Рабочие программы по плодоводству
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Южный филиал «Крымский агротехнологический университет» НАУ

«Утверждаю» зам директора по учебно-методической работе ___________В. Д. Заричный

"ПЛОДОВОДСТВО"

Временная типовая программа

учебной дисциплины для подготовки бакалавров в аграрных высших учебных заведениях IV уровня аккредитации по специальности 6.130100 - «Агрономия».

Симферополь 2007.

Программу подготовили кандидат сельскохозяйственных наук, доцен­том кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции плодоводства В. А. Бурлак и кандидат биологических наук доцент Н. И. Ко­пылов на основе типовой программы по плодоводству для специальности 6.130100 «Плодоовощеводство и виноградарство», утвержденной НМЦ Ук­раины в 2005 году, ОКХ и 01111 специальности 6.130100 «Агрономия».

Рецензенты:

Кандидат с.-х. наук, доцент каф. ТПХ и ППП Н. М. Щербатко и канди­дат с.-х. наук доцент кафедры виноградарства О. Г. Замета

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции плодоводства 13 сентября 2007г., протокол № 1__.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании методической ко­миссии факультета технологии производства, хранения и переработки про­дукции плодоовощеводства и виноградарства 19 сентября 2007г., протокол №8.

Председатель методической комиссии доктор с/х наук, профессор _________________Л. Е. Славгородская-Курпиева.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией ЮФ «КА­ТУ» НАУ, протокол № 7 от 7 ноября 2007 года.

Председатель УМК ЮФ «КАТУ» НАУ _______________ В. В. Лемещенко.

Ответственный за выпуск зав. кафедрой ТПХ и ППП профессор _____________ В. И. Копылов.

Предисловие.

Плодоводство как учебная дисциплина формирует у будущих специа­листов знания и умения по технологиям производства плодов и ягод.

Основой для изучения плодоводства является научная информация дисциплин: ботаника, генетика, физиология растений, почвоведение агрохи­мия агрометеорология.

Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими ос­новами и практическими навыками агротехники плодовых растений в круп­ных и фермерских садах. В результате изучения дисциплины «Плодоводст­во» студенты должны

знать:

- историю, состояние плодоводства в Украине и основные направле­ния научно-технического прогресса в отрасли;

- классификацию и производственно-биологическую характеристику плодовых и ягодных культур;

- закономерности роста и плодоношения плодовых культур в большом и малом жизненных циклах;

- биологические основы размножения и технологию выращивания по­садочного материала плодовых и ягодных культур;

- приемы и системы формирования и обрезки крон плодовых деревьев;

- уход за молодым и плодоносящим садом;

- мероприятия по предупреждению повреждений плодовых растений морозами.

уметь:

- определить возрастной период жизни плодовых деревьев (по П. Г. Шипу) и провести инвентаризацию сада;

- выполнить прививку плодовых растений почкой и черенком;

- провести формирование и обрезку плодоносящих деревьев разных пород в соответствии с типом сада;

- организовать подготовку почвы и посадку сада;

- определить съемную зрелость плодов и организовать уборку урожая;

- определить степень повреждения плодовых джеревьев морозами и заморозками.

Курс складывается из двух модулей: «Биологические основы плодоводства» и «Агротехника плодового сада».

Учебным планом подготовки бакалавров специальности «Агрономия» на дисциплину «Плодоводство» отведено 81 час, в т. ч. лекции 20 часов, лабораторно-практические – 20 часов, самостоятельная работа под руководством преподавателя – 41 час.

Учебный материал программы представлен двумя содержательно-смысловыми модулями.

Контроль знаний и умений студентов осуществляется оценкой выполнения ими индивидуальных заданий для самостоятельной работы, лабораторных и практических занятий, рейтинговой оценки по модульным контролям и экзамену.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль №1. Биологические основы плодоводства

Введениею.

Плодоводство как отрасль сельскохозяйственного производства. роль плодоводства в агропромышленном секторе и экономике страны. Народнохозяйственное, пищевое и лечебное значение плодов и ягод.

Состояние производства плодов и ягод в Украине. пути интенсификации отрасли.

Содержание и задачи учебной дисциплины.

1. Биологические основы плодоводства

1.1. Происхождение, классификация производственно-биологическая характеристика плодовых и ягодных растений.

Происхождение и центры возникновения плодовых растений. Произ­водственно-биологическое группирование плодовых растений (семечковые, косточковые, орехоплодные, ягодные, субтропические и др.) и их характери­стика. Видовой состав плодовых и ягодных растений. Зоны промышленного плодоводства в Украине и Крыму.

1.2. Морфологическое и анатомическое строение плодовых растений.

Надземная система. Крона, ствол, штамб, центральный проводник, ос­новные (скелетные), и полускелетные ветки. Побеги их классификация и строение. Почки их строение, классификация и биологические свойства. По-бегопроизводительная, побеговосстановительная способность плодовых рас­тений как основа для формирования и обрезки кроны.

Обрастающие ветки, их классификация.

Корневая система. Происхождение и типы корневых систем. Класси­фикация корней по характеру их расположения в почве. Основные (скелет­ные), полускелетные и обрастающие (мочковатые) корни. Физические и фи­зиологические функции корневых систем плодовых растений.

Морфология плодов семечковых, косточковых, орехоплодных и ягод­ных пород.

1.3. Закономерности роста, развития и плодоношения плодовых рас­тений.

Онтогенез семенных привитых и корнесобственных вегетативно раз­множенных растений. Индивидуальное развитие плодовых растений.

Возрастные изменения у многолетних плодовых и ягодных растений. Возрастные периоды роста и плодоношения по П. Г. Шитту и их агротехни­ческое значение.

Годичный (малый) цикл роста и развития. Фенологические фазы, пери­од покоя, требования к агротехнике.

Закономерности роста и формирования надземной части: ярусность разветвлений, морфологический параллелизм, циклическая смена обрастаю­щих и основных веток. Закономерности роста и развития корневой системы. Связь структурных элементов плодового растения.

Главные предпосылки и закономерности плодоношения. Закладка и дифференциация генеративных почек. Самоплодность, самобесплодность, партенокарпия, ремонтантность. Периодичность плодоношения. Генетиче­ские, физиологические и внешние причины периодичности плодоношения. Создание условий для регулярного плодоношения.

1.4. Экологические факторы в жизнедеятельности плодовых расте­ний.

Свет. Плодовые насаждения как фотосинтезирующая система. Световой режим и интенсивность фотосинтеза. Структура светового полога кроны и использование ей солнечной энергии. Продуктивность фото­синтеза. Приемы регулирования светового режима в кроне и насаждениях.

Температура как фактор жизнедеятельности плодовых растений. Тем­пературные границы жизнедеятельности отдельных пород. Зимостойкость, морозостойкость, жаростойкость. Термопериодизм. Закаливание растений. Повреждение низкими температурами почек, цветов, ветвей и других орга­нов растений. Методы определения зимних повреждений.

Вода ее значение в жизнедеятельности плодовых растений. Потреб­ность плодовых растений в воде в зависимости от условий внешней среды, возрастного состояния и фаз вегетации. Критические периоды.

Грунт. Реакция плодовых растений на почвенные условия. Влияние морфологических, физических и агрохимических свойств почвы на рост и плодоношение. Почвенное истощение. Садосмена.

Рельеф и его значение в перераспределении климатических факторов и изменении почвенных условий и реакция на это плодовых растений.

Воздух атмосферы и почвы. Обеспечение растений кислородом и угле­кислым газом. Движение и застой воздушных масс и их влияние на продуктивность и состояние растений. Регулирование воздушного режима в насаж­дениях.

Характер совокупного действия факторов окружающей среды на пло­довые растения. Микроклимат сада. Почвенно-климатическое районирование плодоводства.

Модуль №2. Агротехника плодового сада.

2.1. Проектирование и закладка плодовых насаждений. Обследование, оценка и выбор участка под закладку сада. Проектирование плодовых насаждений в конкретных естественных и организационно-экономических условиях.

Организация территории сада в зависимости от рельефа местности.

Садосмена, расчет площадей.

Подготовка участка под сад. Окультуривание почвы. Меры по преду­преждению эрозии и вторичного засоления почвы.

Конструкции насаждений и оптимизация площади сада. Подбор и раз­мещение пород, сортов и сортоподвойных комбинаций в разных почвенно-климатических зонах. Системы и схемы посадки деревьев и кустарников. Размещение сортов с учетом взаимоопыления.

Подготовка участка к посадке. Внутриквартальная разбивка. Подготов­ка саженцев. Сроки, способы и техника посадки. Установка опор, послепоса-дочный уход. Использование пчел для опыления.

2.2. Способы регулирования роста и плодоношения, системы формиро­вания крон.

Биологические и физиологические основы, цель, задача и принципы и приемы формирования крон. Оптимизация параметров и структуры крон. Системы формирования наиболее распространенных крон. Естественно-улучшенные кроны и искусственные кроны (разреженно-ярусная, улучшен­ная вазообразная, стройное веретено, французская ось, пальметты).

Биологические основы и значение обрезки. Сроки, способы и виды об­резки.

Другие средства регулирования роста и плодоношения.

2.3. Уход за почвой и корневой системой.

Значение системы содержания междурядий и приствольных полос в регулировании почвенного плодородия. Системы содержания почвы: паро­вая, паросидеральная, дерново-перегнойная, культурное задернение, мульчи­рование. Междурядные культуры и использование междурядий в молодых садах.

Обработка почвы в междурядьях и приствольных полосах. Использо­вание гербицидов. Почвозащитные меры в садах.

Удобрение плодовых насаждений. Потребности плодовых растений в элементах минерального питания и диагностика обеспеченности. Системы удобрения. Виды формы, нормы, сроки, способы внесения удобрений, рас­чет нормы удобрений под запланированный урожай. Пути повышения эф­фективности удобрений в садах. Меры по предотвращению загрязнений ок­ружающей среды.

Орошение плодовых насаждений. Значение орошения. Диагностика нуждаемости в поливе, способы и техника полива, их преимущества и недос­татки.

Режимы орошения садов в разных зонах Украины. Влагозарядковый и вегетационный поливы. Оросительная норма и норма полива. Сроки прове­дения поливов. Предотвращение водной эрозии и вторичного засоления.

2.4. Уход за кронами деревьев и урожаем.

Защита плодовых растений от грызунов, механических и температур­ных повреждений.

Инвентаризация и ремонт насаждений. Перепрививка плодовых де­ревьев. Реконструкция насаждений. Восстановление крон и штамбов после зимних повреждений.

Защита урожая от весенних заморозков, града и птиц. Использование пчел для опыления. Использование физиологически активных веществ для регулирования плодоношения и созревания плодов. Способы и техника нор­мирования плодоношения.

Прогноз и определение урожайности. Подготовка к уборке. Установле­ние оптимальных сроков съема плодов. Способы уборки. Поточная техноло­гия уборки и транспортирования плодов. Товарная обработка, стандарты на плоды.

Машины, инвентарь, тара и материалы для уборки и товарной обработ­ки плодов. Расчет потребности в инвентаре, таре, машинах и рабочих руках для уборки урожая.

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Рекомендуются следующие темы для проработки на лабораторно-практических занятиях. По модулю №1:

- классификация плодовых растений по морфологическим признакам, строение плодового дерева;

- классификация побегов по происхождению и функциям;

- классификация почек и их строение;

- биологический анализ ветвей семечковых и косточковых пород;

- структура плодового питомника;

- характеристика и выращивание подвоев семечковых и косточковых плодовых пород;

- способы прививки плодовых культур; По модулю №2:

- принципы и приемы формирования крон в садах различного типа;

- проектирование сада;

- особенности обрезки плодоносящих деревьев семечковых и косточ­ковых пород;

- районированные (реестровые) и перспективные сорта основных пло­довых пород.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (вопросы для углубленного самостоятельного изучения студентами).

1. Роль отечественных ученых в развитии плодоводства.

2. Возрастные периоды жизни плодового дерева (по П. Г. Шитту) и за­дачи агротехники по периодам.

3. Фенологические фазы периода вегетации, влияние внешних условий на их прохождение, задачи агротехники по фазам.

4. Период покоя у плодовых и ягодных растений и его значение; управление покоем.

5. Плодоносные ветви семечковых и косточковых пород (гербарий).

6. Способы вегетативного размножения и их использование в плодо­водстве.

7. Факторы внешней среды и их влияние на выбор конструкции сада и подбор плодовых пород.

8. Расчет садооборота для определенной плодовой породы и типа сада.

Распределение учебного времени

Этап

Лекции, час

Лабораторно-практические заня­тия, час

Самостоятельная работа под руково­дством преподавате­ля, час

1. Модуль №1

2. Модуль №2

10

10

10

10

21

20

Всего

20

20

41

Учебная практика 2 курс 108

Учебная практика 3 курс 36

Комплексная технологическая практика 2 курс 36

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Грицаенко А. О. «Плодоводство». - Урожай, 2000. (укр. яз.)

2. Плодовые и ягодные культуры и технология их возделывания / под ред. В. И. Якушева - М.: «Колос», 1988.

3. Драгавцев А. П., Трусевич Г. В. Южное плодоводство. - Колос, 1970.

4. Карпенчук Г. К. Частное плодоводство. - К.: «Вища школа», 1984.

5. практикум по плодоводству / под ред. В. М. Тарасова. - М: Колос, 1981.

6. ГОСТы и отраслевые стандарты по плодоводству

7. Куренной Н. М., Колтунов В. Ф., Черепахин В. И. Плодоводство. - М., 1985.

8. Черепахин В. И., Бабук В. И., Карпенчук Г. К. Плодоводство. - М.: Агропромиздат, 1991

Дополнительная

1. Куян В. Г. Плодоводство.- К.: Аграрна Наука, 1998.

2. Копылов В. И. Ягодные культуры.- Симферополь: Таврида, 1995.

3. Копылов В. И. Земляника. - Симферополь, 2007.

4. Татаринов А. Н., Зуев В. Ф. Питомник плодовых и ягодных культур. - М.: Россельхозиздат, 1984.

5. Справочник по орошаемому садоводству/ под ред В. И. Сенина. - К.: Урожай, 1991.

6. Бурлак В. А. Подвои плодовых пород. - Методические указания - Симферополь, ЮФ «КАТУ» НАУ. - 2005.

7. Бурлак В. А. Методические указания по изучению дисциплины «Плодоводство». - Симферополь, ЮФ «КАТУ» НАУ, 2006.

8. Бурлак В. А. Выращивание саженцев плодовых культур. - Методиче­ские указания - Симферополь, ЮФ «КАТУ» НАУ, 2007.

Рецензия на временную типовую программу учебной дисциплины «Плодоводство» для направления 1301 «Агрономия» специальности 6.130100 «Агрономия» ква­лификационного уровня «бакалавр», подготовленную доцентами кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции плодоводства В. А. Бурлаком и Н. И. Копыловым.

Рецензируемая программа подготовлена на основе типовой учебной программы по плодоводству для специальности 6.130100 «Плодоовощевод-ство и виноградарство», утвержденной Департаментом аграрного образования и науки Министерства аграрной политики Украины 30.05.2005г. с учетом требований ОПП и ОКХ квалификационного уровня «бакалавр» специально­сти «Агрономия» и отвечает требования^стандарта.

В программе предусмотрено выполнение требований кредитно-модульной системы обучения: содержание учебного материала разделено на два смысловых модуля, по каждому модулю предусмотрены аудиторные за­нятия в форме лекций и лабораторного практикума, задания для самостоя­тельного изучения студентами.

Структурно программа содержит все необходимые составляющие: ква­лификационные требования, введение, теоретические и практические вопро­сы, распределение материала по модулям, задания-вопросы для самостоя­тельного изучения, список рекомендуемой литературы. Учебный материал расположен в строгой логической последовательности, что дает возможность студентам самостоятельно усваивать учебный материал при последователь­ном его изучении по программе.

Считаю, что временная типовая программа учебной дисциплины «Пло­доводство» для квалификационного уровня «бакалавр» специальности 6.130100 «Агрономия» отвечает требованиям, предъявляемым к составлению типовой учебной программы, может быть рекомендована к опубликованию и использована для разработки рабочей учебной программы по плодоводству для специальности «Агрономия».

Доцент кафедры технологии производства, хранения и переработки продукции плодоводства ЮФ"КАТУ" НАУ, кандидат с/х наук

____________________ Н. М. Щербатко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить