Статьи по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Живопись эпохи классицизма

Франция

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие мысли и чувства. Его идеал – герой, способный совершить подвиг, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимость, спокойствие духа, сюжеты брал из античной мифологии и Библии.

Характерная черта работ – умение раскрыть внутренний мир человека в движении, жесте, ритмах.

«Царство флоры»

Просвещение

XVIII век вошел в историю культуры Франции под двумя противоположными названиями: «галантного века» и «века «Просвещения».

Термин «Просвещение» в широком смысле слова понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству, освобождение сознания народных масс от религии и других предрассудков.

В I пол. 18 века определяющим был изысканный легкомысленный стиль рококо (позднее барокко).

Живописцы часто показывали природную жизнь, вкус аристократии, царивший культ наслаждений.

Самым ярким представителем стиля рококо был Первый живописец короля Людовика XV Франсуа Буме.

«Юпитер и Каллисто»

Бог Юпитер принял облик богини-охотницы Дианы, чтобы соблазнить ее спутницу нимфу Каллисто.

XVII век был назван эпохой Просвещения, проникнутой духом борьбы против всех порождений феодализма.

XVII век – век Разума, развивший нации (точные и естественные) география, история, философия.

Важным событием явилось издание «Энциклопедического, или Шолкового словаря наук, искусств и ремесел» (Д. Дидро, Вольтер).

Но в век разума не подавлялись свежесть и искренность чувств, естественность человека.

Жанн-Батист Симеон Шарден – антипод Ф. Буме. Шарден был чужд всякой декоративности, высшим эффектам. Идеалом его искусства – была правда жизни, он изображал жизнь обычных вещей.

«Натюрморт с атрибутами искусства». Аллегорическая композиция, символизирующая различные виды искусства.

В центре – слепок с головы Гермеса (известный скульптор Ж. Пигаль) – означает связь античности и современности.

Атрибуты художника – мел, карандаш, пенал и рулон бумаги освещены неярким светом.

Гамма – белого и серого.

Новая волна классицизма во Франции (живопись) связана с именем Жака Луи Давида. Его называли художником революции, увековечившим ее героев и деяния.

«Автопортрет»

«Андромаха, оплакивающая Гектора» (идеалы служения отечеству и самопожертвованию во имя свободы).

Художественный стиль Давида обращается, прежде всего, к разуму зрителя.

Суровость стиля Давида несколько смягчается в женских портретах, но и в последних Давид предает своим моделям сходство с античными героинями.

«Портрет мадам Ренамье»

«Портрет четы Лавуадве»

Доминик Энгр (1780-1867).

Французский живописец, представитель классицизма. Самый талантливый из учеников Давида Энгр боготворил античность и старых мастеров, прежде всего Рафаэля.

Создал незабываемые по совершенству портреты, в которых сумел передать именно те свойства и черты характера, которые были главными.

«Портрет Жозефа Ануана Мольтеро»

Модель представлена на фоне классического пейзажа с развалинами Колизея.

Добродушный и открытый начальник почти в Риме, любитель и собиратель древности.

Англия

Уильям Хогарт (1697-1764).

Для его творчества характерны:

- интересы к характеру человека;

- изображения быта и нравов современного общества.

Хогарт создал ряд портретов, получивших название «собеседования».

Групповой портрет «Свадьба Стивена Бекингема и Мери Кокс».

естественность и простота композиции;

тщательная разработка костюмов.

Групповой семейный портрет получил в Англии широкое распространение.

Россия

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Родился в Украине в семье священника и гравера Киево-Печерской лавры, свое творчество связал с портретной живописью.

Писал портреты так, как того требовали нормы эпохи:

- модели представлены в наивыигрышном свете;

- они не скрывают, что позируют художнику, горделивая осанка, условные жесты;

- изображены в роскошной одежде, парадных мундирах;

- благодаря мастерству художника, можно видеть живые образы людей.

«Екатерина II – законодательница …»

Основная тема: вера просветителей в справедливого и доброго монарха. Фигура Екатерины выдвинута на первый план и выделена светом.

Рукой она указывает на жертвенник, где стяг цветы мака (мак – символ сна), этим она дает понять, что жертвует своим спокойствием и благополучием во имя своих поданных.

В ее портрете на первом плане выступает должностное и высокое (классицизм), это заслоняет личную сторону души.

«Портрет П. А. Демидова»

Известный богач, изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в точных складках алого одеяния. Но это складки на мантии, а домашнего халата. Опирается не на саблю, а на садовую лейку. Торжественный жест указывает не на дым сражения, а на горшки с цветами из его оранжереи. Нет ничего величественного в его хитром немолодом лице.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google