Статьи по психологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Статья на тему " МЫШЛЕНИЕ И ПАМЯТЬ. СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ".

Мышление и память. Стили мышления.

Мышление и память – основное оружие тех, кто учиться. И ею надо научить пользоваться.

Мышление основывается в познании сути вещей и явлений, закономерных связей между ними. Это процесс отображения внутреннего и внешнего мира сознания. Мышление проявляется во время решения задач, проблем, постоянно возникающих перед человеком. Результат мышления – новые знания, высшие ступени понимания и обобщения полученных знаний.

Материальной формой мышления является речь. Мышление и речь – едины. По тому, как мыслит человек, говорит то, как он мыслит. Но существует и обратная связь.

Следует помнить, что мышление и речь неразрывно связаны между собой. Развивая мышление - развиваем речь. Развивая речь – развиваем мышление. Поэтому необходим постоянный тренинг мышления и речи.

Послушайте высказывания своих коллег. Все ли вам понятно, что они говорят? Если не все, то кто тут виноват: тот, кто излагает информацию, или тот кто слушает?

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Поступки всегда адекватны мышлению. Кто как думает, тот так и поступает. Но между мыслями, словами и поступками нет прямой связи. Можно думать одно, говорить другое, а делать третье. Это одна из характерных особенностей нашего менталитета, одна из основных проблем современности.

Виды мышления.

Мышление выходит на поверхность, проявляется через речь и практическую деятельность. У кого – то превалирует словесное, образное мышление, у кого - то – действенное, поведенческое. Таким образом, можно выделить два типа мыслительной деятельности: конкретное или образное мышление. При этом нельзя сказать какой тип мышления лучше, каждая профессия требует формирования определенного типа мышления.

Мыслительные процессы.

Мышление как процесс состоит из нескольких этапов.

1. Анализ – это образное разбитие целого на части или выделение из целого его составных частей. Синтез – это обратный ход мыслей по объединению частей в целое. Анализ и синтез – взаимосвязанные операции.

2. Сравнение – установление схожести предметов и явлений. Сюда относят: Абстрагирование – процесс выделения сути явлений, не отвлекаясь на ненужные детали;

Конкретизацию – процесс противоположный абстрагированию – когда необходимо вникнуть во все детали процесса;

Классификацию – объединение на основе общих признаков.

3. Память – это процесс, который состоит из записывания, хранения и извлечения информации. Запоминание материала связано с определенными условиями, которые уменьшаются в процессе накопления определенных знаний. Поэтому память можно тренировать, развивать и тренировать. Использование того, что запомнилось, требует усилий по извлечению из "запасников памяти". Если вспомнить информацию не удалось, значит, информация не запомнилась.

По длительности запоминания информации выделяют три типа памяти: краткосрочная, среднесрочная (оперативная) и долгосрочная. Отдельно, для характеристики некоторых качеств используется чувственная память. Любая информация, воспринятая при помощи органов чувств, проникает в мозг, где хранится в виду чувственной памяти. Чувственная память хранится в разных отделах мозга. Например, зрительные наблюдения хранятся в задней части коры головного мозга. Чувствительная память может охватывать бесконечное количество информации, но она не длительная.

Факты, которые важны, нужны или просто интересны, заносятся в краткосрочную память. Информация находится там коло полминуты. Краткосрочная память вмещает одно – два сообщения. Нужно давать знания порциями, чтобы дать возможность сохранить их в памяти.

Долгосрочная память сохраняет информацию длительное время. Если она перегружена или недостаточно систематизирована, то даже во взрослом возрасте возникают проблемы с воспоминанием событий и людей.

Одна из проблем с запоминанием информации возникает по причине недопонимания материала. И один из способов преодоления этой проблемы – это записывание информации одновременно в разных отделах мозга.

Память служит практической цели. Если ее активно не используют, не нагружают, то она ослабевает.

Чтобы тренировать память необходимо постоянно проводить легкие, короткие, но регулярные тренировки по запоминанию информации.

Мнемонические приемы.

Существуют нехитрые приемы, позволяющие сразу уловить и запомнить новую информацию. Для этого необходимо соединить незнакомое слово, с каким нибудь хорошо знакомым образом и вмонтировать это в сюжет.

В памяти необходимо удерживать одновременно три объекта. Действие первого должно быть направлено на второй, второго – на третий. Например: мальчик кидает камень, камень летит в стекло, стекло разбивается и сыпется на траву.

Эти приемы эмоциональны, и специально создаются, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Самые простые зарифмованные стихи облегчают запоминание сложных понятий. Например "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

Типы знаний.

Существует два типа знаний: декларативные – это то, что мы знаем, и порцедурные – это то, что мы умеем с этими знаниями делать. От характера знаний зависит запоминание. Лучше запоминаются процедурные знания.

Как же облегчить запоминание? Во – первых – необходимо сосредоточиться. Концентрация внимания – важное условие запоминания. Повторение – это техника удерживания информации в короткосрочной памяти. Если несколько раз повторять иностранное слово, оно осядет в долгосрочной памяти. При этом постое, механическое повторение, так называемое поведенческое, облегчает запоминание информации на короткое время. Для долгосрочной памяти необходимо использовать технику кодирования, т. е. каждое новое сообщение необходимо связать с данными, которые уже накоплены в мозге.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ.

Знания студенты воспринимают посредством органов чувств. Некоторые из них являются зрителями (визуалами). Обучение им облегчают рисунки, презентации, графики... Другие являются слушателями (аудиалы). Они лучше воспринимают информацию на слух. Студенты, которые мыслят кинестетическим (чувственным) способом, должны действовать практически, проводить эксперименты. Они хорошо учатся в ситуациях, которые вызывают эмоции. Но они имеют проблемы с удерживанием внимания.

Разный способ восприятия знаний отображается в разговорных стилях. Люди, мыслящие образно, используют слова, которые описывают вид предмета, цвета, свет. Аудиалам важны звуки, разговоры о гармонии, ритм. Кинестетики очень эмоциональны.

Многие студенты имеют проблемы с обучением только потому, что у них другой тип мышления. И если у преподавателя и студента разные типы восприятия, то процесс обучения может вызвать определенные трудности. Так, У одного преподавателя одни студенты могут иметь высокие оценки, а другие – низкие. Изменить эту ситуацию может только преподаватель. Здесь на первый план выходит умение приспособиться к друг другу.

Необходимо чтобы каждый студент знал свой стиль мышления, благодаря этому он сможет использовать определенную стратегию при изучении обучения, достигая наилучших результатов.

Визуалы лучше обучаются "рисуя" карты ассоциаций.

Аудиалы лучше запоминают во время движения, ритмично повторяя части, которые хотят запомнить.

Кинестетикам необходимо хорошо знать тему, чтобы зафиксировать ее в памяти. Они лучше обучаются на практике.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить