Статьи по медицинским темам
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Планирование и внедрение в воспитательный процесс принципов и методов формирования здорового образа жизни.

 

 

Содержание

Введение

1.  Здоровье – духовное, социальное, психологическо.

2.  Мероприятия, входящие в состав здорового образа жизни.

2.1. Компонент здорового образа жизни – питание.

2.2. Рациональное распределение времени на работу и отдых.

2.3. Физическая культура и спорт в жизни студенто.

2.3.1. Общеметодические принцип.

2.3.2. Специфические принципы в процессе занятий физической культурой и спортом.

2.4. Мероприятия по закаливанию организм.

2.5. Курение и его вред для организм.

2.6. Алкоголь и его влияние на организм.

2.7. Наркомания – деградация личности.

3. Методы пропаганды здорового образа жизни.

Заключени.

Литература.

Введение

Государственная политика Украины в сфере высшего образования направлена на обеспечение здоровья молодежи во всех ее составляющих: духовной, социальной, психологической и физической. Приоритетным заданием высшего образования является обучение студенческой молодежи, ответственном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшим индивидуальным и общественным ценностям, обозначенным Конституцией Украины.

За годы независимости Украины принято несколько государственных национальных программ, направленных на сохранение и улучшения здоровья граждан. Между тем, все это не обеспечило значительного улучшения состояния здоровья населения Украины, особенно молодежи, что вызывает особое беспокойство. Прежде всего потому, что состояние здоровья не отвечает международным стандартам и за последние десятилетие продолжает увеличивается рост заболеваний, снижается физическое и психическое здоровье молодежи [10].

Анализ качественных и количественных характеристик населения Украины за последние годы, свидетельствует о том, что общество находится в положении глубокого демографического кризиса, который характеризуется старением населения, уменьшением средней продолжительности жизни. Число заболеваний гипертонией и стенокардией возросло, количество инфарктов увеличилось на 30%, смертность превышает рождаемость. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья студенческой молодежи, которое является неотъемлемой частью нации.

Большое число школьников и студентов пропускают учебные занятия из-за различных заболеваний. Многих из них освобождают от практических занятий по физическому воспитанию из-за различных патологий. В то же время, известно, что ФК и С играют, если не главную, то значительную роль в формировании и укреплении здоровья, повышении трудоспособности, улучшения физического, функционального и психического состояния. Известно, что с помощью физических упражнений происходит положительная настройка в работе всего организма, совершенствуются координационные механизмы моторных и вегетативных функций, расширяются компенсаторные и адаптационные реакции, улучшаются физические качества, повышается иммунитет к простудным и другим заболеваниям.

По всей вероятности, улучшение здоровья, высокую работоспособность, увеличение продолжительности жизни нельзя рассматривать в отрыве от экологии, питания, стрессовых состояний, которым подвергаются граждане Украины и, особенно, молодежь.

В связи с вышеизложенным, для укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизнедеятельности, может явиться комплекс санитарно - гигиенических, оздоровительных, бытовых, психологических мероприятий. Внедрение регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение режима труда и отдыха, сбалансированного питания. Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья имеет закаливание организма [4, 7, 8, 12, 13, 14, 21].

Поэтому повсеместно необходимо проводить пропаганду о здоровом образе жизни по внедрению его в план воспитательного процесса кураторам академических групп, принципов и методов в формировании здорового образа жизни. Эта проблема здоровья студенческой молодежи, как никогда, является актуальной.

1. Здоровье –духовное, социальное, психологическое

Охрана здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Здоровье – это первая и важная потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающее гармоническое развитие личности. Над вопросами решения проблемы о здоровье и долголетия много лет занимаются тысячи медиков, биологов, физиологов. Однако, эта проблема остается неразрешенной. Одним из вопросов решения этой проблемы может быть соблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ).

В связи с этим, основной и пожалуй, главной задачей, кроме вышеперечисленных факторов, является пропаганда и внедрение в повседневную жизнь студентов ЗОЖ с целью улучшения и укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления физического, психического и нравственного статуса в течение студенческой жизни и далеко за ее пределами.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного, социального и психологического благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье нужно рассматривать в трех аспектах. Здоровье физическое, психическое и нравственное.

- Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Только при этом можно говорить о саморегуляции организма. В результате чего организм правильно функционирует и развивается.

- Психическое здоровье – характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

- Нравственное здоровье – определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали.

Из сказанного понятно, что нельзя пренебрегать основами здорового образа жизни. Его нужно внедрять, начиная с раннего возраста. Одной из основных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни является разъяснительная работа о вреде алкоголя, табака и наркотиков на организм.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Поэтому ЗОЖ включает в себя комплекс оздоровительных, санитарно-гигиенических, бытовых и психологических мероприятий. Кроме того, ЗОЖ включает в себя систематические и регулярные занятия ФК и С, сбалансированное, не менее трех разовое питание, с обязательным введением в рацион, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, соблюдение режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) [7, 11, 13, 16].

2. Мероприятия, входящие в состав здорового образа жизни.

2.1. Компонент здорового образа жизни - питание.

Одним из важнейших компонентов ЗОЖ является питание. Люди питаются по разному, в зависимости от условий труда, характера работы, учебы, вкусов и т. д. Однако, существует ряд требований, которые необходимо прививать всем и, конечно, студентам.

Прежде всего, пища должна быть разнообразной и полноценной, т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду. Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком длинными (5-6 часов). Рекомендуем 3-разовое питание. Если весь рацион принять за 100%, то на завтрак должно быть отведено 30-35%, на обед – 40-45%, на ужин – 25%. Перед занятиями, особенно занятиями по физическому воспитанию не рекомендуется принимать пищу, так как после ее приема происходит перераспределение крови, усиливается процесс пищеварения, при этом умственная деятельность затормаживается. Что касается, категорического совета не принимать пищу перед занятиями по физическому воспитанию, то это связано с тем, что при наполненном желудке происходит подъем диафрагмы, которая давит на сердце и легкие, затрудняя их деятельность. Кроме этого, с наполненным желудком не рекомендуется заниматься физическими упражнениями, т. к. это может привести к негативным явлениям пищеварительного тракта и отрицательно сказаться на функции пищеварения. Если предстоят тренировочные и учебные занятия по физическому воспитанию, то пищу нужно принимать за 2-2,5 часа до занятия и через 30-40 минут после занятия. Существует ряд диет и видов питания (раздельное, смешанное, вегетарианское). Не экспериментируйте самостоятельно на своем желудке. Сначала проконсультируйтесь у врача диетолога, а также можете получить исчерпывающие ответы, познакомившись с работами П. Брэгга, А. А. Микулина [17, 23, 24].

Заканчивая требования об организации питания, уместно привести слова И. П. Павлова: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание». Считаем, что культура в еде заключается - «Лучше недоесть, чем переесть».

В разделе питания следует особенно внимание уделять белкам, т. к. они входят в состав мышц, мозга, костей. Их молекулы участвуют во всех основных процессах жизнедеятельности. Белками являются некоторые гормоны, которые принимают участие в регуляции обменных процессов. Организму нужно постоянно защищаться от опасных вирусов и бактерий. Этот процесс защиты обеспечивается с участием специализированных белков (антител). Белковое голодание приводит к тяжелым расстройствам здоровья. Из-за отсутствия белков у детей может быть ослаблена память, интеллект. Человеку необходимы как белки растительного, так и животного происхождения. На 90% усваиваются белки молока, мяса, рыбы. Очень ценны и хорошо усваиваются белки морепродуктов. Сложно усваиваются белки, которые находятся в хлебе, крупах, бобовых, орехах, семечках. Соя и гречка восполняют дефицит аминокислот.

В холодное время года нужно обязательно употреблять яйца, творог, рыбу, салаты из квашенных овощей. Тепло внутри нас, т. е. энергию могут сохранить, употребляя в пищу крупы и картофель с квашенными овощами. В осенний период, когда возникают гриппозные заболевания необходимо для профилактики больше обычного употреблять лук, сало, чеснок, лимоны, фрукты, зелень.

В целом, говоря о питании, следует отметить, что питаться нужно так, как питались дома с детства, с учетом веществ, специфика Вашей жизни.

2.2 Рациональное распределение времени на работу и отдых.

Для нормальной жизнедеятельности немаловажное значение имеет рациональное распределение времени в течение суток на сон, учебу, занятия физической культурой и спортом, а также время на другие культурно-массовые мероприятия.

Помните, что сон восстанавливает силы. Спите в хорошо проветриваемой комнате в любое время года. Это закалит ваш организм. Чаще находитесь на воздухе.

Сочетайте умственную работу с занятиями физической культурой и спортом. Это поможет Вам, на протяжении всего учебного года сохранить высокую работоспособность.

Русский физиолог Н. Е. Введенский сформулировал 5 условий, которые нужно соблюдать в процессе занятий в течение учебного года:

1.  Всегда трудовую деятельность начинайте с постепенного вхождения в работу.

2.  Для высокой работоспособности всегда соблюдайте ритм работы.

3.  Соблюдайте привычную последовательность и систематичность в работе.

4.  Правильно чередуйте труд и отдых.

5.  Выполняйте умственную работу в одни и те же часы суток. Это поможет Вам выработать условный рефлекс на время, когда к этому времени работоспособность будет наиболее высокой и качественной.

Не занимайтесь самоподготовкой в очень поздние вечерние часы. Это поможет привести к повышенным затратам нервной энергии, отрицательно скажется на качестве сна, ухудшит Ваше здоровье, снизит активность усвоения учебного материала. Для лучшего запоминания учебного материала задавайте себе вопросы: для чего? Зачем? Почему? Что из этого следует? И т. д. Тогда восприятие материала будет активным, а запоминание лучшим.

Надо помнить о таком понятии, как врабатываемость. На нее, обычно уходит 10-12 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. Работоспособность вначале учебной недели бывает несколько снижена. В середине недели она наиболее высокая, в пятницу и субботу отмечается ее снижение. В некоторых случаях, в последний день недели наблюдается подъем работоспособности, что связано с явлением «конечного порыва». Большие учебные нагрузки: семинары, контрольные работы, модули, коллоквиумы, зачеты и т. д. – сопровождаются нервно - эмоциональным напряжением, вызывая снижение работоспособности. Последовавшие за этим обычные нагрузки приводят к восстановлению работоспособности с появлением в конце недели, так называемой, фазы суперкомпенсации, то есть повышения работоспособности.

В учебном году можно выделить ряд периодов: период врабатывания – он длится от 3 до 3,5 недель; период стабилизации работоспособности от 2 до 2,5 месяцев и период, некоторого снижения работоспособности, который приходится на начало зачетной недели и сопровождаются эмоциональными переживаниями, умственными напряжениями. Усиление этой тенденции происходит во время экзаменационной сессии. Во время зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, тогда может наблюдаться явление сверхвосстановления работоспособности.

Второе полугодие начинается также с периода врабатывания, но он длится меньше и составляет приблизительно 1,5 недели. В дальнейшем изменениях работоспособности сходны с периодами первого полугодия.

2.3 Физическая культура и спорт в жизни студентов.

Физическая культура и спорт являются одним из компонентов составляющих здоровый образ жизни.

Длительная, однообразная умственная деятельность быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности молодого организма. Для предупреждения усталости и поддержания оптимальной работоспособности организма на более длительное время необходимо своевременно переключаться на другой вид деятельности, на активный отдых. С этой целью в режиме учебы и отдыха студентов должны находить широкое применение различных средств и методов ФК и С.

Известно, что большего эффекта в укреплении здоровья можно достичь тогда, когда физические упражнения сочетаются с использованием естественных факторов природы (солнце, воздух, вода). Ценность занятий физическими упражнениями заключается еще и в том, что имеется взаимосвязь деятельности двигательного аппарата с вегетативными органами. При недостаточной двигательной активности в организме нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем. Нарушается обмен веществ и развиваются дегенеративные заболевания (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Человеческий организм – это самовосстанавливающая, самосовершенствующаяся, саморазвивающаяся система. Однако, этой системе нужно помогать. Оптимальный двигательный режим, укрепляет опорно-двигательный аппарат, расширяет функциональные возможности организма, укрепляет его, повышает жизнедеятельность и продлевает активное долголетие. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, в зависимости от возраста, пола и массы тела составляет 2880 – 3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 1200-1900 ккал, а остальные энергозатраты необходимы для поддержания жизнедеятельности организма в состоянии покоя, для нормальной жизнедеятельности систем дыхания, кровообращения, обменных процессов.

По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое снижение двигательной активности, в последние десятилетие, привело к снижению функциональной возможности людей. Так, например, величина максимального потребления кислорода (МПК) у здоровых мужчин снизилась с 45.0 до 36.0 мл/кг. При занятиях физической культурой значительное место должно отводится воспитанию выносливости, т. к. она основана на аэробной системе и включает в себя сердечно-сосудистую (СС), легочную систему (ЛС), систему крови (СК), тканевое дыхание (ТД). Таким образом, выносливость является комплексным понятием и от ее уровня зависит физическая работоспособность и здоровье в целом. Вот почему, пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни нужно уделять большое значение воспитанию, такого физического качества, как выносливость.

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин. Мышцы являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса центральной нервной системы, облегчают движение венозной крови по сосудам и сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Чем интенсивнее двигательная активность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличивается энергетический потенциал, функциональные резервы организма и продолжительность жизни.

Исходя из вышеизложенного, роль физической культуры в здоровом образе жизни неоспорима.

Однако, чтобы занятия физическими упражнениями не навредили организму нужно регулярно и систематически проводить самоконтроль за работой сердца и следить за функцией сердечно-сосудистой системы (ССС) в целом.

Для проведения самоконтроля за (ССС) в процессе занятий физической культурой и спортом необходимо знать о строении и работе сердца, о влиянии физической нагрузки на ССС. Уметь определять частоту сердечных сокращений в покое и при нагрузке, измерять кровяное давление, проводить функциональные пробы и уметь производить оценку влияния физических упражнений на ССС и в целом на организм человека. Владеть средствами восстановления и основными приемами массажа и самомассажа. Все эти вопросы освещены в работах ряда авторов [1,2,3].

Кроме того, для более результативного эффекта и приносимой пользы от занятий физическими упражнениями необходимо пользоваться некоторыми общеметодическими и специфическими принципами физического воспитания. Применяемые принципы позволят четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок в процессе занятий физической культурой и спортом. [29].

2.3.1 Общеметодические принципы

К основным принципам этой группы следует отнести: принцип сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации.

- принцип сознательности и активности. Назначение этого принципа состоит в том, чтобы сформировать глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности. Что касается активности, то она характеризуется величиной проявляемой деятельности человека. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Из этого принципа вытекает одно из главных, пожалуй, требований – воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, активного отношения к процессу физического самосовершенствования.

- принцип доступности и индивидуализации. При реализации этого принципа нужно учитывать доступность физических нагрузок с учетом показателей здоровья, желанием заниматься, самочувствием и т. д. Этот принцип предусматривает индивидуальный подход к физическим нагрузкам. В процессе занятий нужно исключить негативные, вредные последствия для организма от чрезмерных нагрузок. Выполнения физических упражнений должны приносить пользу для здоровья, а не вред. Поэтому этот принцип является важным в процессе занятий физической культурой и спортом.

2.3.2 Специфические принципы в процессе занятий физической культурой и спортом.

К специфическим принципам, которые нужно применять относятся:

принцип непрерывности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики физических нагрузок; принцип возрастной адекватности.

- Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями. В этом принципе нужно выделить два положения, которыми необходимо руководствоваться в процессе занятий физической культуры и спортом.

Первое положение заключается в том, что процесс занятий ФК должен являться целостной системой, учитываться последовательностью физической нагрузки, основываться на знаниях и учение положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств;

Второе положение – устраивать большие перерывы между занятиями, они должны быть оптимальными, при которых физические нагрузки имели свойства наслаиваться, в итоге, чтобы произошла кумуляция эффектов предыдущей и настоящей нагрузки.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Для сохранения повышенного уровня функционирования систем организма нужно, чтобы повторные нагрузки выполнялись в строго определенные интервалы отдыха. Наилучшим интервалом отдыха будет, такой промежуток времени, который потребуется для появления фазы суперкомпенсации. Поэтому занятия физическими упражнениями должны отличаться четкой системой и последовательностью воздействий с учетом «следовых» явлений. Методические пути реализации этого принципа могут быть: рациональная повторность заданий; рациональное чередование нагрузок и отдыха; повторность и вариативность заданий и нагрузок.

- Принцип постепенного наращивания развивающих – тренирующих воздействий. Этот принцип предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличение объема и интенсивности по мере роста функциональных возможностей организма.

- Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Из этого принципа вытекает три положения: суммарная нагрузка должна быть такой, чтобы она не вызывала негативных отклонений в здоровье; по мере адаптации применяемой физической нагрузки необходимо очередное увеличение нагрузки; на отдельных этапах, физические нагрузки должны или временно стабилизироваться, или временно снижаться, или временно повышаться.

- Принцип возрастной адекватности. Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физической нагрузки с учетом возрастных периодов человека. Он является основополагающим при использовании физических упражнений в процессе многолетних занятий физической культурой и спортом.

2.4 Мероприятия по закаливанию организма

Одно из мероприятий здорового образа жизни является гигиена закаливания. Она повышает стойкость организма к простудным заболеваниям и к внешним колебаниям среды (высоким и низким температурам, к сырому и влажному воздуху, к ветрам различной силы).

При закаливании необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: постепенность (от малых доз до больших, по количеству и по форме принимаемых процедур); систематичность (проводить систематически); воздействовать на организм различной силы раздражителя; воздействовать разнообразными средствами закаливания, к которым относятся: солнце, воздух, вода.

Солнечные ванны лучше принимать лежа в утренние часы с 8 до 11 часов и во второй половине дня – с 16 до 19 часов. Первый день продолжительность солнечной ванны – от 5 до 8 минут, последующие дни добавлять по 5 – 7 минут.

При принятии воздушных ванн необходимо учитывать температуру, влажность и движение воздуха (ветра).

При закаливании водой нужно знать, что водные процедуры делятся на холодные (до 19º), прохладные (20-32º), безразличные (33-35º), теплые (36-40º). Во время применения водных процедур по реакции организма на ее температуру можно выделить ряд фаз. Первая фаза характеризуется появлением озноба (поверхностные сосуды суживаются, кожа бледнеет – гусиная кожа); вторая фаза – спазм сосудов сменяется их расширением, кожа краснеет, появляется ощущение тепла; третья фаза характеризуется длительным воздействием холодной воды, появляется ощущение озноба – переохлаждение.

На протяжении всей жизни подавляющее большинство людей неоднократно подвергается воздействию переохлаждения и сырости, что в ряде случаев приводит к простудным заболеваниям. Применение водных процедур оказывает благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшает обмен веществ, укрепляет центральную нервную систему, повышает функцию иммунной системы.

Методика закаливания состоит в последовательности выполнения мероприятий по закаливанию. Так, сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным растираниям, начиная обтираться теплой водой (35-36º С), постепенно переходя к холодному обтиранию, а затем – к обливанию и купанию [8, 13, 14].

2.5 Курение и его вред для организма

Эпидемиологические исследования, проведенные в нескольких странах, показали, что курение приводит к смерти около 50% постоянных курильщиков, которые приучились к табакокурению еще подростками. К тому же половина из них умирают еще в работоспособном возрасте.

В Украине курят около 50% мужчин и 20% женщин работоспособного возраста. Поскольку за последние годы уровень курения среди мужчин не снизился, а среди молодых женщин увеличивается, то показатели смертности через два-три десятилетия будут возрастать.

Врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Установлено, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начинали курить после 25 лет. Над этим должна задуматься студенческая молодежь.

Длительно и долгокурящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз – раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые органы, кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Ученые выяснили, что курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого [11, 16, 19].

При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови, так как угарный газ, образующийся во время курения, вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. Уменьшение кислорода в крови тяжело сказывается на функции головного мозга. У курильщиков наблюдается рыхлость десен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. За последнее десятилетие ученые выяснили, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступает в воздух. А им дышат окружающие, получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин «пассивное курение». Идет борьба против «пассивного курения». Умственный труд и курение – несовместимы. Так, писатель А. Дюма – младший говорил: «… я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу». Великий врач С. П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно нестарым (57 лет) он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 15 лет». Мнение величайшего шахматиста А. Алехина: «…Никотин – ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выиграше матча за мировое первенство лишь тогда, когда отлучился от страсти к табаку».

Так, говорили о вреде курения для умственной работоспособности взрослого человека выдающиеся люди. Еще больший вред наносит табакокурение юношам и особенно представителям женского пола.

Таким образом, табакокурение – первая ступень деградации личности [13, 19, 27,].

2.6 Алкоголь и его влияние на организм

Говоря о здоровом образе жизни, следует отметить, что здоровый образ жизни – это прежде всего трезвый образ жизни [6, 10,].

В многочисленных публикациях, отмечается, какой вред наносит алкоголь здоровью человека, особенно молодому, еще не совсем сформированному организму [5, 11, 12].

Алкоголь, как и всякий наркотик, оказывает, прежде всего, воздействие на высокоорганизованные и высокодифференцированные отделы головного мозга. Токсическое действие алкоголя на центральную нервную систему выражается в нарушении психических функций. В среднем пьющий человек сокращает свою жизнь на 20-30 лет. Вскрытие тел, даже молодых алкоголиков 30-40 лет, показывает удручающую картину: все основные жизнеобеспечивающие органы полностью выработали свой ресурс. Но сильнее всего алкоголь действует на человеческий мозг, ухудшаются зрение, слух, память.

Как возникает злоупотребление алкоголем? Каковы социально-психологические факторы, ведущие к злоупотреблению спиртным, пьянству и алкоголизму? Эти вопросы раскрываются в книге А. А. Лещинского [16].

Число больных алкоголизмом и алкогольными психозами, состоящих на учете в психиатрических и психоневратических учреждениях страны имеет тенденцию к увеличению. Причем, пристрастие к спиртному отмечается, как у учащихся, так и у студентов техникумов, колледжей и вузов [12, 13]. Поэтому, борьбу с алкоголизмом нужно вести всеми имеющимися средствами.

О многообразном и страшном вреде, наносимым алкоголем человеку, писал Л. Н. Толстой: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство». Уместно привести несколько высказываний великих людей о вреде алкоголя: «Опьянение есть добровольное сумашествие» (Аристотель); «Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари» (В. Г. Белинский); «Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатство, как пьянство» (Ф. Бэкон); «Все эпидемии, вместе взятые, меньше губят человечество, чем пьянство» (Ж. Р. Рошар); «Можно сказать, что сколько мужья выпили водки, столько жены и дети пролили слез» (Н. А. Семашко); «Не пейте спиртных напитков, пьющим - яд, окружающим - пытка» (В. В. Маяковский).

Вред, наносимый алкоголем, также отражен в пословицах и поговорках всех народов: «Вино полюбил – семью разорил», «Хватил винца – не стало молодца!».

Здесь говорится о водке и вине. Но в настоящее время общество захватил бум пивного алкоголизма. Причем, пьют пиво от мала до велика. От пива до привыкания к более крепким напиткам один шаг. Из вышесказанного видно, какой ужасный вред наносит алкоголизм человеку. Считаю, что необходимо сделать соответствующие выводы тем, кто пристрастился к спиртному, включая пиво, вино и другие алкогольные напитки.

Таким образом, употребление алкоголя – это вторая ступень к деградации личности.

2.7 Наркомания – деградация личности

Наркомания сегодня – это удел молодых, так как до старости они не доживают средний возраст - 30 лет. По Украине в 1993 году официально было зарегистрировано 40 тысяч наркоманов. В 1999 году – уже 75 тысяч. В настоящее время эта цифра приближается к 90 тыс. Более 80% зарегистрированных наркобольных в Крыму, молодежи в возрасте 25 лет. По статистике 80 из 100 подростков хотя бы однажды пробовали наркотики.

Наркотикам присущи три признака:

- вызывание постепенного привыкания, когда для достижения привычного действия требуется все большая доза. Это физическая и психологическая зависимость;

- физическая зависимость выражается в том, что отсутствие наркотика состояние наркомана резко ухудшается, появляется боль, тошнота, рвота, нарушение со стороны внутренних органов, то, что называется «ломкой»;

- психологическая зависимость проявляется в готовности наркомана пойти на все, лишь бы снова получить наркотик.

Все наркотики в большей или меньшей степени обязательно повреждают нервную систему (в том числе головной мозг), иммунную систему, печень, сердце, легкие. Таким образом, наркотики повреждают весь организм. В процессе длительного применения наркотиков нарастает деградация личности, потеря работоспособности, отмечаются полная инвалидность, высокая смертность, причем нередко - ранняя, в молодом возрасте. Причины гибели наркоманов связаны с травмами в дорожных происшествиях, а также дозировками и некачественными наркотиками, которые вызывают заболевания– сепсис, пневмония, хроническая печеночная недостаточность [7, 15, 25,].

Особо пагубное влияние оказывает внутривенное введение, которое вызывает риск опаснейших заболеваний: спида, сифилиса, гепатита.

Так, наркотики вызывают зависимость; умственные и физические расстройства; приводят к социальной пассивности и дальнейшему отчуждению от общества; порождают насилие и другие виды преступности; вредят детям и молодым людям; негативно влияют на непосредственное окружение наркоманов; являются серьезной опасностью на производстве и на транспорте; порабощают; подавляют и уничтожают личность. Наркотики – дорога в никуда. Это третья ступень полной деградации личности.

3. Методы пропаганды здорового образа жизни

Большая роль в формировании здорового образа жизни должна отводиться методам пропаганды здорового образа жизни. Под методами пропаганды здорового образа жизни следует понимать способы воздействия на людей для формирования у них интересов, потребностей и убеждений по необходимости уделять большое значение здоровью [8].

К основным методам здорового образа жизни следует отнести приучение. Оно предполагает определенную продуманную организацию жизни людей, их труда, учебы, отдыха и приобщения к систематическим занятиям физическими упражнениями. На первых этапах процесс приучения следует начинать с показа того или иного вида физической культуры, спорта, используя фотографии, телевидение, кино. При этом важным является создание у людей положительных эмоций и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Метод упражнений. При использовании этого метода следует добиваться того, чтобы занимающиеся испытывали внутреннюю потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и стремились к совершенствованию своего здоровья.

Метод примера. Сущность этого метода состоит в направлении внимания на положительный пример оздоровительной деятельности людей, занимающихся физической культурой и спортом. Эффективность этого метода зависит от следующих условий:

- систематический, обоснованно усложняющийся по содержанию, показ образцов здорового образа жизни людей;

- расширение объема знаний о физической культуре и спорта, об оздоровительных воздействиях физических упражнений на организм человека;

- вовлечение в активные занятия физической культурой.

Метод игры. Недооценка роли игры в пропаганде здорового образа жизни не позволит достичь больших успехов в своем влиянии на физически пассивных людей. Игры должны подбираться такие, чтобы вызывали эмоциональный настрой, создавали бодрое настроение и возможность активного отдыха.

Метод соревнования. Этот метод содействует развитию физических сил и повышению активности людей. Это связано с тем, что людям свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству и самоутверждению.

Метод поручения. Активные занятия физическими упражнениями всегда происходят успешнее, если люди будут включены в разнообразную деятельность. Основная функция поручения – обеспечить формирование правильного отношения к здоровому образу жизни.

Метод беседы. Этот метод преследует цель: помощь физически пассивным людям оценить события, явления, осознать свой образ жизни, пересмотреть свое отношение к физической культуре и спорту.

Метод лекции. Это метод дополняет метод беседы. Если в беседе конкретные примеры, факты составляли основу, то в лекции они служат иллюстрацией к материалу. Главным в лекции является теоретическое обобщение материала.

Метод поощрения. Это способ выражения общественной положительной оценке поступков и поведения людей. Оно может быть выражено средствами морального характера (одобрение, благодарность) и материального (награда, премирование).

Метод порицания. В этом методе имеет место выражение общественного осуждения его действий и поступков, противоречащих нормам общественной жизни, и принуждает следовать определенным общественным требованиям, принятым в коллективе. Обязательным условием пропагандисткого эффекта метода порицания является опора на общественное мнение. Наибольшей силой воздействия обладает порицание, которое исходит от коллектива. Все эти указанные методы пропаганды рекомендованы В. И. Глуховым [8].

Заключение

На основании вышеизложенного становится понятным, что улучшить здоровье, продолжить активную физическую, умственную, психическую жизнедеятельность, увеличить продолжительность жизни, в какой - то степени можно при условии выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных, бытовых, социальных и психологических мероприятий, отказа от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков), регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом, сбалансированного питания, с набором необходимых пищевых веществ, соблюдение режима сна и отдыха. Кроме того, чтобы сохранить и приумножить здоровье необходимо выполнять указанный выше комплекс мероприятий, советов и рекомендаций. В процессе соблюдения здорового образа жизни нужно уделять большое внимание профилактике заболеваний. Эта мысль красноречиво изложена в высказывании академика Е. И. Чазова «Для профилактики заболевания особое место занимает закаливание физическое. Оно включает и правильно дозированную мышечную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха, и повышение устойчивости к климатическим факторам. Здесь же – рациональное питание, исключение курения и злоупотребления алкоголем. Это основа здоровья и работоспособности человека любого возраста»[30].

В литературе есть сведения о многих долгожителях. Например, по 185 лет прожили Кен Мингерн и Петер Зортай. Абхазец Киута 153 года от рода, ежедневно работал в саду и вскакивал на лошадь без посторонней помощи. Можно представить, каким джигитом он был в 100 лет!

Все эти факты говорят о том, что люди могут жить долго, и причина долгой жизни человека по данным исследований связана с жизнью его биологической клетки тела. Для этого нужно создать клетке такие условия, при которых нарождающейся в результате деления новой клетки не теряли бы молодых, полноценных качеств своих сородичей [18].

Поэтому, нужно помнить, что здоровье зависит в большей степени от нас самих. Если хочешь быть здоровым, будь им! Мы являемся венцом своего здоровья.

Литература.

1.  Амосов Н. М., Бедент Я. Л. Физическая активность и сердце. – Киев. Здоровье. 1989. – 211 с.

2.  Баранов В. В. Мет. указания по проведению самоконтроля сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физической культурой всех курсов и факультативов. – Симферополь, 2008, - 29 с.

3.  Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. – 3-е издание, доп., перераб. – М.: ФКиС, 1987 – 96 с.

4.  Битенский В. С., Херюнский Б. Г., Дворяк С. В., Глушков В. А. Наркомания у подростка, - Киев, 1989.

5.  Братус Б. С. Изменение личности при алкоголизме. – М.: Знание, 1973. – С.57.

6.  Братус Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: 1975.

7.  Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М.: Мысль, 1990.

8.  Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. – Киев, Здоровье. 1989. – 70 с.

9.  Горбатенко Л. С. Родители и педагоги: все о наркомании - Ростов на - Дону – Феникс. 2005. -352 с.

10.  Казак А. П. Здоровье молодежи – здоровье нации. Избегайте вредных привычек// За сельскохозяйственные кадры. – Симферополь, 2002. № 11.

11.  Казьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство - М.: 1989.

12.  Кошкина Е. А. Проблемы алкоголизма и наркомании в России на современном этапе.// Вопросы наркомании – 1993, № 4. – С.66-70.

13.  Куценко Г. Н., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Профиздат, 1987.

14.  Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: 1991. – 246 с.

15.  Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. – Л: Просвещение, 1991.

16.  Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М.: Медицина, 1985. – 61 с.

17.  Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркомания. – Л.: Медицина, 1991. – 230 с.

18.  Микулин А. А. Активное долголетие. – М.: ФКиС 1977. – С. 58-63.

19.  Молотков В. Н., Дмитерко О. Л., Хорошко И. Я. Здоровье уходит с табачным дымом. – Киев, 1985, серия 8, № 1. – 47 с.

20.  Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. – М.: 1990.

21.  Павлов А. З. Режим в жизни человека. – М.: 1974.

22.  Петровский К. С. Азбука здоровья (о рациональном питании человека) – М.: 1982.

23.  Поль Брэгг. Чудо голодание. – Алма-Ата., Кайнер. 1991. – 77 с.

24.  Поль Брэгг. Чудо голодания. – Минск. Белорусь. 1992. 2-е изд. – 187 с.

25.  Родионов А. В. Подростки и наркотики. – Ярославль, 2004. – 240 с.

26.  Синяков А. Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание, № 1, 1986. – 86 с.

27.  Сухарев В. А. Медианы здоровья. – Ростов – на Дону Феникс. 1997. – С.911.

28.  Терновой К. Курение и здоровье несовместимы. // Правда Украины, 1983, 22 октября.

29.  Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория методики физического воспитания и спорта. учебн. пособ. Для сотрудников высш. учеб. заведений. – М.: 20003. – С. 52-64.

30.  Чазов Е. И. Здоровье – всему голова.// Спортивные игры. 1985, № 6. – С. 37.

 

 

Кафедра физического воспитания и охраны здоровья. Методические рекомендации кураторам академических групп по планированию и внедрению в воспитательный процесс принципов и методов формирования здорового образа жизни.

формирования здорового образа жизни - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить