Лекции по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Культура Средних веков

Средневековая культура конфессиональна по своей природе, то есть связана с религиозными представлениями людей, включенных в нее. По сути средневековый период начинается с утверждения в Средиземноморье новой мировой религии — христианства. Эта религия явилась важнейшим культурообразующим фактором по целому ряду причин. Во-первых, как в Ветхом, так и в Новом завете выразилось иное по сравнению с другими типами культур восприятие времени. Ветхий завет историчен: он описывает последовательные, возможно, имевшие место в реальности, события, составляющие предмет Библейской истории. Данные современной науки подтверждают достоверность одних событий и недостоверность других, но не в этом суть. Суть появления Ветхого Завета — в изменении отношений между Богом и людьми, в заключении договора между ними и богом Яхве о том, как должно жить человеку на Земле, каким моральным правилам следовать и к какой цели идти в этой земной жизни.

Уже в Ветхом, а потом и в Новом Завете время перестало осознаваться как цикличное: оно приобрело начало (сотворение мира), стало проходить от одного важнейшего события к другому (от заключения праотцом Авраамом Завета с Богом до Рождества Христова ) и устремилось к конечной цели, к своему концу - Второму пришествию, Страшному Суду и Царствию Божию, когда время перестанет существовать. Тем самым время становится объективно существующим, непрерывным, измеряемым, однонаправленным. Это — время-вектор.

Понимание времени при переходе от Ветхого к Новому Завету не изменилось. Но изменилось отношение к человеческой индивидуальности, связанное с понятием души и ее посмертного существования: каждый христианин сам, в одиночку, пользуясь полной духовной свободой отвечает за спасение своей души или ее проклятие. Признание за человеком свободной воли утверждает его творческие возможности, подчеркивает боговдохновленную природу человека, но в то же время порождает и присущий новоевропейской культуре крайний индивидуализм.

В своих основных положениях христианство было губительно для основных идей, воодушевлявших античный мир: культ прекрасного тела заменяется повышенным вниманием к внутренней, духовной жизни; плюрализм мнений в естественно-научном знании и философии — единой религиозной догмой; полнота существования человека в земном мире — стремлением искупить грех и удостоиться загробного спасения.

Возможно, античный мир в силу названных причин прекратил бы свое существование и без нашествия варваров, однако последнее ускорило его конец. В 476 г. н. э. был свергнут последний римский император Ромул Августул, и Западная Римская империя пала. С этой даты обычно и начинают изучать историю Средних веков.

Средневековый мир пространственно неоднороден. Он включает в себя Восточную Римскую империю, Византию, которой удалось избежать нашествия варваров, разрушивших Рим; осколки Западной Римской империи, ставшие основой появившихся позже западноевропейских государств; и, наконец, арабский Восток или мир ислама. Эти три культурных региона, объединенных исторически и территориально, при всем их тесном соприкосновении представляют собой самостоятельные, специфически окрашенные миры, и поэтому мы рассмотрим их по отдельности. Однако в течение исторического периода, именуемого Средневековьем, они вступают друг с другом в сложные взаимоотношения: это торговля, военные конфликты, культурные влияния, конфессиональная конфронтация и т. д.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google