Разное
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Факультет повышения квалификации.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ АГРОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ДИСЦИПЛИНЫ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»

Выпускная работа слушателя ФПК.

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

1.Сущность, цели и структура экологического образования

4

2.формирование учебных программ, ориентированных на экологическое мышление

11

2.1.Опыт построения учебных программ по сельскохозяйственной микробиологии для студентов факультетов ТПХ и ППР и ТПХ и ПППВ по модульной системе.

11

2.1. Основные задачи темы «ВВЕДЕНИЕ»

14

2.3. Принципы, цели и задачи экологического воспитания по тематическим модулям

16

2.4.Методы формирования экологического сознания на

занятиях по сельскохозяйственной микробиологии

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

24

ПРИЛОЖЕНИЯ

25

ВВЕДЕНИЕ

 

Была темнота и не мог я никак,

По мшарам блуждая, вернуться к дороге.

Но вот в темноте заискрился светляк,

И я в тот же миг позабыл о тревоге.

Пойду я за ним – рассуждать недосуг

В чащобе багульника и очерета.

Представьте: холодная темень вокруг –

И пятнышко зеленоватого света.

Меж нами и миром незримая связь.

Я вышел к дороге в тот вечер холодный.

Природа услышала, отозвалась,

И выслала мне огонек путеводный.

Ю. Линник

 

«Царство моих идей впереди»

В. И.Вернадский

Проблему экологической безопасности все чаще выделяют среди актуальных проблем человечества, перешедших в ХХI век в качестве приоритетных. Причиной этого является экологическая ситуация, возникшая в результате деградации природной среды под воздействием опасных производств и вследствие аварий и чрезвычайных ситуаций. Окружающая человека среда все больше включает созданную им материальную среду, которая называется техногенной и подразделяется на селитебную (среду жилищ и населенных пунктов) и производственную (cреду производственных помещений и рабочих мест). Она состоит из преобразованной природной среды (измененные ландшафты, измененный состав организмов), искусственных элементов, сооружений, материалов, изделий, физических полей.

Прогресс в деле сохранения и улучшения окружающей среды возможен только при наличии необходимого уровня общей экологической образованности населения и квалифицированных специалистов, способных вести практическую работу и принимать грамотные с экологической точки зрения решения по различным проблемам. Средством для достижения этой цели служит воспитание экологического мышления в образовательном процессе в ВУЗе.

Экологическое воспитание и образование должны охватывать все слои населения и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы. Цель экологического образования не только в приобретении некоего запаса знаний о природе, но развитие у учащихся чувства величайшей ценности жизни, воспитание экологической морали и этики, пробуждение экологического сознания.

1.Сущность, цели и структура экологического образования

Экологическое образование является составной частью всеобщего образования, которое непосредственно влияет на уровень экономики, культуры, духовности и благополучия нации и повышает образовательный и культурный уровень всего населения. Известно, что в ряде стран развитие всеобщего высшего образования и приумножение научного и интеллектуального потенциала отнесены к наивысшим национальным приоритетам.

Под влиянием экологических проблем происходит переориентация целей высшего образования на формирование широкого взгляда на окружающую среду и универсального человеческого характера вместо традиционного потребительского. Обязательные экологические дисциплины и общая экологизация образования становятся частью общего воспитания. Дисциплины гуманитарного и естественно-технического цикла все теснее соединяются с экологическим образованием, что обеспечивает образовательному процессу необходимую системность.

Ориентация на реализацию модели устойчивого развития приближает современную систему образования к запросам времени. Реализация этой задачи возможна только путем создания национальной технологии высшего экологического образования, которая разрабатывается в настоящее время в ведущих вузах Украины с участием квалифицированных специалистов в области экологии и методики преподавания различных дисциплин [3,4,6]. В системе всеобщего образования экологическое образование имеет свои особенности, обусловленные переходом к модели устойчивого и экологически сбалансированного развития. Концепция устойчивого развития является приоритетным принципом экологического образования, которое органично входит в общую систему образования.

Устойчивое развитие обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей живущих на Земле людей и сохраняет ресурсы для будущих поколений. Концепция устойчивого развития предполагает определенные ограничения в области эксплуатации природных ресурсов, связанные с современным уровнем техники, социальной организацией и способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. В соответствии с этим устойчивая экономика является продуктом устойчивого развития. Следует отметить, что в стратегии устойчивой жизни, разработанной международными организациями по охране окружающей среды, вместо термина «устойчивое развитие» используется термин «устойчивая жизнь», означающий улучшение качества жизни людей, живущих в пределах емкости поддерживающих экосистем. Устойчивая жизнь основывается на естественных ресурсах и может развиваться путем адаптации на основе развития знаний, организации и технологии. Это определение означает невозможность сокращения естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение (емкость поддерживающих систем), при переходе через которое среда теряет устойчивость.

Экологически устойчивое развитие обеспечивает удовлетворение потребностей людей без ущерба для будущих поколений и окружающей среды. Эта концепция подразумевает развитие регионов через самоорганизацию при внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации. В более широком смысле она подразумевает целенаправленное поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком межрегиональном обмене экологическими знаниями, технологией и информацией.

Для реализации безопасного экологического развития необходимы новые знания об окружающей среде, природопользовании, экологически чистых технологиях и о технике производства безопасных продуктов продовольственного и технического назначения. Эти знания призваны выполнять предписывающие функции по отношению к жизнедеятельности человека и способствовать грамотному управлению окружающей средой.

Качество окружающей среды определяет здоровье человека как главную цель развития цивилизации. На здоровье человека влияют многие экологические факторы: загрязнение воды, воздуха и почвы, питание, уровень воздействия антропогенных физических полей – шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные и радиационные излучения. Уровень же цивилизации определяется в первую очередь не развитием техники, а здоровьем и продолжительностью жизни человека. Управление охраной окружающей среды означает обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов.

Деятельность по управлению окружающей средой направлена на:

·  соблюдение гигиенических и экологически обоснованных требований к выпускаемой продукции;

·  рациональное использование или рациональных расход природных ресурсов;

·  уменьшение до регламентируемого уровня загрязнений или полную их ликвидацию.

Выполнение данных предписывающих функций является показателем уровня экологической культуры личности.

Экологическая культура – это уровень восприятия человеком природы, окружающего мира и оценка своего места в мире, отношение человека к миру. Экологическая культура – важный элемент общечеловеческой культуры. В данном случае культура рассматривается в широком смысле в виде совокупности производственных, общественных и духовных достижений и высокого уровня развития и умения. В формировании высокой общей культуры, необходимой специалисту любого профиля, определяющая роль принадлежит образованию. Его содержание должно обеспечивать развитие устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой. Основным механизмом формирования экологической культуры является целенаправленная система экологического образования, включающая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, повышение квалификации, переподготовку кадров, пропаганду и популяризацию научных знаний.

Экологическое образование формирует разумное отношение к природе, знакомит с социоприродными закономерностями и нормативами поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Стратегической целью его является воспитание экологического сознания. Результат экологического сознания - формирование ответственности, как меры свободы человека в условиях экологической необходимости [1].

Скачать Выпускную работу слушателя ФПК Сельскохозяйственная микробиология - vypusknaya-rabota-slushatelya-fpk-selskoxozyajstvennaya-mikrobiologiya.doc

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить