Лекции по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Античная цивилизация

Античной (от латинского слова antiguus древний) называли греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им, итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Это название сохранилось и поныне как привычный синоним классической древности, в лоне которой возникла европейская цивилизация. В античной культуре произошла своего рода социальная мутация. В отличие от циклических культур Востока, две из которых (Месопотамия и Египет) погибли, а две (Индия и Китай) существуют и по сей день, культура Древней Греции и Рима пошла иным путем развития — путем более быстрым, динамичным и результативным. В отличие от восточных культур, для которых характерна жесткая опора на традиции, цикличность исторического пути, отсутствие динамики развития, приоритет коллективного начала над личностным, общественной собственности над частной, античный мир построен на совершенно других основаниях. Античная цивилизация, в отличие от приречных цивилизаций Древнего Востока, складывалась как торгово-ремесленная, что и определило ее специфику.

Если в рамках цивилизаций Востока можно наблюдать развитие по спирали, когда циклы во многом повторяют друг друга, и в периодизации доминирует династический принцип, как в Китае и Древнем Египте, или смена религиозных концепций, как в Индии, то в истории античного мира четко обозначены культурно-исторические эпохи, специфика которых связана с тем, то от периода к периоду можно наблюдать прогресс в сфере материального производства, гражданского права, научных знаний, создания все более гибкого литературного языка. Вот периоды, на которые принято делить историю культуры античного мира:

древнейший период (крито-микенская культура): III тысячелетие — ХI в. до н. э.

гомеровский и раннеархаический периоды: ХI — VIII вв. до н. э.

архаический период: VII — VI вв. до н. э.

классический период: V в. до последней трети IV в. до н. э.

эллинистический период: последняя треть IV — I в. до н. э.

римский период: I в. до н. э. — V в. н. э.

Средиземное море, mare nostrum, наше море, — колыбель античной цивилизации. Первые ее ростки возникли на острове Крит, где скрещивались морские пути, соединяющие Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

Именно морская торговля и была экономической основой критской культуры. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами Средиземного моря. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и знаменитый кносский лабиринт, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными. Ощущением безопасности, свободы, непринужденности пронизано и все критское искусство. Канон изображения человеческого тела заимствован из Египта': плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги — в профиль, но критяне предпочитают плавность линий, красоту силуэта, изящество и утонченность. Однако к концу ХУ в. до н. э. Крит постигла катастрофа, причины которой до сих пор не выяснены.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Люди микенской эпохи строили крепости, которые окружались стенами, сложенными из таких огромных каменных глыб, что впоследствии греки подобную кладку назвали циклопической. Мелкие государства вели совершенно обособленное и независимое существование, наполненное войнами, которые порой длились годами, Иногда это были пиратские набеги, а иногда конфликты вызывались соперничеством в торговле. Такова Троянская война, продолжавшаяся десять лет (по археологическим данным, она произошла примерно в середине ХIII в. до н. э.). Эта война надорвала силы микенского мира: в Х1 в. до н. э. начинается смутный период греческой истории, его основным фактором считается вторжение северных племен — дорийцев, стоявших на более примитивном уровне развития.

Период с Х1 по УШ вв. до н. э. принято называть гомеровским, потому что в это время слагались эпические сказания, вошедшие в Илиаду и Одиссею. Илиада и Одиссея изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру, гораздо более примитивную, чем та, которая зафиксирована в памятниках крито-микенской эпохи. Но гомеровский период имел свои достижения: например, была освоена техника выплавки и обработки железа. В связи с этим резко возросли экономические возможности отдельной семьи: теперь каждая семья могла расчистить под пашню гораздо более значительные площади и производить почти все необходимое для жизни. Гомеровская община (демос) вела довольно обособленное существование и занимала, как правило, очень небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был полис: в греческом языке это слово выражает одновременно два тесно связанных в сознании каждого грека понятия — город и государство. Гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближают, во-первых, скученная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Но основную массу его населения составляют крестьяне. Государственной границей служили обычно море или ближайший горный кряж — вся Греция, таким образом, предстает в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов, причем большинство из них имеет выход к морю. Укрепленный акрополь служит основой, вокруг которой складывается городской строй.

Греция — бедная страна: там скудная почва. каменистые склоны, климат, летом засушливый, а зимой невероятно дождливый. Таким образом, крестьянин вынужден попеременно бороться то с засухой, то с паводком. В таких условиях лучше всего растут маслины и виноград — корневая система злаков не способна извлекать почвенную влагу с большой глубины.

Где-то к УШ в. до н. э. был найден закономерный и чрезвычайно важный для дальнейшего развития греческой культуры выход — торговля и колонизация. Темные века заканчиваются, и начинается период, который в истории именуется архаическим. Грекам приходится учиться у тех народов, которые за темные века успели обогнать их. В первую очередь это финикийцы: колыбель их культуры находится на Малоазиатском побережье (территория современного Ливана), в городах Библ, Сидон и Тир, но начиная с ХII-ХI вв. до н. э. они стали основывать колонии в Сицилии, северной Африке и южной Испании (например, город Гадес, современный Кадис). Около 1000 г. до н. э. именно для нужд торговли они изобрели алфавитное письмо, состоявшее, правда, из одних согласных. Около 800 г. до н. э. это письмо переняли греки, введя в него дополнительные буквы для обозначения гласных. Это симптоматично: ведь купцу и мореплавателю не нужен ни чиновничий аппарат, скрывающийся за стеной иероглифов, как в Китае, ни привилегированная прослойка писцов, как в Египте и Месопотамии. С УII в. до н. э. греки стали соперничать с финикийцами и в области колониальной экспансии. Первые поселенцы уезжали в прибрежную зону Малой Азии, где были основаны города Эфес, Милет и Галикарнас. Затем греки колонизовали побережье Черного моря (города Синопа, Фасис, Фанагория, Ольвия, Херсонес), Сицилию и юг Италии (города Сиракузы, Сибарис, Неаполь. Кумы) и даже южное побережье Франции (город Массалия, современный Марсель). Греки никогда не удалялись в глубь материка, колонизация касалась только прибрежной полосы: они строили свои города как торговые центры.

Архаический период — это прежде всего время становления античного полиса. Многочисленные города-государства соперничали между собой на разных поприщах — политическом и экономическом, но иногда греческое соперничество (агон) приобретало более благородную форму — соревнования, спортивного и литературного. В 776 г. до н. э. в Олимпии прошли первые Олимпийские игры, с которых, собственно говоря, и начинается греческое летоисчисление: греки не знали линейного времени. Они считали, что существуют четыре большие эпохи: Золотой век, Серебряный, Медный и Железный, а затем все повторяется, причем точно так же, как в первый раз - те же события, рождения и смерти. Не знали греки и безграничности пространства: само слово космос первоначально означало восточный шатер. Космос для греков — огромное сооружение, мир — единство всего сущего, жилище для людей и богов, устроенное по законам красоты и гармонии. Поэтому такую важность приобретает сиюминутная жизнь здесь и сейчас, полнота телесного присутствия в этом мире, что и стало определяющей чертой античной цивилизации.

Такому мироощущению способствовала и религия, общая для всех греков. Греки очеловечили своих богов: те не только обладают всеми человеческими качествами, как хорошими, так и дурными, — они и живут семьей (которая насчитывает четыре поколения), и занимаются чисто человеческими делами. Боги — сами из плоти, они и есть люди, но только бессмертные, свободные от тяжких обязанностей, угнетающих смертный род. Поэтому и тех, и других, увековечивали, создавая скульптуру. Греческий ваятель объяснял мир, истоки его красоты и гармонии. Девиз античности звучит так: Человек — мера всех вещей. И это не ради красного словца: для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. В его сложении греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие. Мир искусства был как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы. Они не падали перед ними ниц, но радостно восхищались их необычайной жизненностью и красотой. Это и есть полнота телесного присутствия, культ совершенного человеческого тела, присущий античной цивилизации.

Другой чертой, отличавшей греков от чужеземцев, варваров, является то, что граждане полиса ценят свою свободу. Форма государства у греков чрезвычайно своеобразна, даже уникальна в истории, хотя именно организация греческих полисов послужила образцом для западной демократии: выборность должностей, всеобщее голосование, суд присяжных, подотчетность должностных лиц народному собранию, принцип подчинения меньшинства большинству. Античная демократия носила ограниченный характер — из числа полноправных граждан были исключены рабы, метеки (выходцы из других полисов) и женщины. Что касается рабов, то следует сказать, что рабский труд не был основой античного производства: благосостояние общества основывалось прежде всего на активности среднего класса, интересы которого играли главную роль как в экономике и политике, так и в других отраслях культуры.

Человек, занимающийся разнообразной практической деятельностью — не повторяющейся из года в год, как аграрный цикл, а видоизменяющейся, прогрессирующей, как ремесло, или зависящей от многих условий, как мореплавание, испытывал потребность объяснить мир, исходя из его собственных, объективно существующих законов. Возникает наука в современном смысле этого слова.

Эпоха наивысшей полноты, классическая эпоха, как это видно из хронологической таблицы, длилась недолго —меньше века. Ведущая роль в этот период принадлежала Афинам, в особенности афинскому флоту, поэтому Делосский морской союз городов-государств, созданный в целях защиты от Персии, очень скоро превратился в Афинскую морскую державу. Казна союза, первоначально хранившаяся на острове Делос, была переведена в Афины, и союзные средства стали бесконтрольно тратиться на украшение этого города, разрушенного и сожженного персами. Этот век часто называется веком Перикла (на протяжении 32 лет он избирался стратегом и фактически стоял во главе афинского полиса). Искусство Афин века Перикла — это красота и польза, высшее выражение гармонии и самый практический расчет. Главным строительством Перикла был афинский Акрополь. Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический, которые прочно вошли в новую европейскую архитектуру.

Еще один греческий дар миру — театр, расцвет которого тоже приходится на У в. до н. э. Возникновение греческого театра связано с культом Диониса и праздником в его честь — Дионисиями. Зрелище из-за костюмов хористов, одетых в козлиные шкуры, называли трагедией, песней козлов. Действие, посвященное Дионису, перемежалось играми скоморохов, одетых в медвежьи шкуры — отсюда комедия, песня медведей. Событием, придавшим греческой трагедии серьезность, послужили греко-персидские войны за независимость. Отцом трагедии стал Эсхил (ок. 525-456 гг. до н. э.), сражавшийся при Марафоне и Саламине. Он и трагедию строит, как сражение, представляет драму, то есть действие. Это — столкновение героя с Судьбой, по-гречески Мойрой. В отличие от других телесно присутствующих в мире богов Мойре никогда не придавали человеческого облика: это нечто вроде закона для всей вселенной, устойчивость которой именно Мойра и обеспечивает. Мойра — выше и людей, и богов, она делает из мира нечто действительно олицетворяющее порядок. В задачу трагического поэта входит дать толкование древних мифов и вместить их в человеческую меру, вписать в гармонию мироздания. Так, например, Софокл (ок. 495-406 гг. до н. э.) исследовал в своей трилогии миф об Эдипе, самый страшный из всех, оскорбляющий и чувство справедливости в человеке, и его веру. Софокл дает глубокую философскую трактовку: мир, гармонию которого нарушили отцеубийство и кровосмешение, сразу же, механически, восстанавливает свое равновесие, раздавив Эдипа. Но вследствие того, что случилась катастрофа, Эдип узнает, что существующая вселенная выказала тем самым свое бытие. Он любит этот чистый источник Бытия, сам спешит навстречу своей судьбе в порыве, подобном порыву любви, Amor fati, как говорили древние... А Еврипида (ок. 480-406 гг. до н. э.) можно считать родоначальником психологической драмы: он старался в самом характере человека отыскать причину его гибели.

В 1У в. до н. э. и изобразительное искусство тяготеет к конкретности переживаний. Меняется поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуя стояла совершенно прямо. Зрелая классика оживляет ее сбалансированными плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи, скажем, Праксителя, с ленивой грацией опираются на столбы, без опор им пришлось бы упасть. Греческое искусство с его эффектом телесного присутствия на языке обыкновенных движений тела рассказывает о важном: о том, что заранее бросало тень на светлый строй греческого мироощущения, и что наступило в конце 1У в. до н. э. — разложение и гибель демократии, вызванные затяжной пелопонесской войной (431-404 гг. до н. э.) между Афинами и Спартой. Афины потерпели поражение, но античная цивилизация не погибла и не перешла к циклическому существованию по восточному образцу — она перестроилась, достигла нового синтеза.

В это время появляется новая сила — Македония, расположенная к северу от Балканской Греции. В решающий момент во главе Македонии оказался правитель, оценивший представившиеся возможности и сумевший воспользоваться ими, — Филипп Македонский. С именем его сына Александра и его военными походами на Восток связан эллинистический этап развития античной культуры, характеризующийся взаимопроникновением греческих и восточных элементов. После ранней смерти Александра в 323 г. до н. э. мировая держава, созданная им, распалась, но распалась на довольно большие части, во главе которых стали диадохи, полководцы-сподвижники Александра. Диадохи стали царями, полновластными правителями, основавшими свои династии (Птолемеиды в Египте, Селевкиды в Малой Азии), но это вовсе не значит, что греческая культура растворилась в восточной: наоборот, новый виток развития античной культуры был вызван именно нуждами частного сектора, ремесла и торговли. Необходимо было создать структуру, где были бы обеспечены частная собственность и частное производство с гарантированными правами политической автономии, но в то же время был бы обеспечен свободный доступ к товарному рынку. Такой структурой стала эллинистическая монархия, опирающаяся на сеть автономных полисов. Город Александрия стал столицей эллинистической культуры: там был основан Мусейон, куда приглашались ученые со всех концов света, т. е. первый университет, а при нем — библиотека. В результате перемещения центра научной деятельности из Афин в Александрию произошло соприкосновение строгой, рациональной логики, характерной для греков, с опытом. В Мусейоне жили и преподавали выдающиеся математики (Эвклид, Гиппарх, Архимед), астрономы (Аристарх Самосский, Коперник античности), медики, географы, инженеры (Герон Александрийский, изобретатель паровой машины).

Но эллинистический мир оказался недолговечен: в 1 в. до н. э. на первый план в Средиземноморье выдвигается новая сила — Рим. Эта сила не являлась внешней по отношению к античной культуре. Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Римские ученые пытались определить на основании легенд и дату основания Рима. Варрон в 1 в. до н. э. предложил считать днем основания города 21 апреля 753 г. до н. э. (по нашему летоисчислению). Эта дата и стала началом римской эры — от нее велся отсчет времени в городе-государстве, а затем и в обширной империи: римское общество рассталось с архаическим циклизмом, и симптоматично, что во главу угла, в начало времен было поставлено само основание города — не рождение бога и не правление царя. Античные авторы обозначали Рим либо греческим термином полис, либо его латинским эквивалентом цивитас: в самом деле, структура его была сходна с той, что мы наблюдали в Греции. Но римское общество и государство были сильно милитаризованы. Любой гражданин от 18 до 60 лет мог быть призван в легионы. В периоды максимального военного напряжения Рим мог выставить несколько сот тысяч солдат, чего не мог сделать ни один из его противников. Это и было одной из причин последовавших в III-II вв. до н. э. крупных завоеваний. В 264 г. до н. э. под властью Рима была объединена Италия, и тут интересы Рима столкнулись с интересами Карфагена, торгового города, основанного финикийцами на побережье северной Африки. Начинается серия Пунических войн (пуны — римское название финикийцев), в ходе которых в 202 г. до н. э. была завоевана Испания, а в 146 г. до н. э. и сам Карфаген. Одновременно Рим вел войну и с Грецией: греческие колонии на итальянском побережье часто обращались за помощью к правителям государств Балканского полуострова. В 146 г. до н. э. Греция была оккупирована римскими войсками. В 121 г. до н. э. была присоединена Галлия (территория современной Франции); в 75-64 гг. до н. э. — Малая Азия, в 55-54 гг. до н. э. — Британия, в 30 г. до н. э. — Египет. Таким образом, Рим разрушил эллинистические монархии, потеснил варварское окружение и превратился в огромное государство, сильнейшее во всем Средиземноморье.

Полисная (республиканская) структура управления не годилась для таких огромных территорий. После серии гражданских войн вырабатывается новая государственная структура — империя. Первым пожизненным императором был Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.). Но полисная система, как и в эллинистическом мире, не была разрушена до основания: диктатура императора надстраивается над полисными институтами. А суть римской политики выражалась в формуле Pax Romana. В первом своем значении слово Pax выражает мир как противоположность войне. Императоры с самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых. В 1 в. н. э. начали возводить постоянные укрепления, лимесы, которые замыкали империю в ее границах наподобие Великой китайской стены. А слово Romana означало прежде всего, что земли, образующие империю, — римские и обладают тем самым неким общим качеством, входя в единообразную, строго упорядоченную систему. Всю империю римляне разделили на провинции, ввели общие деньги, построили знаменитые дороги, основали новые города. Отсутствие опустошительных войн на протяжении жизни многих поколений привело к постепенному укреплению правовых норм: наибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем для разных племен и народов.

Государственность — вот основная идея, воодушевлявшая римлян. Возможно, контраст между Грецией и Римом и послужил первым толчком для противопоставления культуры и цивилизации. У греков — единство мира, гармония космоса. У римлян место космоса занимает империя с ее законами и установлениями. У греков прекрасно то, что делает человека свободным. У римлян — то, что полезно для империи. У греков был культ тела, они любили атлетические состязания и даже отсчет времени вели по Олимпиадам. Излюбленное развлечение римлян — кровавые гладиаторские бои. Греческие мифы использовались трагиками для осмысления важнейших проблем человеческого бытия. Римские императоры ставили в цирках спектакли — осужденный на смерть преступник изображал гибель мифологических героев. С одной стороны культура — духовное, светлое, но непрактичное, с другой — цивилизация, материальное, грубое, иногда темное и кровавое, но прочное.

Внешне римляне восприняли эстетический идеал греков: их скульпторы во множестве копировали греческие оригиналы (благодаря этим копиям мы и имеем представление о греческих шедеврах). Но чисто римские черты в искусстве ваяния — конкретность и выразительность, которые особенно проявились в портрете. Римский портрет — это как бы история Рима, рассказанная в лицах.

Для прославления мощи государства служила и архитектура: в Риме был построен Пантеон, храм всех богов, прославляющий гордую объединительную мечту империи. Храм был построен в 120 г. н. э., через 120 лет после Рождества Христова, но алтаря этого Бога нет в гордом храме. Христианство не терпит соседства с другими религиозными культами, собственно, его зарождение в недрах Римской империи знамен знаменует собой конец античной цивилизации начало новой, христианской, речь о которой пойдет в следующей главе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем отличается античная культура от культур Древнего Востока?

2. Каковы основные периоды развития античной цивилизации?

3. Дайте краткую характеристику критскому и гомеровскому периодам развития античной культуры.

4. Когда и где появилось алфавитное письмо? Почему это культурное достижение так важно для мирового культурного процесса вообще?

5. Как древние греки понимали пространство и время? Раскройте понятия “космос” и “золотой век” с культурологической точки зрения.

6. Что, по вашему мнению, означает высказывание “Человек - мера всех вещей”? Раскройте специфику античного гуманизма.

7. Расскажите об античном полисе. В чем Вы видите своеобразие греческого города-государства?

8. Почему именно в Древней Греции появляется наука в современном смысле этого слова?

9. Расскажите о греческом театре, о его возникновении и развитии.

10.В чем проявилась специфика эллинистического периода развития античной культуры?

11.Почему Рим сумел завоевать столь обширные территории? С чем связан переход от республиканской формы правления к имперской? Раскройте смысл формулы Pax Romana.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1, 2, 3. - М., 1992

2. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск, 1990

3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М., 1999

4. Зайцев А. И. Культурный переворот Древней Греции Vlll-V вв до н. э. - Л., 1985.

5. Зелинский Д. Д. Мифы трагической Эллады. - Минск, 1992

6. История Древнего мира. Расцвет древних обществ. - М., 1989

7. История Древнего мира. Упадок древних обществ. - М., 1989

8. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. - М., 1993

9. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М., 1963

10.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969

11.Эллинизм. Экономика, политика, культура. - М., 1990

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google