Разное
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Сущность ранних политических отношений раннеславянских обществ.

Для изучения сложных процессов духовно-политического творения среди наших предков мы можем воспользоваться рядом источников. С самых давних времен до нас дошли древние мифы и легенды, в которых отображены отношения седой давности. Мифологическое мировоззрение было формой духовной культуры на протяжении нескольких тысяч лет, по крайней мере от эпохи возникновения родового строя и до его распада и становления классового общества.

Для изучения общественного мнения далекого прошлого важное значение имеют остатки материальной культуры, которые доходят к нам путем археологических раскопок и находок.

Для анализа политических процессов у прародственников украинского народа, их политической мысли чрезвычайно ценными есть письменные источники античных авторов Гомера, Гесиода, Эсхила и, особенно, Геродота, какой сам посетил земли северного Причерноморья. Изображение более поздних процессов общественно-политической жизни находим в воспоминаниях византийских авторов.

В последние годы читателям стал доступным труд неизвестного авторства «Велесовая книга», в которой описана история дохристианской Руси, начиная за несколько тысячелетий до н. э. и заканчивая княжением Аскольда. Ценные мысли о общественно-политическом строе наших предков до славянского периода раннего славянства находим в летописях ИХ-ХИ ст.

Политические идеи, система политических отношений сформировались в результате длительного существования человеческого общества, становления и развития основ государственности у древнейших предков. В теоретическом плане становления политических и политико-правовых идей и взглядов проходило в русле общего формирования познание мира человеком и овладение ею окружающим середовищем. Первые ростки политической мысли, политико-правовых представлений в общей системе

общественных отношений появляются во времена первобытно-родового строя. Исторически первой известной формой общественного сознания было родовое сознание человека эпохи формирования кровнородовых и родоплеменных отношений. Осознание индивидом своего неразрывного «кровного» единства с родом и самосознание рода как целостного субъекта родоплеменных отношений и общественной производственной деятельности были решающим фактором закрепления, функционирования и развития родовых отношений.

В общественном сознании важное место занимала система взглядов, обычаев, традиций, которая регулировала политические отношения между людьми. Уже в условиях первобытного общественного бытия формировались сравненный крепкие и длительные отношения в родоплеменных объединениях: подчиненность, зависимость, уважение, слух, соответствующие общественные традиции, мораль. Уже тогда устанавливаются определенные границы действий человека встает институт первичных политико-личных отношений. Формирование их происходило прежде всего через преодоление зоологического индивидуализма, отрицательных черт межиндивидуальных взаимоотношений в первобытной человеческой орде.

В эволюции общественного бытия первобытных людей доминировала потребность удовлетворить интересы отдельного человека, который подтолкнул индивида к коллективным действиям; в процессе этого стихийно закладывался фундамент сугубо человеческой благосклонности те к собственному роду, родителей, родственников, своеобразное «чувство единственной семьи», формирование групповой самоидентичности индивида.

В первооснову политических отношений ложится формирование чувства долга и ответственности перед родом, группой родственников. Следовательно, можем отметить, что потребность в первичных формах публично-политической власти была порождена объективными условиями общественного развития. Чувствуя свое бессилие перед окружающим миром, человек вынужден был, чтобы удовлетворить свои собственные первичные жизненные потребности, «тянуться» к группе и принимать его «правила», формировался специфический человеческий пласт потребностей в тех или тех формах общественной жизни, которые и осознавались как неотделимые, присущие человеческой природе. Для древнейших жителей украинских земель, как и для других известных на сегодня древних цивилизаций, первые общественно-политические взгляды, естественно, имели религиозно-мифологический характер, что нашло свое проявление в языческой религии, которая как отмечает Я. Боровский, составляет «огромный комплекс первобытных верований взглядов и обрядов, вытворенных на протяжении многих веков». При этом следует учесть специфические особенности этих верований. Они были не просто сводка принципов, идей, деклараций, системы взглядов и тому подобное. «Начальные верования, - отмечает митрополит Илларион, - были чаще всего связанные с жизнью, с природой своей окружающей среды, ибо этого требовал хозяйственный быт; это были верования натуралистические, на природе построены. Первобытная вера была верой практической домовым, хозяйственной, необходимой человеку на каждом шагу, ибо была крепко связана с ее трудом». Верования первобытных суток были в известной мере и сводкой законов - политическим, социальным, культурным проявлением образа жизни людей. При тех условиях человек оценивался не по ее словам, мыслям и чувствам, а прежде за все за ее поступками, действиями, поведением. Поэтому не случайно, что много из тех верований оказались достаточно стойкими и живучими и дошли до наших дней.

На ранних стадиях человеческой общности, когда основными видами деятельности были охота, сбор диких плодов и тому подобное, взгляды людей направлялись вниз, на землю, ибо от нее, от леса. от водоемов зависело их благосостояние. Поэтому божества, которым они поклонялись, которых они чествовали в те времена, жили в лесах в камнях, водоемах и тому подобное.

Позже, уже во времена трипольской культуры, ведущими отраслями жизнедеятельности были земледелие и скотоводство, поэтому люди неминуемо обращали свои взгляды к небу, с которым они связывали свои надежды на урожай, в целом на улучшение своей жизни. Рядом с божествами своих предшественников, богами Водяником. Лесовиком, русалками, нимфами у трипольцев появились боги грома, ветра месяца.

В этом проявилась специфика, своеобразный характер развития язычества где новое не вытесняло, не отрицало старика, а наслаивалось на него, добавлялось к старому и, как следствие, в системе религиозных верований более позднего времени обязательно присутствуют в том или другом виде представления предыдущих эпох.

В дохристианской мифологии складывалась целая система богов, с которыми связано виденье и восприятие окружающей среды: неба, земли, воды, дома, растений, животных, общественных представишь. «Не имея представления о единственном Боге, что создал весь мир, первобытный человек был многобожию и в отдельных частях природы видела отдельных обладателей, отдельных богов».

Постепенно, по мере формирования политических отношений между людьми, наблюдались и изменения в пантеоне богов. Из большого количества богов в «Велесовой книге» названо несколько десятков; выделяются наиболее влиятельные, характерные для более поздних суток. Это: Перун, Совет, Даждьбог, Сварож, Хорос, Велес, Коляда Берегиня и ряд других. Рядом с ними в мифах и легендах на изменение силам природы приходят социальные явления, формируется культ божеств, свойственных отдельным племенам, группам племен. «Племя, союз ли племен, - писал бы. Рыбаков, объединены единственным культом того или другого божества. Вполне естественно для той эпохи, что в сказавшие о победе этого племени героем выступает бог -покровитель племени или целого союза родственных племен». Вся эта сложная система божеств, которая существовала в наших предках в дославянскую эпоху, изменения пантеоне божеств были крепко связаны с общественным бытием, общественными отношениями.

Доминирующей основой мифологического мировоззрения была мысль о божественном, неземном происхождении существующей власти и порядка на земле. Считалось, что земотношение является частью космического порядка и регулируются божествами. А отсюда и в системе политической идеологии постепенно утверждалась тотальная идеология божественного происхождения власти и господства определенных политических сил.

Поэтому здесь мы видим крепкое сплетение религиозно-мифологических, моральных и социально-политических представлений.

Религиозно-мифологическое мировоззрение, разные культовые символы и изображения несли в себе самые важные элементы политико-правовой мысли и политических отношений в родоплеменных и раннего с-х обществах. Да, в самых ранних рассказах волшебных сказках герои проходят сквозь ряд страшных испытаний, преодоления боли и страха, столкновения с разными чудищами. Как видно, все эти сказки, космогонии легенды, а позже и былины, были поставлены на службу формирования военной отваги, укрепление мужества молодежи, подготовки ее к реальным испытаниям. Они учили добра человеческого, честности, высокой любви к своему народу. «Держитесь братья наши, племя за племя, род за род и деритесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам и никому другим, сие же ибо мы есть русичи, славке богов наших», - пишет автор «Велесовой книги».

Поэтому, по-видимому, не случайно Маврикий Стратег, говоря об обычаях славян отмечает: «Племена славян и антов близкие за своей жизнью, за своими правами своей любовью к воле, их никогда нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google