Методические указания по культурологии
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Методическая разработка лекционного занятия № 6

По дисциплине «Культурология».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

2010г.

Тема : Европейская культура XIX-XXВв.

Содержание рабочей учебной программы :

Культура периода развития вольной конкуренции. Промышленный переворот и урбанизация. Развитие классического естествознания в науке. Философские системы Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Канта. Идеология либерализма, его влияние на развитие науки и культуры. Романтизм: причины появления и особенности в художественной культуре. Творчество Ф. Шиллера, Й. Гете, Д. Байрона, В. Гюго, Э. Делакруа, Ф. Гойя, В. Скотта. Критический реализм: его особенности и недостатки. О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер. Живопись О. Ренуара, К. Моне, Э. Мане, Э. Дега. постимпрессионизм. Натурализм как течение в художественной культуре.

Модернизм как период в культуре. Причины возникновения стиля модерн. Стиль модерн – объединение традиций восточного и западного европейского искусства. Модернизм в литературе и театре. Основные течения модернистского искусства: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, супрематизм, сюрреализм, поп-арт. Модерн как архитектурный стиль.

Авангардистская живопись. Функционализм в архитектуре. Новые выразительные средства в музыке.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели: - Ознакомить с основными терминами и понятиями темы;

- Формировать у студентов систему знаний о сущности и происхождении европейской культуры XIX – XXвв.;

- Уметь обозначать основные этапы культуры, проблемы развития культуры; анализировать и оценивать систематические связи всех составляющих культуры, культуру разных народов;

- Использовать полученные знания для формирования личности в условиях разнообразия культур.

Межпредметные связи : История Украины, Всемирная история, основы философии, социология, зарубежная литература.

Учебно-методическая литература:

Бокань В. А. Культурология: учебное пособие.-К.: МАУП, 2000.

Викторов В. В. Культурология: Учебное пособие.-М.: Экзамен, 2002.

Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А. Історія світової та української культури: Підручник для вищ. закл. освіти.-К.: Літера, 2000.

Левчук Л. Т. Історія світової культури.-К.: Либідь, 2000.

Основные термины и понятия:

АвангардизмМодернистическое направление в искусстве ХХ в., художественной культуре, которое отображает анархично-индивидуалистическое мировоззрение, представители которого провозглашали полный разрыв с традициями реалистического искусства.

Абстрактное искусство – абстракционизм, беспредметное искусство, которое возникло в начале Ххв. Художники этого течения стремились с помощью произвольных форм, линий и цветовых пятен выразить свои образы и впечатления, отказываются от реалистического изображения предметов и явлений.

Модернизм – общеевропейское направление в художественной культуре ХХ в., течения в искусстве и литературе, которым присуще отрицание реализма, субъективизм в художественном творчестве, поиски новых искусственных форм.

Урбанизм – направление в городском строительстве ХХ в., прогресс увеличения роли городов в развитии общества, создание городов - гигантов строительство в городах больших строений разного предназначения.

Ход занятия:

1.  Орг. момент.

Сообщение темы, целей, актуальность.

2.  Актуализация знаний.

- Какие события повлияли на формирование культуры эпохи Нового времени?

- Что лежит в основе этого периода?

- Какую роль играет в формировании культуры Нового времени искусство?

- Что такое Просвещение?

- Какие основные идеи Просвещения?

3.Объяснение нового материала.

План.

1. Основные тенденции развития культуры XIX-XXвв.

2. Европейская философия XIXв.

3. Наука XIXв.

4. Искусство XIXв.

5. Модернизм в культуре ХХв.

1. XIX в. явился временем бурного развития мировой культуры, который коснулся всех сторон общественной жизни и обозначился на материальной и духовной эволюции.

20-е гг. XIX в. в Европе можно назвать годами революций в Италии, Испании, России, Франции. Увеличивается класс пролетариата, происходят важные изменения в образовании, активно создаются университетские научные школы. Увеличивающаяся экономическая и политическая интеграция мира, повлияла на процесс культурного обмена между народами.

Во 2 половине XIXв.- начале ХХ вв. все европейские государства переживали сложный период в своем историческом развитии.

Италия – национально-освободительная борьба

Пруссия – объединение немецких земель в единое государство

Франция – Парижская коммуна

Активный процесс смены общественных отношений, политических институтов. Реформы, модернизация выборной системы, эксплуатация, марксистская теория, становление рабочего движения. в европейских странах завершился промышленный переворот., увеличение производства продукции, объемы мировой торговли. Ни одно столетие не знало таких больших социальных потрясений, мировых войн, всеобъемлющего национально-освободительного движения, бурного научно-технического прогресса. Вследствие чего жизнь человека заметно усложнилась, а темп жизни ускорился. В этих условиях большое значение имеет концепция прав человека в теоретическом и практическом формировании культурного процесса современных государств. Она становится одной из главных в деятельности ЮНЕСКО, организации, которая возникла в 1946г. Цель ее деятельности – восприятие прогресса мировой цивилизации через развитие сотрудничества между странами в отрасли образования, науки и культуры.

Все это повлияло на развитие культуры. – изменялось мировоззрение, стили, направления в искусстве.

В художественной жизни ХХ в. возникает и получает развитие модернизм – новый, современный, распространяется во всех видах искусства. Великого прогресса достигла наука и техника, появились новые виды искусства : телевидение, реклама, компьютерная графика.

3.  Культура Европы 1половины XIX в. связана с философией утопистов-социалистов, в первую очередь французов – Сен-Симона и Ш. Фурье. В своих трудах «Про промышленную систему», «Новое христианство» Сен-Симон Развивает мысль о новом промышленном времени, который опирался на труд всех членов общества, выступал за сохранение частной собственности. Шарль Фурье – автор работ «Теория всемирного общества», «Новый хозяйственный социэтарный мир» разделял историю общества на 5 периодов: эдемизм ( зеленый рай), дикость, патриархат, варварство и цивилизация. Считал, что человечество уже достигло уровня цивилизации, т. е. эпохи гармонии и счастья.

Фихте считал необходимым обосновать философию как практику морального действия. Философия трактовалась им как наука наук, источник человеческого могущества. Важное значение немецкий философ Й. Фихте уделял концепции интеллектуальной интуиции.

Особое место в истории немецкой классической философии принадлежит Фридриху Шеллингу. Разработал тенденцию эстетизации философского мышления, рассматривал искусство как высшую стадию развития мирового начала. Труды : «О мировой душе», «Философия и религия», лекции по философии искусства, его идеи сложные, противоречивые, неоднозначные. Они повлияли на философию Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, Фрейда, Кьеркегора, Бергсона.

Философия Гегеля считается вершиной немецко-классического идеализма. Главное его достижение – теория диалектики. Труды «Феноменология духа», «Наука логика». «Философия права».

4.  Промышленная революция, которая началась в 18в. в Великобритании и других странах Европы, достигла все большей силы и размаха. Паровой двигатель, сконструированный Джеймсом Уаттом становится универсальной машиной. Роберт Фултон построил подводную лодку «Наутилус» и пароход. Великих достижений достигли английские ученые в физике, химии, биологии, медицине.

Известный математик и физик Анри Пуанкаре – учение о диф. уравнениях, теория относительности.

Физик Антуан Беккерель впервые обнаружил радиоактивность солей урана.( физики Пьер Кюри и его жена Мария Склодовская – Кюри – Нобелевская премия 1903г._

Новый метод выплавки стали – фр. металлург П. Мартен, мартеновская печь.

«Капитал» К. Маркса – важный труд с фундаментальным анализом природы капитализма.

5.  Романтизм – система идейно-художественных принципов, противостоял классицизму.

Активное течение – революционные, гражданские

Философское - психологическое, консервативное.

Русские писатели-декабристы, революционеры.

Й. Гете, Генрих Гейне, Людвиг Ван Бетховен

В музыке - Джоаккино Россини, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джозепе Верди, Гектор Берлиоз.

Искусство - Эжен де Лакруа, Фроанциско Гойя

Литература - Гюго, Войнич, Бальзак, Диккенс.

В европейском искусстве постепенно пропадает мифологический жанр.

6.  Модернизм – идеологическое обоснование дал символизм.

Новейший, современный

1 стадия – декаденс – пессимизм, утрата идеалов, дисгармония, антигуманность.

Поэт Аполлинер, Пикассо

Итог.

- Какое влияние оказали наука и техника на развитие культуры ХХ в?

- С чем связано появление новых видов искусства и их значение.

- Какую роль сыграло кино в развитии массовой культуры?

- Что влияло на развитие литературы?

- Какую роль сыграл театр и музыкальное искусство?

- Какая программа, акции и деятельность ЮНЕСКО?

5.Домашнее задание.

Составить сообщения:

Деятели культуры эпохи Нового времени, эпохи Просвещения

Выписать термины:

Постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм, модернизм, постмодернизм.

Методическая разработка лекционного занятия - Европейская культура XIX-XXВв. - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить