Методические указания по культурологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Методическая разработка лекционного занятия № 2

По дисциплине «Культурология».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

2010г.

Тема : Происхождение и главные этапы развития культуры. Возникновение искусства. Первичная культура.

Содержание рабочей учебной программы :

Происхождение и главные этапы развития культуры. Философские концепции культуры: просветительские концепции, культурологические школы, эволюционные концепции. Генезис культуры, язык культуры. Функции искусства. Виды искусства. Происхождение искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства. Первобытная эпоха и ее роль в истории человечества. Натурфилософия как основа мировосприятия первобытного человека. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в палеолите, мезолите, неолите. Культура эпохи бронзы и железа. Древнейшие религиозные верования ( тотемизм, фетишизм, анимизм, магия).

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - Ознакомить с основными терминами и понятиями культурологи;

- Формировать у студентов систему знаний о сущности и происхождении культуры, закономерностях культурного процесса;

- Уметь обозначать основные этапы культуры, проблемы развития культуры; анализировать и оценивать систематические связи всех составляющих культуры, культуру разных народов;

- Использовать полученные знания для формирования личности в условиях разнообразия культур.

Межпредметные связи : История Украины, основы философии,

Учебно-методическая литература:

Бокань В. А. Культурология: учебное пособие.-К.: МАУП, 2000.

Викторов В. В. Культурология: Учебное пособие.-М.: Экзамен, 2002.

Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А. Історія світової та української культури: Підручник для вищ. закл. освіти.-К.: Літера, 2000.

Левчук Л. Т. Історія світової культури.-К.: Либідь, 2000.

Уманцев В. С. Мистецтво давньої України. Історичний нарис.-К.: Либідь, 2002.

Ход занятия:

1.  Орг. момент.

Сообщение темы, целей, актуальность.

2.  Актуализация знаний.

- Что такое культурология, когда культурология сформировалась как наука?

- Что такое культура?

- Какого человека можно назвать бескультурным?

- Назовите основные типы и формы культуры.

- Какие основные функции культуры. Дайте им краткую характеристику.

- Что влияет на формирование культуры?

- Что относят к символам культуры, какую роль в культурном познании мира играют знаки и символы?

3.Объяснение нового материала.

План.

1. Искусство как составная часть духовной культуры.

2. Основные направления развития искусства и виды искусства.

3. Литература и ее особенности.

4. Театр.

5. Архитектура.

6. Изобразительное искусство.

7. Музыка и кино.

1. Искусство- одна из форм отображения человеческой жизни.

В основе искусства лежит художественно-образное отображение действительности, искусство помогает познать мир, формирует духовный мир людей, их чувства, мысли, мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, выявляет творческие способности.

Художественный образ – способ отображения действительности или вымысла, который передается с неповторимыми особенностями.

Искусство всегда реализуется в новых формах и существует постоянно.

Искусству доступны как материальные, так и духовные стороны общественной жизни.

Древние греки ( риторика, архитектура, скульптура, ремесленничество, арифметика, музыка, танец, поэзия)

В 17-18вв. ремесла и наука постепенно перестали называться искусством.

«Искусство – создание прекрасного»

Ш. Бате ( 18в.)

Современный мир – кино, хореография

Вывод : Искусство – это составная часть духовной культуры, одно из направлений духовной культуры, освоения мира методом творческого изменения общества и самого человека.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

- Архитектура

- Изобразительное искусство

- Литература

- Музыка

- Театр

- Кино

ВИДЫ ИСКУССТВА:

- Пространственные :

- Архитектура

- Изобразительное искусство( скульптура, рисование, графика)

- Временные

- Литература

- Музыка

- Театр

- Кино

- Телевидение

3. Литература ( лат. написание, рукопись, сочинение) – сочинения письменности.

Главный предмет художественной литературы – человек в многогранном и жизненном проявлении, творчестве, характере.

Основные виды : эпос, лирика, драма.

Особенности :

- указывает на место человека в обществе, природе;

- освещает актуальные проблемы

- развивается постоянно, реагирует на изменения жизни, зависит от мировоззрения, идеала, взглядов.

- литература – основа музыкального искусства, театра, кино;

- выполняет важную коммуникативную функцию – объединяет людей разных стран, национальностей.

Основные литературные направления: романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм.

Древний мир : Слово – заклинания, мифология, героический эпос, индийский веды, поэзия, эпос – проявление души, драма – действие.

Библия – сокровище литературного искусства.

Средневековье: Рыцарская поэзия, роман.

Эпоха Возрождения : первые национально-литературные произведения ( язык, содержание, значение).

В 18в. – готический роман.

Петрарка – Италия,

Шекспир, Мольер – Англия

Толстой – Россия

Шевченко, Франко, Украинка - Украина

4. Театр( греч. место, предназначенное для вида) - вид искусства, которое отображает действие в художественных сценических образах.

Театр – искусство синтетичное( синтез), объединяет драматургию, творчество актера, режиссера, музыку, живопись, архитектуру, танцы, пение.

Сценическая игра – это имитация форм жизни.

Возникновение театра связано с народным творчеством, трудовыми и религиозными обрядами, играми.

Развитие театра:

- Первобытные обряды( маски, татуировки, имитация голоса, поведение зверей, танец);

- Античность ( театральные представления, действия)

Формирование профессиональных театров:

1. Разделение художественных средств сценического языка

- музыкально-драматический;

- оперы и балета;

- драматический;

- кукольный;

- пантомимы.

2. Состав аудитории:

- театр юного зрителя;

- молодежные театры;

- мимики и жеста( для глухонемых);

- самодеятельные

3. Тематический, жанровый раздел :

- театр эстрады;

- театр моды;

- хореографических и эстрадных миниатюр;

- театр поэзии;

- театр масок.

Истоки украинского театра - праздники и обряды, хоровое исполнение, игры, танцы, вертеп, крепостной театр, профессиональный.

М. Кропивницький, І. Карпенко – Карий, І. Квитка-Основ`яненко, В. Немирович – Данченко.

5. Архитектура(Гр.- строитель) – занимает важное место в искусстве, как составная часть всех видов искусства, кроме живописи, скульптуры, декоративно-прикладного творчества.

Архитектура – искусство создания, проектирования, строительства.

Материальное пространство, созданное трудом людей.

Основные типы :

-  бытовая;

-  общественно-гражданская;

-  культовая ( соборы, церкви, монастыри)

-  культурно-образовательные здания( библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, цирк, концертные залы)

Садово-парковое искусство - составляющая архитектуры.

Архитектурные стили :

- Романский ( Западная Европа, эпоха Средневековья 10-12вв.) феодальные замки( массивные стены, бойницы)

Немецкие соборы, храмы в Италии.

- Готический(Западная Европа в эпоху средневековья в середине 12-15вв.)

Каркасная структура, стрельчатые арки, витражи, многочисленные скульптуры, рельефы

Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, собор Святого Вита в Праге.

- Проторенессанс, ренессанс ( Возрождение) 13-14вв.

Зародился этот стиль в Италии( Флоренция)

Равновесие композиций, раздвинутый каркас, колонны, обрамления окон и дверей

Кафедральные соборы( Рафаэль, Микеланджело.

- Барокко ( 17в., Италия)

Характерны парадность, пышность, контрасты объемов, прославления католицизма и абсолютизма. Связан с дворянской культурой

Галерея перед собором св. Петра в Риме, Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве, комплекс Лавры.

- Классицизм ( 17-18вв, Франция)

Ведущий стиль французской художественной культуры 17в.

Оформление и украшение городских и загородных резиденций.

Характерная четкость, выразительность, простота.

Архитектурный ансамбль Версаля, площадь Победы, королевский дворец Лувр, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Владимирский собор в Киеве.

- Модерн( современный, новейший) - направление в художественной культуре конца 19 – начала 20вв.

Объединяет несколько самостоятельных, идейно-художественных направлений и течений.

- Конструктивизм – использование металлических и железобетонных конструкций, строительство метро.

6. Изобразительное искусство включает в себя такие разновидности:

- графика;

- скульптура;

- живопись

Графика( пишу, черчу) – вид изобразительного искусства, в котором образное отображение действительности происходит с помощью рисунка.

Техника выполнения графики:

- Рисунок твердыми материалами ( карандаш, уголь, пастель, мел);

- Рисунок жидкими материалами ( чернила, тушь, акварель);

- Печатная графика ( гравюра, литография)

Разновидности графики:

- Станочная( книжная, журнальная, газетная)

- Сатирическая, юмористическая( карикатура)

- Плакат ( рекламный, политический)

- Потребительская ( почтовые марки, этикетки, рисунки на упаковке товара)

- Профессиональная иллюстрация ( рисунок, гравюра, карта, схема, репродукции, фотографии)

4.Итог занятия. Оценивание.

5.Домашнее задание.

Составить сообщения:

- Устное народное творчество, календарно-обрядовая поэзия, эпос, готический роман;

- Вертеп, театр абсурда, театральная музіка;

- Абсида, базилика, пилястра, архитектурный орден

-

Рефераты : -.

-

Методическая разработка лекционного занятия Происхождение и главные этапы развития культуры. Возникновение искусства. Первичная культура. - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить