Статьи по педагогике
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Об особенностях преподавания математики в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым

в 2009/2010 учебном году.

Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Следует подчеркнуть значимость школьного математического образования и недопустимость дальнейшего сокращения числа часов на изучение математики, необходимость усиления прикладной и практической направленности обучения.

В ходе изучения состояния преподавания математики в Автономной Республике Крым изучались следующие вопросы:

- кадровое обеспечение школ учителями математики и анализ качественного состава учителей, их профессиональной подготовки;

- работа по подготовке к внешнему независимому оцениванию по математике;

- система организации контроля за состоянием преподавания математики;

- результативность обучения;

- перспективы организации профильного обучения: физико-математического направления, классов с углублённым изучением предмета в старшей школе, допрофильной подготовки;

- научно-методический уровень преподавания;

- работа с одаренными учениками, внеклассная работа по математике;

- ведение школьной документации;

- состояние материально-технической базы кабинетов математики.

Были изучены и проанализированы деятельность городских (районных) методических кабинетов по учебно-методическому обеспечению и контролю за преподаванием предмета, состояние преподавания математики в общеобразовательных учебных заведениях, информация о профильном обучении, справки о состоянии преподавания математики (2003-2008 г. г.). Также были проанализированы результаты мониторинга учебных достижений учащихся 5-х и 7-х, 8-х классов, проведены контрольные срезы по текстам Министерства образования и науки Автономной Республики Крым в 5-х, 8-х и 11-х классах, изучена аналитическая деятельность администрации школ за состоянием преподавания и уровнем учебных достижений учащихся, организация внутришкольного контроля, организация методической работы на всех уровнях Нижнегорского и Бахчисарайского района, г. Симферополя.

Городские (районные) методические кабинеты в целом осуществляют контроль над своевременным прохождением учителями курсовой подготовки и их аттестацией. План курсов за последние 5 лет выполняется, имеется перспективный план курсовой подготовки. Непрерывность профессионального образования, повышение теоретико-методической подготовки учителей обеспечивает работа в межкурсовой период (участие в работе творческих групп и методических объединений, в педагогических фестивалях).

Каждое школьное методическое объединение работает над своей проблемой, которая является частью школьной проблемы.

Основные задачи деятельности планируются с учетом общешкольных проблем и проблем города (района). Составляется план работы МО на год, который выполняется, о чем свидетельствуют протоколы заседаний. На заседаниях МО решаются не только текущие вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические, над которыми работают учителя: проводится анализ контрольных срезов и типичных ошибок учащихся, выявляются причины пробелов в знаниях. Администрация школ осуществляет контроль за состоянием преподавания математики:

- предусмотрено фронтальное изучение состояния преподавания математики 1 раз в 5 лет, например «УВК «Школа-лицей» им.10-летия независимости Украины Симферопольского городского Совета АР Крым» и СОШ № 4 г. Симферополя проводят до 16 различных срезов;

- ежегодный контроль в классах с низким уровнем учебных достижений учащихся.

Интересны наработки Ивановской ОШ Нижнегорского района, где собраны статистические данные по показателям «успешность обучения» и «качество знаний» не только по каждому классу, но и по каждому ученику по итогам контрольных срезов, семестровых и годовых оценок.

Можно отметить опыт школьных методических объединений Гимназии № 11 им. К. Д. Тренёва г. Симферополя (директор Иошин Н. В.), СОШ № 4 г. Симферополя, (директор Стоцкая А. М.), широко использующих разнообразные, в том числе нестандартные, формы методической работы (презентации педагогического опыта, семинары-практикумы и др.).

Тем не менее, в изученных документах школьных МО, в основном, доминирует констатирующая часть, а аналитическая носит поверхностный характер, например, в Научновской СОШ Бахчисарайского района.

Анализ педагогических кадров показывает, что учителя математики достаточно квалифицированы, состав стабилен и работоспособен.

Диаграмма №1

Учебно-воспитательный процесс в профильных классах осуществляют в основном опытные учителя высшей и первой категории, имеющие педагогические звания «Старший учитель» и «Учитель-методист».

Из приведённых в диаграмме №2 данных видно, что в г. Джанкое 62% учителей имеют звания «Учитель-методист» и «Старший учитель», в г. Симферополе – 48%, в Черноморском районе – 50%, в Белогорском районе – 49%, в Джанкойском районе – 47% и Красногвардейском районе – 46%. Качественный состав педагогических кадров должен способствовать расширению сети профильных классов.

Педагогические звания «Учитель-методист» и «Старший учитель» присвоены 62% учителям математики г. Джанкоя, 50% учителям математики Черноморского района, 49% – Белогорского района.

Наименьшее количество учителей с педагогическими званиями трудится в Советском районе – 8%, в Красноперекопском и Первомайском районах – по 10% и в г. Феодосии 11% от общего числа учителей в перечисленных регионах.

Диаграмма №2

Данные, приведённые в диаграмме №3, свидетельствует о том, что в г. Евпатории – 46%, в г. Керчи – 42% старшеклассников обучается в профильных математических, физико-математических классах и в классах с углублённым изучением математики. Меньше всего учеников 10-х и 11-х классов охвачено профильным обучением в математических и физико-математических классах, углублённым изучением математики в Раздольненском районе – только 3%, Кировском районе – 4% учащихся, в Советском районе – 6% , в г. Судаке – 6%, в Джанкойском районе – 9%, в Красногвардейском районе – 7%, в Белогорском -8%.

Диаграмма №3

Анализируя информацию об открытии профильных классов в регионах, можно отметить, что математическое направление представлено следующими направлениями: математический, физико-математический, а также углублённым изучением математики.

Анализ учебных планов общеобразовательных учебных заведений показал, что распределение часов вариативной части в основном выполнено рационально, с учётом специфики предметов (г. Симферополь).

Определённые затруднения испытывают учителя математики, работающие в разнопрофильных группах однокомплектных школ, где обучение должно быть построено на основе программ универсального профиля и дополняться в физико-математическом профиле модулями по различным темам программ. Модульная программа спецкурса по математике для физико-математического профиля многопрофильных групп однокомплектных сельских школ (10-11 класс) разработана. Её авторы Г. Г. Леонова, М. М. Белецкая - учитель-методист ОШ І-ІІІ ступеней № 17 г. Симферополя, Л. Е. Залуцкая - старший учитель ОШ І-ІІІ ступеней № 4 г. Симферополя. Аналогичные модульные программы спецкурсов необходимы и для других программ по математике профильного обучения: для экономического, естественно-математического и углублённого изучения математики, как для сельских однокомплектных школ, так и для малокомплектных городских общеобразовательных учебных заведений.

Библиотеки общеобразовательных учебных заведений практически не укомплектованы необходимой учебной, справочной, научно-популярной, методической литературой, обеспечивающей профильное обучение и углубленное изучение математики.

Следует так же отметить слабую материальную базу учебных кабинетов математики. Во многих кабинетах математики отсутствуют следующие приборы, модели и инструменты:

- набор шарнирных моделей, набор стереометрических тел (из стекла или плексигласа);

- чертёжные инструменты;

- разборные каркасные модели, комбинированные модели подвижных призм, пирамид и усечённых пирамид;

- прибор для демонстрации тел вращения и др.

В большей степени это утверждение касается школ «постперестроечного» периода, например, «УВК «Школа-лицей» им.10-летия независимости Украины Симферопольского городского Совета АР Крым».

При отсутствии геометрических конструкторов и материальных моделей геометрических тел и др. приборов и моделей, необходимых на начальном этапе изучения стереометрии, алгебры и начал анализа, учителя возлагают большие надежды на использование в обучении мультимедийных технологий. Этому, однако, пока препятствует отсутствие в общеобразовательных учебных заведениях необходимых мультимедийных ресурсов учебного назначения и методических рекомендаций к ним.

Методисты городских (районных) методических кабинетов (центров), руководители школьных МО координируют и организуют работу с одаренными детьми. Проводятся Всеукраинские ученические олимпиады по математике во всех регионах АР Крым. Участие и результаты олимпиад анализируются.

Свидетельствуют о наличии системы работы с одаренными детьми и о её результативности итоги III этапа Всеукраинских ученических олимпиад по математике. Активная работа с одарённой молодёжью ведётся в общеобразовательных учебных заведениях г. Симферополя, УВК «ОФМШ №6 – ДУЗ – №31» г. Евпатории, г. Ялты, Республиканского учебного заведения «Крымская гимназия – интернат для одаренных детей Министерства образования и науки АРК». Следует так же отметить успехи за последние три года учеников г. Феодосии, г. Керчи, г. Саки, Бахчисарайского, Джанкойского и Сакского районов.

Следует отметить опыт учителей, развивающих творческие и математические способности учащихся: заслуженного учителя Украины Нагеля И. П., заслуженного учителя АР Крым Бартенева В. Ф., учителей-методистов Жидкова С. И. (г. Симферополь, УВК «Школа-лицей» № 3 им. А. С. Макаренко), Акимова А. С. (г. Евпатория, УВК «ОФМШ № 6 – ДУЗ № 31), Белецкой М. М, (г. Симферополь, ОШ І-ІІІ ступеней № 17), Чаруховой З. Х, (Республиканское учебное заведение «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей Министерства образования и науки Автономной Республики Крым»), Прокофьевой Т. П. (г. Ялта, гимназия им. А. П. Чехова), Мещеряковой С. В. (г. Ялта, Экспериментальный учебно-воспитательный комплекс «Школа будущего»), Пашковой Н. В. (г. Евпатория, учебно-воспитательный комплекс «Гимназия с углубленным изучением английского языка №8»), Горяной О. В. (г. Симферополь, общеобразовательная школа I-III ступеней № 10), Недоступа В. В. (г. Симферополь, общеобразовательная школа I-III ступеней № 4), Папуша Т. С. (пгт. Черноморское, учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия» №3), Алёшиной Т. А. (г. Саки, общеобразовательная школа I-III ступеней №1), Серёдкиной И. В. (г. Симферополь, Гимназия №9), Глебовой А. А. (г. Симферополь, УВК «Школа-лицей» № 3 им. А. С. Макаренко), Шевчук Н. М. (г. Симферополь, гимназия №1 им. К.Д. Ушинского), Шабалиной Н. Г. (г. Симферополь, учебно-воспитательный комплекс «Школа–лицей» № 17), Белан Л. К. (г. Симферополь, общеобразовательная школа I-III ступеней №40), Старовой В. Н. (Джанкойский район, Заветленинская общеобразовательная школа I-III ступеней), Ибряновой В. М. (г. Бахчисарай, учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия»). Определенный вклад в развитие олимпиадного движения привносят сотрудники ТНУ им. Вернадского: кандидат физико-математичних наук, доцент кафедры математического анализа Тихонов С. А., преподаватель Банникова Л. П., студент IV курса Стонякин Ф. С., а также доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики и экономической кибернетики Южного филиала «Крымского агротехнологического университета» Национального аграрного университета Степанова А. В.

На I, II и III этапах Всеукраинской ученической олимпиады по математике в 2008/2009 учебном году приняли участие 17902 учащихся общеобразовательных учебных заведений АРК.

Количество учащихся-победителей III этапа Всеукраинской ученической олимпиады по математике в 2008/2009 учебном году:

І место

4 человека

ІІ место

10 человек

ІІІ место

27 человек

Заняла I место в командном зачёте и приняла самое активное участие на III этапе Всеукраинской олимпиады команда школьников из г. Симферополя (63 учащихся, 21 победитель). На втором месте – г. Евпатории (19 учащихся, занявшие 11 призовых мест). На третьем месте – РУЗ Крымская гимназия – интернат для одарённых детей (4 участника, 4 победителя), г. Ялта (3 участника, 3 победителя).

18 команд из других регионов Крыма не заняли ни одного призового места. Раздольненский район не принял участие на III этапе Всеукраинской ученической олимпиады по математике.

На IV этапе Всеукраинской ученической олимпиады 2009г. по математике, проходившем в г. Ровно, ІІ место занял Васин Алексей (г. Симферополь, учебно-воспитательный комплекс «Школа–лицей» № 3 им А. С. Макаренко), ІІІ место заняли Абкеримов Ремзи (РУЗ «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей Министерства образования и науки Автономной Республики Крым»), Дудоладов Александр (г. Евпатория, учебно-воспитательный комплекс «ОФМШ I-III ступеней № 6–ДУЗ № 31»).

В соответствии с приказом МОН АРК №24 от 28.04.2009г «О проведении мониторинга естественно-математического образования в 8-х классах общеобразовательных учебных заведений АРК в 2008/2009 учебном году» мониторинговое исследование по математике проводилось 14 мая 2009г.

Цель исследования – получить объективную информацию об учебных достижениях учащихся 8-х классов по математике, соблюдения принципа преемственности в преподавании, повышения её качества.

Исследование состояло из следующих этапов:

- организация контрольно-проверочных срезов по математике;

- составление пакета измерителей на всех этапах исследования;

- проведение письменной работы в репрезентативной и генеральной выборке;

- обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

В репрезентативную выборку были включены учащиеся из 10 регионов Крыма (всего 275 учащихся). Инструкторами при проведении исследования были методисты КРИППО и методисты районных (городских) методических центров.

В массовом исследовании (генеральная выборка) приняло участие 19996 учащихся из 25 регионов Крыма. Для проведения данного исследования инструкторы были определены приказами отделов и управлений образования.

Учащиеся, принимавшие участие, как в репрезентативной выборке, так и в массовом исследовании в основном выполнили тестовую часть задания, что соответствует среднему уровню учебных достижений.

Наибольшие затруднения у учащихся генеральной выборки в тестовой части вызвали задания:

Наибольшие затруднения у учащихся генеральной выборки в тестовой части вызвали задания:

№1 (умение выполнять действия над степенями с целым показателем, записывать число в стандартном виде) – выполнили правильно 43% учащихся;

№6 (умение читать графики функции у=к/х) – выполнили правильно 54% учащихся;

№7 (умение использовать основные тождества и свойства арифметического квадратного корня) – выполнили правильно 59% учащихся;

№12 (знание признаков подобия треугольников и метрических соотношений в прямоугольном треугольнике) – выполнили правильно 53% учащихся.

Лучше всего учащиеся генеральной выборки справились с заданиями:

№8 (умение находить корни квадратного уравнения) – выполнили правильно 76% учащихся;

№9 (знание свойств и признаков параллелограмма (ромба, квадрата, прямоугольника) – выполнили правильно 72% учащихся;

№11 (умение применять теорему Пифагора, знание отношений между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике) – выполнили правильно 72% учащихся.

Расхождение в количестве правильных ответов между результатами массового исследования и репрезентативной выборкой составила в заданиях №2 (знание свойств центральных и вписанных углов, умение читать простейший геометрический рисунок ­- разница 52%), №4 (умение находить частное дробей, применять основное свойство дроби - 26%), №8 (32%), №9 (29%).

Проанализировав результаты выполнения тестовой части задания, можно отметить, что учащиеся генеральной выборки в среднем на 3% больше дали правильных ответов по геометрии, а учащиеся репрезентативной выборки на 5% больше – по алгебре.

При сравнении результатов репрезентативной и генеральной выборки в мониторинговом исследовании уровень точности в нашем случае составляет ±10%.

Учитывая многие причины, по которым учащиеся репрезентативной выборки не смогли ответить на вопросы тестового задания правильно, используем «возможную ошибку» в пользу ученика. Но даже в этом случае расхождение в количестве правильных ответов между генеральной и репрезентативной выборкой, достаточно велико в заданиях №1, №2, №3 (умение сводить дроби к общему знаменателю, находить сумму и разность дробей, применять основное свойство дроби), №4 (умение находить частное дробей, применять основное свойство дроби), №8, №9, №10 (знание свойств средней линии треугольника, трапеции, теоремы Фалеса, теоремы о пропорциональных отрезках), №11 (умение применять теорему Пифагора, знание отношений между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике), что может свидетельствовать о неустойчивом усвоении знаний по соответствующим содержательным линиям программы.

Наибольшие затруднения во второй части письменной работы генеральной выборки вызвало задание №15(умение выполнять тождественные преобразования рациональных алгебраических выражений), в репрезентативной – №13 (умение решать дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям); в третьей части работы – №16 (знание свойств вписанных и описанных многоугольников, отрезков касательных, проведенных к окружности из одной точки, умение находить площадь многоугольников).

Основные ошибки были допущены при решении дробно-рационального уравнения и преобразовании дробно-рационального выражения (№13-№14): не выполнялись проверка и отбор корней, сокращение дроби перед окончательной записью ответа, не учитывался знака «минус», стоящий перед дробью; сокращение дроби осуществлялось без разложения на множители. Учащиеся продемонстрировали слабый навык по умению решать квадратные уравнения.

При решении геометрической задачи (№14) ошибки допущены в записи и применении теоремы Пифагора, определении синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.

На 12 баллов по школьной шкале работу выполнили 183 учащихся, что составляет ≈1% от общего количества восьмиклассников, принявших участие в исследовании, и 38 человек вообще не приступили к работе (≈ 0,2%).

Результаты исследования (Диаграмма №4) показывают, что 87 % учащихся репрезентативной выборки и 60 % ­ массового исследования, 60% учащихся по результатам годового оценивания получили баллы соответствующие начальному и среднему уровню учебных достижений.

40% восьмиклассников по результатам годового оценивания и генеральной выборки получили оценки соответствующие высокому и достаточному уровню учебных достижений и соответственно 13% по результатам репрезентативной выборки.

Диаграмма №4.

Уровень учебных достижений по результатам генеральной выборки оказался выше уровня учебных достижений по результатам годового оценивания учащихся. Однако, если проанализировать динамику изменения успеваемости учащихся по результатам массовых исследований за последние три года (Диаграмма №5), то становится очевидным тот факт, что качество знаний учащихся возросло по сравнению с исследованиями за 2007г. и 2008г., и составляет 40% – против 36% за 2007г. и 33% за 2008г.

Диаграмма №5.

Динамика изменения успеваемости учащихся репрезентативной выборки (Диаграмма №6) показывает, что с переходом в старший класс качество знаний учащихся снижается и составляет: в 2007г. – 21%, в 2008г. – 18% и в 2009г. – 13%.

Диаграмма №6.

Сравним динамику изменения успеваемости по результатам годового оценивания (Диаграмма №7): в 2007г. уровень качества знаний составляет 37%, в 2008г. – 30%.

Диаграмма №7.

Вывод: недостаточная самостоятельность учащихся генеральной выборки при выполнении работ мониторингового исследования или необъективность оценивания полученных результатов рабочей группой.

В ходе исследования были проанкетированы 574 учителя математики, работающих в 8-х классах.

- 94% учителей считает, что для формирования устойчивых знаний умений и навыков учащихся необходимо увеличить количество часов на изучение математики в 8 классе;

- 50% считает, что негативное воздействие на процесс преподавания оказывает слабая материальная база, отсутствие компьютеров, проекторов и других современных средств обучения;

- 62% учителей отмечает недостаточную мотивацию и интерес к изучению предмета у учащихся;

Учителя математики считают, что не целесообразно уменьшать количество часов по программе на изучение «Теоремы Пифагора» и вводить в курс 8 класса изучение таких тем как «Многоугольники» и «Площади фигур». Не достаточно часов отводится на изучение темы «Квадратные уравнения».

Учителя отмечают трудности в усвоении у учащихся таких тем программы как «Подобие треугольников», «Решение прямоугольных треугольников», «решение задач на доказательство», «Тождественные преобразования рациональных выражений», «Рациональные уравнения».

Главной задачей преподавания математики в 9-х классах является повышение эффективности урока для того, чтобы поднять уровень учебных достижений учащихся, не допустить дальнейшего снижения уровня качества знаний.

В условиях реформирования системы образования в 2009/2010 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях будет осуществлён переход на новую программу обучения математике (алгебре и геометрии) в 9-х классах. Программы для 9-х классов опубликованы в сборнике «Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. Математика. 5-12 класи», издательство «Перун», Киев, 2005г. и научно-методическом журнале «Математика в школе» (№2, 2006 г.).

В 2009 – 2010 учебном году ученики 9-х классов впервые начнут обучение по новым учебным планам и программам 12-летней школы (Приказ МОНУ от 05.02. 2009г. №66 «Про внесення змін до наказу МОН України від 23.02.2004 р. №132 «Про затвердження Типових навчальних планів загальноосвітніх навчальних закладів 12-річної школи»).

По новой программе на изучение математики в 9 классе отводится 140 часов (70 – алгебра и 70 – геометрия).

Программа по алгебре изменилась мало, как и прежде состоит из 4 основных разделов:

-  неравенства;

-  квадратичная функция;

-  элементы прикладной математики;

-  числовые последовательности.

Однако изменился порядок изучения некоторых тем и разделов.

По новой программе не предусматривается изучение отдельной темы «Доказательство неравенств», задания из этой темы часто встречаются на олимпиадах и служат хорошим способом развития логического мышления и формирования эвристических приёмов решения задач. Поэтому сильных учеников желательно ознакомить с некоторыми способами доказательства неравенств.

Перед изучением темы «Квадратичная функция» необходимо повторить и систематизировать знания о функциях, это касается понятийного аппарата, свойств и графиков функций. На основании повторенного вводится тема «Простейшие преобразования графиков функций» и далее вводится функция у = ах2 + bx + c и рассматриваются её свойства. Интенсификации обучения этого блока учебного материала поможет использование современных информационных технологий (СИТ). С помощью СИТ следует ознакомить учеников с разыми способами построения графика функции у = ах2 + bx + c.

Материал первых двух тем раздела «Элементы прикладной математики» учащимся известны из предыдущих лет обучения. Его необходимо расширить, систематизировать и обобщить. В двух оставшихся темах необходимо ввести предусмотренный программой понятийный аппарат.

Материал раздела «Числовые последовательности» – не изучался учащимися в предыдущих классах, и не будет изучаться в последующих. Необходимо организовать обучение учащихся так, чтобы сразу сформировать по данной теме крепкие знания и умения.

Программа по геометрии для 9 класса существенно отличается от предыдущих программ как по содержанию и структуре, так и концептуально. Предусматривается изучение 6 разных тем:

1.  Решение треугольников.

2.  Правильные многоугольники.

3.  Декартовые координаты на плоскости.

4.  Геометрические преобразования.

5.  Векторы на плоскости.

6.  Начальные сведения по стереометрии.

Тема «Решение треугольников» расширяет понятие тригонометрических функций для углов от 0 до 180 градусов, знакомит учеников с формулами для решения треугольников.

В теме «Правильные многоугольники» определение длины окружности следует вводить как предел возрастающей последовательности периметров вписанных многоугольников. Однако, для строгого обоснования математических свойств и предложений у учащихся нет соответствующих знаний по данной теме. Поэтому такой подход к изучению темы является пропевдическим переходом к изучению понятия пределов в курсе математического анализа в старших классах.

Тема «Декартовые координаты на плоскости» по времени изучения должна быть согласована с изучением в курсе алгебры графиков функциональных зависимостей. Ученики должны понять зависимость между геометрическим образом на координатной плоскости и её аналитическим выражением, овладеть «языком уравнений».

При изучении темы «Векторы на плоскости» необходимо органично устанавливать естественные межпредметные связи геометрии с жизнью и другими учебными предметами, использовать больше задач практической направленности.

В теме «Геометрические преобразования» особое внимание следует уделить описанию преобразований «языком» аналитической геометрии на плоскости, научить учащихся устанавливать соответствия между самим преобразованием и его алгебраической интерпретацией. Подобие фигур рассматривается как результат преобразований на плоскости.

Тема «Начальные сведения по стереометрии» - пропевдическое вступление к курсу стереометрии. Основное внимание при изучении этой темы следует уделить формированию у учащихся культуры графического изображения тел и их элементов.

Учебной программой предусматривается возможность изменять последовательность изучения тем до 15%, поэтому, составляя календарно-тематическое планирование по геометрии, учителю следует учитывать структуру подачи учебного материала в учебнике, по которому будет работать класс.

Обучение математике в 9-х классах в общеобразовательных учебных заведениях будет осуществляться по новым учебникам: «Алгебра. 9 класс» (авторы А. Г.Мерзляк, В. Б.Полонский, М. С. Якир) издательство «Гимназия», «Алгебра. 9 класс» (авторы Бевз Г. П. и Бевз В. Г.) издательство «Зодиак – ЕКО», «Алгебра. 9 класс» (авторы Кравчук В., Пидручна М., Янченко Г. М.) издательство «Підручники і посібники», «Алгебра. 9 класс» (авторы Малёваний Ю. І., Литвиненко Г. М., Возняк Г. М.) издательство «Навчальна книга – Богдан»; «Геометрия. 9 класс» (авторы А. Г.Мерзляк, В. Б.Полонский, М. С. Якір) издательство «Гимназия», «Геометрия. 9 класс» (авторы Бурда М. И., Тарасенкова Н. А.) издательство «Зодиак – ЕКО», «Геометрия. 9 класс» (автор Апостолова Г. В.) издательство «Генеза», «Геометрия, 9» (авторы А. П.Ершова, В. В.Голобородько, О. Ф.Крижановский, С. В.Ершова) издательство «Ранок», «Геометрия. 9 класс» (авторы Г. П. Бевз, В. Г. Бевз, Н. Г. Владимирова) издательство «Вежа».

Эти учебники созданы в соответствии с Государственным стандартом и новых программ по алгебре и геометрии для 9 класса.

Тематическое планирование для каждого учебника будет издано в научно-методическом журнале «Математика в школе» и «Математическая газета».

В соответствии с письмом МОН от 18.02.2008 года №1/9-83 «Про навчальні плани загальноосвітніх навчальних закладів на 2009/2010 навчальний рік» рабочие учебные планы для 9-х классов для общеобразовательных учебных заведений (классов) с углублённым изучением математики составляются на основании Типовых учебных планов, утвержденных приказом МОН Украины от 18.02.2008 г. № 99 (с углублённым изучением некоторых предметов).

Учебное время на углублённое изучение математики в 9-х классах формируется следующим образом:

Инвариантная часть

4 часа

Вариативная часть

4 часа

Всего

8 часов

На алгебру отводится 5 часов в неделю, на геометрию – 3 часа. Остальная часть вариативной составляющей учебного плана (2,5 часа) используется на изучение спецкурсов по выбору, факультативов и т. д.

Изучение математики в 9-х классах с углублённым изучением математики осуществляется по новой программе для 8-9 классов с углублённым изучением математики (Информационный сборник МОН №16-17 2008 года, научно-методический журнал «Математика в школе», «Математическая газета» №6 2008г.).

Согласно решениям городских органов исполнительной власти или органов городского самоуправления классы могут делиться при наполняемости меньше нормативной, а также при изучении других предметов за счёт сэкономленных бюджетных ассигнований или получении дополнительных средств (Приказ №312 от 8.04.2009г. «Про затвердження Примірного Положення про класи з поглибленим вивченням окремих предметів у загальноосвітніх навчальних закладах»).

Учебники «Алгебра. 9 класс. Для классов с углубленным изучением математики», авторы Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. и «Геометрия. 9 класс. Для классов с углубленным изучением математики», авторы Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С, (издательство «Гимназия»), а также двухуровневый учебник «Геометрия. 9 класс», автор Г. В. Апостолова (издательство «Генеза»).

Обучение в 9 классе – важный этап в становлении личности учащегося. Трёхкомпонентная структура учебного процесса (базис, профиль и курсы по выбору) поможет решить проблему организации общеобразовательной траектории для каждого ребёнка. Курсы по выбору в системе до профильной подготовки и профильного обучения реализуются за счет школьного компонента и выполняют следующие функции: дополняют содержание профильного курса и углубляют содержание одного из базисных курсов.

Элективный курс по математике можно подобрать для разного уровня математических способностей, обученности и других индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому, подбирая элективный курс, следует ориентироваться на то к какой типологической группе, принадлежат учащиеся.

Для учеников способных, успешно освоивших программный материал и имеющих цель заниматься научной деятельностью по математике подойдут курсы, содержание которых выходит за рамки программы, обобщает и систематизирует знания, удовлетворит их познавательный интерес и реализует их математические способности (Таблица№1).

Таблица№1. Курсы по выбору по математике для профильной школы условно можно разделить на следующие виды:

№ группы

Название группы курсов

Тип курсов по выбору

Цель курса

 

 

I

Предметные курсы

1)  Курсы повышенного уровня

Изучить математику на нематематическом профиле с целью поступления в ВУЗ и подготовки к ГИА.

 

 

2)  Курсы углубленного изучения некоторых тем

Изучить более углубленно тему, чем в курсе «повышенного уровня»

Математический, естественно-математический и др.

 

3)  Курсы изучения отдельных разделов, которые не входят в обязательную программу математического или др. профилей

Углубленно изучить разделы математики, которые не входят в обязательную программу по математике для того или иного профиля

Математический, естественно-математический, технологический и др.

«Методы геометрии», «Стратегия решения нестандартных задач», «Теория групп», «Основы линейного программирования» и др.

4)  Прикладные курсы

Познакомить учащихся с методами использования математических знаний на практике, развить интерес учащихся к сфере современного производства и техники.

Экономический, технологический и др.

«Элементы финансовой математики», «Математика в строительстве и архитектуре» и др.

5)  Курсы по изучению математических методов познания окружающего мира

Для повышения общекультурного уровня учащихся, интересующихся математикой

Математический, естественно-математический, экономический, технологический и др.

«Геометрическое моделирование окружающей среды», «Элементы теории матричных игр», «Симметрия в природе» и др.

6)  Курсы по истории математики

Для повышения общекультурного уровня учащихся, интересующихся математикой

Стандарт, академический уровень

 

7)  Курсы по изучению методов решения задач по математике

Дополнить программу по математике при наличии у учащихся соответствующего уровня знаний по математике, необходимых для её изучения.

Академический уровень, математический, естественно-математический, технологический и др.

«Методы доказательства неравенств», «Решение задач с модулем», «Задачи с параметрами», «Стереометрические задачи на построение», «Решение задач экономического содержания» и др.

II

Межпредметные курсы

1)  Интеграция математических знаний с другими предметами

Формирование научного мировоззрения, осмысление философской составляющей математики

 

 

2)  Интеграция между составляющими предмета математика – алгеброй и геометрией

Формирование научного мировоззрения, осмысление философской составляющей математики

Академический уровень, естественно-математический, технологический, экономический и др.

«Геометрическая интерпретация тригонометрических функций», «Стереометрические фигуры в координатах» и др.

3)  Интеграция знаний учеников о природе и обществе

Формирование научного мировоззрения, осмысление философской составляющей математики

Стандарт, академический уровень, социально-гуманитарный профиль

«Природа математических аксиом», «Практическое использование результатов математических исследований» и др.

III

Не предметные курсы

1)  Содержание курсов нельзя отнести ни к одному изучаемому предмету базового учебного плана, однако в полной мере связано с математикой

Для повышения общекультурного уровня учащихся, интересующихся математикой

   

Учащиеся, которые успешно овладели программным материалом и имеют высокий уровень учебных достижений по математике, но не связывают свою будущую деятельность с математической наукой, преимущественно выберут курсы прикладного и межпредметного характера.

Старшеклассникам, которые добились высоких результатов по математике благодаря усидчивости и систематической работе, не имеющих особенных способностей по математике и желающих поступать в Вузы, целесообразно предлагать курсы повышенного уровня для соответствующей математической подготовки.

Для учащихся способных к математике, но не получивших соответствующих навыков систематической работы и техники вычислений можно предложить курсы исторического и прикладного характера, не предметные курсы, курсы повышенного уровня, а также курсы с изучением методов решения задач. Готовится к печати «Сборник учебных программ для профильного обучения. Курсы по выбору, факультативы».

Курсы по выбору должны стать средством внедрения интерактивных методов изучения математики в профильной школе, личностно-ориентированного подхода. Среди таких методов актуальными являются:

- метод проектов;

- метод реферативно-исследовательской деятельности;

- метод использования информационных и коммуникационных технологий; - метод контекстного обучения (позволяет познакомить учеников с азами будущей профессией).

Следует отметить, что критерии оценивания знаний для общеобразовательного курса и курса углублённого изучения предмета отличаются повышенными требованиями к последнему.

Обязательному оцениванию подлежат учебные достижения учащихся по математике инвариантной и вариативной части составляющих рабочего учебного плана заведения.

Не подлежат обязательному оцениванию учебные достижения учащихся с факультативных, групповых, индивидуальных занятий, которые фиксируются в отдельном (специальном) журнале.

Оценивание учебных достижений учащихся по математике осуществляется в соответствии с критериями оценивания учебных достижений учащихся в системе общеобразовательных учебных заведений, утвержденных приказом МОН Украины от 05.05.2008 № 371 (Додаток №11).

Изучение математики в 5 – 8 классах общеобразовательных учебных заведений в 2009/2010 учебном году будет осуществляться по программам: «Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. Математика. 5-12 класи», издательство «Перун», Киев, 2005г. и в научно-методическом журнале «Математика в школе» (№2, 2006 г.).

Методические рекомендации по изучению математики в 5 – 8 классах изданы в Информационных сборниках МОН №13-14 2005-2008 г. г., в журнале «Математика в школе» (№6 2005-2008 г. г.) и в «Математической газете» №6,7 2006-2008 р. р.

Школьный курс математики в 2009-2010 учебном году в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений будет изучаться по программам изданным в сборнике «Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. Навчальні програми для профільного навчання. Програми факультативів, спецкурсів, гуртків. Математика», издательство «Навчальна книга», Киев, 2003 г. и в научно-методическом журнале «Математика в школе» (№4 2002 г., №№6, 7 2004 г., №6 2005 г.).

Распределение часов на изучение отдельных разделов, количество тематических оцениваний, предусмотренных учебными программами для 10-11 – х классов, методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся изданы в журнале «Математика в школе» (№6 2005 – 2008 г. г.).

Перечень программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных МОН Украины для использования в общеобразовательных учебных заведениях, дан в Информационных сборниках Министерства образования и науки Украины №№ 28-33, 2007г. Дополнительный перечень учебников для 5-8-х и 10-11-х классов приводится в Информационных сборниках МОН №№1 -3 2009 г.

Среди учебников для 10 – 11 классов следует обратить внимание на двухуровневые учебники автора Е. П. Нелина «Алгебра и начала анализа, 10 класс», авторов Е. П. Нелина и О. Е.Долговой «Алгебра и начала анализа, 11 класс» издательства «Гимназия», рекомендованные МОНУ. Учебник содержит материал как для классов универсального, естественного профилей, так и для классов физико-математического профиля. Учебник не является бесплатным и может быть использован в качестве основного с согласия родителей учащихся общеобразовательных учебных заведений. Рекомендации по ориентировочному тематическому планированию курса алгебры и начала анализа по данным учебникам напечатаны в журнале «Математика в школах Украины» (№22, 2007г., №24, 2008г.).

В качестве компьютерных обучающих программ утвержденных МОНУ, можно порекомендовать следующие:

Программа

Класс

1.   

GRAN-1, GRAN-2D, GRAN-3D, GRANWIN

7-11

2.   

«Програмне середовище та текст електронного задачника «система лінійних рівнянь»

7

3.   

Пакет динамічної геометрії комп'ютерної підтримки геометрії

10-11

4.   

«Програмно-методичний комплекс «Терм» підтримки практичної навчальної математичної діяльності»

7

Программно-методические комплексы:

Название

Класс

Автор

5.   

«Математика»

5-6

ПП «Контур плюс»

6.   

«Библиотека электронных наглядностей «Геометрия»

7-9

ЗАТ «Мальва»

7.   

«Библиотека электронных наглядностей «Алгебра»

7-9

Херсонский государственный университет

8.   

«Геометрия, 7 класс»

7

ЗАТ «Мальва»

9.   

«Алгебра, 7 класс»

7

Херсонский государственный университет

10.   

«Геометрия, 10 класс»

10

ЗАТ «Мальва»

11.   

«Алгебра, 10 класс»

10

ДП «НВК «Укрприборсервіс»

12.   

«Геометрия, 11 класс»

11

ЗАТ «Мальва»

13.   

«Алгебра, 11 класс»

11

ДП «НВК «Укрприборсервіс

Курс математики в вечерних школах изучается по программе, опубликованной в журнале «Математика в школе» № 6, 2004г.

Учебный год в 9-х и 11-х классах должен заканчиваться повторением и систематизацией учебного материала, нацеленного на закрепление опорных знаний, построение и развитие межпредметных связей и осознание взаимосвязи с ранее изученными темами. А также на подготовку к государственному итоговому оцениванию знаний, внешнему независимому оцениванию, установлению формально-логических подходов к построению курса школьной математики, закрепление необходимости обосновывать и доказывать математические факты. Одновременно должно происходить развитие способностей и заинтересованности. Заинтересованность теряется в значительной мере, если вместо " понимания" требуется, лишь только запоминание без выяснения логических зависимостей, или хотя бы части из них.

На основании вышеизложенного в 2009/2010 учебном году главной задачей преподавания математики является повышение эффективности урока для того, чтобы поднять уровень учебных достижений учащихся. С этой целью, методическим службам, руководителям методобъединений, учителям рекомендуется:

- доводить до сведения учителей нормативные документы, материалы с анализом ВНО выпускников ОУЗ;

- в планах работы районных (городских) и школьных методобъединений на 2009-2010 учебный год предусмотреть знакомство с особенностями проведения внешнего независимого оценивания по математике в 2009-2010 учебном году;

- в 11 классах спланировать работу по вопросам, которые вызвали наибольшие затруднения у выпускников по текстам внешнего оценивания и ГИА;

- учителям, преподающим в 11-х классах, составить календарно-тематическое планирование с учётом сроков проведения ВНО, на уроках выделять время для изучения математических терминов на украинском языке;

- предлагать различные виды тестов, знакомить с методикой работы с ними;

- спланировать семинары в помощь учителям, работающим в 8-х и 9-х классах по темам, вызывающим у учителей наибольшие затруднения при объяснении учебного материала с учётом методики изучения и расположения данных тем в различных учебниках математики.

- использовать на уроках математики информационные технологии, интерактивные методики, метод проектов;

- администрации школ оказывать помощь учителям в укреплении материальной базы учебно-воспитательного процесса по математике, проанализировать возможность осуществления подписки на профессиональные издания и оказания помощи в приобретении методической литературы;

- с целью создания условий для развития творческих способностей школьников - продолжить работу по расширению сети профильных и до профильных классов, классов с углублённым изучением математики (8-11 классы);

- постоянно практиковать самостоятельные работы различных видов, для формирования и развития навыков самостоятельной деятельности;

- активизировать работу с одарёнными детьми, школьных отделений МАН «Искатель», продолжить работу по вовлечению учащихся в Международный конкурс «Кенгуру-2010». Методист по математике УМЛ мониторинга качества образования КРИППО Т. В. Корзун

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить