы под подсолнечник и кукурузу на юге Украины.

189.Особенности проведения зяблевой вспашки и весенней обработки почвы под ранние яровые культуры.

190.Описать технологический процесс культурной вспашки.

191.Техника проведения загонной вспашки, вспашка в свал и в развал.

192.Районы возделывания озимой пшеницы, ее биологические особенности, предшественники на суходоле и при орошении на юге Украины.

193.Районы возделывания озимого ячменя в Украине, его биологические особенности и требования к предшественникам.

194. Районы возделывания ярового ячменя, его биологические особенности и требования к предшественникам.

195.Районы возделывания льна масличного, его биологические особенности и технология выращивания на юге Украины.

196. Районы возделывания сахарной свеклы, технология выращивания.

197.Агротехнические способы регулирования водного режима.

Ства на различных полях могут применяться различные приемы).

 

Следует обратить внимание на закон взаимосвязи и взаимозависимости и совокупного действия факторов жизни. Регу­лируя обеспеченность одним фактором, можно изменить обес­печенность другим фактором. Так, осушение избыточно ув­лажненных торфяных почв приводит к большему прогреванию почвы и увеличению содержания в почве воздуха. При этом происходит усиление аэробных процессов разложения органи­ческого вещества, что улучшает пищевой режим.

Из закона совокупного действия факторов следует вывод о том, что для получения максимально высоких урожаев сельскохозяйственных культур необходимо одновременное наличие или приток всех факторов жизни в оптимальном соотношении.

Сорные растения и борьба с ними

Изучение темы обусловлено громадным ущербом, который наносят сорные растения сельскому хозяйству. Он вызван сни­жением урожая сельскохозяйственных культур или ухудшением его качества. Наличие значительного количества сорняков (особенно многолетних корневищных и корнеотпрысковых) ухудшает условия работы почвообрабатывающих орудий и других сельскохозяйственных машин и вызывает снижение производительности труда, увеличение расхода горючего, ухуд­шение качества обработки, увеличения износа орудий и более частые поломки их и т. д.

Не может быть успешной борьбы с сорняками, если неиз­вестны их биология, особенности их развития, районы распро­странения и засоряемая культура. Знание этих вопросов поз­воляет отыскать слабое место в цепи приспособительных свойств сорняка и более успешно разрабатывать и вести с ним борьбу. Разберитесь в классификации сорных растений и в признаках, на которых она основана. Материал для лучше­го усвоения надо законспектировать.

Деление сорняков по классификации А. И. Мальцева на группы основано на их биологических особенностях (тине пи­тания, кратности плодоношения, продолжительности жизни, способе размножения и т. д.).

Необходимо ознакомиться с подгруппами сорняков, закон­спектировать их.

Лучше и легче предупредить попадание семян сорняков на поля, чем вести борьбу по их истреблению. Это следует счи­тать основным тезисом при проработке материала, связанно­го с изучением мер и методов борьбы с сорняками. Наиболь­ший эффект в борьбе с сорняками может быть получен при применении всех доступных человеку мер борьбы, но предпоч­тение следует отводить агротехническому методу.

Бурное развитие химической промышленности привело к резкому росту производства химических средств защиты рас­тений от вредителей, болезней, сорняков. В земледелии в нас­тоящее время в широких масштабах для борьбы с сорняками применяют химические средства — гербициды. В будущем ис-пользование химических средств будет иметь вспомогательный (дополнительный) характер в комплексе агромероприятий.

Работники сельского хозяйства должны быть хорошо ин­формированы о химических средствах, знать приемы правильного применения, расчеты норм гербицидов, механизации вне­сения и т. д. Необходимо помнить, что все химические сред­ства защиты растений — биологически активные вещества. Они могут быть токсичными для живых организмов—растений, животных, человека. О возможности применения гербицидов нельзя судить только по экономическому эффекту, получаемому от них (по снижению затрат, повышению урожайности).

Основным показателем возможности применения гербици­дов должна быть их безусловная безвредность для человека, животных.

При изучении гербицидов разберитесь в классификации их по различным признакам, запомните расчет нормы гербицида,. нормы рабочего раствора и т. д.

163.Орудия, применяемые при обработках почвы под культуры сплошного сева и пропашные культуры. Требования к качеству проводимых агроприемов по обработке почвы.

164.Система обработки почвы под озимые культуры в зависимости от предшественника.

165.Обработка чистых и занятых паров.

166.Контроль и требования к качеству обработки почвы под пропашные культуры и культуры сплошного сева.

167.Картофель. Значение культуры, технология выращивания на юге Украины.

168.Кормовая свекла. Значение культуры, технология выращивания на юге Украины.

169.Подсолнечник. Значение культуры, технология выращивания в условиях орошения на юге Украины.

170.Зерновое сорго. Значение культуры, биологические особенности, технология возделывания в суходольных условиях на юге Украины.

171 Кукуруза. Значение культуры. Особенности биологии и технологии выращивания на зерно в условиях орошения на юге Украины.

172.Основны законы земледелия, их значение и учет при возделывании сельскохозяйственных культур.

173.Обработка занятого пара под озимую пшеницу. Основные парозанимающие культуры на юге Украины.

174. Основные принципы программирования урожаев.

175.Сортосмена и сортообновление. Причины необходимости их проведения.

176.Приемы подготовки семян к севу основных полевых культур (на примере озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сои и люцерны).

177.Агрономические свойства солонцовых почв. Мероприятия по повышению их плодородия.

178.Строение состав и морфологические признаки черноземных почв.

179.Строение, состав и морфологические признаки каштановых и солонцовых почв.

144.Коренное и поверхностное улучшение естественных кормовых угодий.

145.Режимы орошения озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои и подсолнечника.

146.Режимы орошения люцерны при возделывании на корм и семена.

147.Классификация удобрений. Значение совместного применения органических и минеральных удобрений.

148.Минеральные удобрения, их классификация.

149.Органические удобрения, их классификация.

150.Бактериальные удобрения, их виды, значение, технология применения.

151.Система удобрений в восьмипольном полевом севообороте. Схема севооборота.

152.Состав и строение почвы. Чем обусловлен состав почвы?

153.Почва и ее плодородие. Пути повышения плодородия почвы.

154.Строение и морфологические признаки черноземов южных карбонатных.

155.Водный режим почвы и пути его регулирования.

156.Понятие о поглотительной способности почв.

157.Система основной и предпосевной обработки почвы в севообороте под ранние зерновые культуры, кукурузу, подсолнечник и люцерну.

158.Значение припосевного удобрения под озимые зерновые культуры. Обосновать дозы, необходимость и способы его внесения.

159.Подкормки пропашных культур и культур сплошного посева. Технология их проведения.

160.Технология возделывания картофеля на юге Украины.

161.Роль органических удобрений и многолетних бобовых трав в повышении плодородия почвы. Дозы внесения органических удобрений на суходоле и при орошении. Требования к внесению.

162.Обосновать глубину вспашки под колосовые на зерно, кукурузу, люцерну и сою. Требования к вспашке и технология ее проведения.

Обратите внимание на биологические методы борьбы, ос­нованные на уничтожении сорняков с помощью их вредителей и болезней.

Учение о севооборотах

Переходя к изучению темы, следует знать, что все мероп­риятия интенсификации земледелия, в том числе механизация, химизация, мелиорация и другие дадут наибольший эффект на фоне правильных севооборотов.

Материал темы надо изучить в свете решений и постанов­лений партии и правительства, принятых за последние годы.

Севооборот является средством повышения урожайности, но полное действие его проявляется не сразу, а через несколь­ко лет после освоения.

Севооборот - определенный порядок различных сельско­хозяйственных культур на полях. Необходимость внедрения севооборотов вызвана тем, что при выращивании одних куль­тур бессменно на поле ухудшаются условия их развития. Это происходит вследствие сильного развития различных организ­мов — вредителей, болезней, сорняков, приспособившихся к, данной культуре. Выращивание одних и тех же культур на поле приводит к одностороннему выносу питательных элемен­тов из корнеобитаемого слоя. Чередованием культур устраня­ется этот недостаток, а при возделывании бобовых культур даже происходит дополнительное накопление азота клубень­ковыми бактериями.

Севооборот является эффективным средством повышения плодородия при соблюдении агрономически правильного чере­дования конкретных культур, то есть с учетом биологии и пос­ледействия сельскохозяйственных культур. На это следует об­ратить внимание при изучении темы.

Обратите внимание на то, чтобы предшествующая и следующая за ней культуры не имели общих вредителей, болезней, сорняков.

Внедрение севооборота состоит из введения и освоения. Разберитесь в порядке проведения работ как при введении, так и при освоении севооборота. Различие севооборотов по зо­нам страны обусловлено многими причинами, в первую оче­редь природно-климатическими, почвенными, экономическими, специализацией хозяйств и другими условиями.

Все севообороты, применяемые в СССР, в зависимости от состава и особенностей возделывания, входящих в них культур, вида продукции и ее значения относятся к трем типам: поле­вым, кормовым и специальным. Обособленно стоят противоэрозионные севообороты. Кроме этого, часть пашни по поч­венным и другим условиям может находиться вне севооборо­та. В полевых севооборотах выращивают обычные сельско­хозяйственные культуры, не требующие особых приемов воз­делывания. Большая часть этих севооборотов не кормового зна­чения.

Кормовые севообороты отличаются от полевых тем, что бо­лее половины продукции в них идет на кормовые цели. Спе­циальные севообороты внедряются в специфических условиях или в них выращиваются культуры, требующие особых условий возделывания, агротехники (рис, табак, овощи, ко­нопля и др.)

Противоположностью севооборота являются бессменные по­севы, т. е. бессменное возделывание одной и той же культуры на одном месте. Обратите внимание на последствия, имеющие место при бессменном возделывании сельскохозяйственных культур (эрозия, усиление засоренности, заражение вредите­лями и болезнями и т. д.).

Обработка почвы

При изучении раздела следует знать основные виды обра­боток, применяемых в зависимости от местных условий и при­емов возделывания конкретных сельскохозяйственных культур. Нужно уметь их правильно классифицировать. Виды обрабо­ток в конкретных условиях применяются в определенной пос­ледовательности, зависящей от задач по обеспечению расте­ний оптимальными условиями жизни или от задач по перво­начальной подготовке почвы под возделывание культурных

126.Значение многолетних бобовых трав как предшественников в севооборотах. Технология возделывания эспарцета на кормовые цели на юге Украины.

127.Характеристика черноземных и каштановых почв юга Украины.

128.Каштановые почвы. Зоны их распространения в Крыму. Описать их агрономические свойства.

129.Черноземные почвы в Украине и Крыму. Зона из распространения. Описать их агрономические свойства.

130.Дать сравнительную характеристику агрономических свойств черноземных и каштановых почв Крыма.

131.Классификация почв по механическому составу. Влияние различных типов почв на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий.

132. Особенности биологии и технология возделывания проса в пожнивных посевах при орошении на юге Украины.

133.Вред, причиняемый сорняками культурным растениям. Меры борьбы с ними.

134. Понятие о сорняках, их классификация, характеристика биологических групп.

135.Многолетние сорные растения, их классификация и меры борьбы с ними.

136.Малолетние сорные растения, меры борьбы с ними.

137.Необходимость чередования сельскохозяйственных культур в севообороте.

138.Биологические особенности озимого ячменя. Технология сева, уход за посевами и уборка на юге Украины.

139.Предшественники под озимую пшеницу и озимый ячмень в суходольных и орошаемых условиях на юге Украины.

140.Предшественники под кукурузу, подсолнечник и бобовые культуры на юге Украины.

141.Обработка черных и занятых паров.

142.Понятие о мелиорации земель. Основные мелиоранты на юге Украины.

143.Орошение полевых культур. Способы полива, поливные и оросительные нормы основных полевых культур.

109.Водная и ветровая эрозия. Вред, причиняемый эрозией и причины ее вызывающие.

110.Поверхностная обработка почвы. Ее преимущества и недостатки.

111.Мероприятия по сохранению и повышению плодородия почвы в полевых севооборотах.

112.Требования отдельных культурных растений к реакции почвенного раствора. Химическая мелиорация почв.

113.Гипсование засоленных почв. Технология проведения.

114.Сортовые и посевные качества семян зерновых и масличных культур и многолетних бобовых трав.

115.Система удобрений в 8-польном полевом севообороте. Привести схему севооборота.

116.Азотные минеральные удобрения, сухие и жидкие формы, их преимущества и недостатки при механизированном внесении.

117.Технология сева зерновых культур. Требования, предъявляемые к сеялкам.

118.Припосевное удобрение. Обосновать необходимость его внесения и описать технологию внесения под пропашные культуры и культуры сплошного сева.

119.Нормы высева и глубина заделки семян зерновых и масличных культур, а также многолетних бобовых трав на корм и семена.

120.Способы сева и посадки культур сплошного сева и пропашных культур.

121.Характеристика наиболее распространенных фосфорных удобрений.

122.Роль пропашных культур при окультуривании почв в севооборотах.

123.Народохозяйственное значение зерновых культур, их роль в севооборотах в качестве предшественников.

124.Сравнительная оценка озимых и яровых зерновых хлебов как предшественников в севооборотах.

125.Люцерна в севооборотах. Значение культуры, технология возделывания на кормовые цели на юге Украины.

Растений. Проведение ряда приемов обработки в определен­ной последовательности носит название системы обработки почвы. Осуществляются следующие системы обработки: 1) си­стема основной (зяблевой) обработки почвы; 2) система пред­посевной обработки под яровые культуры; 3) система обра­ботки почвы под озимые культуры; 4) обработка чистых и занятых паров; 5) система обработки целинных и залежных земель в степных зонах; 6) система обработки вновь освоен­ных земель лесолуговой зоны; 7) уход за растениями или пос­лепосевная обработка почвы.

Изучение материала по применению различных систем об­работок надо начинать с определения задач, решаемых каж­дой системой 'и зависящих от времени обработки, зоны, спосо­ба возделывания культур или группы культур. Возделывание любой сельскохозяйственной культуры, как правило, невоз­можно без применения нескольких систем обработки почвы. В конкретных условиях отдельные элементы системы обработ­ки могут быть усилены, а некоторые опущены.

Новое направление и учении об обработке почвы. Изучив материалы учебника о системах обработки почвы, прочитай­те раздел о перспективах минимальной (оптимальной) обра­ботки почвы. Минимализация обработки дает наибольший эко­номический эффект на рыхлых окультуренных разностях поч­вы (черноземах, торфяниках). В настоящее время наукой и практикой определены три направления устранения вредно­го влияния многократного воздействия тяжелых тракторов и почвообрабатывающих орудий на агрономические свойства почвы:

1) Применение комбинированных агрегатов, позволяющих одновременно проводить вспашку, выравнивание, прикатыва-ние, внесение удобрении и посев.

2) Широкое применение разнообразных гербицидов при уходе за пропашными культурами для уничтожения сорняков, позволяющее сократить число междурядных обработок.

3) Широкое применение специальных приемов обработки (фрезерование, плантажная и ярусная обработка и др.).

Система земледелия

Система севооборотов является ведущей составной частью современных интенсивных систем земледелия. Изучая соответ­ствующую главу учебника, студент должен вначале уяснить смысл этого агрономического термина. После изучения ос­новных звеньев современной системы земледелия переходите к историческому образу примитивных, экстенсивных и переходных систем земледелия. Затем вернитесь к описанию со­временной системы земледелия и ее составных частей, вклю­чающих, кроме системы севооборотов, систему обработки поч­вы, систему удобрений в севооборотах, защиту растений от сорняков, вредителей и болезней, систему семеноводства, за­щиту почв от эрозии, а при необходимости и систему других разнообразных мелиоративных мероприятий. Законспектируй­те материал об особенностях современных систем земледелия в различных почвенно-климатических зонах нашей страны: Нечерноземной, лесостепной и степной, Северного Казахстана и Сибири.

Вопрос для самопроверки

1. Сформулируйте основные законы земледелия.

2. Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяй­ству?

3. Охарактеризуйте предупредительные и истребительные меры борьбы с сорняками

4. Чем определяются разнообразные виды почвообрабатываю-

Щих орудий?

5. Почему нецелесообразно с экономической точки зрения применять занятые пары в острозасушливых зонах?

6.Агротехнические требования к различным видам обра­ботки почвы (оценка качества обработки).

7. Почему неблагоприятное воздействие ряда организмов на культурные растения считается одной из основных причин необходимости чередования сельскохозяйственных культур?

8. Каков порядок введения и освоения севооборотов?

9. Отличия полевых севооборотов от кормовых.

90.Физико-механические свойства черноземных и каштановы почв Крыма.

91.Строение и морфологические признаки черноземных почв.

92.Чистые пары и особенности их обработки.

93.Культуры, выращивание в занятых парах. Технология возделывания озимых бобово-злаковых смесей на сено и сенаж.

94.Занятые пары, их виды и особенности обработки. Парозанимающие культуры на юге Украины.

95.Технология возделывания яровых бобово-злаковых смесей на сенаж и сено.

96.Технология возделывания озимой ржи на кормовые цели на юге Украины.

97.Послеуборочная обработка и условия хранения семян зерновых и масличных культур.

98.Способы сева зерновых и пропашных культур и посадки картофеля и табака.

99.Очистка и сортировка семян. Посевные качества семян.

100.Агротехнические требования к работе сеялок. Расчет и соблюдение нормы высева.

101.Глубина заделки семян в зависимости от механического состава почвы и биологических особенностей культуры.

102.Понятие об основной и поверхностной обработке почвы. Какими орудиями они проводятся?

103Система зяблевой обработки почвы и ее проведение в различных почвенно-климатических зонах Украины.

104.От каких факторов зависит глубина вспашки? Разноглубинные обработки в севообороте.

105.С какой целью проводится углубление пахотного слоя? Приемы углубления в различных почвенно-климатических зонах юга Украины.

106.Система основной и предпосевной обработки почвы под ранние яровые культуры.

107.Водная эрозия, районы распространения в Украине, меры ее предупреждения.

108.Ветровая эрозия, районы ее предупреждения.

70.Роль зернобобовых культур в увеличении производства растительного белка. Технология возделывания нута на юге Украины.

71.Технология возделывания гороха на зерно на юге Украины.

72.Факторы жизни растений. Пути регулирования пищевого, водного и воздушного режимов в земледелии.

73.Процесс фотосинтеза. Роль зеленых растений в жизни человека и животных.

74.Основные типы почв Крыма, пути улучшения их свойств (водно-физических, механических и агрохимических).

75.Законы земледелия и их значение в земледелии.

76.Основные виды азотных, фосфорных и калийных удобрений, их характеристика.

77.Обьемная масса и плотность твердой фазы почвы. Методы определения этих показателей.

78. Капиллярная и некапиллярная порозность почвы, методы определения.

79.Физические и технологические свойства почвы.

80.Рыхление и прикатывание, их влияние на строение пахотного слоя.

81.Физико-механические свойства песчаных и глинистых почв.

82.Биологические особенности и технология возделывания гречихи в промежуточных посевах при орошении на юге Украины.

83.Основы программирования урожаев полевых культур.

84.Пути улучшения пищевого режима почв степного Крыма.

85.Пути создания оптимального водного режима на почвах степной и предгорной зоны Крыма.

86.Особенности пищевого, воздушного и водного режимов почв легкого и тяжелого механического состава.

87.Задачи обработки почв. Укажите главные для вашей зоны; их решение.

88.Физическая спелость почвы, ее значение для срока обработки.

89.Физические и технологические свойства различных по механическому составу почв.

Литература.

1. Воробьев С..А. Земледелие. М. «Агропромиздат»,1991.-528с.

2. Гордієнко В. П. Землеробство. Київ, 1991. - 268с.

Тема 3. Агрохимия

Правильное понимание вопросов удобрения сельскохозяй­ственных культур невозможно без уяснения особенностей их питания. Проверьте свои знания по допросу создания расте­ниями оптимальных условий жизни.

Во власти человека — полностью удовлетворить растения, в пище внесением органических и минеральных удобрений.

Следует знать, что к снижению урожая и ухудшению качества продукции приводит не только недостаток питательных ве­ществ, но и избыток их.

Переходя к изучению удобрений, ознакомьтесь с классифи­кацией применяемых удобрений и их физико-механическим воздействием на почву, ее реакцию. Проработайте вопрос о том, какие удобрения являются физиологически кислыми, ка­кие — щелочными. Выясните, в какой среде лучше всего про­исходит усвоение питательных веществ и как усваиваются пи­тательные элементы органических удобрений.

Органические удобрения следует начинать изучать с наво­за, ценность которого в том, что он доставляет растениям все питательные элементы, а присутствующий в навозе кальций снижает кислотность почв. При неправильном хранении на­воза, а также жидких органических удобрений резко снижа­ется содержание азота, поэтому обратите внимание на вопро­сы хранения навоза. Большое значение как удобрения имеют птичий помет, фекалии, городской мусор и др. Для интенсив­ного земледелия вблизи крупных промышленных центров име ют значение сточные воды, обеспечивающие растения пита­тельными веществами и влагой.

Одним из видов органических удобрений является зеленое удобрение — запашка растений, главным образом бобовых, в период максимального накопления зеленой массы. Обратите внимание на условия успешного применения зеленого удобре­ния (сидерального). Увяжите его с сидеральным паром.

Компостирование различных органических остатков — до­полнительный источник получения органических удобрений. Особое значение как компост приобретают смеси торфа с раз­личными веществами: органическими, жидкими удобрения­ми - аммиачной водой и др.

Студентам, будущим механикам сельского хозяйства и спе­циалистам по электрификации, особенно важно знать вопросы правильного внесения удобрений с помощью машин. Резко возросшее число видов и количество применяемых минераль­ных удобрений требует от студента знания основных видов азотных, фосфорных и калийных удобрений. Все большее раз-витие получает применение комплексных, сложных комбини­рованных и смешанных удобрений, как наиболее удобной, эф­фективной и экономически выгодной формы применения ми­неральных удобрений.

Обратите внимание на различную усвояемость разных пи­тательных элементов растениями, степень поглощения их поч­вой и возможность их вымывания и сделайте выводы о зна­чимости того или иного вида удобрений и количестве приме­няемых удобрений под основные сельскохозяйственные культу­ры. Обратите внимание на легкую вымываемость нитратных форм азота и сильное поглощение фосфора почвой. Уясните вопрос биологического связывания форм питательных веществ различными организмами и возможность удерживания их поч­вой от вымывания.

Обратите внимание на то, что применение удобрений долж­но осуществляться лишь после тщательного изучения их в поч­ве и потребности растений в удобрениях.

Все большее значение начинает приобретать применение микроудобрений под отдельные культуры; обратите внимание на дозы и способы применения.

Бактериальные удобрения по своему действию не являют­ся прямыми источниками питательных веществ. Они предста­вляют различные виды микроорганизмов, увеличивающих степень

51.Понятие о микроэлементах питания растений. Описать наиболее распространенные микроудобрения.

52.Почва и ее образование. Развитие почвообразовательного процесса.

53.Технология возделывания озимой пшеницы в суходольных условиях на юге Украины.

54.Природны факторы почвообразования.

55.Влияние механического состава на свойства почвы и износ рабочих орудий. Сравнительная оценка легких и тяжелых почв.

56.Технология возделывания ярового ячменя на юге Украины.

57.Зяблевая обработка почвы, ее агротехническое и организационное значение.

58.Приемы весенней обработки почвы под ранние яровые культуры.

59.Приемы основной предпосевной обработки почвы под пропашные культуры.

60.обработки почвы при уходе за пропашными культурами.

61.Специальные приемы обработки почвы. Цель и технология проведения.

62.Причины необходимости чередования культур на полях.

63.Бессменные посевы. Возможность их применения для отдельных культур.

64.Понятие о «почвоутомлении» при бессменном возделывании культур.

65.Принципы построения полевых севооборотов.

66.Оценка многолетних бобовых трав, зернобобовых и пропашных культур в качестве предшественников в севооборотах.

67.Технология возделывания подсолнечника в суходольных условиях на юге Украины.

68.Значение и распределение риса в Украине и Крыму. Биологи-чески особенности культуры. Водный режим риса.

69.Лен масличный. Значение культуры. Биологические особенности и технология возделывания на маслосемена на юге Украины.

33.Технологические процессы при поверхностных обработках почвы. Приемы поверхностных обработок почвы.

34.Задачи лущения и культивации (основных и предпосевных), агротехнические требования к ним и оценка качества проведения.

35.Задачи довсходового и послевсходового боронования, прикатывания и междурядной обработки пропашных культур, агротехнические требования к ним и оценка качества (на примере подсолнечника и кукурузы).

36.Система зяблевой обработки почвы на юге Украины.

37.Технология возделывания льна масличного на юге Украины.

38.Народохозяйственное значение и технология возделывания озимой пшеницы в условиях орошения на юге Украины.

39.Тхнология возделывания эспарцета на сено и семена на юг Украины.

40. Технология возделывания люцерны на кормовые цели на юге Украины.

41.Технология возделывания люцерны на семена на юге Украины.

42.Краткая характеристика черноземов южных карбонатных и каштановых почв.

43.Характеристика и пути улучшения солонцовых почв.

44. Характеристика почв степной зоны Украины.

45.Реакция почвенного раствора. Оптимальные показатели РH для основных сельскохозяйственных культур.

46.Содержание гумуса и реакция почвенного раствора в почвах Украины.

46. Азот как элемент питания растений, его содержание в различных типах почв Крыма.

48.Фосфор как элемент питания растений, его содержание в различных типах почв Крыма.

49.Калий как элемент питания растений. Содержание калия в различных типах почв Крыма.

50.Понятие о макроэлементах питания растений. Описать главные азотные, фосфорные и комплексные удобрения.

Доступности питательных веществ для растений. Они могут также накапливать питательные вещества (азот из воздуха).

Обратить внимание на повышение эффективности действия удобрений после внесениея бактериальных препаратов (нитрагина, азотобактерина, фосфоробактерина).

Косвенные удобрения (известь, гипс) следует рассматривать как средство улучшения физико-механического состояния почвы при проведении химической мелиорации земель. Внесение гипса на солонцах снижает щелочную реакцию почвенного раствора, снижает нормы расхода гипса. Ознакомиться с системой удобрений в полевом севообороте, расчетом доз внесения удобрений на заданный урожай.

Вопросы для самопроверки

Значение удобрений. Под какие культуры следует вносить удобрения в первую очередь? Почему суперфосфат дает больший эффект при внесении его в виде гранул и в рядки вместе с семенами растений? Когда лучше вносить удобрения, содержащие азот в нитратной форме? Классификация удобрений Что такое бактериальные удобрения? Какими свойствами должны обладать минеральные удобрения и навоз при механизированном их внесении? Как понимать физиологически кислые и физиологически щелочные удобрения? Гипсование щелочных почв Порядок расчета внесения доз удобрений на запланированный урожай.

Литература

Городний Н. М. Агрохимия. Киев. 1990 – 285 с.

Тема 4. Растениеводство

Растениеводство - основная отрасль сельскохозяйственного производства и наука о выращивании высоких и устойчивых урожаев растений полевой культуры. Большой вклад в раз­витие отечественного растениеводства внесли наши отечествен­ные ученые: К. А. Тимирязев, Д. Н. Прянишников, Н. И. Ва­вилов, П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт, В. Н. Ремесло и другие.

При подготовке необходимо уяснить, что высокое качество семенного и посадочного материала обеспечивает значитель­ную прибавку урожая всех сельскохозяйственных культур. В современных интенсивных технологиях много внимания уде­ляется совершенствованию физических свойств семян (калиб­ровка, улучшение сыпучести путем дражирования на специ-алиазированных семенных заводах и др.).

Однако, заботясь о физических свойствах семян, необхо­димо постоянно помнить о том, что это живые растительные организмы, находятся или в зародыше семени — растительном эмбрионе, сформировавшемся в результате оплодотворения завязи цветка, или в вегетативных образованиях (клубнях, корнях). В первом случае размножение растений считается се­менным (половым), во втором - вегетативным (без полового процесса).

В нашей стране с каждой сельскохозяйственной культурой ведется планомерная селекционно-семеноводческая работа. Изучите по учебнику этапы селекционно-семеноводческой ра-боты и сортовые качества семян.

Для студентов специальности механизация с.-х. производ­ства особенно важно знать вопросы очистки и обеззаражива­ния семян, поскольку эти процессы выполняются на производительных машинах сложной регулировки. Нужно также пом­нить данные кондиционной влажности хранения семян хлеб­ных злаков, масличных культур, корнеплодов и клубней кар­тофеля. В последнее время во все больших объемах применя­ется автоматика для поддержания оптимальных интервалов температуры среды и влажности в семенных складах, карто­фельных и овощных хранилищах.

Посевные качества семян проверяет агрономическая служ­ба, однако по программе и инженеру необходимо знать сущ­ность

14.Основное внесение органических и минеральных удобрений (способы, дозы, сроки).

15.Технология возделывания гороха на зерно на юге Украины.

16.Система удобрений при возделывании озимой пшеницы, кукурузы и сои.

17.Соврмнная технология возделывания сахарной свеклы.

18.Технология возделывания картофеля.

19.Технология возделывания кукурузы на зерно в условиях орошения на юг Украины.

20.Технология возделывания кукурузы в смеси со сооросительными сортами подсолнечника на зеленый корм и силос в поукосных или пожнивных посевах в условиях орошения на юге Украины.

21.Технология возделывания озимой пшеницы в суходольных условиях на юге Украины.

22.Понятие о севооборотах. Типы севооборотов.

23.Схема полевого 7-8 польного севооборота. Обосновать необходимость чередования культур.

24.Факторы жизни растений. Основные законы в земледелии.

25.Понятие о введении и освоении севооборотов.

26.Понятие о почвообразовательном процессе. Природные факторы почвообразования.

27.Азотные удобрения. Их роль в жизни растений. Основные виды азотных удобрений, их свойства, дозы и сроки внесения (под озимую пшеницу, кукурузу на зерно, сою).

28.Фосфорные удобрения. Их роль в жизни растений.. Свойства, основные виды, дозы, сроки и способы внесения под основные полевые культуры.

29.Калийныеудобрения. Их роль в жизни растений. Основные виды калийных удобрений, дозы, сроки и способы их внесения.

30.Комплексны удобрения, их преимущества перед простыми удобрениями. Требования к их внесению под полевые культуры.

31.Органические удобрения. Виды, содержание NPK в них, требования к их внесению на суходоле и при орошении.

32.Технологические процессы при вспашке. Оценка качества вспашки.

Список вопросов для выполнения контрольной работы

(Перед его описанием, привести полное название вопроса и его

номер в методичке).

1.Растениеводство как отрасль сельского хозяйства и как научная

Дисциплина. Задачи растениеводства как отрасли и науки. Сущ - ность современных энергосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

2.Структура почвы, ее значение. Пути создания водопрочной структуры.

3. Гумус почвы, источники его образования. Содержание гумуса в различных типах почв юга Украины.

4. Черноземные и каштановые почвы. Условия образования и их свойства.

5. Содержание гумуса в различных типах почв Украины, его влияние на плодородие почв.

6. Основные виды органических удобрений, их влияние на агрофизические свойства и плодородие почв.

7. Химические средства борьбы с сорняками. Дозы, способы и сроки их применения ( на примере возделывания озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои и подсолнечника).

8. Меры борьбы с сорняками. Гербициды, используемые в посевах озимого рапса, льна масличного, люцерны.

9. Классификация сорняков по А. И.Мальцеву.

10.Почвенные гербициды при возделывании кукурузы, подсолнечника, сои и люцерны. Требования к их внесению (сроки, нормы, способы и т. д.).

11. Меры борьбы с сорняками ( многолетними и однолетними злаковыми и двудольными при выращивании озимой пшеницы, кукурузы, сои, подсолнечника, люцерны).

12.Требования к минеральным удобрениям при их механизированном внесении, Основные виды удобрений под основную обработку почвы и в подкормки при возделывании озимой пшеницы на суходоле и при орошении (дозы, сроки, способы внесения).

13.Гранулированные формы минеральных удобрений. Необходи-мость производства гранулированных форм.

Посевных качеств семян (чистоты, всхожести, энергии прорастания, посевной годности) для того, чтобы искать пути

Снижения травмирования во время уборки и подработки и по­вышения жизнеспособности семенного материала во время хра­нения.

В заключение изучите ГОСТ на посевные качества семян главных полевых культур и приемы подготовки семян к по­севу, обратив внимание на факторы, влияющие на глубину за­делки, способы сева и посадки.

Программой предусмотрено, изучение следующих групп культур:

1. Зерновых хлебов (в том числе гречихи) и зернобобовых.

2. Корнеплодов и клубнеплодов.

3. Кормовых трав.

4. Масличных культур.

5.Эфирномасличных культур.

Изучение рекомендуется проводить по следующему плану:

1)Народнохозяйственное значение культуры или группы культур.

2) Районы распространения, посевные площади, средняя урожайность по стране, рекордная урожайность и достижения передовиков.

3) Ботанические и биологические особенности культуры, длина вегетационного 'периода. Виды и состав продукции, тре­бование к качеству продукции.

4) Семенной материал, его подготовка к севу, норма вы­сева, способ сева, глубина заделки семян.

5) Потребление питательных элементов и потребность в удобрениях и в воде.

6) Место культуры в севообороте.

7) Подготовка почвы — основная, предпосевная.

8) Уход в период роста — междурядные обработки; под­кормки; борьба с вредителями, болезнями и сорняками.

9) Уборка культуры (сроки, способы, борьба с потерями).

10) Особенности возделывания культуры при орошении.

Группа зерновых. При изучении группы зерновых и бобо­вых культур следует понять, почему некоторые культуры этой группы — пшеница, рожь — являются ведущими во всем мире.

Дальнейшее увеличение производства зерна невозможно без интенсификации зернового хозяйства: без увеличения вне­сения органических и минеральных удобрений, улучшения снаб­жения растений водой и хорошо налаженной борьбы с сорня­ками, болезнями и вредителями. Только благодаря этому мож­но увеличить урожай зерновых и валовое производство зерна.

Зерновые культуры возделываются преимущественно в рай­онах неустойчивого и недостаточного увлажнения. В этих рай­онах резкого роста производства зерна можно добиться, отво­дя часть земель под чистые пары и применяя орошение.

Переходя к изучению величины урожайности отдельных зерновых культур, уясните, почему озимые культуры дают большую урожайность, а яровые — меньшую. Увяжите районы распространения яровых и озимых культур с почвенно-климатическими условиями, и в первую очередь, с суровостью зимы и величиной снегового покрова.

В районах, где зерновые культуры имеют ведущее значе­ние, особое внимание следует уделять выбору для них пред­шественников. Проследите изменения от схем севооборотов, ненасыщенных зерновыми культурами, до схем, насыщенных ими.

Основные зерновые культуры являются культурами сплош­ного посева. В период их роста каких-либо обработок почвы в системе ухода за растениями не производится. Поэтому об­ратите особое внимание на проведение основной и предпосев­ной обработок почвы, на внесение основного удобрения и хи­мическую борьбу с сорняками. Программа предусматривает изучение следующих зерновых культур: озимая пшеница, ози­мая рожь, озимый ячмень, яровой ячмень, овес, кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха, горох, соя. По учебнику студент обязан четко вы­делить из этого списка зернобобовые культуры и крупяные культуры. При подготовке следует хорошо ориентироваться в пищевых и кормовых достоинствах перечисленных культур. Изучить

Конт­рольную работу по «Технологии производства продукции рас­тениеводства».

Вопросы контрольной работы подобраны из различных раз­делов курса, поэтому перед написанием контрольной работы необходимо прочитать учебники «Основы агрономии» под ред. Г. В. Бадиной, «Практикум по основам агрономии» Н. С. Степанова, И. И. Костецкого учебников по почвоведению, земледелию, агрохимии, растениеводству.

Работу следует писать разборчиво, чернилами, оставляя поля, перед ответом на каждый вопрос записывать номер и состав вопроса.

Номера вопросов преподавателем берутся из таблицы и списка вопросов для контрольной работы, приведенных ниже. Например, для студента с учебным шифром 1509 номера воп­росов находятся на пересечении нижней горизонтальной гра­фы таблицы с графой 9 по вертикали.

Содержание этих вопросов находится под номерами 1, 203, 208, 213, 218, 223, 252. Ответы на первые шесть вопросов сту­дент сможет найти в учебниках самостоятельно. Задание для контрольной работы (для всех шифров) студен­ты получают на установочных занятиях индивидуально при личной беседе с преподавателем. Не следует увлекаться чрез­мерно пространными ответами, списанными из учебника. От­веты должны быть четкими, полными и конкретными. Неже­лательно, чтобы объем работы превышал 20 листов ученичес­кой тетради. В конце работы должна быть перечислена ли­тература, использованная при подготовке работы, с указани­ем авторов, названия и года издания; работа должна быть датирована и подписана. Работа оформляется двумя бланками рецензий.

Современные технологии возделывания зерновых хлебов, гречихи, сои, гороха, нута на юге Украины.

Корнеплоды и клубнеплоды (сахарная свекла, картофель) занимают важное место среди других культур. С агрономичес­кой точки зрения только введение корнеплодов и клубнепло­дов как пропашных культур позволило резко интенсифициро­вать земледелие. Разберитесь в вопросах увеличения продук­тивности земледелия при возделывании пропашных культур и выясните, почему именно они способствовали повышению плодородия почвы.

Увеличенная продуктивность пропашных культур потребо­вала улучшения системы удобрений, поэтому обратите особое внимание на вопросы внесения удобрений, построение системы удобрений. Большое значение для получения высоких урожаев корнеплодов имеет хорошо проведенный уход за ними в пери­од вегетации, поэтому разберитесь в вопросах ухода и, глав­ным образом, междурядной обработки. Установите место, ко­торое должны занимать корнеплоды и клубнеплоды в севообо­роте. Уделите большое внимание вопросам полной механиза­ции посева (посадки), ухода и уборки (индустриальные тех­нологии выращивания).

Следует изучить возделывание сахарной свеклы как основ­ного поставщика сырья для производства сахара. Обратите внимание на возделывание картофеля, выясните пищевое и кормовое значение этой культуры. Технологии механизирован­ного выращивания сахарной свеклы и картофеля хорошо из­ложены в учебнике, однако студент по возможности должен изучить передовой опыт выращивания этих культур по месту жительства.

Кормовые травы

В южной степи Украины важнейшими являются многолетние бобовые травы – люцерна, эспарций и донник белый двухлетний.

По своей биологии травы — многолетние растения, однако период их возделывания определяется хозяйственно-экономи­ческими соображениями. Большое хозяйственное значение име­ет и выращивание однолетних трав (викоовсяной, горохоовсяной смеси) и других яровых культур на зеленый корм и силос.

При хорошем травостое многолетние травы угнетают сорняки и оставляют после себя плотную дернину. Обратите внимание на основную обработку поля после уборки трав. Озна­комьтесь с вопросами уборки, хранения трав и особенно при­готовления травяной муки и гранул.

Не нужно зарывать о получении высоких урожаев дешево­го сена и зеленые травы на естественных сенокосах и пастби­щах. Здесь следует обратить внимание на проведение мелио­ративных, культур технических мероприятий и внесение удоб­рений, особенно азотных. Обеспечение животных кормами, получаемыми с естественных угодий, позволит выделить до­полнительное количество посевных площадей под продоволь­ственные и технические культуры.

Изучить современные технологии возделывания люцерны на кормовые цели и семена в условиях орошения, эспарцета и донника белого двухлетнего на суходоле.

Масличные культуры

Уяснить народнохозяйственное значение основных масличных культур, возделываемых на юге Украины, - подсолнечника, озимого риса, льна масличного.

Знать показатели качества растительных масел, уметь определять масличные культуры по семенам и плодам. Знать требования масличных культур к факторам внешней среды, современнее технологии возделывания подсолнечника и озимого риса на суходоле и в условиях орошения, а также льна масличного на суходоле. Уметь составлять технологические схемы современных технологий их возделывания.

Вопросы для самопроверки

Народнохозяйственное значение основных полевых культур, указанных в разделе 4. Биологические особенности основных полевых культур (их требования к факторам внешней среды) Технологии возделывания основных полевых культур на юге Украины (зерновые хлеба, гречиха, зернобобовые, картофель, сахарная свекла, многолетние травы, масличные и эфирномасличные культуры).

Эфирномасличные культуры.

Темой предусмотрено изучение перспектив развития эфирномасличного производства в Крыму и других южных областях Украины, народнохозяйственного значения, особенностей биологии и технологии возделывания кориандра, розы, шалфея, лаванды. Студенты должны составить технологические схемы современных технологий возделывания приведенных выше основных эфирномасличных культур.

Литература

Вавилов П. П. Растениеводство. М. Колос,1986.-512с. Посыпанов Ч. С. Растениеводство. М. Колос,1997.-448с Николаев Е. В., Назаренко Л. Г., Мельников М. М., сб. Крымское полеводство. Симферополь, 1998. -384с. Научно-обоснованная система земледелия республики Крым. Под ред. Николаева Е. В., Симферополь,1994-352 Орошаемое полеводство. Под ред. Николаева Е. В., Симферополь, 1984. – 192с. Саднецкий Ч. А. Масличные эфирномасличные культуры. Киев. Урожай, 1983. Бадина Ч. В. и др. Основы агрохимии. Л., 1988.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

По темам:

История Украины

Культурология

Высшая математика

Информатика

Охотоведение

Статистика

География

Военная наука

Английский язык

Генетика

Разное

Технологиеские темы

Украинский язык

Филология

Философия

Химия

Экология

Социология

Физическое воспитание

Растениевосдство

Педагогика

История

Психология

Религиоведение

Плодоводство

Экономические темы

Бухгалтерские темы

Маркетинг

Иностранные языки

Ветеринарная медицина

Технические темы

Землеустройство

Медицинские темы

Творчество

Лесное и парковое хозяйство