Статьи по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Расцвет реализма в художественной культуре России и Украины

1. Древнерусское искусство

На всем протяжении своего сложного и длительного развития – с XI до XVII века – древнерусское искусство было тесно связанна с историей народа, его борьбой за независимость.

Различные стороны русской жизни отражены в народных белокаменных храмах, суровых крепостных сооружениях.

XVIII век, время создания Кижского ансамбля, характеризовался постепенным забвением традиций древнерусского искусства (период заката).

Ансамбль Кижского погоста.

Центральный памятник – Спасо-Преображенская церковь (1714), Покровская церковь (1764), Колокольня (1874).

Древнейшая форма 8 угольного с прирубами плана. Древняя форма косящатых дверей и окон. Интерьер – широкие галереи, имеющие пристенные скамьи. 22 чешуйчатые главы, расположенные в 4 ряда.

Покровская церковь – на высокий кубический сруб поставлен башнеобразный восьмерик, заканчивающийся плавным расширением сруба – повалом. Декоративный элемент - ажурный зубчатый пояс, опоясывающий восьмерик 9 глав – одна в центре, вокруг – 8 чешуйчатых главок на невысоких пьедесталах.

Одноэтажная двускатная трапезная.

Колокольня – самое позднее сооружение.

Новодевичий монастырь основан в 1524 году на правом берегу Москвы-реки в 4 км. от Кремля. В конце XVIII века – большое каменное строительство.

Архитектурный ансамбль – Смоленский собор (XVI век), Амвросиевская церковь, Иринины палаты (XVI век), башни и стены (XVII век).

Смоленский собор – 5ти главый шестистолпный храм, окруженный галереей с 3-х сторон. Общий силуэт храма отличается выразительностью и простотой.

2. Расцвет реализма в художественной культуре России и Украины

Во второй половине XIX века ряд русских художников отказались от академического искусства и в 1870 г создали товарищество передвижных художественных выставок, в который входили: Перов, Крамской, Суриков, Репин, Поленов, Шишкин, Васнецов, Левитан и др.

В числе Передижнков были художники Украины, Латвии, Армении.

До 1924 года. 53 года – 48 передвижных выставок.

Передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению науки, истории народа, освободительному движению, родной природе, обличали порядки крепостнической России.

Перов Василий Григорьевич (1834 - 1882) - один из зачинателей реалистической живописи 60х годов, продолжатель традиций Федотова.

Обличает фальшь и лицемерие церковных обрядов «Сельский крестный ход на Пасхе»; тунеядство и порочность монахов, «Чаепитие в Мытищах».

Все симпатии и сочувствия художника на стороне униженных и оскорбленных; постным крестьянам, бедным ребятишкам, «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы».

Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887)

«Христос в пустыне» – идеал прекрасного человека, принесшего в жертву общечеловеческим интересом и нашедшего в этом свое счастье.

«Неизвестная»

Портреты.

В пустыне на большом камне сидел человек и думал. Сосредоточено. Напряженно. Был тот человек один - только он, его думы, его совесть.

Похож ли этот человек? Он избрал трудный путь подвига и служения людям.

Это не страдалец Христос. Это человек, зовущий бороться со злом.

И. Е. Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге», «Протодьякон», «Крестный ход в Курской губернии», (все слои русского общества во всей правде социального положения).

Образы революционеров-народников: «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1891. Писал картину 12 лет.

Родина художника украинский город Чугуев был когда-то заселен запорожцами. Репин читал письмо запорожцев турецкому султану Магомету II, который в XVII веке грозился усмирить запорожцев.

30 этюдов к картине.

Сама картина - гимн вольности. Смеются в картине весело, от души. А так смеется лишь тот, кто не знает рабства.

«Отказ от исповеди» – писал картину 6 лет, никому о ней не говоря. Первоначально были изображены узник, священник и палач. Осталось скрещивающаяся воля двух человек: священника и узника. Картину приобрел Сергей Третьяков.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

В 13 лет поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Свой талант и мастерство он отдал русской природе. С особой силой привлекла к себе Волга.

«Владимирка» – по этой дороге гнали каторжников в Сибирь.

«Над вечным покоем» - вечное противоборство жизни и смерти.

«Осенний день. Сокольники» - природа Подмосковья представлена на ученической выставке, куплена П. М. Третьяковым.

Василий Иванович Суриков (1848-1916) – Красноярск, старинный казачий род.

Академия художеств

Исторические полотна:

«Утро стрелецкой казни» (1881)

«Меньшиков в Березове» (1883)

«Боярыня Морозова» (1887)

«Покорение Сибири Ермаком» (1895)

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google