Методические указания по культурологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Методическая разработка лекционного занятия № 5

По дисциплине «Культурология».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

2010г.

Тема : Культура Нового времени и Просвещения.

Содержание рабочей учебной программы :

Культура Реформации и Просвещения. Понятие Реформации и Просвещения. Деятели Реформации Ян Гус и Мартин Лютер. Литература и эпос эпохи реформации( Д. Мильтон, Ф. Клопшток). Стили художественной культуры: барокко и классицизм. культура барокко. Стиль барокко. Творчество итальянского скульптора Л. Бернини. Живопись Д. Веласкеса, А. Дюрера, М. Караваджо, П. Рубенса. Скульптура барокко, архитектура, рококо, классицизм. Теоретические принципы классицизма в творчестве Н. Буало. Драматургия Ж. Расина и Ж. Мольера. Классицизм в живописи, скульптуре, архитектуре. Эпоха просвещения. Рационализм как источник идеологии просвещения. Жан-Жак Руссо и Ш.-Л. Монтескье. Кризис культуры Нового времени.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - Ознакомить с основными терминами и понятиями темы;

- Формировать у студентов систему знаний о сущности и происхождении культуры Нового времени и эпохи Просвещения, закономерностях культурного процесса;

- Уметь обозначать основные этапы культуры, проблемы развития культуры; анализировать и оценивать систематические связи всех составляющих культуры, культуру разных народов;

- Использовать полученные знания для формирования личности в условиях разнообразия культур.

Межпредметные связи : История Украины, Всемирная история, основы философии,

Учебно-методическая литература:

Бокань В. А. Культурология: учебное пособие.-К.: МАУП, 2000.

Викторов В. В. Культурология: Учебное пособие.-М.: Экзамен, 2002.

Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А. Історія світової та української культури: Підручник для вищ. закл. освіти.-К.: Літера, 2000.

Левчук Л. Т. Історія світової культури.-К.: Либідь, 2000.

Уманцев В. С. Мистецтво давньої України. Історичний нарис.-К.: Либідь, 2002.

Основные термины и понятия:

Барокко художественный стиль в европейском искусстве 17-18вв., характерны грандиозная пышность, утонченный декор, торжественность и динамичность композиций.

Классицизм – художественный стиль и направление в европейской культуре 17-19вв., распространенный в годы Просвещения. Был ориентирован на образцы классического искусства.

Рационализм – философское направление, которое обозначает разум основой познания мира и поведения людей, в архитектуре общее название архитектурных направлений, представители которых провозгласили своим творческим принципом усвоение достижений науки и техники.

Реализм – историческо-конкретная форма художественного сознания периода Нового времени. Ей свойственно объективное изображение сущностных сторон жизни. Одно из основных свойств искусства и литературы, которое заключается в стремлении к правдивому, соответствующему действительности.

Рококо – рокайль – художественный стиль в европейском искусстве в первой половине 17в.

Романтизм – идейно-художественное направление конца 18—первой половине 19в.

Сентиментализм – художественное направление в литературе, возникшее в 18в. на смену классицизма.

Ход занятия:

1.  Орг. момент.

Сообщение темы, целей, актуальность.

2.  Актуализация знаний.

– Дайте определение средним векам;

- Охарактеризуйте византийскую культуру, назовите ее особенности;

- Какую роль в литературе сыграло творчество Василия Великого, Прокопия Кессарийского, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоустого?

- Что лежало в основне научных знаний?

- Когда и как формировались университеты?

- Какую роль сыграла рыцарская культура?

- Какие общеевропейские художественные стили формируются в эпоху средневековья?

- Какие научные открытия вы знаете в эпоху Возрождения?

- Кого мы называем гениями итальянского искусства?

3.Объяснение нового материала.

План.

1. Культура эпохи Нового времени.

2. Основные принципы Просвещения.

1.Начало истории Нового времени датируется концом 16 – началом 17вв. На место старой феодальной идеологии пришли просветители-философы, социологи, экономисты, литераторы. В начале этой эпохи завершается процесс формирования и локализации национальных культур.

Главным жанром в Литературе Становится Сатирический И Семейно-бытовой романы, авторами которых были: Вольтер, Дидро, Руссо, Бомарше, Гете и Шиллер, Ричардсон, Филдинг, Смоллетт, Шеридан. Особенно были популярными романы: «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Сентиментальное путешествие во Францию и Италию» Лоренса Стерна, «Юлия и Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо. Эти просветительские романы своими отдельными гранями объединялись с общим направлением общественной идеи, проникновением в психологию человека, в человеческое добро и зло, готовили художественные открытия сентиментализма, критического реализма.

Музыка и театр приобрели новые формы развития: возникают новые жанры, окончательно утвердилась опера. В 1637г. в Венеции был открыт первый в мире оперный театр. Наряду с оперой развиваются вокально-инструментальные формы – Кантата, инструментальный, сольный концерт. Поднимается культура изготовления музыкальных инструментов, известными становятся : А. Страдивари, А. Амати. Для театра писали пьесы Г. Филдинг, П. Бомарше, К. Гольдони,

В. Шиллер.

Большого расцвета достигла Комедия, А открытием для 17в. становится Мещанская драма. Требования жизненной правды нашли место в сочинениях Д. Дидро, а принципиальные вопросы эстетики просветительского реализма поднял Г. Лессинг в «Лаокоонии» и «Гамбургской драматургии».

Сложность и противоречивость эпохи ярко воспроизвели художественные стили Изобразительного искусства. Формируются новые стили и направления: Барокко, рококо, классицизм.

Идейное движение сформировалось во Франции и в Англии.

На полотнах французского художника Антуана Ватто жизнь разворачивается как театральное действие, основной темой становятся галантные праздники. Это картины : «Качели», «В парке», «Финетт». Франсуа Буше – «Маркиза де Помпадур». Никола Пуссен считается реформатором французской живописи, который стремился создать серьезный пластический стиль - на смену того, который был в то время во Франции. Его называли «французским Рафаэлем». Он создал картины: «Вознесение Богоматери», «Аркадские пастухи». Шарден Создал на своих полотнах полную картину жизни своего времени: «Служанка, наливающая воду в кувшин», «Молитва перед обедом». Идеи этих художников объединял в единую концепцию немецкий историк искусства Иоганн Винкельман, который стал ярким представителем эстетики Просвещения. Его идеи были поддержаны немецкими просветителями – Г. Лессингом, Й. Гердером, Й. Гете И быстро распространились за пределы Германии. Винкельман ввел буржуазно-революционный классицизм конца 17в., который дал жизнь « Марсельезе» Руже де Лиля. Жан Луи Давид был воплощением идеального художника времен Великой французской революции. Его полотно «Клятва Горациев» стала программным произведением революции. Во время Просвещения возникает и распространяется Классицизм. Идеалом эпохи становится героический человек – яркий, свободный, который противостоит злу и насилию.

Последний период Нового времени характеризуется усложнением художественной культуры

Музыкальное искусство приобрело новые формы, принципы музыкальной выразительности, благодаря творчеству И. Баха («Страсти за Иоанном», «Страсти за Матфеем», прелюдии, фуги, оратории.) Музыка венских классиков стала образцом для многих поколений композиторов. Это симфонии В. Моцарта ( «Маленькая ночная серенада», опера «Дон-Жуан», литургия «Реквием»), Л. Бетховена, Гайдна. Оперы французского композитора Глюка Стали также образцом просветительского классицизма. Симфонии Гайдна По-философски обобщают основные представления автора о сенсе жизни.

В Архитектуре Образцом барокко считают церковь Иль Джезу в Риме, которая является духовным центром иезуитов; оформление собора св. Петра в Риме, фонтаны Бернини. Классицистическая архитектура сформировала облик европейских городов с триумфальными арками, колоннадами, куполами, портиками. Образцом классической дворцовой архитектуры является резиденция французских королей – Лувр, церковь – Дом инвалидов в Париже, церковь св. Женевьевы в Париже.

2.Культурное движение Просвещения началось в Англии во второй половине 17в., где под влиянием буржуазной революции родилось много идей, характерных для всей эпохи Просвещения. Во всех странах Европы развитие культуры в 18в. той или иной мерой проходило под знаком идей Просвещения. Многочисленная группа талантливых просветителей сформировалась во Франции в 18в.

Идеей Просвещения является разум, его способность познать суть вещей и явлений. Мыслящий разум стал единым измерением всего сущего на земле.

Одним из основных направлений философских и социально-политических поисков просветителей стала проблема воспитания, их гражданский пафос реализовывался в призыве к созданию в обществе условий, благоприятных для формирования целостного, не противоречащего существа.

Итог.

- Какие события повлияли на формирование культуры эпохи Нового времени?

- Что лежит в основе этого периода?

- Какую роль играет в формировании культуры Нового времени искусство?

- Что такое Просвещение?

- Какие основные идеи Просвещения?

Запомнить:

Рационализм – мировоззренческий принцип культуры Нового времени.

Просвещение - французские просветители Вольтер, Руссо.

Развитие науки: возникновение Академии и научных объединений.

Технические изобретения: телескоп ( Кеплер); фотография ( Дагер); кино ( братья Люмьеры); радио (Попов).

Формирование национальных культур

Литература:

- Франция: Мольер, Оноре де Бальзак, Ф. Стендаль, В. Гюго, Жюль Верн, Бомарше;

- Англия: Дж. Байрон, Вальтер Скотт, Конан Дойль;

- Германия: Гете, Шиллер;

- Польша: Адам Мицкевич;

- США: Дж. Лондон, Марк Твен;

- Россия: А Пушкин, Н. Гоголь, М. Лермонтов, С. Тургенев А. Чехов, Л. Толстой.

Художественные стили Нового времени

Барокко ( живопись – Ван Дейк, Рубенс), скульптура ( Д. Бернини), архитектура ( Растрелли);

Рококо ( живопись Ватто, Буше);

Классицизм

Музыка ( И. Бах, В. Моцарт);

Литература - 18в.( Россия – Ломоносов, Франция – Корнель, Мольер)

( сентиментализм: литература : Карамзин «Бедная Лиза»)

(романтизм : живопись – Врубель, Серов, Брюллов, Кипренский;

музыка – Шуберт, Лист, Шопен, Бетховен

Литература – Дюма, Жюль Верн, В. Гюго, Т. Шевченко, А. Пушкин, М. Лермонтов, Вальтер Скотт.)

5.Домашнее задание.

Составить сообщения:

Деятели культуры эпохи Нового времени, эпохи Просвещения

Выписать термины:

Постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм, модернизм, постмодернизм.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить