Статьи по педагогике
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

О путях повышения эффективности воспитания в процессе обучения в агротехнологическом университете.

 

Цель статьи – представить для обсуждения результаты изучения отношения магистрантов ЮФ НУБиП Украины “КАТУ” к некоторым педагогическим факторам, способным активизировать воспитательную функцию обучения.

Вхождение Украины в Болонский процесс вызвало стремительное реформирование системы высшего образования. Эти реформы породили необходимость обновления педагогических подходов к организации и осуществлению учебного процесса в вузах. К 2010 году исследованию результатов внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП), в частности, модульно-рейтинговой системы обучения посвящено уже много научно-методических конференций и публикаций разного уровня. Однако задачам обновления форм и методов воспитательной работы в современных условиях осуществления обучения в педагогических исследованиях уделяется мало внимания. В связи с указанным обстоятельством тема настоящей статьи представляется актуальной.

Чтобы наметить пути повышения эффективности воспитания в процессе обучения, необходимо, с нашей точки зрения, прежде всего, изучить отношение студентов к факторам, влияющим на развитие профессиональных, гражданских, нравственных и других качеств их личности. Причем, важно сравнить суждения студентов, которые уже несколько лет (с 2005 года) обучаются в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса, с суждениями тех студентов, которых указанные инновации в системе образования не затронули.

С этой целью было проведено педагогическое исследование, основанное на методе письменного опроса. Объектом – субъектом изучения стали студенты ЮФ НУБиП Украины “КАТУ” разных специальностей, обучающиеся в 2009 году на 1 и 2 курсах магистратуры. Четыре – пять лет обучения в вузе сформировали у них достаточный опыт, позволяющий с высокой степенью объективности осмысливать и оценивать разные аспекты педагогического процесса, его эффективности. Всего в опросе участвовало 80 респондентов. Ниже воспроизводим некоторые вопросы и ответы на них магистрантов, а также комментарий, некоторые обобщения и рекомендации научно-педагогических работников. Как известно, воспитательная действенность процесса обучения зависит главным образом от следующих факторов:

1) содержания учебного материала;

2) качества руководства учением студентов;

3) методов и стиля преподавательской деятельности;

4) личности преподавателя.

Вначале в обобщенном виде отметим изменения в соотношении значимости указанных факторов по данным опроса студентов в разные годы. Условно обозначим это соотношение в процентах и усредним показатели, т. к. в ответах магистрантов разных специальностях “удельный вес” значимости того или иного фактора был различным. Но в данном случае нам важно выявить общие тенденции в учебно-воспитательном процессе, вызванные перестройкой образовательной деятельности. Данные предварительного исследования для сравнения представим в таблице:

№ фактора/ год опроса

2006

2009

1

50%

35%

2

13%

20%

3

20%

20%

4

17%

25%

О чем свидетельствуют выявленные изменения? Прежде всего бросается в глаза различие показателей по первому фактору, его внешняя парадоксальность. Казалось бы, воспитательное воздействие содержания учебного материала на студентов в условиях КМСОУП должно усилиться, т. к. существенно увеличился объем самостоятельной учебной работы. Однако в действительности оценка студентами содержания учебного материала как воспитывающего фактора снизилась. С нашей точки зрения, эту тенденцию можно объяснить следующим образом. Воспитательный потенциал содержания учебного материала зависит не только от самой информации, заключенной в специальных учебных текстах, но и от способа представленности этих текстов для восприятия обучающимися. Вероятно, тексты с тождественным учебным содержанием, но воспринимаемые с экрана компьютера, со страниц печатного издания и из уст преподавателя – это психологически “разные” тексты и поэтому их воспитательное значение разное. Отношение “человек – машина” обладает значительно меньшим воспитательным потенциалом, чем отношение “человек – человек”. Поэтому на вопрос “может ли компьютер заменить преподавателя (лектора)?” – магистранты почти единодушно ответили: “нет” – хотя некоторые респонденты (около 3%) высказались, что в будущем такая замена состоится.

Происходят изменения в оценке воспитательной направленности содержания учебного материала. Абсолютное большинство респондентов прямо или косвенно признают воспитательную значимость практических занятий. Никто из опрошенных магистрантов на вопрос: “Какие моменты аудиторных занятий в Вашей памяти сохранились как интересные?” – не назвал глубокую концептуальную идею, красивую теорию, которую бы представил лектор или преподаватель, проводивший практические, семинарские занятия. Можно констатировать, что интерес студентов к теоретическим знаниям, как и самой активной интеллектуальной деятельности, еще несколько лет назад был выше, чем в настоящее время. Вероятно, университетское образование в силу объективных общественных потребностей изнутри стремиться компенсировать те огромные проблемы, которые за последние полтора – два десятилетия накопились в системе профессионально-технического образования. Все интересные моменты, названные магистрантами разных специальностей, связанны с практической подготовкой специалистов, выработкой профессиональных качеств и умений. Например, магистранты факультета ветеринарной медицины назвали следующие моменты учебных занятий: использование животных при изучении специальных дисциплин; моделирование ситуаций, которые встречаются в работе практического врача; работа с методическими указаниями и т. п. Студенты механического факультета назвали такие моменты: практические и лабораторные занятия с реальными предметами (двигатели, электрика и опыты с ними и т. п.) Магистранты экономического факультета назвали: применение на практике “метода экспериментальных оценок”; деловые игры по основам менеджмента; проведение рекламной компании; презентация собственного бизнес – плана и т. д. В занятиях по гуманитарным дисциплинам респонденты также отметили те моменты, которые имеют прикладное значение, например: заполнение деловых документов (“Українська мова за професійним спрямуванням”); проведение психологических тестов (“Психология”), состязание по логике: кто быстрее ответит на вопрос и т. п.

Очевидны позитивные изменения в оценке воспитательного значения такого фактора, как “руководство учением студентов”. У этой тенденции есть объективные основания: объем самостоятельной учебной работы в связи с введением КМСОУП резко увеличился. Субъективное основание: преподаватели стали больше уделять внимания организации самостоятельной работы, индивидуальному консультированию.. Однако по этому направлению воспитания в процессе обучения имеются значительные резервы. Как показывает опрос, для их реализации следует помнить, что если студенты не чувствуют заинтересованного, доброжелательного внимания к их учебному труду со стороны преподавателя, то значительно снижается эффективность обучения. Условно говоря, и при сокращении времени аудиторной работы на единицу объема программного учебного материала не должен сокращаться объем личностного внимания к студенту со стороны преподавателя.

Руководство учением в условиях преобладания аудиторной работы в принципе эффективной с воспитательной точки зрения, чем руководство внеаудиторной СРС, т. к. в последнем случаи руководство учением носит по преимуществу консультивно – контрольный характер. Вопрос: что может компенсировать этот негативный для возможности реализации воспитательной функции обучения момент? Думаю, что этот негативный момент в какой-то мере можно компенсировать изменением характера учебных заданий, выносимых на самостоятельную работу. Если эти задания будут носить главным образом творческий, а не репродуктивный характер, тогда студент, во-первых, будет чаще обращаться к преподавателю за советами или консультацией; во-вторых, психология педагогического общения изменится: оно будет более интересным и образовательно значимым для студента, усилится понимание и чувство обучения как совместной деятельности двух заинтересованных сторон. Заметим, что характер заданий и вопросов, которые задает преподаватель, существенно влияет на “психологический портрет” преподавателя в глазах студента.

За годы действия КМСОУП произошли значительные изменения в мотивации продуктивности самостоятельной работы. В 2003 году лишь 25% магистрантов ответили, что рационально используют бюджет времени, выделяемый на самостоятельную работу. При этом главным изменением учебной ситуации в лучшую сторону они считали повышение требовательности преподавателей при осуществлении контроля знаний (1; с.9-12). В 2009 году количество респондентов, считающих необходимым ужесточение требовательности к студентам, не выполняющим задания, внесенные на самостоятельную работу, резко сократилось. Во-первых, потому что модульно-рейтинговый контроль повысил учебную исполнительскую дисциплину. Во-вторых, магистранты 2009 года уже считают главным не авторитарное воздействие преподавателя на студента, а мотивацию учения. Задания, выносимые на самостоятельную работу, как и задания во время аудиторных занятий, должны носить практическую направленность и развивать интеллект.

При характеристике воспитательной действенности руководства учением студентов следует обратить внимание на психолого-педагогические аспекты процесса обучения. Магистрантам было дано такое задание – вопрос: “Оцените усредненным баллом по пятибалльной системе деятельность преподавателей по активизации внимания, памяти и мышления на занятиях по специальным и гуманитарным дисциплинам”. В таблице представлены в обобщенном виде полученные данные:

Факультеты/Дисциплины,
оценка

Средний балл

Специальные

Гуманитарные

ТПХ и ППР

4,2

4

ТПХ и ПППВ

4,3

3,7

Технологический фак-т

4,5

4,5

Механический фак-т

4,7

3,5

Факультет ветеринарной медицины

4

3,1

Экономический фак-т

3,9

3,5

Как показывают цифры (оценки), преподаватели мало используют методы обучения, которые бы в достаточной мере активизировали познавательные процессы. Более высокая оценка преподавателей цикла специальных дисциплин, по сравнению с гуманитарными, объясняется, с нашей точки зрения, тем, что по специальным предметам существенно большее количество практических, лабораторных занятий, поэтому больше возможности заинтересовать студентов учебно-познавательной деятельностью. Кроме того, количество учебных часов по гуманитарным дисциплинам, как и количество самих дисциплин, уменьшилось.

Успешность реформирования системы высшего образования в Украине во многом зависит от прогресса в сфере учебно-воспитательных отношений между преподавателями и студентами. Высокая педагогическая культура этих отношений – условие воспитания образованной, свободной, творческой личности.

Характер педагогических отношений, как в школе, так и в вузе определяется, прежде всего, личностью педагога, преподавателя. Как справедливо отмечает Г. В. Брагина, “ в структуре личности педагога есть такие качества, которые развиваются с первых лет его жизни и мало поддаются изменению. Это умение ставить себя на место другого человека и посмотреть на себя со стороны, способность проникнуть в мир мыслей и чувств окружающих людей и понять их особенности; справедливость, тактичность, определенный уровень речевой культуры, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, высокая работоспособность. Отсутствие или слабый уровень развития этих качеств делает человека непригодным к педагогической деятельности” (2;с.6).

В свете названных требований к личности педагога был задан магистрантам следующий вопрос: “Приходилось ли Вам сталкиваться с бестактным поведением преподавателя по отношению к Вам?”. Вот такие ответы были получены (в %):

Ответ/

Фак-т

ТПХ и ППР

ТПХ и ПППВ

Ветеринарный

Фак-т

Эконмич. фак-т

Механич.

Фак-т

Технологический фак-т

Нет

35%

40%

10%

5%

25%

-

Очень редко

30%

30%

40%

15%

25%

-

Иногда

20%

30%

40%

70%

50%

100%

Часто

15%

-

10%

-

-

-

Думаю, что данные, приведенные в таблице, не требуют комментария. Из ответов магистрантов можно сделать главный вывод: на всех факультетах научно-педагогические работники допускают бестактное поведение, хотя “этический показатель” этого поведения на разных факультетах разный.

Некоторые выводы и рекомендации.

Усиление практической направленности в обучении, формирование прагматического отношения к знаниям не должно подавлять интерес студентов к знаниям мировоззренческой, просветительской направленности. Если восторжествует практицизм, прагматизм в системе обучения, ослабнет гуманитарная составляющая, то исчезнет та специфика университетского образования, которая традиционно была связана с целью воспитания интеллигенции как интеллектуального слоя общества, останутся только формальные квалификационные уровни образования, а его качество будет определяться количеством знаний, которые бакалавр или магистр научится применять на практике.

Для повышения воспитательного потенциала учебного материала преподаватель должен системно обращать внимание студентов на те моменты в содержании учебной дисциплины, которые развивают мировоззрение, расширяют кругозор, влияют на формирование общей и профессиональной культуры будущих специалистов. В этом случаи учение студентов будет проходить более продуктивно, с большим интересом, а приобретаемые знания будут иметь не формальный характер, а вместе с практической ценностью приобретут личностный смысл.

Для повышения эффективности воспитания в процессе обучения преподавателям следует совершенствовать психолого-педагогические умения управлять познавательными процессами как во время аудиторных занятий, так и при организации самостоятельной работы студентов. Данные опросов студентов в течение пяти лет (2005-2009) свидетельствуют о том, что некоторые научно-педагогические работники не уделяют необходимого внимания совершенствованию стиля своей преподавательской деятельности, сохраняя позицию авторитаризма или скрытого “равнодушия” по отношению к студентам. Педагогическое общение в новых образовательных условиях должно приобретать характер межличностного общения, вытесняя в разумных пределах формально-ролевое и наполняясь энергией творческого сотрудничества. Последнее особенно важно в университете, имеющем статус научного – исследовательского. Самый результативный метод воспитания – это совместимая продуктивная деятельность учителя и ученика, научно-педагогического работника и студента. Воспитательная направленность этой деятельности зависит от ее содержания и личностного смысла и для обучаемого и для обучающего. Совместная творческая работа оставляет в душе студента наиболее глубокие и яркие воспоминания.

Заботясь о сохранении лучших отечественных образовательных традиций (в контексте вхождения в Болонский процесс), необходимо наделять учебную деятельность глубоким и разносторонним воспитательным содержанием, учиться преодолевать усилившуюся формализацию и бюрократизацию процесса обучения, уметь сохранять основное педагогическое внимание на задачах воспитания личности специалиста, формирования гражданских и общечеловеческих качеств будущих специалистов агропромышленного комплекса Украины, работников сферы управления и профессионального образования.

Список использованной литературы

1. Совершенствование форм, методов контроля знаний, побуждающих к активизации самостоятельной работы студентов… в Крымском ГАТУ// Материалы учебно-научно-методическая конференция профессорского преподавательского состава – Симферополь, 2003.

2. Брагина Г. В. Педагогическое мастерства. – Симферополь, 1999.

Аннотация

О путях повышения эффективности воспитания в процессе обучения в агротехнологическом университете.

На основе данных опроса магистрантов в статье намечены пути активизации воспитательной функции обучения в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная функция обучения, педагогическое общение, кредитно-модульная система организации учебного процесса, личность педагога.

Анотація

Про шляхи підвищення ефективності виховання в процесі навчання в агротехнологічному університеті.

На основі даних опитування магістрантів у статті визначено шляхи активізації виховної функції навчання в умовах кредитно-модульної системи організації навчального процесу.

Ключові слова: виховання, виховна функція навчання, педагогічне спілкування, кредитно-модульна система організації навчального процесу, особистість педагога.

Summary

About the ways of effectiveness increase of training during the education process in an agricultural university

On the basis of undergraduate students’ inquiry data the ways of activation of training function of education in terms of the credit-module system of educational process organization are outlined within the article.

Key words: training, training function of education, pedagogical communication, credit-module system of educational process organization, the personality of a teacher.

В. Л. Гаврилюк, директор гуманитарного УНЦ, к. ф.н.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить