Лекции по парковому хозяйству
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

ЛЕКЦИЯ -  ПОНЯТИЕ «ЦВЕТОЧНЫЙ ДИЗАЙН» И ЕГО ИСТОРИЯ

План лекции:

1.  Предмет и содержание дисциплины.

2.  Задачи фитодизайна.

3.  История фитодизайна.

4.  Терминология.

1.  ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Фитодизайн закрытой среды – дисциплина, изучающая научно обоснованные технологии создания устойчивых в условиях различных интерьеров композиций цветочно-декоративных растений с целью обеспечения благоприятных условий работы и отдыха человека в условиях закрытой среды.

Цветочный дизайн (флористика) это искусство аранжировки цветов, основанное на четких правилах и законах пропорции и гармонии.

Задачи цветочного дизайна:

- создание комфортной среды для работы и отдыха человека;

- украшение интерьеров;

- оформление праздников, презентаций, выставок;

- развитие общественного вкуса, эстетическое воспитание;

- создание радостного настроения окружающим.

Дисциплина «Фитодизайн закрытой среды» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Цветоводство закрытого грунта», «Ботаника», «Ландшафтная архитектура», «Дендрология».

2.  ЗАДАЧИ ФИТОДИЗАЙНА.

Специалист садово-паркового хозяйства должен уметь определять микроклиматические параметры интерьеров; типы и стилистику интерьеров; формировать ассортимент растений для создания композиций из них, жизнеспособных в условиях различных интерьеров.

Чтобы избежать ошибок при подборе растений, обеспечить долговечность и гармоническое развитие композиций необходимо знать географию растений, флористическое районирование Земли, классификацию фитоценозов. Необходимо также знать законы и принципы фитодизайна, типы и стили интерьеров, а также основные декоративные свойства растений, их экологические требования к условиям закрытой среды.

Специалист, работающий в сфере фитодизайна закрытой среды должен обладать навыками создания проектов озеленения различных типов интерьеров: производственных, служебных, рекреационных, выставочных, жилых.

3.  ИСТОРИЯ ФИТОДИЗАЙНА.

История развития цветочного дизайна

За многие века развития человечества цветы не раз оказывали непосредственное влияние на судьбы государств и народов. Человек уже с древних времен собирал цветы для того, чтобы украсить свое жилище. Букеты диких цветов и снопы лекарственных растений вставляли в расщелины камней, бревен и досок жилья. На стенах жилища высекали изображения тех растений и цветов, которые исцеляли больных.

Цветы в подарок были знаком дружбы, любви. Девушки плели венки из цветов. Издревле распространился обычай прощаться с мертвыми с цветами.

■ Месопотамия (4 тысячелетие до н. э. - IV век до н. э.)

Первые памятники флористики происходят из месопотамской культуры. Благодаря культу природы вавилонского царства возникло садово-парковое искусство и украшение интерьеров. В висячие сады, из которых самые известные - это сады Семирамиды, высаживали красивейшие вечнозеленые растения, розы, а из срезанных с них цветов, побегов делали цветочные венки, композиции в вазах для украшения столов.

■ Египет (3 тысячелетие до н. э. – V век до н. э.)

В египетском царстве стены дворцов украшали венками из цветов, на столы ставили цветы в вазах. Сплетенные из красного нильского лотоса венки молодежь носила как тайный знак любви, в то же время цветок лотоса был жертвенным предметом, преподносимым богам. Цветок лотоса использовали для украшения колонн. Знатные египтяне, кроме воротников из золотых пластин, носили флористические воротники. В Египте найдены многочисленные изображения растений и цветов на стенах храмов, на саркофагах, Очень часто изображения цветов переносилось на ткани.

■ Греческие государства (3 тысячелетие до н. э.I век до н. э.)

Античные народы очень любили цветы. Статуи своих богов они украшали венками из цветов, жрецы и жрицы во время выполнения обрядов носили также венки из цветов. На головы ораторов плели венки из побегов цветущего вечнозеленого мирта. Самым любимым растением греков был лавр. Венки из лавра надевали на римлян, достигших успехов в науке, спорте, искусстве.

■ Римская империя (VIII век до н. э. – V век н. э.)

Одновременно с образованием больших городов (например миллионного Рима) возникла торговля цветами, а флористика выделилась в ремесло. Римляне превзошли греков не по красоте, а по количеству созданных изделий. Цветами украшали пиры и празднества, Воинов-победителей встречали цветами.

Венками из роз, лавра, лозы, самшита, мирта увенчивали римских императоров.

■ Средние века (V – XIV век)

В романскую эпоху разведение цветов и украшение цветами было связано с монастырями и служило только для украшения церквей. С возникновением готического стиля началось своеобразное развитие цветочной символики. Появился язык цветов рыцарской эпохи (лилия – скромность, фиалка белая – искренность, мимоза - чувствительность).

■ Ренессанс (XIV – XVI век)

Флористика не развивалась в такой степени, как садово-парковое искусство, она играла важную роль главным образом в искусстве украшения (в орнаментике). Важными элементами украшения были венки на голову, букеты, плетения из цветов. Излюбленными цветами считались розы, лилии, гвоздики, розмарин и левкой.

■ Барокко (XVII – XVIII век)

XVII век считается началом рождения и развития Западного искусства аранжировки цветов. В то время во Франции царил стиль барокко. Букеты из цветов были массивными и пышными, цветочные композиции выполнялись из большого количества ярких цветов: ирисов, роз, маков, пионов и декоративных элементов из шелка (бабочки, птички). Цветовая гамма букетов – золотистая, оранжевая, красная.

Стиль рококо, сменивший барокко, внес в искусство составления букетов плавность и изысканность. Цветовая гамма букетов становится нежной. Вазы стали выполнять из хрусталя, серебра и мрамора.

■ Классицизм (конец XVIII века – седина XIX века)

Эта эпоха возвращает цветочную символику средних веков и формирует своеобразный стиль флористики. Господствует формалистическая флористика, направление, исповедующее искусственные формы. При таком подходе цветок не может проявлять свою индивидуальность.

В XVIII в. английский художник У. Хогарт придает цветочной композиции S–образную линию, которую затем называли «кривая Хогарта» или «линия красоты». Впоследствии она стала символом западноевропейских аранжировок.

В конце XIX в. было модно дарить цветочные композиции, выполненные в виде арфы, лиры, скрипки, подковы, сердца, часов (композиции прикреплялись на специальный каркас). К сожалению, довольно часто преступалась грань хорошего вкуса, и работы выглядели вычурно (помпезно), не вызывая положительных эмоций.

В XIX в. формировались такие стили цветочных композиций, как «Помпадур», «Бидермайер», «Виктория», которые популярны и сегодня.

■ Романтизм (середина - конец XIX)

Букеты составлялись более свободно, естественно. В результате путешествий в Европу попало много новых растений, для которых строили оранжереи. Выбор растений в результате этого стал более широким.

■ Смена веков (конец XIX века – начало XX века)

В эпоху эклектики характерным являлся макарт-букет в стиле необарокко (фантастические композиции с использованием экзотического растительного материала, листьев, плодов, перьев павлина, тропических бабочек, раковин).

■ Период после Второй мировой войны

Вторая мировая война и последовавший за ней период не способствовали дальнейшему развитию флористики.

1950-е годы

В Германии появились школы флористики. Наряду с господствующим на протяжении веков декоративным стилем существовали такие стилевые направления, которые использовали небольшое количество растений и декоративные дополнения.

В этот период получил распространение вегетативный стиль. В композиции этого стиля используют происходящие из одной местности или же принадлежащие к одному времени года цветы, плоды, собранный мох, ветви, камни. Растительные элементы используют в том виде, в котором они встречаются в природе.

1960-е годы

Благодаря японскому искусству икебаны, в Европе распространился новый стиль, получивший название линейно-графического.

В конце 60-х годов появился стиль «параллель», в котором композиция строится на параллельных прямых.

1980-е годы

В качестве попытки модернизации декоративного стиля был создан структурный стиль. Цветы здесь используются в виде пятен, несколько разбросанных в пространстве, и из этой основы вырываются линейные элементы, лоза, которые объединяют части структуры.

1990-е годы

Во флористике появляются все новые и новые стилевые направления, новые тенденции (тренды). Флористы-дизайнеры используют их, приспосабливая под индивидуальные стили.

Славянские традиции

Простые люди, в отличие от богатых, собирали цветы на лугах, в лесу, выращивали сами. К празднику украшали свое жилье зелеными ветками, цветами, плодами, колосьями. Девушки встречали весну с венками из цветов. В Вербное воскресенье люди шли в церковь с ветками ивы, тополя, березы. На Троицу жилье украшали зелеными ветками березы, ароматными травами.

Японская флористика

В VI-VII вв. буддизм проник в Японию из Индии через Китай и Корею. В Японии буддизм слился с древней синтоистской религией, в которой почиталось множество различных богов. Считалось, что цветы, растения, вода, камеи, деревья имеют душу. На этой основе начиналось рождение и развитие икебаны.

Икебана

Истоки икебаны в Японии восходят к середине VI в. н. э. Рождение икебаны связано с куге, ритуальным обрядом подношения цветов буддийским божествам. Слово «икебана» означает «цветы, которые живут». В икебане принято избегать симметрии, ветви сдвинуты от центральной оси. Небо, Земля и Человек – вот три основных формообразующих элемента.

Развиваясь в течение 15 веков, икебана становится уникальным явлением в мировой культуре. 800 лет икебана была лишь элементом ритуала почитания Будды. Сегодня икебана вошла в быт не только Востока, но и Запада.

4.  ТЕРМИНОЛОГИЯ.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

барокко – слово происходит от португальского barucca, что означает жемчужину неправильной формы, в переносном смысле бессистемный, беспокойный.

бидермайер – стилевое направление, распространившееся главным образом в Австрии. Оно олицетворяет мещанское восприятие жизни.

икебана – означает «цветы, которые живут в воде», основной тип композиции японской флористики

кендзан – приспособление для закрепления цветов в японской флористике, подушка с иголками в свинцовой основе

классицизм – происходит от латинского classicus, что означает «первый, выдающийся»

макарт – стилевое направление необарокко, названное по имени венского художника Ганса Макарта

ренессанс – в переводе с французского означает «возрождение», включает в себя возрождение античного искусства древней Греции и Рима

романтика – происходит от слова romanроман. Это направление возникло в литературе

сецессион – означает уход, новые тенденции, декларировал разрыв с традициями

флоралия – праздник цветов в древнем Риме

эклектика – сочетание различных художественных стилей прошедших эпох в аранжировках, формировании интерьера

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить