Методические указания по культурологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Методическая разработка лекционного занятия № 4

По дисциплине «Культурология».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

2010г.

Тема : Культура Средневековья, Византии и эпохи Возрождения.

Содержание рабочей учебной программы :

Понятие «средние века». Гуманисты и романтики о средних веках. Христианство и культурный процесс. Средневековая культура Западной Европы. Средневековый тип города и его культура. Деятели культуры Средневековья: Развитие образования. Средневековые университеты. Развитие наук. Романская литература. Средневековый эпос: рыцарская литература, поэзия вагантов. Средневековое западноевропейское искусство. Романский стиль и готика, их особенности. Средневековая икона.

Понятие Возрождения. Культура Возрождения – переходная эпоха в истории культуры Западной и Центральной Европы от Средневековья к Новому времени. Особенности культуры эпохи Возрождения. Зарождение гуманизма. Поиски идеала социальной справедливости и свободы. Утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, их влияния на развитие литературы. Научные открытия эпохи Возрождения: Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Иоганн Гутенберг. Гуманизм Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Эразма Роттердамского. Гуманизм и Реформация.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - Ознакомить с основными терминами и понятиями темы;

- Формировать у студентов систему знаний о сущности и происхождении культуры Средневековья, Византии, эпохи Возрождения, закономерностях культурного процесса;

- Уметь обозначать основные этапы культуры, проблемы развития культуры; анализировать и оценивать систематические связи всех составляющих культуры, культуру разных народов;

- Использовать полученные знания для формирования личности в условиях разнообразия культур.

Межпредметные связи : Всемирная история, основы философии, география.

Учебно-методическая литература:

Бокань В. А. Культурология: учебное пособие.-К.: МАУП, 2000.

Викторов В. В. Культурология: Учебное пособие.-М.: Экзамен, 2002.

Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А. Історія світової та української культури: Підручник для вищ. закл. освіти.-К.: Літера, 2000.

Левчук Л. Т. Історія світової культури.-К.: Либідь, 2000.

Ход занятия:

1.  Орг. момент.

Сообщение темы, целей, актуальность.

2.  Актуализация знаний.

- Назовите особенности культуры древних египтян.

- Какие литературные памятники древних египтян вы знаете.

- Какими научными знаниями владели египтяне?

- Какую роль играла религия и мифология в мировосприятии египтян?

- Какие основные культурные достижения Месопотамии?

- Что характерно для культуры Индии, Китая?

Тесты ( приложение).

3.Объяснение нового материала.

План.

1. Культура Византии.

2. Культура Средневековья.

3. Культура эпохи Возрождения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ.

Средневековье – особенная эпоха в истории культуры. Характерной чертой культуры средневековья является тесная связь с религией, церковными канонами.

Ее можно разделить на культуру Византии и стран Западной Европы.

Культура Византии опиралась на традиции Античности.

Раннее Средневековье – с 5 по сер.11вв.

Классическое ( расцвет Средневековья) – сер.11-15вв.

Позднее Средневековье -16- 1пол.17вв.

Характеристика времени –

- кризис производства, войны, спад культурного развития;

- появление городов, расширение торговли, зарождение европейских государств;

- варварские завоевания, влияние христианской церкви (борьба против античной культуры, науки, мировоззрения);

- жизнь в духе религиозно-аскетического мировоззрения: покаяния, молитвы, посты.

Образование – монополия духовенства ( охрана монастырей, переписывание книг, сочинений античных авторов).

1. Культура Византии.

В 4в. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Нашествия варваров (готы, гунны, авары) вынудили императора Константина перенести столицу на восток ( Константинополь – 324-330гг.).

Это положило начало Византийской культуры, которая впитала в себя греко-римские, эллинистические элементы. Византия стала центром блестящей культуры по уровню образования, духовной жизни, опережала все страны Европы.

Между восточной ( православной) и западной( католической) церквями возникли противоречия, каждая из них развивались отдельно. Между папским престолом и константинопольским патриархией началась борьба за религиозное и политическое господство.

В Основу законодательства Ранневизантийского времени вошли: римская теория права, понятия юриспруденции( право, закон, обычай), приватное и публичное право, нормы криминального права, основы регулирования международных отношений.

Церковная литература – отцы церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский.

Борьба иконоборцев за высокую духовность, очищение всего телесного, пережитков эллинского.

Религиозно-философские диспуты 8-9вв. вызывали необходимость систематизации христианской теологии (сочинения Иоанна Дамаскина, Федора Студита).

Византийская литература имела значительное влияние на европейскую - поэзия гимнов, Роман Сладкоспивец, император Юстиниан, Сергей – патриарх Константинопольский, Софроний – патриарх Иерусалимский.

Из прозаичных жанров широко развиваются исторические рассказы Прокопия, Петра Патрикия, Агафия, Менандра Протиктора, Феофилакта Симокатта, Иоанна Малали.

В период иконоборчества возникает Агиографическая литература ( жизнь святых). В 9в. появляются краткие очерки по всемирной истории, рассказы александрийских и церковных историков Георгия Синкели, Феофана Сповидника, патриарха Никифора, Георгия Амартоли.

Михаил Пселл – автор стихов, обращений к императору, эпитафии, монодии.

Константинополь – новый центр науки и образования. В 1045г. основан Константинопольский университет с факультетами: юридическим и философским. В школах преподавали грамматику, риторику, философию, изучали классическую литературу, античные труды по философии, математику, астрономию, медицину, учились говорить и писать на греческом языке.

Значительного развития в 11-12вв. достигает Архитектура и искусство. Городское строительство стало легким и открытым, дома не огораживали от улиц, украшали балконами, лоджиями. В Архитектуре культовых сооружений Заметна была тенденция внедрение декора. Многокупольные церкви с подчеркнутой центральной частью, пропорции храмов стали стройными и вытянутыми вверх. Наивысшее достижение архитектурного искусства Византии – Храм Святой Софии ( 532-537гг.), построенный архитекторами Анфимием и Исидором, украшенный мозаикой и фреской.

Византийское Музыкальное искусство ограничивается религиозным. О нем известно мало - мелодии для церемониалов.

В Изобразительном искусстве Наивысшего развития достигает изготовление эмали. Изображение царя Соломона в соборе cв. Марка в Венеции. Достижения в изготовлении красок широко использовались в искусстве мозаики и фресковой живописи.

Выводы : Для Византийского искусства характерны торжественность, пышность, благородство, утонченность; ярко выраженные образы персонажей, единство земного и небесного. Оно достигло великого международного значения, хотя она оставалась традиционно средневековой. Уже в 14в. запад вытеснил византийское искусство, но центрами византийской культуры оставались города Киевской Руси.

2. Культура Западной Европы в эпоху средневековья.

Формирование образования и науки.

Влияние христианской церкви.

1)  Епископские и монастырские школы использовались для обучения клириков(священнослужителей)

2)  Было введено разделение семи вольных искусств на две части:

А) три пути знания - грамматика, риторика, диалектика;

Б)квадриум( 4 пути знания) – геометрия, арифметика, астрономия, музыка.

На базе таких школ возникали университеты.

Франция – Парижского университет(12в.)

Италия – Болонская юридическая и Салернская медицинская школы; Саламанский Испанский, Неаполитанский университеты

Англия – Оксфордский и Кембриджский университеты ( 13в.)

В 14в. были основаны Пражский, Краковский, Гейдельберзский, Кельнский университеты.

Всего к концу 15в. насчитывалось около 65 университетов.

Средневековая университетская наука получила название Схоластика, которая наиболее ярко отображалась в богословии.

Значительными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий- автор многих сочинений богословского природно-исторического характера, Фома Аквинский - создатель энциклопедии католического богословия» Сумма теологии», в которой все вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. основал идею гармонии веры и разума.

Наука в средние века опиралась на абстрактное мышление. Изучая природу, использовали как правило, метод наблюдения, очень редко - эксперимент. Стремились понять мир таким, какой он есть. Средневековая наука была антиподом науки Нового времени.

В средневековой науке выделяют четыре направления:

- физико-космологический, ядром которого является учение о движении; объединяет математические, физические и астрономические знания, подготовили грунт для развития математической физики Нового времени.

- учение о свете;

- науки о живом, душе, которые рассматриваются как принцип и источник растительной, животной, человеческой жизни.

- комплекс астролого-медицинских знаний ( учения о минералах).

Все направления науки развивались в соответствии с философией Аристотеля.

Алхимия отделяется как особенное направление средневековой науки, является специфическим феноменом средневековой культуры, вмещающее в себя обобщение и фантазию, рациональную логику и мифологию, иррациональную и рациональную тенденции.

Рационалистические тенденции средневековой культуры ярко выявились в трудах английского ученого-монаха францисканского ордена Роджера Бекона (13в). Он был одним из первых, кто настаивал на необходимости исследовательского познания природы, мечтает о летательных аппаратах, подъемных кранах, установил способы добывания многих химических веществ, его сочинениям католическая церковь огласила анафему, провел 14 лет в тюрьме.

Формирование западноевропейской литературы: поэзия вагантов, героический эпос, рыцарская поэзия, роман.

 

В 12-13вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивается латинская литература ( на церковные и светские сюжеты): стихи с описанием природы, сочинения, осуждающие и разоблачающие духовенство. Особое место в этой литературе занимала Поэзия вагантов, которая появилась в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Носителями этой поэзии были бродячие студенты. Их вольнодумная, скандальная поэзия была очень далека от аскетических взглядов средневековья. Очень остро в их поэзии звучали сатирические, антиклерикальные нотки. Церковь преследовала вагантов за критику.

В 11-12вв. сформировался и был написан Героический эпос, До этого передавался только устно. Героями народных сказаний были воины, которые защищали свою страну и свой народ. воспевалась храбрость, сила, верность, воинская доблесть. Французский эпос «Песня Роланда» ( Служение императору и Франции, вассалы своих сюзеренов), немецкий эпос «Песня о Нибелунгах» написан на основе древних германских сказаний периода «великого переселения»( Гибель Бургундского королевства).

11-12вв. – сложился морально0этичекий образ рыцаря. Рыцарская литература возникла на юге Франции. Там была распространена лирическая поэзия трубадуров на провансальском языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия, которая прославляла интимные чувства и культ служения прекрасной даме. Этот культ занимал центральное место в творчестве трубадуров – провансальских поэтов, среди которых были рыцари, феодалы, короли, простолюдины. Эта поэзия имела разнообразные жанры: любовные ( Бернард де Вентадорн), лирические, политические

( Бертрана де Борна), песни-диспуты, танцевальные песни, скорбные песни. Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд. ( Цикл романов о короле Артуре). Французский поэт Крестьен де Труа создал романы с таинственными приключениями героев, волшебными людьми, странами. ( роман о Тристане и Изольде – кельтские

( бретонские) сказания.

Выводы: Рыцарская литература, не смотря на ее ограниченный, классовый характер, влияла на развитие средневековой культуры, возникновение интереса к личности человека, его переживаний.

Развитие искусства.

Влияние церкви определило основную архитектуру того времени - церковную.

Начиная с 9в., в Западной Европе формируется первый общеевропейский художественный стиль – Романский. Характерной чертой его было обращение к личности. Главная роль отводилась строительству крепостей, монастырских комплексов, феодальных замков. Базиликальный ( вытянутый в плане) тип храма. Античный храм был жилищем бога, а христианский - предназначался для коллектива единоверцев. Внешний облик - массивность, геометричность архитектурных форм.

Феодальный замок объединял как оборонные, так и жилищные функции, с узкими маленькими окнами, массивными башнями ( замок Гайяр в Нормандии -12в.).

Особое развитие культура средневековья достигла в 13-14вв.: развитие городов, формирование государств, развитие ремесел. В архитектуре - это готические соборы, ратуши, жилищные и торговые центры.

Готика - характерное стремление сооружение вверх, за счет острых, стрельчатых верхушек, витражи - большие окна с цветными стеклами, многочисленные арки, богатство скульптур, украшений.

В своем развитии готика прошла три периода:

- ранняя 12-1 треть 13вв.( Собор парижской Богоматери Нотр-Дам, Лондонское Вестминстерское аббатство, Миланский собор в Италии, Амьенский собор - самый большой и высокий готический собор во Франции;

- зрелая 13в.

- поздняя 14-15вв.

Особенного развития достигает искусство. Становятся популярными такие жанры, как живопись, скульптура, мозаика, фреска, монументальная роспись.

Витраж – Франция, Шартрская мастерская ( кусочки стекла в свинцовой обводке).

Доминирующим становится искусство иконописи, т. к. было полностью подчинено религии (канонизировано).

Арабский стиль(мавританский в Испании).

Византийский ( Италия, Византия).

3.  Культура эпохи Возрождения.

Особенности:

Делится на высокое и позднее.

Типовое место – Флоренция. «Отцы Возрождения» - живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески. Прославляли заново открытую Возрождением физическую красоту тела.

Это переходный период от средневековой культуры к эпохе Нового времени ( В Италии 14016вв, В других странах 15-16вв.)

Характерно: антиклерикальное направление, гуманизм, возвращение к античности, стремление, возрождение и переосмысление на основе новой буржуазной идеологии.

Социальные изменения, героический характер образов, влияние на развитие воображения о человеческом разуме, его способности познать мир. Бурное развитие науки – характерная черта этого периода. Особенное внимание в поисках идеала гуманисты уделяли истории человечества. Небывалого развития в этот период достигли: живопись, скульптура, архитектура, литература. В эпоху Возрождения продолжаются традиции античности в новых исторических условиях.

В общественной жизни наблюдаются большие изменения вследствие Реформации – движения, направленного против католической церкви.

Творцами ренессансной культуры были выходцы из разнообразных социальных ступеней, а их достижения в гуманитарных, природных знаниях, литературе, искусстве, стали достоянием всего общества.

Формирование научных знаний.

В период ренессансного мировоззрения ведущую роль сыграл флорентийский неоплатонизм( основоположник – гуманист-философ из Флоренции Марсилио Фичино-15в. Развитие пантеистических явлений – антицерковных, антисхоластических. Взгляды Джордано Бруно И других неоплатонистов внесли свой вклад в утверждение философского вольнодумства. Ключ к познанию истины искали в пифагорейской теории чисел, кабалистике( вере в ритуалы и молитвы для внедрения в божественно-космический процесс).

Новый метод науки на рубеже 15-16вв. предложил итальянский ученый - живописец, скульптор, архитектор, инженер Леонардо да Винчи(15-16вв). Он широко использовал метод научного исследования, призывал к крепкой связи науки и жизни. ( «Наука-полководец, практика – солдаты»). Его идеи познания мира нашли дальнейшее развитие в трудах других ученых, английского гуманиста Френсиса Бэкона (16-17вв.) «Новый органон». Он утверждал, что чувства человека являются главным источником его знаний, обосновал индуктивный метод рационального познания, основными компонентами которого были индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент.

Вследствие этих и других поисков методов познания в эпоху Возрождения значительных успехов достигло естествознание. Научные открытия в области географии: Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан; в области астрономии – Н Коперник, Кеплер, Галилео Галилей.

Большой шаг был сделан в физике, математике, химии, биологии, геологии, медицине, механике.

В конце 16-1пол.17вв. были изобретены: телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутные барометр и термометр, усовершенствованы компас и часы.

В анатомии свой вклад оставили Леонардо да Винчи ( книга « О строении человеческого тела»), Мигель Сервет, Уильям Гарвей ( Кровообращение).

Среди гуманитарных наук ведущее место принадлежит этике (социально-политические концепции гуманизма).

Социально-утопические учения – социальная справедливость в произведениях «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

 

Искусство эпохи Возрождения

Эпоха ренессансного реализма.

Флорентийская художественная школа: Живописец Мазаччо – основоположник живописной школы эпохи Возрождения, фрески: «Исцеление», «Чудо со старцем», скульптор Донателло – скульптуры: «Святой Георгий», «Благовещение», Леонардо да Винчи – фреска « Тайная вечеря», живописные полотна «Богоматерь с Христом», «Святое семейство», «Автопортрет», «Монна Лиза Джоконда», Микеланджело – скульптура «Моисей», «Давид», «Мадонна», строительство храма св. Петра в Риме, Рафаэль – картины: «Мадонна Николини», «Святое семейство», «Св. Катерина Александрийская», «Сикстинская мадонна».

Венецианская : живописец Тициан – картины: «Венера с собачкой», «Мадонна с белым кроликом», Паоло Веронезе – картины: «Христос и Мария Магдалена», «Прощание Христа с матерью», живописец Тинторетто – картины: «Рай», «Чудо cв. Марка».

Нидерланды: Ян Ван Эйк – картины: «Святая Варвара», «Поклонение Мадонне», Питер Пауль Рубенс – «Портрет короля Карла I Английского», «Портрет францисканца», «Коронация Марии Медичи», Рембрандт – «Автопортрет», «Портрет матери художника», «Святое семейство».

Испания – Диего Веласкес- «Портрет Филиппа IV Испанского», «Иннокентий V».

ГерманияАльбрехт Дюрер – гравюра «Три крестьянина», «Голова Христа», «Страсти Господни»

Основу ренессансного стиля в Архитектуре Положили известные зодчие Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио, Леско, Делорм.

Доскональность пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры – характерные черты нового архитектурного стиля, который возвеличивал человека.

В Литературе иДеи гуманизма нашли широкое отображение в сочинениях французского писателя Франсуа Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», пьесы и сонеты английского гуманиста Уильяма Шекспира, роман «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса. Сонеты Петрарки, сборник новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Божественная комедия» Данте Алигиери, героические поэмы «Рональдо», «Освобождение Иерусалима» Иорквато Тассо, антиклерикальная сатира Эразма Роттердамского.

Книгопечатание – немецкий мастер Иоганн Гуттенберг. Центры – Венеция, Париж, Лион, Страсбург.

Реформационное движение – лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь.

 

5.Домашнее задание.

Составить сообщения:

- Средневековая культура Византии как своеобразный синтез культурных традиций Греко-римского мира, христианства и эллинистического Востока.

- Византийский тип культуры: государство, церковь, гражданское право, система образования, наука.

- Византийское искусство, его специфика.

- Византийская архитектура.

- Движение иконоборцев.

- Значение влияния византийской культуры на культуры славянских народов.

- Ренессансное искусство.

- Итальянская живопись и скульптура.

- титаны итальянского возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли, Тициан, Тинторетто.

- Кризис гуманистических идеалов.

- «Золотое столетие» испанской живописи.

Выписать термины:

Базилика, эпитафия, канон, литургия, готика, рыцарская культура, риторика, романский стиль, схоластика, антропоцентризм, гуманизм, проторенессанс, реформация.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить