Лекции по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Архаическая культура

Общепринятый наряду с “первобытные народы, культуры” – термин “примитивные” культуры некорректен и даже вреден, так как несет в себе пренебрежительное отношение к другим культурам, якобы в силу их неразвитости по сравнению с современными цивилизациями. Сам этот термин появился именно тогда, когда в науке о человеке главенствовал телеологический подход, подразумевающий общий для всех народов поступательный путь развития, имеющий конечной стадией некое совершенное общество. В этом случае вымершие первобытные культуры становятся первыми ступенями человеческого прогресса (и характеризуются как “темное время”); а существующие культуры “диких народов” Африки, Южной Америки, Новой Гвинеи, Австралии и т. п. расцениваются как недоразвитые, остановившиеся в развитии, отстающие и требующие цивилизационного благотворного вмешательства.

Этот подход игнорирует важнейшие особенности архаических культур: современные нам “примитивные” общества не исчезают – они более или менее быстро ассимилируются окружающей их цивилизацией; последняя, в свою очередь, приобретает универсальный характер, обогащаясь подобными контактами.

В древний период человек, впервые в практике природы познававший окружающий его мир, должен был обладать огромной эвристической способностью. Все чем пользуется современный человек в сфере материальной и духовной культуры зародилось именно в то время, но древний человек, впервые открывший свойства камня, растений, красящих веществ; начавший суммировать свой опыт и передавать его при помощи языка, а затем – фиксировать с помощью системы знаков на материальных носителях – мог опираться только на свой опыт, чутье, способность к мышлению.

Это первобытное мышление обычно противопоставляется современному, научному, поскольку опирается на мистическое восприятие мира, но вместо того, чтобы противопоставлять магию и науку, исследователи (в т. ч. К. Леви-Строс) предлагают расположить их параллельно, как два способа познания, неравных по теоретическим и практическим результатам, но не по роду ментальных, интеллектуальных операций. Такой тип сознания получил название мифологического: оно является исторически первым, объясняет мир и фиксирует ценности, выражая себя в повествовании и ритуале. Сердцевина его – вопрос о происхождении мира и человека своего рода. В нем отсутствуют реальные причинно-следственные связи, мышление производится тождествами и аналогиями.

В практической, материальной сфере, человек протоистории уже является наследником длительной традиции отбора полезных навыков и сведений. Это позволяет приступить к классифицированию предметов и явлений. В основу такой классификации могут быть положены различные признаки, в том числе даже чувственные качества (легкие – тяжелые предметы). Вероятно, что виды, наделенные какой-либо замечательной чертой – формой, окраской или запахом – открывают наблюдателю “право следования”, позволяют постулировать, что эти видимые черты являются знаком скрытых, столь же специфических свойств. Так, по принципу аналогии и тождества зерно в форме зуба может оберегать от укусов змей, горькие травы – помогать от желудочных болей. Такое даже чувственное классифицирование имеет большую, пусть временную, ценность – оно сберегает богатство и разнообразие инвентарного описания предметов и явлений мира и облегчает дальнейшее построение человеческой памяти.

Наибольшая активность древнего человека по освоению мира приходится на неолит. Именно в неолит человек закладывает материальную основу современных цивилизаций, делает основами гончарство, ткачество, земледелие и одомашнивание животных.

Хронология первобытной культуры показывает, что это все явилось результатами целенаправленной деятельности человека на протяжении тысячи лет: активного и методичного наблюдения, проверки смелых гипотез, отвергаемых или доказываемых посредством постоянно повторяющих опытов.

Нижний палеолит – Олдувайская эпоха – появление человека Умелого (Homo habilis) – от 2,5 млн. до 400 тыс. лет.

Ашель – 300-100 тыс. лет назад (архантроп)

Мустье – 100-40 тыс. лет назад (неандерталец)

Верхний палеолит:

Шательперрон 35-30 тыс. лет назад

Ориньяк 30-25 тыс. лет назад

Граветт 25-20 тыс. лет назад

Солютре 20-15 тыс. лет назад

Мадлен 15-10 тыс. лет назад

Мезолит (средний каменный век)

Неолит

Энеолит

Эпоха бронзы и эпоха железа уже наступают в различных регионах с достаточно большой временной вариацией и приходится на на период возникновении ранних цивилизаций.

На дописьменном уровне человеком осмыслен и целый ряд гуманитарных проблем:

a) Проблема порядка, устроенности, закономерности.

Ритуал – установление порядка, жрец – ответственный за выполнение его. Самое малое отступление от ритуала ведет за собой “сбой” в мировом устройстве, в Мире, поэтому исполнение ритуала – в первую очередь – способ поддержания мировой гармонии. Время понимается как цикличное, упорядоченное и повторяемое, что позволяет впервые разработать и применить циклический Календарь, связанный с природными явлениями.

Слово, язык ассоциируются с упорядоченностью: они являются и частью ритуальной действительности (то есть – идеального сакрального порядка, который воссоздается людьми), и таким же образом входят в жизнь человека, например в виде имени, названия. Дать имя значит присвоить явление или предмет, ввести его в мир жизни человека и его сознание. Внимание к звучанию слова, к порядку в языке, вызывает развитие грамматики. Внимание к ритму звучания речи – появление поэзии как способа общения с сакральными силами, т. к. ритм это порядок (отражение порядка мирового).

Исследуется проблема содержания и формы.

б) Проблема и понятие о красоте. Красота с одной стороны, это Космос – “прекрасно устроенный”, возникает понимание красоты как рассеянного, принадлежащего всем и никому. С другой стороны красоты на материальном уровне является отражением функциональности, полезности, что и демонстрируют нам ранние произведения изобразительного искусства. Творческое, созидательное начало человека также расценивается как проявление красоты: все что рукотворно – прекрасно. Техника, искусство человек еще не разделены.

Так в процессе познавательной деятельности складываются представления о связи видимого, реального мира со сверхъестественным миром и порядком. Эти представления оформились в верования; а затем, вместе с усложнением ритуала и выделением в обществе группы жрецов (шаманов, колдунов), привели к возникновению ранних форм религии.

Одной из самих форм является фетишизм, его название происходит от португальского – амулет. Это вера в способность неодушевленных предметов обладать сверхъестественными силами и оказывать влияние на жизнь человека. В той или иной фетишизм присущ всем религиям, в том числе и современным мировым (Буддизм, Христианство, Ислам). Первоначально фетиш, естественный и рукотворный, представляется сакральным предметом, святыней семьи или рода; в более поздние времена происходит разделение на материальный субстрат (носитель) и обитающий в нем дух. Дух по собственному желанию или при определенных действиях человека может покидать свой “дом” и переселяться в другой, или же “уходить” из рода, вызывая этим те или иные последствия. Представление о существующем нематериальном, независимом от материального носителя, духе ведет к появлению Анимизма (от лат. – Анима – душа).

Существование духов и души – двойника человека, животных, предметов и природных явлений впервые дает человеку возможность объяснить доступным ему образом такие явления как сон, смерть, галлюцинирование (при болезни, при наркотических растений). Так открывается и возможный способ общения с миром духов-божеств (шаманская болезнь, камлания, призванные освободить временно душу шамана и отправить ее в опасное странствие по иным мирам в поиске ответов на насущные вопросы своего рода или племени); появляется представление о ценности и индивидуальности души и разнообразные средства ее удержания.

Особое отношение к душам своей семьи, рода, рождает Культ предков. Также на представлениях о родовой общности формируется и Тотемизм (от “тотем” = “его род” (индейское)) – вера в сверхъестественные связи между родовыми группами людей и родоначальником, покровителем, предком. С одной стороны тотем объясняет разделение на кланы и семьи, дает ответ на вопрос о происхождении, с другой – этот легендарный предок или покровитель становится средством идентификации группы; его изображения или символы используются при переговорах с чужими, украшают родовую одежду и жилища.

С развитием этих форм верований появляется политеизм (язычество), основой которого является Магия, как стремление активно (и непосредственно) воздействовать на мир. В ее основе лежит ритуал. По характеру используемых сил она может делиться на черную и белую магию (но только тогда, когда появляется уже весьма развитое представление о добрых духах и божествах и злых по отношению к человеку). По целевому назначению магия чрезвычайно многообразна: военная, любовная, лечебная, земледельческая, скотоводческая и т. д. Политеизм – это уже система верований с развитым культом, обособленной кастой жрецов и подробно разработанной Картиной Мира, в основе которой лежат ответы на три важнейших вопроса человеческого бытия: Кто я? Что есть Мир? Каковы мои взаимоотношения с этим Миром?

Мифологическое сознание никогда не исчезнет, в той или иной форме оно присутствует в каждом современном человеке как неотъемлемая часть его культуры. Как доминантный способ мышления исторически он сменяется в период “осевого времени” (у К. Ясепрса): переход от мифологического сознания к философской мысли происходит с появлением письменности. Миф фиксируется в первую очередь, с ясной целью сохранить самое ценное и важное, но это и становится концом мифологии как способа познания: мифология живет в развитии. Записанный миф становится литературой – легендой, сагой, сказкой; он уже не способен принимать в себя новую информацию и гибко реагировать на все новые и новые вопросы, возникающие в процессе познания.

Мы рассматривали миф как метод познания. Первобытное искусство можно рассматривать и как способ фиксации опыта (далее будут рассмотрены такие теории), и как метод познания. В самом деле – первые изображения, оставленные человеком на стенах пещер, представляют собой весьма далекие от “искусства” мотивы: так называемые “макароны” – волнистые узоры, оставленные пальцами руки с каким-либо красящим веществом – или отпечатки ладони (как позитивном изображении, так и в негативном). Это несомненно – первые исследования краски, ее выразительных свойств, выразительных свойств линии, а во втором случае – и образа самого человека. В любом случае это стремление обозначить человеческое присутствие и его деятельность (волю).

Теории происхождения и генезиса искусства создаются уже античными философами. Аристотель в своем трактате “Поэтика” (ок. 350 г. до н. э.) объясняет возникновение искусства как стремление к подражанию, (мимесису) природе и действиям людей. Платон (427-347 гг. до н. э.) – уточняет эту формулировку: подражанию “видимости” предметов и явлений, а не их сущности.

Эпоха Возрождения предлагает искать истоки искусства в надчеловеческих сферах: Леонардо да Винчи в “Трактате о животных”, характеризует живопись как порождение природы; у Вазари – искусство как Божественный промысел.

Французские просветители: Дени Дидро, видят искусство как потребность суммировать и закреплять свои, в природе почерпнутые наблюдения явлений реальной действительности.

После Кантовского определения природы прекрасного как “незаинтересованного наслаждения” возникает теория игры Шиллера. Теория Игры, как основы происхождения искусства становится одной из самых влиятельных и по сей день. Также искусство рассматривается и как плод заложенного в природе человека художественного инстинкта (Ирио Гирн).

XX век несет признание европейской научной общественностью полихромной живописи палеолита (пещеры Альтамира, Кастильо – Испания; пещеры Арьежа – Франция; пещера Ляско в Южной Франции, которая по праву называется “Сикстинский капеллой палеолита”). До того пещерное искусство считалось поздними произведениями художников-одиночек или фальсификациями.

В 1903 году С. Рейнак выдвигает гипотезу магического искусства.

Появляется и теория Анри Брейля – рождение искусства для искусства с позднейшим включением религиозных и магических идей.

С изучением древних культур современными исследователями становится ясно, что и монументальное, и мобильное первобытное искусство – это не разрозненные изображения, создаваемые вне культурного контекста “по вдохновению”, а “ритуальный текст”, несущий важнейшую информацию о человеке той эпохи и мире, каким его себе представлял художник и его соплеменники. Недаром композиция Оленных камней Сибири, и сцен Онежского камня представляют собой схематическое изображение мира (миров), с четко определенным местом человека в этой системе.

Так первобытные культуры закладывают основание для дальнейшего развития человечества, выделяя себя из природной среды, определяя свое место в мире, впервые ставя перед собой сложнейшие вопросы, и отвечая на них собственным образом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Прокомментируйте традиционный подход к первобытной культуре, первобытным народам. С чем связано появление такого подхода?

2. Каким типом сознания обладал человек в древний период своего существования? Назовите отличительные черты этого типа сознания. Поясните Ваши слова примерами.

3. В какой период человеческой истории появляется Человек Умелый? Укажите временные рамки верхнего и нижнего палеолита.

4.Какие проблемы были осмыслены архаическим человеком на дописьменном уровне? Как проявляется идея упорядоченности в представлениях о ритуале, в модели времени, в функции слова? Прокомментируйте представление архаического человека о красоте.

5.В чем сущность такой ранней формы религии как фетишизм?

6.Каким образом архаический человек объяснял сон, смерть, галлюцинации?

7. Прокомментируйте, как представления архаического человека о душе и духе проявляются в культе предков и тотемизме.

8. К чему стремится магия и что лежит в ее основе?

9. На какие вопросы дает ответ Картина Мира?

10 Какова историческая судьба мифологического сознания? Умерло ли оно сейчас и чем сменяется с появлением письменности?

11. Как можно трактовать первобытное искусство? Каким примером это можно подтвердить?

12. Расскажите о теориях происхождения искусства.

13.Можно ли трактовать первобытное искусство как разрозненные изображения, созданные по вдохновению, или это явление другого порядка?

Литература

1.Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М.,1983.

2.Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973

3.Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.,1989.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,2989.

5.Токарев С. А. Ранние формы религии. М.,1990.

6.Фрэзэр Дж. Золотая ветвь. М.,1984.

7.Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.,1978.

8.Элиаде М. Космос и история. М.,1987.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google