Научные исследования - Лекции
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Лекция 1

Определение науки и основных научных понятий. Классификация методов исследования.

Тема: Определение науки, причины возрастания её роли. Основные научные понятия.

Леонардо да Винчи: "... мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте. Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов. Мудрость есть дочь опыта".

А. Розенблют и Н. Винер: "Любой эксперимент – всегда некий вопрос. Если вопрос неточен, получить точный ответ на него трудно. Глупые ответы, т. е. противоречивые, расходящиеся друг с другом или не относящиеся к делу иррелевантные результаты экспериментов, обычно указывают на то, что сам вопрос был поставлен глупо".

Наука – сфера и результаты познавательной деятельности человечества, направленные на открытие и объяснение законов и закономерностей развития природы и общества для улучшения труда и жизни людей.

Как в прошлом, так и в настоящем и даже в будущем роль науки будет непрерывно возрастать по 3 причинам:

Пример: 1000 год – 0,275 млрд. чел.
 1500 год – 0,446 млрд. чел.
 1800 год – 0,906 млрд. чел.
 1900 год – 1,008 млрд. чел.
 1967 год – 3,350 млрд. чел.
 1995 год – 5,550 млрд. чел.
 2000 год – 6,300 млрд. чел.
 2025 год – 8,500 млрд. чел.


1) Численность населения земли непрерывно увеличивается все возрастающими темпами, поэтому нужно все больше и больше различных продуктов для удовлетворения его потребностей.

2) В связи с ростом численности населения неизбежно уменьшается площадь с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека.

Пример: В СССР в 1937 году на душу населения приходилось 1,37 га пашни; в 1980 году – 0,82 га.

3) С ростом цивилизации неизбежно возрастают потребности человека.

С учетом этих трех причин обществу приходится на одной и той же площади выращивать все больше и больше продукции.

В связи с этим возрастает роль агрономии, т. к. именно она разрабатывает пути увеличения производства продукции и сырья для промышленности.

Агрономия – комплекс наук разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды.

Следует различать задачи научной и прикладной агрономии. Научная агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т. д.

Прикладная агрономия используя эти приемы увеличивает производство продукции и обеспечивает потребности все возрастающего населения.

Научная агрономия проводит исследования в след направлениях:

1) Изыскание способов направленного изменения природы растений;

Основной вклад здесь вносит генетика и генная инженерия. Эти исследования не носят зонального характера поэтому наиболее целесообразно создавать несколько крупных конкурирующих генетических центров.

2) Создание новых форм и культур растений наиболее приспособленных к условиям определенной зоны.

Главная наука здесь селекция растений, исследования должны быть зональные.

3) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений. Главные науки – растениеводство и агрохимия.

4) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства.

5) Охрана окружающей среды.

Научные исследования – это процесс изучения конкретного объекта, явления или предмета с целью раскрытия закономерностей их возникновения и развития, а также преобразования в интересах общества.

В целом человек использует 3 вида познавательной деятельности:

 

1) изучение – процесс добычи знаний новых для обучающегося, но уже известных обществу. Это учебная деятельность. В названиях и в тексте дипломных работ следует избегать слово "изучение", поскольку дипломная работа – это результат научной деятельности.

2) исследование – процесс добычи знаний новых для общества. Это основной вид научной деятельности.

3) испытание – процесс сопоставления реальных свойств объекта с теми требованиями, которые к ним предъявляют. Это разновидность исследования, поэтому испытание – это тоже научная деятельность.

Пример: В агрономии очень широко проводится испытание новых сортов. Для этого во всех зонах созданы сортоиспытательные комплексы. Агроном должен поддерживать тесные контакты с ближайшими сортоиспытательными участками.

Кроме этого существует специальная сеть машиноиспытательных станций.

Для получения исходных данных об объектах исследования производят различные измерения или анализы – обследование тех или иных объектов. Это не вид познавательной деятельности, это процесс накопления исходных данных.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить