Разное
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

О перспективах развития научно-исследовательской и учебно-научно-инновационной деятельности гуманитарных кафедр ЮФ НУБИП Украины «КАТУ» в связи с изменением статуса ВУЗа

Гаврилюк В. Л. – директор гуманитарного УНЦ, зав. кафедрой языковой и психолого-педагогической подготовки, к. ф.н., доцент.

В статье рассматриваются направления и задачи перестройки научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности научно-педагогических работников гуманитарного учебно-научного центра ЮФ НУБиП Украины «КАТУ» в связи с присвоением вузу статуса исследовательского университета.

Цель настоящей статьи обозначить перспективные направления научной и учебно-научно-инновационной деятельности, а также определить некоторые задачи психологической перестройки отношения научно-педагогических работников к содержанию и форме педагогического труда в университете исследовательского типа.

Гуманитарный учебно-научный центр далее – (УНЦ) объединяет четыре кафедры: языковой и психолого-педагогической подготовки, философии, истории и культурологии, иностранных языков, физического воспитания и охраны здоровья. Создание УНЦ связано с присвоением НУБиП Украины статуса «исследовательского университета», новый статус вуза обязывает и гуманитарные кафедры большее внимание уделять научной и инновационной деятельности, ее продуктивности и качеству.

Можно выделить три основные направления научно-исследо­ва­тельской работы гуманитарного УНЦ. Первое связано с тематикой, восходящей к проблемам педагогики и психологии высшей школы; второе направление объединяет темы по научному обоснованию инноваций в области методики преподавания гуманитарных дисциплин; третье направление связано с научной разработкой инициативной тематики в соответствии со специальностью, по которой научно-педагогическому работнику (далее НПР) была присуждена ученая степень. Заметим, что и данное направление научной работы в той или иной степени подчинено совершенствованию содержания учебно-воспитательного процесса в агротехнологическом университете.

Тематика НИР гуманитарных кафедр на 2010-2014 годы определена в соответствии с решением ученого совета вуза от 31.12.09. В ней есть преемственность по отношению к планам предыдущих лет, но есть и существенная особенность.

В чем выразилась эта особенность? Во-первых, в том, что тематика НИР гуманитарных кафедр впервые формировалась в контексте перспективных направлений комплексных (междисциплинарных) исследований учреждений Секции общественных и гуманитарных наук НАН Украины (1). Темы НИР наших кафедр определялись с учетом содержания тех или иных разделов названного документа. Вот эти темы: «Проблемы обучения иностранному языку в условиях интеграции Украины в ЕС»; «Изучить условия и способы повышения человеческого потенциала в воспитательной работе в контексте стратегии обеспечения будущего Украины»; «Изучение социогуманитарных процессов и влияния языкового фактора в сфере аграрного образования»; «Исследования функциональных изменений, физических качеств студентов на этапах многолетней спортивной подготовки в разных видах спорта».

Во-вторых, другой фактор, который будет, по нашему мнению, способствовать эффективности и практической направленности НИР гуманитарных кафедр – это большая конкретизация научной тематики, повышение меры личного участия в исследовательской работе каждого члена кафедры, не зависимо от того, есть у преподавателя ученая степень или нет.

Вот как видят кафедры перспективы своей научно-исследо­ва­тельской работы.

Проблема преподавания иностранных языков в вузах неязыковых специальностей становится всё более актуальной. Качество образования современного специалиста, его соответствие международным требованиям мобильности в Европе и мире зависят от уровня владения иностранным языком.

Стратегически важными проблемами, связанными с совершенствованием методики обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей, являются:

- преемственность в обучении языковому материалу и видам речевой деятельности в аграрных техникумах, колледжах и университетах;

- создание интенсивных методик и методических рекомендаций для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности студентов техникумов, колледжей НУБиП Украина и ЮФ НУБиПУ «КАТУ».

Важным направлением исследовательской работы НПР кафедры иностранных языков должно стать изучение путей эффективной связи преподавания иностранных языков с задачами профессиональной подготовки специалистов агропромышленного комплекса. С этой целью осуществляется, в частности, подготовка терминологических словарей по английскому, немецкому, французскому языкам.

Планирование научно-исследовательской работы кафедры философии, истории и культурологии предполагает исследование и возможную конкретизацию проблемы активизации человека в процессе преобразования Украины и обеспечения ее будущего. Первоочередной задачей современного общества в целом и украинского, в частности, является совершенствование качества человека, поскольку именно добротность человеческой сущности лежит в основе жизни, выживания, позитивных преобразований.

Человек обладает совокупностью способностей, которые реализуются пока в ничтожно малой доле. Человек заключает в себе огромный потенциал, не реализованный в должной и возможной мере. Выяснить причины, тормозящие и препятствующие раскрытию богатейших возможностей как в рациональном, так и в сенситивно-эмоциональном плане и попытаться определить условия и способы реализации потенциальных возможностей в учебно-воспитательном процессе – цель исследования.

Кафедра языковой и психолого-педагогической подготовки сосредоточит свое внимание на исследовании проблем педагогики высшей школы, а именно: будет изучать, во-первых, пути и факторы повышения эффективности воспитательной работы НПР в студенческих группах с учетом требований Болонского процесса, во-вторых, изучать украинский язык в свете общеязыковедческой проблематики, при этом главным направлением исследований будет украинская сельскохозяйственная терминология.

Основным содержанием НИР кафедры физического воспитания и охраны здоровья будет изучение влияния многолетней спортивной подготовки на физическое развитие студентов. Эти исследования актуальны, потому что обосновывают путь укрепления здоровья многих студентов, в т. ч. вчерашних школьников с низкими физическими показателями.

Все обозначенные темы имеют актуальный и практически значимый смысл. Задача НПР в том, чтобы обеспечить практическую ценность результатов исследования для образовательного и воспитательного процессов в агротехнологическом вузе.

Учебно-научно-инновационную деятельность гуманитарных кафедр планируем осуществлять главным образом по двум направлениям. Первое направление предполагает внедрение новых методов обучения, методик преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла в учебно-воспитательный процесс филиала, колледжей и техникумов НУБиП Украины. Началом практической реализации этого направления можно считать подписание в марте-апреле 2009 года «соглашений» о совместной учебно-научно-инновационной деятельности гуманитарного учебно-научного центра ЮФ НУБиПУ «КАТУ» и Агропромышленного и Прибрежненского колледжей. Данные «соглашения» предусматривают организацию совместной работы НПР филиала и преподавателей колледжей по совершенствованию преподавания гуманитарных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Главная задача НПР филиала – подготовить соответствующие рекомендации, указания на основе проводимой научно-исследовательской работы кафедр.

Преподаватели колледжей участвуют в обсуждении предложенных рекомендаций, указаний и реализуют их в своей преподавательской и воспитательной работе.

Фактором, способствующим развитию указанного сотрудничества, является плановое участие преподавателей колледжей и техникумов в работе постоянно действующего семинара педагогического мастерства и прохождение стажировки на кафедрах филиала.

Другое перспективное направление учебно-научно-инновацион­ной деятельности гуманитарного УНЦ может основываться на устойчивом, системном сотрудничестве со школами. Самое серьезное внимание кафедры должны уделить педагогическим разработкам новых форм, методов и методик проведения профориентационной работы. Актуальность этой задачи не требует комментария. Нужны инициативы кафедр по созданию «школьно-вузовских» научных кружков, клубов по украинскому языку и литературе, иностранным языком. По итогам работы в кружках, клубах, можно было бы выдавать потенциальным абитуриентам нашего университета свидетельства об участии в работе таких предметно-ориентированных объединений школьников, приравняв статус этих свидетельств к прохождению курсов довузовской подготовки. Новые формы профориентационной деятельности потребует и новых методов, методик учебно-воспитательной работы со старшекурсниками как нашими будущими абитуриентами. Одним из фундаментальных принципов разработки таких методик должно стать использование психологически грамотно представленного учебного материала по украинскому и иностранным языкам, который бы наглядно, убедительно, доступно раскрывал школьникам привлекательные стороны и перспективы тех профессий, которыми они могут овладеть в агротехнологическом университете.

Для углубленной и системной разработки этой темы, вероятно, есть смысл создать специальный проблемный совет.

Для достижения большей эффективности работы по внедрению в учебно-воспитательный процесс результатов научных исследований кафедрам необходимо установить более тесные связи с кураторами студенческих групп, особенно – первых и вторых курсов. Упрочение таких связей может выразиться, в частности, в подготовке кафедрами методических рекомендаций по планированию соответствующих направлений воспитательной работы кураторов, по проведению бесед, диспутов, встреч с деятелями науки и культуры с медицинскими и социальными работниками, известными спортсменами и т. д. В отдельных случаях, думается, можно было бы подготовить рекомендации или памятки в помощь родителям по морально-психологической поддержке, укреплению здоровья их детей – студентов нашего вуза.

Исследовательский статус университета предполагает не только определенные изменения в содержании научной работы, но и психологическую перестройку отношения НПР ко всем видам деятельности в вузе. Это, в частности, означает, что учебная работа НПР и студентов должна быть более тесно связана с научной. Необходимо более настойчиво развивать у студентов интерес к науке, формировать актив для популяризации в студенческой среде участия в работе научных кружков, объединений, превратить в норму совместную подготовку научных статей, докладов преподавателей и студентов магистратуры на научных конференциях, семинарах.

Воспитание у молодежи потребности заниматься научной работой – одна и важнейших задач университета исследовательского типа. Такое воспитание невозможно, если студенты не будут чувствовать и воспринимать увлеченность наукой самих преподавателей, не зависимо от того, являются ли они работниками специальных (профильных) кафедр или гуманитарных (общеобразовательных). В последнем случаи решить эту психолого-педагогическую задачу особенно сложно в вузе негуманитарного профиля. Однако преподаватели – гуманитарии должны помнить, что в их силах способствовать формированию у студентов широты научных интересов, умений осмысливать «узкие» научные темы в контексте мировоззренческих, социальных, культурологических и общепрофессиональных проблем.

Психологическая перестройка должна коснуться всех аспектов деятельности НПР, особенно повлиять на стиль преподавания, в частности, проведения лекционных занятий. Для того, чтобы воспитывать у студентов любовь к науке, необходимо, чтобы научные знания и способы мышления стали дидактическими составляющими стиля педагогического труда и общения. Чтобы обрести навыки выработки такого стиля, полезно постоянно изучать опыт выдающихся педагогов высшей школы, к которым относится, в частности, Андрей Петрович Минаков (1862-1929). «У него цвела в сердце неистребимая любовь к молодежи. В трудные минуты жизни к нему шли многие с уверенностью, что получат сочувствие и понимание. Он был знатоком «русской пленительной речи», умевшим изложить самые трудные разделы аналитической механики ясно, строго, всегда столь выпукло и ощутимо, что вы не только понимали основные научные результаты вашим умом, но и чувствовали их всем существом, как великие завоевания интеллектуальной культуры человечества. Минаков всегда давал место голосу чувств в любом научном вопросе. Раскрывая перед студентами становление научной истины, он включал в творческий процесс всего человека: и его разум, и его волю, и сердце. Он не читал лекцию, а совершал ее вместе с аудиторией, чувствуя жизнь аудитории, отлично понимая всю тонкость и напряженность процесса восприятия нового» [2; с. 185].

Таким образом, получение Национальным университетом биоресурсов и природопользования Украины статуса исследовательского университета ставит перед профессорско-преподавательским составом ЮФ НУБиП Украины «КАТУ» ответственные задачи по существенному повышению качества и эффективности научной, инновационной и учебно-воспитательной деятельности.

Литература

1. Модернізація українського суспільства в контексті викликів ХХ1 століття: Перспективні напрями комплексних (міждисциплінарних) досліджень установ Секції суспільних і гуманітарних наук НАН України на 2009-2013роки.

2. Дьяченко М. И. и др. Психология высшей школы. – Мн.: Харвест, 2006.

Анотація

Гаврилюк В. Л. Про перспективи розвитку науково-дослідної і навчально-інноваційної діяльності гуманітарних кафедр ПФ
НУБіП України «КАТУ» у зв'язку із зміною статусу ВНЗ.

У статті розглядаються напрями і завдання перебудови науково-дослідної, інноваційної і освітньої діяльності науково-педагогічних працівників гуманітарного навчально-наукового центру ПФ НУБіП України «КАТУ» у зв'язку з присвоєнням ВНЗ статусу дослідницького університету.

Annotation

Gavriluk V. L. About perspectives of the development of scientific-researching and educational-scientific-innovative activity of the humanitarian chairs of NUBiP of Ukraine “CATU” in connection with changing status of the university.

In the article there are considered directions and tasks of reconstruction of the scientific, innovative and educational activity of researching - educational personal of the humanitarian educational-scientific centre of NUBiP of Ukraine “CATU” in connection with assignment the status of the researching institution to the university.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google