Лекции по парковому хозяйству
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.50 (3 Голоса)

ЛЕКЦИЯ - ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ГОРОДСКИХ УЛИЦ

П Л А Н :

1. Роль улиц в системе городских открытых пространств.

2. Проблемы ландшафтного проектирования уличного пространства.

3. Классификация городских улиц.

4. Приемы ландшафтного оформления городских улиц.

5. Характер ландшафтной организации уличного пространства.

6. Современные приемы в создании пешеходных пространств

городских улиц.

1.  РОЛЬ УЛИЦ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ

Система городских магистралей, улиц и площадей решает комплекс планировочных, технических и эстетических задач, определяющих лицо и жизнь города.

Задачи:

● обеспечение наиболее коротких и удобных путей для пешеходов и транспорта;

● организация поверхностного стока и удаления ливневых вод;

● размещение инженерных сетей и коммуникаций;

● обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров;

● архитектурно-пространственное построение города и создание композиционных осей.

В системе городских открытых пространств улицам принадлежит особая роль:

это «русла» коммуникаций, передвигаясь по которым человек воспринимает среду и «оценивает» эстетику прилегающих застроенных или свободных участков;

как неотъемлемый компонент функциональной и планировочной организации города – важный элемент в раскрытии образа населенного места, формируют эстетическое своеобразие каждого фрагмента транзитного пространства.

2.  ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

На большинстве улиц современных городов сложился определенный приоритет транспорта, что заставляет по-новому взглянуть на роль ландшафтного дизайна в возвращении им элемента комфортности для пребывания человека.

■ Основные задачи проектировщиков:

средствами ландшафта снять психологическое напряжение, в котором находится человек от постоянного визуального и звукового контакта с транспортными средствами.

сократить затраты населения на передвижение (от места проживания до работы в один конец: в крупных городах не более – 40 мин., в остальных населенных местах – 30 мин.).

3.  КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

По действующим нормам проектирования городов все улицы населенных мест подразделяют на классы:

I - скоростные дороги;

II – магистрали общегородского и районного значения;

III – дороги местного значения: жилых, промышленных и складских районов, проезды;

IV – пешеходные дороги.

На схеме приведена современная типология улиц и площадей.

 

■ Магистральные улицы

(для движения основного потока городского транспорта) бывают:

▪ общегородские;

▪ районные.

Общегородские разделяют на магистрали:

непрерывного движения (обеспечивают транспортную связь между жилыми и промышленными р-нами, с пересечением с др. улицами);

регулируемого движения (обеспечивают транспортные связи в пределах города между жилыми р-нами и общественным центром)

Расчетная скорость движения:

60-80 км/ч.

■ Магистрали районного значения:

Обеспечивают транспортную связь в пределах района. А также с магистралями общегородского значения. Расчетная скорость движения: 80 км/ч.

■ Улицы и дороги местного значения:

▪ жилые улицы (обеспечивают транспортную и пешеходную связь жилых районов и микрорайонов с магистральными улицами). Расчетная скорость движения до 60 км/ч.;

▪ дороги промышленных и коммунально-складских районов (для перевозки материалов и грузов, обеспечивающие связь с дорогами грузового движения), расчетная скорость движения до 60 км/ч.;

▪ пешеходные улицы и дороги (для связи с местами приложения труда, учреждениями, предприятиями обслуживания, местами отдыха, остановками транспорта);

▪ поселковые улицы (для транспортной связи внутри селитебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков) Расчетная скорость движения до 30 км/ч.;

▪ проезды, предназначенные для транспортной связи в пределах микрорайонов. Расчетная скорость движения до 30 км/ч.

4.  ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Планировку благоустройства и озеленения улиц и магистралей строят на основе единства входящих в него систем.

Для этой цели разрабатывают:

планировочную транспортно-пешеходную схему передвижения;

систему озеленения и цветочного оформления с учетом визуальной информации и ориентации в городской среде, колористики города.

Архитектурно-планировочное решение должнообеспечивать:

▪ безопасность движения;

▪ удобство передвижения пешеходов и транспорта;

▪ ориентацию в пространстве города;

▪ соподчиненность и упорядоченность элементов застройки;

▪ масштаб и ритмическое построение композиции застройки.

Единая объемно-пространственная система улиц строится:

▪ в увязке внешних и внутренних пространств города;

▪ с учетом ландшафтных характеристик местности;

▪ с учетом пространственных особенностей окружающей застройки.

■ Система озеленения и цветочного оформления улиц и площадей(ландшафтно-планировочная организация территории) разрабатывается с учетом:

▪ взаимосвязи всех объектов озеленения;

▪ структуры озеленяемых территорий (открытые, полуоткрытые, закрытые пространства);

▪ ассортимента древесно-кустарниковых и травянистых растений.

Элементами озеленения улиц являются: газоны, цветники, деревья и кустарники.

Они размещаются:

▪ в разделительных полосах, расположенных по оси проезжей части;

▪ между проезжей частью и тротуаром;

▪ на «островках» у перекрестков;

▪ у входов в общественные и торговые здания;

▪ вблизи домов;

▪ в отступах от красной линии;

▪ в палисадниках.

Виды насаждений:

▪ одиночные, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников;

▪ цветники и газоны в полосах вдоль проезжих частей и тротуаров;

▪ древесные лианы и вьющиеся травянистые растения в вертикальном озеленении стен зданий, осветительных мачт, подпорных стенок, лестниц;

▪ различных «вставок» из цветочных растений на «островках» у перекрестков, а также одиночных посадок деревьев или кустарников на широких тротуарах, у подходов к общественным и торговым зданиям;

▪ растений в декоративных бетонных или керамических вазах на газонах, тротуарах, перед входами в здания.

Факторы,которые необходимо учитывать при разработке проектных решений:

▪ природно-климатические (солнечная радиация, температура и относительная влажность);

▪ антропогенные (загазованность, запыленность воздуха, шум, вибрация механические повреждения растений, переуплотнение почвы);

▪ эстетические.

5.  ХАРАКТЕР ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Характер ландшафтной организации уличного пространства ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРЕХ УСЛОВИЙ:

транспортных (интенсивность движения, наличие грузового движения, пересечения и развязки);

▪ планировочных (ширина и протяженность улицы, ее назначение в системе городских коммуникаций, ориентация, характер застройки);

▪ природных (рельеф и микрорельеф, количество осадков).

□ По мере сокращения интенсивности транспортного движения требования к уровню ландшафтного дизайна улицы возрастают, так предполагается более высокий уровень оборудования среды для пешеходов. Для размещения рядовых посадок вдоль тротуара требуется полоса газона не менее 1,5 м, при двурядных посадках – не менее 3,5-4 м.

В случае проведения работ по ландшафтному дизайну улицы в условиях реконструкции, что сокращает степень свободы в использовании новых элементов традиционного озеленения, могут быть применены следующие приемы:

▪ в композицию уличного пространства могут быть включены существующие высокие деревья на прилегающих дворовых территориях;

▪ применено вертикальное озеленение по конструкциям на поверхности фасадов зданий или в подвесных емкостях типа «кашпо» (последний прием весьма распространен в исторических центрах городов Англии и Франции)

Природное разнообразие ландшафтов городских улиц используют для устройства газонов и цветочных композиций на склонах между пешеходной и транспортной зонами, а также создания альпийских горок по каскаду из природного камня.

Сокращение уровня шумового воздействия транспорта – одна из задач ландшафтной организации магистралей со смешанным движением. Выделение по оси таких улиц полос для рельсового транспорта с плотными рядами деревьев с обеих сторон – существенная мера по снижению уровня шума (Санкт-Петербург, Милан, Евпатория).

□ Ландшафтный дизайн является наиболее эффективным как в функциональном, так и в эстетическом отношениях, когда вдоль зоны движения транспорта создаются несколько полос пешеходного назначения с различным уровнем звукового комфорта и степенью пейзажного разнообразия (например, Большой проспект в Санкт-Петербурге, Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, ул. Киевская в Симферополе). Вдоль транспортных магистралей размещаются ближняя и более удаленная пешеходные полосы. Особенность первой полосы – повышенное колористическое разнообразие за счет включения цветочных композиций (исключение Симферополь). Для второй полосы характерно многослойное разграничение с помощью нескольких радов деревьев.

Сокращение монотонности при движении обеспечивает композиционное разнообразие при проектировании ландшафта продольной оси улицы. Технологически оптимальным расстоянием между деревьями при создании рядовых посадок принято считать интервал в 5,0 м, но в целях достижения переменности ритма целесообразно чередовать указанную величину с увеличенными разрывами в смысловых точках (приоритет боковых раскрытий, смена поперечного профиля улицы, включение цветочных композиций). Аналогичной закономерности подчиняется и ритм групповых посадок с использованием силуэтных (дендрологических) акцентов, что вносит в продольных профиль улицы вертикальное разнообразие.

Таким образом, к числу приемов размещения растительного материала вдоль транспортных магистралей можно отнести:

▪ создание нейтрального (пассивного) ряда деревьев,

▪ активного силуэтного ряда,

▪ формирование ритма групп высокой растительности,

▪ контрастное противопоставление линии и точек (акцентов) отдельных деревьев.

□ Симметрия, асимметрия.

В зависимости от ориентации улицы ее ландшафтная организация может носить характер, близкий к симметрии (при ориентации «север-юг») или существенно различаться для каждой из сторон («восток-запад»), так как требуется достаточная инсоляция северной части.

Одним из реальных средств достижения продольного разнообразия уличного пространства является ландшафтный дизайн участков у остановок общественного транспорта (размещение элементов озеленения земли перед несущими или ограждающими конструкциями остановок, вертикальных и горизонтальных плоскостей, включая и покрытие).

□ Спуски и подземные переходы.

Практика таких стран, как Германия, Англия, Франция, значительно расширила представление о возможных решениях заглубленных участков городской среды, превратив их в каскады подпорных стенок с растительностью и цветочными композициями вдоль пандусов. Террасирование рельефа у входов в подземные станции скоростного трамвая в Ганновере (Германия), ярусное размещение форм растительности, включая вьющиеся кустарники, вдоль спуска к станции метрополитена в Лондоне (Англия) подчеркивают необходимость переоценки традиционных решений в подземной урбанистике.

□ Новое качество уличного пространства путем реконструкции ландшафтной организации пешеходных зон полифункционального назначения за счет:

▪ преобразования поверхности земли;

▪ радикального обновления «уличной мебели»;

▪ замены средств рекламы и вечерней подсветки.

Примером такой современной градостроительной практики могут служить реализованные проекты Ляйсвес аллеи в Каунасе (Литва) и «новый Старый Арбат» в Москве.

Примеры зарубежной практики последнего десятилетия подтверждают общую направленность ландшафтного дизайна пешеходных пространств на решение задач гуманизации городской среды. Реализация проектов в городах Германии (Лейпциг, Дрезден, Коттбус, Висбаден и др.) выявила необходимость учета трансформирующихся функций отдельных фрагментов пешеходных зон для торговли, обслуживания, размещения пунктов питания при выборе средств разграничения пространства.

Наряду с созданием нейтрального ряда деревьев в композиции таких зон активно используются модульные формы декоративного озеленения в виде мобильных емкостей с растительным материалом, что обеспечивает необходимую гибкость в изменении функций отдельных участков. Подобные боксы наиболее отвечают необходимости разделения оживленных, транзитных, зон и более спокойных, примыкающих к учреждениям обслуживания участков.

6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ В СОЗДАНИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

□ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ в городах Европы позволяет отметить некоторые особенности в организации их ландшафта:

 -более частая по сравнению с другими улицами сменяемость ландшафтных акцентов;

- активное использование геопластики для рельефного профилирования поверхности земли;

- широкое применение водных устройств;

- придание графического и колористического разнообразия рисунку декоративного мощения;

- применение средств малых архитектурных форм в частичном экранировании и покрытии пешеходных пространств в сочетании с вертикальным озеленением.

Наличие большого разнообразия учреждений торговли, питания и обслуживания в составе пешеходных зон определяет необходимость размещения достаточного объема информации об их нахождении. В то же время психология восприятия среды свидетельствует о целесообразности дозирования такой информации во избежание перегрузки внимания человека и быстрой утомляемости. Этим целям вполне отвечают либо прерывистый характер передачи информации в виде рекламы, чередуемой с нейтральным фоном из отдельных деревьев, либо переключение внимания на элементы вертикального озеленения. Иногда любой дендрологический акцент в виде мобильного бокса с растительным материалом невольно привлекает внимание к расположенному рядом входу в учреждение торговли или питания в силу контрастной смены формы и текстуры элементов среды.

Характерной особенностью ландшафтного дизайна пешеходных зон является концентрация средств максимальной выразительности в фокусных точках, т. е. вблизи наиболее посещаемых мест обслуживания досуга:

● водные устройства;

● микрорельеф;

● цветовые акценты;

● интенсивная вечерняя подсветка;

●повышенное число мест для отдыха с декоративными навесами и т. д.

На таких участках уделяется повышенное внимание подбору пород деревьев, кустарников, цветов, возможно применение устойчивого рулонного газона. В качестве обязательного компонента дизайна среды в этом случае выступает система вечерней подсветки, в которой кроме традиционных светильников высокого расположения, широко используются направленные низкие лампы для освещения газонов цветов, деревьев, а также встроенные в поверхность декоративного мощения небольшие светильники для обозначения маршрута движения.

Во избежание уплотнения почвы у корневой системы деревьев, высаживаемых в пешеходной зоне, и для увеличения площади свободного передвижения пешеходов стволы высокой растительности окружаются защитными решетками, рисунок которых согласуется с геометрией декоративного покрытия.

В качестве средств визуального разграничения пешеходного и транспортного пространства часто используются невысокие бетонные боксы с цветами, а также подвесные «кашпо» на ажурных металлических конструкциях.

В зависимости от интенсивности потоков посетителей средства вертикального озеленения могут включаться в качестве декоративного элемента при создании навесов из армированного стекла вблизи мест с максимальной плотностью посещения.

Комплексное рассмотрение вопросов ландшафтного дизайна городских улиц позволяет значительно повысить уровень комфортности для человека и внести качественное разнообразие в их облик.

Ландшафтный дизайн городских улиц - 2.3 out of 5 based on 3 votes

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить