Лекции по парковому хозяйству
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.33 (3 Голоса)

ЛЕКЦИЯ Тема: ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ШКОЛ, ТЕХНИКУМОВ, ВУЗОВ.

План:

  1. Ландшафтный дизайн и озеленение участков общественных зданий и сооружений.
  2. Детские дошкольные учреждения: ландшафтная организация и озеленение территорий детских садов и ясель.
  3. Школы - ландшафтная организация, благоустройство и озеленение территорий.
  4. Зеленые насаждения на участке вуза, техникума.
  1. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И ОЗЕЛЕНЕНИЕ УЧАСТКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.

Для большинства типов общественных зданий и сооружений их внутреннее пространство полностью обеспечивает соответствующие социальные и технологические процессы, и обращение к ландшафтному оформлению экстерьера составляет одно из дополнительных средств повышения их образной выразительности. В то же время существуют отдельные типы зданий, для которых ландшафтный дизайн окружающей территории становится обязательным требованием к выполнению их основной функции, распространяющейся за пределы архитектурного объема.

К числу таких объектов относятся:

● здания учебно-воспитательного назначения (детские дошкольные учреждения, школы, высшие учебные заведения);

лечебно-профилактические учреждения (больницы, санатории, пансионаты).

Особенностью их функционирования является комплексное использование внутреннего и внешнего пространства для создания единой среды, отвечающей основному назначению объекта.

  1. ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ САДОВ И ЯСЕЛЬ.

Задачей ландшафтной организации территории детских дошкольных учреждений является формирование масштабной комфортной рекреационной среды, обеспечивающей:

● продолжительное и разнообразное пребывание детей на площадках с необходимым уровнем инсоляции;

● функциональное назначение благоустройства детских игровых пространств

● воспитательное и эстетическое значение.

Поломанные игровые устройства, разбитые дорожки и неухоженные зеленые насаждения с раннего возраста могут создать представление у ребенка о разрушенном состоянии как нормальном, привычном, допускающем последующее разрушение.

■ 1.1 Градостроительно-функциональные особенности размещения

Тенденции последних лет:

● размещение детских дошкольных учреждений вне территории жилых групп при условии нормативной доступности, погранично с территорией сада жилого района или существующими зелеными территориями;

● жилые дворы при этом освобождаются для организации зон отдыха для жильцов;

● блокировка территории школы и детского сада позволяет укрупнять озелененные пространства;

● способствует организации более перспективной формы работы с детьми (спорт, эстетическое развитие).

■ 1.2. Архитектурно-планировочная структура детских дошкольных учреждений и школ обусловливается специфическими особенностями:

● изоляцией возрастных групп;

● объединение для общедетсадовских, общешкольных мероприятий;

● организация групп продленного дня;

● выделение внутренних двориков (для групп, классов);

● организация условий для общественно-полезного труда;

● в новых проектах – свободная ориентация по сторонам света групповых ячеек;

● внутренние дворики крупных учреждений используют как световые карманы и игровые площадки (зимний сад, зооуголок);

● озеленение внутренних двориков – по принципу микросадов, вертикальное озеленение;

● для базовых школ, школ-интернатов и детдомов важно иметь территорию для углубленного учебного процесса: метеоплощадки, строительные площадки, площадки для изучения правил дорожного движения).

Большое внимание уделяется архитектурному образу здания, его индивидуальному образу. Для этого широко используется синтез искусств:

● декоративно-прикладного (мозаика, панно, керамические вставки);

● скульптура;

● МАФ;

● цветовое решение архитектуры и покрытий.

■ 1.3. Требования к размещению (детские дошкольные учреждения):

● Размещение: ▪ на обособленных участках;

▪ на территории жилой застройки;

● бассейн один на 2 тыс. детей в дошкольных учреждениях;

● Радиус обслуживания – 300 м (на севере – 200м),

в сельских населенных пунктах и малых городах (1-2 этажа) – 500 м;

● Детские сады вместимостью до 140 мест разрешается размещать в пристройках к торцам зданий;

● Расстояние от зданий до красной линии – не менее 25 м,

в сельских районах – 10 м;

● Расстояние от границ земельных участков до стен жилых домов:

- с окнами и входами – 10 м;

- без окон и входов - 5 м;

Не допускается размещение детских садов непосредственно у магистральных улиц и дорог.

 

 

■ 1.4. Размеры земельных участков:

 

Вместимость, чел.

Норма на одно место, м2

Общая площадь, га

До 100

40

0,4

Свыше 100 - до 350

35

1,22

Свыше 500

30

1,5

 

Если учреждение примыкает к лесу или парку, размеры его площади можно сокращать, но не более чем на 25%.

 

 

■ 1.5. Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация территории детских садов и яслей должна отражать технологический процессгрупповая работа с детьми.

На территории выделяются:

● групповые площадки с навесами (от дождя и солнца);

● межгрупповая рекреационная зона (газон, декоративный бассейн, фонтан, МАФ, физкультурная площадка, автоплощадка, огород, зооуголок и т.п.).

Площадки для детей старшего и ясельного возраста могут блокироваться – это позволяет экономить территорию (велосипедно-самокатная дорожка и т.п.)

Баланс территории участка детского сада

Площадь застройки, %

Насаждения, %

Площадки

для детей, %

Дорожки, %

12

60

20

8

■ 1.6. Функции зеленых насаждений и приемы озеленения территорий дошкольных детских учреждений:

 

Функции зеленых насаждений:

● защитная (создание комфортной среды);

● санирующая (создание благоприятных санитарно-гигиенических условий);

● декоративная (эстетическое воспитание);

● учебно-воспитательная (наглядное пособие для знакомства с растениями).

Приемы озеленения территорий дошкольных детских учреждений:

Для обеспечения инсоляции в III-IV климатических районах высаживают деревья с ажурной кроной (рябина, клен серебристый, акация, ясень). Расстояние от зданий до деревьев должно быть 5-7 м, а до кустарников 2-3 м. В I-II климатических районах деревья высаживают группами и одиночными экземплярами на расстоянии от здания не менее 10 м, а кустарники - не менее 5 м.

● по периметру внешних границ участка целесообразно создание защитных полос в виде изолирующих посадок шириной 3,5-5,0 м (7-10 м в местах хозяйственных построек) из 1-2 рядов деревьев, интервал 4-5 м. дополняют живыми изгородями. Плотные ряды деревьев и кустарников образуют визуальный и звуковой экран, отделяющий участок от окружающих жилых групп. Защитные полосы могут прерываться в местах соприкасания с зонами озеленения города или района.

разделительные посадки в виде рядов кустарников (живых изгородей) предназначены для разграничения групповых площадок и придают территории сада модульную структуру.

Выбор конфигурации данного типа посадок во многом определяет характер композиции внутреннего пространства каждой площадки, поэтому достижение образного разнообразия отдельных игровых участков возможно за счет разумного сочетания прямолинейных и дугообразных линий посадок кустарника, объединения их контуров с теневыми навесами, применением вертикального озеленения по металлическому каркасу.

декоративные посадки усиливают эстетическую выразительность ландшафтной композиции участка дошкольного учреждения. Их размещение позволяет перейти от преобладающих горизонталей рядов кустарника к активным вертикалям высоких деревьев. Используют нередко хвойные породы с характерной конфигурацией кроны. Контраст формы и окраски растительного материала приобретает особую силу при использовании в качестве композиционных акцентов групп деревьев.

В АССОРТИМЕНТЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ И ЦВЕТОВ С ЯДОВИТЫМИ ПЛОДАМИ ИЛИ ЛИСТЬЯМИ, А ТАКЖЕ РАСТЕНИЙ С КОЛЮЧКАМИ.

 

Количество деревьев и кустарников на участке не должно быть чрезмерным. Ориентировочные нормы: 150-180 деревьев и 2500-3000 кустарников на 1 га площади участка детского сада.

  1. ШКОЛЫ – ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ.

В сравнении с рассмотренными особенностями ландшафтной организации территории детских дошкольных учреждений приемы озеленения участков школ не обладают достаточно строгой регламентацией. Как правило, обширные школьные участки (из расчета 22 м2 на учащегося) допускают использование отдельных зон, в частности спортивной, населением прилегающих жилых групп, поэтому при размещении высокой растительности не ставится задача придания участку качеств изолированной среды. При посадках деревьев и кустарников гораздо чаще преследуется цель формирования благоустроенных подходов к зданию школы как продолжения основных пешеходных направлений из жилой среды. Функции защитной зеленой полосы приобретают насаждения вдоль прилегающих транспортных проездов – ширина такой полосы составляет не менее 6 м.

Общеобразовательные школы, как правило, строятся по типовым проектам, в состав которых входят и типовое решение планировки участка. На площадках для отдыха учащихся 1-2-х классов размещается преимущественно игровое оборудование. Площадки для учащихся 3, 4, 5, 6-х классов оборудуют спортивными снарядами, оставляя их свободными от зеленых насаждений. Благоустройство и оборудование площадок для учащихся 7, 8-х классов учитывает более спокойный характер проведения ими свободного времени (беседы, чтение). На таких площадках может быть больше цветников, скамеек.

По границам школы устраивается ветрозащитная полоса из деревьев и кустарников шириной 1,5 м, Со стороны магистрали она может быть увеличена до 6,0 м. Если к границе участка школы примыкает микрорайонный сад, то с этой стороны ветрозащитные насаждения не нужны.

Зелеными насаждениями разделяются спортивные площадки, зоны различного назначения. Плотной зеленью отделяется хозяйственная зона.

При размещении зеленых насаждений надо предусматривать, чтобы они не препятствовали доступу солнечного света в школьные помещения. Высокие деревья рекомендуется садить не ближе 10 м от стен школьного здания, для кустарников это расстояние составляет не менее 5 м. С эстетической точки зрения главное внимание уделяется архитектурно-ландшафтной организации площадки перед главным входом в школу.

При планировочной и ландшафтной организации школьного участка следует учитывать возможность подхода к школе с разных сторон. Следует исключить транзит через учебно-опытную зону, через площадки отдыха. Планировочными средствами можно предусмотреть и охрану зеленых насаждений, газона.

В целом площадь озеленения участков школ составляет около 50%. Количество деревьев и кустарников на 1 га территории пришкольного участка должно составлять 120-125 шт. деревьев и 1200-1500 шт. кустарников.

Большого внимания требует благоустройство участка – организация отвода ливневых вод, замощение дорожек, правильное устройство спортивных площадок.

Баланс территории пришкольного участка

Использование территории

Площадь в м2 при размерах участка в га

1,0

1,25

1,5

Застройка

1000

1000

1000

Площадки:

 

- учебные

2200

3200

4100

- спортивные

3400

4750

6250

- хозяйственные

300

300

300

Защитные зоны

1000

1100

1150

Дворы и проезды

2000

2000

2000

Пешеходные дорожки

100

150

200

И т о г о :

10000

12500

15000

  1. ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ВУЗа, ТЕХНИКУМА.

Относительной свободой и разнообразием отличаются приемы ландшафтного дизайна участков зданий высших учебных заведений.

Основная задача ландшафтной организации территории – формирование комфортной среды для проживания, учебы и отдыха студентов.

Для обширных территорий у6ниверситетских комплексов широко применяются приемы контрастного чередования рядов деревьев вдоль дорог и аллей с поперечным раскрытием боковых перспектив различной глубины, включающих либо площадки для отдыха в окружении цветов и кустарников, либо характерные группы деревьев.

Композиционные приемы интеграции архитектурных объектов с окружающей средой.

 

Озеленение территорий детских дошкольных учреждений, школ, техникумов, вузов - 3.3 out of 5 based on 3 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить