Статьи по педагогике
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Студент как субъект и объект обучения.

Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное и нравственное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого высшего образования напрямую зависит успешность отдельного человека, его становление как личности и позитивное развитие всего общества в целом.

Современная педагогика меняет свои принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагога и ученика. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие и т. д. Гуманные отношения преподавателя и студента выходят на первый план. Сущностью гуманизации образования является признание личности студента как высшей социальной ценности.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [4]. То есть студент является не только объектом обучения, на которого воздействуют и которому предъявляются определенные требования или предложения, но субъектом процесса обучения. А это и дает возможность преобразования человека не только в познавательной, профессиональной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Главным действующим лицом Болонского процесса, несомненно, является студент. В Болонской системе студент уже сегодня играет всё более значимую роль, ощутимо влияет на ход учебного процесса. Пражское коммюнике (2001) подчёркнуло, что студенты – это “полноправные члены сообщества высшего образования”. Теперь уже нельзя рассчитывать на то, что само положение преподавателя вуза полностью определяет его влияние на студента.

Возраст, когда студент находится в вузе, относят к поре юности. Слово “юность” обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, с другой – достижение социальной зрелости [3].

Возраст 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности [2].

С одной стороны, развитие интеллектуальных и физических сил, с другой – неумение видеть перспектив данного развития и ошибочная уверенность в легкости достижения желаемого будущего.

Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19—20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Нет четкой оценки идеального и реального “Я”, что может вызвать у студента внутреннюю неуверенность в себе и сопровождаться иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости. На вопрос анкеты “Какое опасение вы испытываете больше всего в настоящий момент?” – нередко был дан ответ: быть непонятым. И это характерно, в первую очередь, для студентов 1-2 курсов.

Основные психологические возможности студенческого возраста (18-25 лет):

–  зрелость в умственном, нравственном отношении;

–  чувство нового – смелость, решительность;

–  способность к увлечению – оптимизм;

–  самостоятельность – прямолинейность;

–  критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

–  скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения.

Сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших.

Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком[5].

Все это необходимо учитывать при работе со студентами, и особенно 1-2 курсов.

Внешние закономерности обучения всегда осуществляются в общении и основываются на вербально-деятельностном подходе. Внутренние закономерности обучения рассматривают связь между учителем и учеником и смыслом учебного процесса.

Преподаватель высшей школы облечен высшей формой доверия — все его учебные действия рассматриваются как правильные, целесообразные, обоснованные. Это налагает на него огромную ответственность, предъявляет высокие требования к его научной эрудиции и педагогическому мастерству.

50% студентов, отвечая на вопрос “Если вы признаете, что в процессе обучения в вузе развили какие-то положительные качества своей личности, то уточните какие факторы способствовали этому (в % отношении из 100 определите значимость каждого из указанных ниже факторов и при необходимости добавьте другие)”, роли преподавателя в учебном процессе отвели от 30 до 50%. Трое студентов – 60 (двое) и 70%. Но те, кто отметил меньший вклад личности преподавателя в учебный процесс (25 и менее %), выделили другой фактор – стиль и методы преподавания (от 30 до 60%) – 55% отвечающих. И речь идет не об авторитарном стиле преподавания, означающем безусловное подчинение студента преподавателю. Из ответа студента на вопросы анкеты для изучения отношения студентов к воспитанию и развитию в процессе обучения: “Если преподаватель хороший специалист и хорошо преподает, то как минимум это вызывает уважение к дисциплине и стремление стать специалистом не хуже”. Таким образом, стиль преподавания неразрывно связан с личностью преподавателя. И методы преподавания необходимо использовать такие, которые помогут студентам не только усвоить знания, но и научиться защищать свою точку зрения.

Студент должен научиться учиться сам, преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Должно идти развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Это дает ему возможность осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Студенты, будущие молодые специалисты, должны научиться самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию. И поэтому на первое место выходит развитие внимания, памяти, мышления. Например, оперативное мышление, когда путь решения практических задач осуществляется на основе моделирования объектов трудовой деятельности, в результате чего в данной ситуации формируется модель предполагаемой совокупности действий (план операций), обеспечивающая достижение поставленной цели. Следовательно, оперативное мышление включает в себя задачу выявления проблемной ситуации и комплекс ее мысленных и практических преобразований.

На занятиях по таким дисциплинам, как “Психология”, “Психология и педагогика” используются различные методы преподавания. Например, беседа, которая относится к словесным методам обучения. Этот метод отличается своей обратной связью со студентами. Обсуждение строится на взаимодействии “учитель-ученик”. Основные, дополнительные и наводящие вопросы помогают освоить новую терминологию или понятие из темы, а впоследствии и всю тему. Суть метода в том, что информация к студентам поступает не сразу сформированной, а им надо сделать выводы самим, при помощи вопросов преподавателя. Например, студентам предлагаются такие вопросы, задания:

В некоторых исследованиях непроизвольное внимание называют пассивным, в других эмоциональным. А произвольное активным. Почему?

Вы высказали разные точки зрения. Докажите, что именно вы правы.

Какие виды памяти присущи только человеку? И в чем их особенность?

В чем заключается процесс обретения себя? Что значит самоактуализироваться?

Что такое комплекс неполноценности и как его преодолеть? Стремление к власти, превосходству – альтернатива комплексу неполноценности?

Есть такие выражения: “У каждого свой потолок”, “Выше потолка не прыгнешь”. А какой он, потолок? Что имеется в виду?

Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультурном развитии современного человека? И так далее.

Каждый вопрос предполагает обязательное знание материала, но, чтобы ответить на него, надо обязательно проанализировать полученную информацию, а иногда и “пропустить через себя”.

При проблемном обучении появляется возможность самовыражения, характеризующаяся индивидуальными особенностями студента, а также поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. При игровом обучении (ролевые, деловые, дидактические игры) существует более полная свобода взаимоотношений компонентов учебно-познавательной деятельности. Тренинги, упражнения, игровые ситуации: пожелать сокурснику приятного вечера, сделать комплимент; определить эмоциональное состояние человека по его мимике, жестам, походке; разыграть определенную ситуацию и проанализировать слова и действия ее участников; провести тест и т. д. Ситуацию необходимо осмыслить, выделить симптомы проблемы и найти вариант (варианты) решений.

Например, ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий:

Раздается телефонный звонок и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите разговаривать, Как вы поступите?

Вы подготовились к зачету. Предполагалось, что зачет будет только по материалам первых трех наиболее важных разделов всего курса. Когда вы приходите в университет, преподаватель объявляет, что зачет будет проводиться по всему курсу. Ваши действия?

Вы поступили на работу с окладом 2500 гривен в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 1500 гр. Ваши действия?[3]. И так далее.

Каждый вид работы предполагает творчество, интеллектуальную активность студентов, которые позволяют созидать и создавать новые средства, ставить новые цели. В результате происходит интеграция личности студента и учебно-познавательной деятельности.

Необходимо использовать такие методы, которые не только формируют у студентов интерес к предмету, но и вырабатывают чувство долга и ответственности.

Студенты в процессе обучения должны подойти к мысли, что формирование качеств внимания, памяти, мышления позволят им самостоятельно усвоить постоянно обновляющуюся информацию, развить такие способности и навыки, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечат возможность не отставать от ускоряющего научно-технического прогресса. А развитие таких черт характера, как целеустремленность, ответственность, упорство, активность, помогут стать достойным членом общества.

Такие мысли только внушить нельзя. Если равнодушный, безответственный преподаватель даже весьма грамотно будет излагать существо нравственных норм и моральных критериев, беседовать о добросовестном отношении к труду, он может породить у студентов скептицизм, утрату веры в значение высоких слов и способствовать их общественной активности. Именно об этом, но немного другими словами, пишут студенты, анализируя работу нас, преподавателей. Во время занятий, лекций, семинарских или практических занятий необходим психологический контакт со студентами.

Если с учебой постоянно связывать скуку, неудобство и принуждение, то неудивительно, что никто не захочет этим заниматься без жесткой необходимости. А между тем учеба в любом возрасте может и должна сочетаться с удовольствием [2].

Развитие студента как личности, как субъекта деятельности – важнейшая задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента [1]. Развитие, а не только передача студентам знаний об основах науки. Каждый метод обучения должен иметь не только обучающее, но и стимулирующе мотивационное воздействие. Тогда будет развитие интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, самостоятельности и др.

Литература

1.  Н. В. Бордовская, А. А.Реан. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004.

2.  Р. М. Грановская. Элементы практической психологии. 5 изд., испр. и доп. – СПб: Речь, 2003.

3.  И. С. Кон. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1989.

4.  Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений[С. А.Смирнов, И. Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.]; под ред. С. А. Смирнова. – 8 изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

5.  Л. Д. Столяренко. Основы психологии: учебное пособие, изд. 18. – Ростов н/Д: Феникс. 2007.

Аннотация

Студент как субъект и объект обучения.

В статье поднята проблема развития студента на основе осознания его личностных качеств как субъекта и объекта учебного процесса. Рассмотрены некоторые методы, которые формируют у студентов интерес к предмету, развивают такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, и вырабатывают чувства долга и ответственности.

Основные слова: субъект и объект обучения, деятельности; развитие, метод, студент, преподаватель.

Анотація

Студент як суб'єкт і об'єкт навчання.

У статті порушено проблему розвитку студента на основі усвідомлення його особистісних якостей як суб'єкта та об'єкта навчального процесу. Розглянуто деякі методи, які формують у студентів інтерес до предмета, розвивають такі пізнавальні процеси, як увага, пам'ять, мислення, і виробляють почуття обов'язку і відповідальності.

Summary

The student as subject and object of learning.

The article raised the problem of students based on awareness of his personal qualities as the subject and object of the educational process. Some methods, which form the students' interest in the subject, develop cognitive processes such as attention, memory, thinking, and develop a sense of duty and responsibility.

Грачева Н. Е., старший преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить