Лекции по парковому хозяйству
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

ЛЕКЦИЯ - Тема: История ландшафтной архитектуры

План лекции:

1.  ВВЕДЕНИЕ.

2.  История развития ландшафтной архитектуры.

3.  Влияние исторических и экономических причин на изменение критериев эстетической ценности объектов озеленения.

4.  Современный этап развития эстетических взглядов в отрасли ландшафтного дизайна.

5.  Современное состояние ландшафтной архитектуры в Украине.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «ландшафтная архитектура» появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с бурным развитием промышленности, ростом городов и созданием в них крупных озелененных территорий в виде скверов, бульваров, парков для отдыха населения. Например, в центре Нью-Йорка в 60-х годах XIX века возникает крупный по площади Центральный парк, созданный по принципам и методам ландшафтной композиции. В это же время стали создаваться национальные парки, задачей которых являлась защита природного ландшафта от негативного воздействия промышленности. В конце XIX – начале XX веков:

● идет процесс реконструкции старых городов и строительство новых;

● разрабатываются схемы региональной планировки с целью сохранения ценных природных ресурсов (20-е годы XX века, Англия);

● генеральные планы городов, включающие организацию систем озелененных территорий как открытых пространств в виде парков, бульваров, скверов, садов, лесопарков.

Важнейшей составляющей этих мероприятий остается садово-парковое искусство в виде выдающихся садов и парков различных эпох и исторических «зеленых» ансамблей, которые органично включаются в планировку городов.

Но практический опыт создания ландшафтных объектов имеет глубокие исторические корни.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Объекты ландшафтного дизайна на протяжении истории своего развития выражали изменяющиеся в каждую эпоху определенные эстетические взгляды. Стили садов и парков формировались сотни лет, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи и несли в себе тот отпечаток стиля, который был характерен для конкретного исторического периода на конкретной территории. Садовые архитекторы придерживались законов естествознания и опирались на законы философии. Но так же, как отличается философия Запада от философии Востока, так отличается и их садово-парковое искусство, и подходы к ландшафтному дизайну. Новые формы садово-паркового искусства возникали тогда, когда появлялись соответствующие общественно-экономические и культурно-исторические условия.

В каждую эпоху у каждого народа был свой сад, которому была отведена определенная роль. Первые упоминания о ландшафтах, которые сохранились, относятся к VI-II вв. до нашей эры. Еще тогда на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилона садово-парковая архитектура сформировалась как отдельный род занятий. Несколько позже в Персии появились так называемые парадизы для царской охоты.

В Древней Греции обрели популярность сады при гимназиях.

Эпоха средних веков была достаточно сурова, жизнь людей стала замкнутой: сады «спрятались» за стенами монастырей и в основном стали выполнять утилитарную функцию. В это время стали распространяться «кухонные» и аптекарские огороды при больницах (сады аптекарских трав).

В эпоху Возрождения сады служили для собрания ученых, поэтов, художников, музыкантов, приема знати, также для танцев и игр.

Период Романтизма – это период романтики, сады были предназначены для романтических прогулок и свиданий.

▲ Рабовладельческая эпоха. Садово-парковое искусство возникало:

- при культовых сооружениях;

- дворцах правителей;

- усадьбах знати.

Ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий. Так, планировка персидского или египетского сада была простой, рациональной и связана с системой орошения – водоемами и каналами.

Но уже в те времена были попытки преобразовать, улучшить среду. Висячие сады Семирамиды пример стремления украсить, изменить пустынный ландшафт. Использовались средства геопластики в сочетании с растительностью, система орошения.

▲ Античный период.

Сад - место почитания и присутствия богов, насыщен их статуями, священными постройками, алтарями. Углублялись философское и эстетическое осмысление взаимоотношений с природой, человек осознавал себя как часть целого – природы.

В древней Греции классического периода

- храмы окружались симметрично посаженными деревьями (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.);

- центры городской жизни (например, афинские агоры);

- регулярные сады с коллонадами и скульптурой для спортивных состязаний.

Сады и парки были общественным достоянием – местом спортивных состязаний, занятий, бесед, общения граждан, а не украшением царских дворцов.

▲ Эллинская эпоха (III-I вв. до н. э.).

С появлением монархии и отстранением граждан от государственной деятельности усиливается роль сада как непременной принадлежности дворца.

Особое значение сад приобрел с возникновением новой философии (Эпикур), призывающей к отказу от государственной деятельности, к наслаждению простыми радостями бытия в цветущих садах.

▲ Древнеримские сады, окруженные колоннадами, прямоугольной формы. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники. Использовались малые формы – легкие трельяжные изгороди, беседки, перголы, украшенные вьющимися растениями.

Типичными были садики перистилей – прямоугольных дворов. Садовые башни служили местом созерцания сверху, поэтому растения для композиций подбирались очень тщательно. Сад не мог существовать без орошения, вода имела не только утилитарное значение, но и эстетическое.

▲ Средние века.

Сад формировался как продолжение жилища, его окружали стенами. Сад служил местом отдыха, развлечений, способствовал удовлетворению утилитарных потребностей. В аптекарских огородах выращивались плодовые, виноград, лекарственные растения и цветы.

4.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В УКРАИНЕ

В XIX в. на территории Украины были созданы уникальные парки пейзажного стиля:

- Софиевка (1796-1800 гг.) в Умани (бельгийский инженер Л. Метцель, садовники Заремба и Ферре) – пейзажно-романтический парк площадью 127 га, композиционная ось – русло реки Каменка, на котором создано 4 водоема в разных уровнях, каскады, водопады и фонтаны. Берега декорированы глыбами гранита. В парке имеются павильоны и скульптура, расставленная на фоне густых зеленых насаждений.

Стилевая направленность парка отражает характер пейзажных парков эпохи раннего романтизма. По художественной законченности и стилевой увязке в едином ансамбле рельефа, водных устройств, произведений архитектуры, скульптуры и растительности является выдающимся произведением садово-паркового искусства, оказавшим влияние на его последующее развитие в эпоху романтизма.

- парк Александрия (1797) в г. Белая Церковь -

- Тростянецкий ботанический парк в Черниговской обл. – 1834-1890 - е годы, площадь 201 га, а вместе с окружающими его защитными рощами – 330 га. Создан на плоской степной местности И. М. Скоропадским – коллекционером и любителем растений. Садовники из местных крестьян – И. Яник, И. Круподеря, С. Ткачун и др. Ландшафт творчески преобразован – искусственно созданы холмы, ущелья, долины, озера и пруды. Основа пространственной композиции – пруды: Главный, Лебединый и Куциха (общей площадью 10,5 га), специально вырытые на обширной равнине. Земля из котлована была использована для устройства вала высотой 35 м, чтобы создать искусственный рельеф. Серия полян, каждая имеет индивидуальное решение – размер, конфигурацию, опушку, композицию групп, ассортимент.

Ассортимент древесных пород – сосна, береза (защитные посадки), различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, каштан конский и другие. Всего около 500 видов и форм. Многим деревьям по 100-150 лет.

С 1951 г. парк передан в ведение АН УССР. В настоящее время парк Тростянец служит научной лабораторией, энциклопедией приемов садово-паркового искусства.

Тростянецкий парк положил начало развитию на Украине парков нового типа, связанных с интродукцией и коллекционированием растений и формированием естественных пейзажей средствами садово-паркового искусства.

 

- Алупкинский парк (1823-1840 гг.) в Крыму – 40 га, арх. Э. Блор и В. Гунт, садовник Кебах. Частный парк, принадлежавший графу Воронцову.

Образец дворцово-парковой архитектуры эпохи романтизма. Отличительная черта сооружения – использование, наряду с английской готикой, форм и приемов мавританской архитектуры. Композиционный центр – дворец, вытянутый в лане, и его башенки как бы повторяют рисунок горы, вершина которой похожа на фантастический замок.. Парк включает естественные образования (Большой и Малый хаос, и прибрежные скалы горы Ай-Петри), а также поляны (Платановая, Солнечная, Контрастная, Каштановая). Ассортимент – экзоты преимущественно Средиземноморской флоры, а также Восточной Азии и Северной Америки. Наиболее типичны – сосны, кипарисы, кедры, магнолии, дуб, платан.

Здесь достигнуто полное слияние архитектуры с природой. Работы по реставрации комплекса закончены в 1972 году. Во дворце размещается музей. Родичкин, стр. 46.

- Парк виллы Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму – редкий пример парка стиля модерн начала ХХ в.

История ландшафтной архитектуры - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить