Научные исследования - Лекции
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Лекция 4

Тема: Классификация методов исследования. Типы исследований по назначению.

1. Этапы научного исследования.

 

1) Планирование, его задача – разработка программы и методики исследования;

2) Накопление фактов, для проверки предположений сформулированных в программе, т. е. накопление первичных данных об объектах исследования;

3) Математический анализ полученных результатов, а затем формирование выводов и рекомендаций производству.

Приведенный перечень этапов показывает, что на каждом из них решается четко обособленные задачи.

В связи с этим любое исследование требует применения определенных методов. Причем, на каждом этапе нужны свои специфические методы исследования.

2. Определение и классификация методов исследования но назначению.

Метод исследования – это совокупность действий, необходимых и достаточных для решения четко обособленных задач исследования.

По назначению все методы подразделяются на 3 категории:

I. Методы предназначенные для логического анализа и обобщения информации с профессиональных позиций.

К этой категории относятся:

1) Логический метод (логические приемы)

Пример: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, логическое моделирование, т. е. формирование гипотез.

2) Исторический, главная его задача заключается в том, чтобы при планировании исследования анализируя всю известную уже информацию получить четкие ответы на следующие вопросы:

а) Что по теме исследования уже известно и не вызывает сомнения?

б) Что вызывает сомнения и значит требует проверки в новом исследовании?

в) Какие новые идеи и предположения содержатся в публикациях и других источниках информации?

г) Какие ошибки методического и профессионального характера допущены в предшествующих исследованиях?

Эта информация используется в первую очередь для выдвижения собственных гипотез о том, как нужно изменить технологию или условия, чтобы получать лучшие результаты.

3) Диалектический, предназначен для того, чтобы ни программа исследований, ни выводы и рекомендации производству не противоречили общим законам развития природы, т. е. законам диалектики.

Эту категорию методов будем обозначать аббревиатурой ЛИД.

ЛИД используется на первом этапе исследования для разработки программы и методики, а на третьем этапе для формулирования выводов и рекомендаций производству.

II. Методы, предназначенные для накопления первичных данных об объектах.

1) Наблюдение (но не обязательно созерцание);

2) Эксперимент (опыт);

Наблюдение – это совокупность действий необходимых для измерения метрических признаков у объектов или явлений или словесного описания неметрических признаков, причем без каких-либо воздействий на эти объекты или явления.

Наблюдения по назначению подразделяются на следующие виды и разновидности:

1. Контрольно-технологические – предназначены для контроля за технологическим процессом при его управлении;

2. Научные – предназначены для решения определенных научных задач.

Научные наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:

а) Монографические – они предназначены для характеристики одной ГСО по нужным для производства или науки метрическим и неметрическим признакам.

б) Сопутствующие – сопровождают монографические наблюдения или эксперимент для получения сведений, которые невозможно добыть с помощью только эксперимента или монографического наблюдения.

Сопутствующие наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:

1) Ситуационные – предназначены для накопления данных об условиях исследования для того, чтобы потом определить типичными ли они были для данной зоны. Ситуационные наблюдения сопровождают как эксперимент, так и гипотезные наблюдения.

2) Гипотезные – для проверки тех предположений гипотез, которые невозможно проверить самим экспериментом. Следовательно они сопровождают только эксперимент.

Любой эксперимент должен сопровождаться четкой программой гипотезных наблюдений. В ней должны быть только те наблюдения, которые помогут проверить все предположения гипотезы.

ГИПОТЕЗА – в агрономии должна включать три взаимосвязанных предположения:

1. Что на данном этапе в производстве мешает получать лучшие результаты?

2. Предположение о том, как избавиться от этой помехи, т. е. как изменить технологические условия или сами растения, чтобы получать лучшие результаты?

3. Предположение о том, почему надеются, что именно такие изменения способны обеспечить лучшие результаты.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить