Статьи по педагогике
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА “ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА”

САМОЙЛЕНКО Л. А., старший преподаватель кафедры философии, истории и культурологии.

С развитием современного общества все более значимой становится роль эстетического начала искусства в формировании целостной личности, в становлении ее нравственной позиции.

Эстетическое развитие личности – не изолированный от развития других сторон личности процесс, прежде всего, очевидна его непосредственная взаимосвязь с формированием научного мировоззрения, поскольку эстетический идеал наряду с нравственным входит в его структуру. На этом уровне эстетические представления личности взаимодействуют с философскими, политическими убеждениями, образуя целостное мировоззрение человека.

Особенно тесна взаимосвязь эстетической и нравственной сторон личности, что имеет важное значение для процесса ее становления и дальнейшего развития как целостной системы. Одним из существенных оснований внутреннего родства этих двух компонентов структуры личности является их общность в воздействии на эмоциональную сферу личности, что закрепляется в формировании культуры чувств человека. Эмоциональный потенциал эстетического и нравственного воспитания в определенной мере обуславливает гармоническое развитие чувственного и рационального начал личности. И в этом отношении важное значение в развитии личности студента имеет теоретический фактор, одна из целей которого заключается в осознаваемом упорядочении чувственных восприятий.

Единство эстетического и нравственного проявляется фактически во всех существенных для человека сферах его бытия и особенно – в искусстве.

Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V век) выделил четыре цели искусства:

1.  Вызывать восхищение богов.

2.  Создавать образы окружающего мира и человека.

3.  Доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств: любви, сострадания, страха, ужаса.

4.  Служить источником наслаждения, радости, счастья и красоты.

Индийский ученый В. Бахадур считает, что цель искусства – вдохновлять, очищать и облагораживать человека, делать его прекрасным.

Современный ученый Ю. Борев особое внимание уделял эстетической функции искусства как ничем незаменимой специфической способности искусства, и рассматривает эти функции в трех планах:

1.  Искусство формирует художественные вкусы, способности и потребности человека. Перед художественным цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, художественным творением. Искусство дарит людям ощущение эстетического богатства мира.

2.  Искусство ценностно ориентирует человека в мире (строит ценностное сознание, учит видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентаций, считает Ю. Борев, человеку еще хуже, чем без зрения: нет возможности понять, как относиться к чему либо, нельзя выстроить иерархию явлений окружающего мира и определить приоритеты деятельности.

3.  Искусство пробуждает творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника, и речь идет не только о пробуждении пристрастия к художественному самодеятельному творчеству, а и о деятельности человека в целом, сообразованной с внутренней мерой каждого предмета, т. е. освоения мира по законам красоты. В данном случае речь идет об освоении студентами будущей специальности, их готовности создавать материальные и духовные ценности, заботясь о пользе и красоте. По законам красоты создается все, что производит человек, и ему необходимо чувство прекрасного.

Искусство возвращает аналитически расщепленному наукой миру его целостность, оно – хранитель целостности личности, культуры, жизненного опыта человечества.

Искусство является “дублером” разных форм деятельности человека: существует наука, познающая мир, но и искусство – тоже познание; есть педагогика, но и искусство – тоже воспитание; существуют естественные языки и современные средства информации, но и искусство является тем же.

Огромно значение в эстетическом воспитании студенчества – театра, в силу своей специфичности. Сложились два взгляда на сценическое искусство: театр – “смешанное” искусство (Р. Вагнер), объединяющее различные виды искусств (литературу, музыку, танец, живопись и т. п.) и театр “отрешенное бытие” с семиотическими (знаковыми), эмоциональными и действенными функциями (Г. Шпет).

“Строительный материал” театрального образа – живой человек (актер) с богатым жизненным опытом.

Через актера воплощается замысел спектакля, актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии темперамента, средств выразительности (дикция, мимика, пластика, жест). В театре акт творчества (создания образа актером) протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. Игра присуща всем видам искусства, но в театре она вырастает в принцип художественного мироотношения.

Театр – это сообщение, разворачивающееся в пространстве сцены и протекающее во времени; это семиотическая система. В нем творчество – комбинация знаков и переход от одной системы знаков к другой. Знаковая система театрального языка включает в себя как вербальные, так и невербальные знаки; знаки-индексы (например, гром в сцене бури в спектакле “Король Лир” Шекспира; одновременно это знак – символ, ибо этот знак несет информацию о трагическом положении героя), и знаки-символы декораций (например, изображение чайки на занавесе МХАТа), театр – это еще и информационная полифония, организованная динамика сценических знаков. Зритель получает во время просмотра спектакля одновременно шесть-семь сообщений, исходящих от декораций, костюмов, освещения, жестов, мимики и речи. Зрители оказываются в поле взаимной индукции, эмоциональной и интеллектуальной. Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном, объясняющая психологические процессы, происходящие в массовом сознании, может многое объяснить в особенностях восприятия спектакля в зрительном зале. В театре человек находится в эстетически-игровой позиции. В театре студенты воспринимают смысл и его зрительно-образный эквивалент.

Основой театра является драматургия. Для реализации эстетического воспитания в процессе изучения курса “Основы театрального искусства” важно использование анализа драматургического и литературного материала, утверждающего высокие нравственные идеалы.

Богатый нравственный потенциал мирового искусства служит важным средством эстетического восприятия молодежи. Как показывают социологические исследования, большинство студентов находят свой идейно-нравственный идеал в героях художественных произведений. Рассмотрения эстетического и нравственного аспектов идеала прекрасного человека способствует стимуляции внутренней активности молодого человека, пробуждению стремления к самосовершенствованию. Это имеет прямой выход на возрастание социальной активности студентов, поскольку реализация самосовершенствования в определенной мере формирует установку на преобразование окружающего мира в соответствии с идеалами добра и красоты. “Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания” – так определил В. А. Сухомлинский сущность взаимодействия эстетического и нравственного начала в процессе воспитания.

Однако здесь следует обратить внимание на то, что в сложном современном мире прекрасное и доброе далеко не всегда находятся в гармонии. Антигуманное искусство часто использует рассогласование красоты и добра для деморализации современной молодежи, для снятия нравственных оценок с безнравственных явлений действительности. В этом отношении большое воспитательное значение имеют примеры отдельных телевизионных передач, пропагандирующих легкость и красивость современного образа жизни, где происходит разрыв между внешней формой (“красивая жизнь”) и внутренним содержанием, зачастую бездуховным и аморальным. С целью усиления воздействия на нравственно-эстетические убеждения личности студента важно заострить внимание на значении противоречия между прекрасным и добрым, через которое в действительности происходит связь прекрасного с социальным и что существенно для определения социальной значимости прекрасного. История знает случаи, когда прекрасное эстетизировалось и абстрагировалось от реальных социальных условий, и потому “искусство для искусства” уходило от сложных человеческих проблем, тем самым абстрагируясь от действительного добра. В некоторых случаях такое искусство могло даже обращаться во зло, когда эстетизировало уродство.

И в связи с этим специфическое значение имеет выявление эстетической категории безобразного. Познание этой категории, полярной по своему содержанию категории прекрасного, необходимо для того, чтобы молодые люди учились различать ценности подлинные и мнимые. Известно, что нравственно-безобразное нередко принимает форму “красивости”, имеет внешний блеск. Студенты, только накапливающие опыт познания жизни и искусства, могут еще не иметь сложившегося критерия различения истиной ценности и псевдоценности.

Опасность неразличения, невыделения безобразного, недооценка его социальной антигуманистической роли заметно при столкновении с фактами искаженного эстетического развития, что, как правило, отражается и на нравственных представлениях личности. Так, например, чрезмерное увлечение образцами массовой культуры, имеющими незначительное духовное содержание и не обладающими художественной ценностью в полном смысле этого слова, говорит о том, что в ряде случаев молодые люди не имеют развитых представлений о прекрасном и безобразном. Критерии псевдоэстетической оценки в таких случаях часто лежат вне эстетической сферы и связаны с понятием моды. Увлеченность произведениями низкого художественного качества, лишенными существенного духовного содержания, отрицательно сказывается на целостном развитии личности, на ее нравственных представлениях.

В эстетизации уродства рождается антигуманизм, отрицающий не только красоту и гармонию, но и доброту, благородство, человечность. Раскрывать сущность этого явления целесообразно при совпадении высокохудожественных произведений, основывающихся на гуманистической морали, с очередными “однодневками”, пользующимися популярностью у молодежи. Такое противопоставление помогает оттенить сущность истиной эстетической ценности.

Широкие возможности нравственно-эстетического воздействия на сознание студентов предоставляет историко-эстетический экскурс в изучении курса “Основы театрального искусства”. В истории театрального искусства всегда была актуальна взаимосвязь высших человеческих ценностей – Добра, Истины, Красоты. Стремление достигнуть их единства в социальной практике в разной степени свойственно всем историческим эпохам. Проблема взаимосвязи этического и эстетического занимала существенное место уже в античном мире. При анализе развития античного театра важно показать студентам процесс дифференциации основных понятий этики и эстетики. Здесь интерес представляет концепция Сократа, объединявшего моральные и эстетические качества в представлении об идеальном человеке. Допуская в идеальное государство только строгие гимны богам и воинственные мотивы, Платон стремился ограничить отрицательное воздействие всех других видов искусства на нравственные убеждения человека. И хотя по целому ряду причин мы не можем принять взгляды Платона, рациональное зерно его суждений актуально и в наши дни. Важно обратить внимание студентов на то, что и в современном мире могут быть явления искусства, отрицательно влияющие на нравственно-эстетические убеждения человека.

В рамки своей эстетики Платон не вместил высшее достижение античного театрального искусства – трагедию. Он считал, что человечество, не сумевшее разумом обуздать страсти и жить счастливо, не должно умножать свои страдания, изображая трагедии на сцене.

Аристотель высоко ценил трагедию как вершину искусств. Этот взгляд соответствует ведущему месту, которое трагедия занимала в античной художественной культуре. “Трагедия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и злосчастью”.

Суть трагедии – не в роковой развязке, а в поведении героя. Герой античной трагедии действует последовательно и идет до конца даже тогда, когда понимает неизбежность гибели. Таков главный герой трагедии Софокла “Эдип-царь”, так у Эсхила Прометей совершает подвиг во имя людей и расплачивается за передачу людям огня. Цель античной трагедии – катарсис; очищение чувств зрителя посредством страха и сострадания.

Важное воспитательное значение для формирования нравственного сознания личности имеет категория трагического, содержание которой несет глубокий этико-эстетический потенциал. Об этом писал В. Г. Белинский, давая характеристику греческой трагедии: “Содержание каждой греческой трагедии есть нравственный вопрос, эстетически решаемый”. Для анализа развития русского театра и драматургии студентам предлагается рассмотреть произведение А. С. Пушкина “Борис Годунов”, в котором с большой психологической глубиной выражена трагедия человека, который несет бремя нравственного наказания, разъединен с народом, оказался в трагическом одиночестве.

Театральное искусство в своих философических размышлениях о мире тяготеет к трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и художественный процесс пересекаются с проблемой трагического. Жизнь человека трагична и потому, что он смертен, и потому, что ни одно общественное устройство в истории человечества не осуществило идею свободы, равенства, братства, хотя ближе всего к этому идеалу подходит демократическое общество. Однако в самом благоустроенном демократическом обществе есть преступления, самоубийства, наркомания, неосуществленность личности и другие бедствия, порождаемые несовершенством смертного и греховного человека, живущего в несовершенном обществе.

Начало XXI века – эпоха величайших социальных потрясений, войн, кризисов, бурных перемен, создающих напряженные ситуации. Поэтому теоретический анализ трагического в пьесах, написанных в разные эпохи, для студентов, в известном смысле, есть самоанализ и осмысление состояния окружающего их мира.

Раскрытие сущности трагического должно связываться в сознании студентов с общественным развитием, с определением значимости человека, обладающего высоконравственными личностными качествами в социальной жизни. Трагическая гибель человека во имя справедливых социальных и нравственных идеалов знаменует собой не поражение, а веру в неизбежность будущей победы человечности. Эта вера вселяет оптимизм, дает силы живым продолжать борьбу, и здесь проявляется нравственный смысл такого сложного явления, как трагическое. Акцент на нравственном аспекте этой категории позволяет усилить звучание социальной значимости трагического, что безусловно повышает воспитательный эффект его воздействия в целом на личность.

Большого внимания требует и особо важная в нравственном отношении категория героического, которая обладает многоплановым воздействием на личность. Если трагическое говорит о силе обстоятельств, то героическое утверждает непобедимость человеческого духа, убежденность в правоте своих идеалов. История и современность, классическое и современное искусство дают нам многочисленные примеры истинного трагизма от фатальной гибели героев античной трагедии до внушающего веру в непобедимость жизни и правды героизма воинов Великой Отечественной войны. И здесь используется подбор репертуара по принципу отбора лучших литературных произведений о победе советских людей, о трагизме войны, о героизме, делающем людей бесстрашными, непобедимыми, нравственно высокими: “Живые и мертвые” К. Симонова, “А зори здесь тихие” Б. Васильева, “Мертвым не больно” В. Быкова, “Горячий снег” Ю. Бондарева; поэзия А. Твардовского, Р. Рождественского, И. Сельвинского и других авторов; просмотр хроникально-документальных (“Оборона Севастополя”) и художественных фильмов (киноэпопея “Великая Отечественная”).

Осуществление эстетического воспитания в процессе раскрытия трагического и в особенности героического дает заметные результаты в нравственном развитии студентов, поскольку восприятие их связано с сильным эмоциональным воздействием, задевающих их отношение к Родине, близким по духу людям.

Важное значение для развития эстетического сознания студентов имеет категория комического, поскольку она отражает специфические аспекты социального бытия, выражая в определенной мере нравственную оценку. Различие оттенков смеха способствует развитию эмоционально-эстетической оценки, обогащает критическое мышление, заставляет молодых людей соотносить комическое в театральном искусстве с собственными идеальными представлениями, а также видеть разного рода несоответствия в реальной жизни. И в этом отношении студентам рекомендуется репертуар для актерских работ, включающий в себя художественный материал великих комедий: Аристофана, Мольера, Гоголя, Фонвизина, Зощенко, Ильфа и Петрова, Аверченко, Задорнова, Жванецкого и других. Юмор и сатира, высмеивающие недостатки, имеют мощную нравственную силу, очищают моральную атмосферу общественной жизни. На богатом и разнообразном материале мировой литературы целесообразно показать её социально-историческую роль, её нравственную силу, стремление утвердить высшие социальные, моральные, эстетические ценности. Станут ли полученные знания мощным стимулом развития нравственно-эстетической культуры будущего специалиста, включаясь в его внутренний мир, корректируя его нравственные мотивы, идеалы, поступки, иначе говоря, станут ли нравственно-эстетические положения, черпаемые студентами из общественных наук (в частности, из дисциплины “Культурология”), руководством практической деятельности молодого человека, или они останутся мертвым багажом отвлеченной информации-все это зависит от того, насколько слово преподавателя нашло путь к душам юношей и девушек, сумело воздействовать на их волю, подвигнуть на благородные по содержанию и форме поступки.

Эффективность системы эстетического воспитания, и ее действенность зависит от взаимосвязи и функционирования всех сфер общественной жизни студенчества. Игнорирование этой взаимосвязи приведет практику эстетического воспитания к отрыву как от искусства, так и от производства, она сведется, по сути дела, к реализации совокупности педагогических методов, декларируемых высшей школой.

Решать эстетические воспитательные задачи малоэффективно, если окружающий предметный и социальный мир представляет собой сложившийся стереотип антикультуры.

Литература

1.  Аристотель. Поэтика. Соч.: т. 4. – М.,1975.

2.  Белинский В. Г. Избр. соч. – М., 1976. – С. 238-299.

3.  Борев Ю. Эстетика. – М., 2005. – С. 135.

4.  Поляков М. Теория театра. – М., 1993.

5.  Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979. – С.163.

6.  Толстых В. И. Нравственно-эстетические проблемы воспитания. – Киев, 1983.

7.  Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Аннотация

В статье дан анализ эстетической воспитательной роли театрального искусства в формировании у студенчества высокой нравственной культуры.

Анотація

У статті подається аналіз естетичного виховання ролі театрального мистецтва у формуванні у студентства високої моральної культури.

Summary

In the article aesthetic pedagogic role of the theatre art is analyzed at the formation of student high moral culture.

САМОЙЛЕНКО Л. А., старший преподаватель кафедры философии, истории и культурологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить