Статьи по психологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

ЦВЕТ В ОФОРМЛЕНИИ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ АХРОМАТИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Видимый нами цвет предметов зависит от окраски самого предмета и от источника света. Свет, попадая на поверхность предмета, полностью или частично отражается или же поглощается. Если все лучи солнечного спектра полностью отражаются от какого-либо предмета, то этот предмет кажется белым. Когда же все лучи поглощаются поверхностью предмета, то у нас создается ощущение черного цвета.

Из школьного курса физики известно, что при разложении луча солнечного света с помощью трехгранной призмы получается разноцветная полоса — спектр. На одном конце спектра ясно виден Красный Цвет, на другом — Фиолетовый. Между этими цветами находятся промежуточные цвета: Оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий. В спектре отсутствуют Белые, серые И Черные Цвета, которые различаются только по

Светлоте.

Белые, серые и черные цвета называют Ахроматическими (нецветными) в отличие от Хроматических (цветных). В ахроматической шкале насчитывается около 600 переходных цветов от самого светлого (белого) до самого темного (черного), причем число этих цветов зависит от остроты человеческого зрения, а также количества падающего и отраженного света.

Хроматические цвета, как и ахроматические, отличаются друг от друга по светлоте. Кроме того, они имеют и различную цветность. Мы говорим о цвете предмета: красный, синий, желтый и т. д. Этот признак хроматических цветов называют Цветовым тоном. Наглядной естественной шкалой цветовых тонов является спектр, в котором постоянно сохраняется одна и та же последовательность цветов. Смешав крайние в спектре красный и фиолетовый цвета, получают переходные между ними Пурпурные Цвета.

Добавив пурпурные цвета к спектральным, можно расположить и те, и другие по кругу. Такой круг называют Цветовым. В спектре глаз человека способен различить до 150 переходов по цветовому тону, а в цветовом круге — до 180, причем около 30 относятся к пурпурным.

В цветовом круге активно выделяются цвета красный, зеленый и синий. Остальные цвета (желтый, голубой, пурпурный) являются промежуточными между ними. В спектре различают теплые и холодные цвета. К Теплым Относятся все цвета красно-желтой части круга, которые ассоциируются с представлением о цвете накаленных тел, огня, солнца, а к Холодным — голубой части. Эти цвета связываются с представлением о льде, воде, металле.

Наиболее верное представление о цвете предмета человеческий глаз получает при естественном освещении, но и дневной свет бывает различным в зависимости от погоды (солнечно или пасмурно). В солнечный день отражается большое количество теплых цветов спектра, в пасмурный день — холодных. Так, при солнечном свете белая бумага или краска будет казаться желтоватой, а красная приобретает оранжевый оттенок. Если же мы будем рассматривать тот же предмет в помещении, то оттенок его цвета изменится в зависимости от освещения и от цвета стен и предметов, находящихся в помещении. В спектральном составе ламп накаливания преобладают красные и желтые лучи. Поэтому зеленые тела отражают больше желто-оранжевых лучей и кажутся немного желтее. При искусственном освещении лампами накаливания красные цвета становятся насыщеннее, оранжевые краснеют, голубые выглядят зелеными, темно-синие — черными. Поэтому подбор и смещение красок при электрическом освещении нередко приводит к резким отклонениям от нужного цвета. На цвет предмета оказывает влияние и количество падающего света.

Чем сильнее освещен предмет, тем ярче его цвет, и наоборот. Наглядным примером может быть рассматривание цвета предмета у окна комнаты или в глубине ее. У окна предмет будет иметь более яркую окраску, чем в глубине комнаты, вдали от источника света. Следует отметить, что цветовой тон и яркость цветов резко изменяются при цветном освещении. Например, в свете заходящего солнца (преобладают красные лучи) многие предметы изменяют свой цвет: облака кажутся красноватыми, а зеленые предметы (трава, листья), поглощая красные лучи, выглядят черными.

Цвет предмета зависит также от расстояния между зрителем и этим предметом.

Для нас особенно важно знать изменения цвета на малых расстояниях, когда угловой размер рассматриваемых цветных пятен невелик. Эти изменения цвета сводятся к следующему (по С. С. Алексееву): на белом фоне цвета малых (видимых под малыми углами) фиолетовых, пурпурных, оранжевых и желтых пятен приближаются в какой-то мере к красному, а синих, голубых, зеленых и желто-зеленых — к зелено-голубому цвету. При этом смещение теплых тонов в сторону красного более заметно, чем холодных в сторону зелено-голубого.

Фиолетовые и пурпурные цвета весьма заметно краснеют на белом фоне, в то время как голубые и отчасти синие изменяются неопределенно. При наблюдении малых пятен на черном фоне их цвета изменяются по-иному: желто-зеленые и зеленые выглядят так же, как и на белом фоне; фиолетовые и пурпурные цвета краснеют, но несколько сильнее, чем на белом фоне; красные же, оранжевые и желтые изменяются в обратном направлении: красные оранжевеют, оранжевые желтеют, желтые слегка зеленеют, голубые и синие слабо изменяются в сторону позеленения.

Кроме того, многие краски при высыхании светлеют и теряют свою яркость. Изменение цвета типографских красок можно объяснить частичным впитыванием и испарением связующих веществ. Но особенно это характерно для клеевых красок (акварель, гуашь, темпера). Потеря насыщенности красок объясняется тем, что при испарении воды в красочном слое остается только пигмент, скрепленный небольшим количеством клея. С высыханием уменьшается количество света, проникающего внутрь частиц краски и увеличивается количество света, отражаемого от поверхности частиц красящего пигмента, что приводит к повышению светлоты и понижению насыщенности красок. При исчезновении воды красящий слой становится матовым, отражает свет в различных направлениях, тогда как от блестящих поверхностей свет отражается преимущественно в одном направлении. Можно усилить цвет любой матовой поверхности краски, если ее покрыть лаком или остеклить. В этом случае цвет становится более насыщенным, но несколько темнее по тону.

КОНТРАСТ ЦВЕТОВ

В зависимости от условий рассматривания и особенностей строения нашего глаза мы видим многие объекты по-разному. Глаз не всегда правильно воспринимает цвет окрашенной поверхности. С Изменением цветовых ощущений под влиянием другого цвета связаны явления последовательного и одновременного контраста.

Последовательный контраст Проявляется в результате длительного рассматривания какого-либо цвета. Если после этого перевести взгляд на белый лист бумаги, то мы увидим дополнительный цвет к предыдущему. Например, после рассматривания синей детали можно увидеть желтый последовательный образ. Эго происходит из-за притупления чувствительности одних окончаний нервов глаза и отдыха других. Чтобы избежать явления последовательного контраста и получить верное представление о цвете определенного предмета, нужно периодически давать глазу отдохнуть.

Одновременный контраст Проявляется под влиянием окружающего цветного фона. Например, белый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок. Пурпурная поверхность от соседства с зеленой кажется краснее, а зеленая — зеленее. Черная деталь на зеленом фоне приобретает пурпурный оттенок.

Контраст цветов можно усилить, изменив цвет одной детали в сторону дополнительного цвета к рядом расположенной детали. Например, чтобы усилить контраст зеленого на голубом фоне, голубым участкам придается слегка пурпурный оттенок. Этими приемами часто пользуются художники, умело используя явление одновременного контраста, чем повышают интенсивность смежных цветов.

Контрастное действие больше у того цвета, который занимает большую площадь. Так, маленькая деталь зеленого цвета на большом участке красного поля будет окрашена более интенсивно благодаря сильному контрастному действию красного на зеленый. Здесь можно сказать о большом влиянии красного на зеленое, чем зеленого на красное. Влияние зеленого пятна на красное поле будет заметно лишь на границе соединения цветов, где красный цвет будет иметь оттенки пурпурного. Последовательный и одновременый цветовой контраст проявляется полнее с увеличением времени, затрачиваемого глазом на наблюдение цветных объектов.

Наряду с одновременным и последовательным контрастом цветов существует и так называемый Краевой контраст. Его можно наблюдать на границе разноокра-шенных участков, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Эти участки как бы приобретают оттенок дополнительного цвета, причем у соприкасающихся краев интенсивность цвета кажется большей. Особенно заметен эффект краевого контраста, если положить рядом два небольших листа бумаги одного цвета, но разного тона. На границе соединения этих листов будет наблюдаться краевой контраст, выражающийся в том, что светлый лист у границы кажется более светлым, а темный — более темным.

В полиграфической практике давно применяется метод оценки цветов путем их сравнения с различными Цветовыми шкалами, альбомами, атласами, Которые представляют собой определенным образом систематизированные наборы эталонных оттисков с вариациями цветового тона, насыщенности и яркости, имеющих заранее определенные характеристики. Яркость цвета можно легко определить визуально при помощи ахроматической серой шкалы с полями, коэффициенты которых известны. К исследуемому цвету, вставленному в «глазок» (отверстие), подбирают поля равной яркости. Но этот метод определения цветовых параметров красок не является достаточно точным. В настоящее время имеются различные приборы (колориметры), Позволяющие точно и быстро определить цветовые параметры.

ЦВЕТ И ФОРМА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Рельеф формы предметов позволяет зрительно воспринимать светотень. Воспроизводить рельеф формы предметов можно путем подбора и расположения на плоскости различных цветов. В каждом предмете, обладающем формой, при правильном освещении наблюдаются освещенные и теневые места. Плотность тени зависит от формы предмета и освещенности. При различной освещенности форма предмета выявляется неодинаково. Рассеяное освещение со всех сторон, например, вовсе не дает теней, отчего предмет воспринимается плоским и теряет свою рельефность. При сильном освещении все предметы становятся яркими, а на освещенной стороне светлых предметов почти незаметны цветовые оттенки; они лучше выражены в тенях. Более богатые цветовые переходы наблюдаются на предметах средней светлоты при ярком освещении. В случае интенсивного освещения все цвета выбеливаются. Наиболее многогранные светотени выделяются на предметах средней яркости независимо от освещения. Если освещение очень яркое, количество цветовых оттенков уменьшается из-за выбеливания цвета, особенно на светлых поверхностях.

Теплые и холодные оттенки цветов распределяются на поверхности по-разному, что зависит от освещенности, светлоты и цвета самого предмета. Большое влияние на выражение формы предмета оказывают рефлексы (отражения). Они чаще всего наблюдаются в теневой части предмета и появляются вследствие освещения предметов светом, отраженным от окружающих объектов. Кроме теневой части предметов рефлексы бывают заметно выражены и на освещенных участках, а также в бликах. Если Белым Предмет помещен на красном фоне, то теневая его сторона будет иметь красноватый оттенок.

Теплые и холодные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные цвета воспринимаются нами неодинаково в пространственном плане. Если расположить на одной плоскости два участка и один из них покрыть теплым цветом (красным), а другой холодным (зеленым), то глаз воспримет обе поверхности как лежащие в разных плоскостях. Особенно заметен этот эффект на обложках и афишах, когда буквы одного слова печатаются различными цветами. Такие буквы воспринимаются лежащими в разных пространствах, что часто визуально разрушает плоскость печатного издания. Следует заметить, что «выступание» и «отступание» цвета зависит от характера пятна, его конфигурации, контрастности изображения и других факторов.

Зрительное ощущение определенного материала на цветных репродукциях мы получаем благодаря цветовой неравномерности, которая имеет вид очень мелких разноцветных деталей. Причем фактурная неравномерность цвета не воспринимается как случайная неоднородность изображения из-за регулярной повторяемости цветовых изменений. Ощущение подлинности изображения фактуры предметов получается только при высококонтрастной передаче цвета мельчайших деталей. Если рассматривать предметы на расстоянии, фактура их поверхности, т. е. видимое ее строение, различается хуже. С увеличением интенсивности освещения фактура также воспринимается хуже. Чем ярче выражена фактура предмета, тем больше и резче неравномерности ее цвета.

ГАРМОНИЯ ЦВЕТОВ

Вопрос о гармонии цветов является одним из сложных вопросов цветоведения. Слово Гармония В переводе с греческого языка обозначает связь, созвучие, соразмерность. Вопрос сочетания цветов привлекал внимание многих исследователей, таких, как Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Оствальд и др. У большинства исследователей было стремление найти и установить красивые цветовые сочетания. Чаще всего разрабатывавшиеся теории носили абстрактный характер, так как в них делались попытки установить красивые и некрасивые цветовые сочетания преимущественно без учета конкретных условий.

Позднее сделана попытка на основе собранных материалов вывести определенные законы, соблюдая которые можно легко получить гармоничное сочетание цветов. Ньютон даже проводил аналогию между законами музыки и цвета, что привело к общепринятому сегодня условному делению спектра на семь цветов. В противоположность этому Гете считал, что свет не разлагается. В своем «Учении о цветах» (1810 г.) Гете отмечал, что желтый цвет соответствует ощущению тепла, радости и блаженства, сочетание желтого и зеленого всегда отличается «вульгарно веселым», а синего и зеленого «вульгарно неприятным» характером. Но данные утверждения совершенно несостоятельны, так как существует множество оттенков синего и зеленого, в том числе в природе, и их сочетание не производит неприятного впечатления.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить