Лекции по культурологии
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Вводная лекция по культурологии

Составитель и автор Н. И.Озерова

Культурология — одно из направлений современного гуманитарного знания. Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования, а также национально-этническое своеобразие культур народов мира. Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Культурология учит считаться с естественным плюрализмом мнений и ценностей.

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию, историю искусств, или философию? Однако каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает полного объема понятия культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органически включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.

Культура — не атрибут, а органическое свойство человека. Культура — именно то, чем человек отличается от первозданной, невозделанной природы (недаром само слово cultura по-латински значит возделывание земли), от прочих биологических форм жизни: способность воздействовать на окружающий мир, творить вторую природу.

В настоящее время имеется более 1000 определений культуры. В этом плане существует два магистральных направления: рассматривать культуру как свойство homo sapiens осознавать действительность, систематизировать многообразную полученную информацию и преобразовывать мир в соответствии со своими потребностями; или понимать культуру как результат деятельности человека, как вторую действительность, которую человеку удалось создать. Таким образом, в понятие культуры входят все стороны человеческого бытия: как материальная, так и духовная его составляющие. Человек — и субъект, и объект культуры: он — ее творец, но он же и вынужден подчиняться ограничениям, которые та на него накладывает. Наиболее общим является следующее определение культуры: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в системе социальных норм, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется и своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности человека в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей (например, античная культура, русская культура, культура майя и т. д.).

Культура — это многофункциональная система. Самой древней является функция приспособления, освоения и преобразования мира. Она воплощается в предметах материальной культуры, в результатах созидательного труда человека: от каменного рубила до ракетного двигателя, от шалаша из ветвей до небоскреба. Однако человек оставляет после себя не только храмы и дворцы, но и всевозможные орудия уничтожения, которые видоизменяются, совершенствуются и тоже свидетельствуют об уровне развития культуры. С этим связана вторая функция культуры — нормативная (побудительная и запрещающая). Первоначально она выражалась в сложной системе табу, позже оформилась в устойчивые традиции и морально-этические нормы. На определенном историческом этапе нормативную функцию взяло на себя государство, создавшее своды законов и соответствующие структуры, которые обеспечивают их выполнение.

Помимо этого культура является единственным механизмом передачи опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохи, от одной страны к другой. В данном случае культура представляется негенетическим способом хранения и передачи информации. Именно с этим связана третья функция культуры, коммуникативная, которая выражается в создании сложных знаковых систем для хранения и передачи информации (жесты, ритуал, язык и т. д.). По типу коммуникации культуры делятся на дописьменные, письменные, постписьменные (аудиовизуальные).

Коммуникативная функция обеспечивает преемственность культуры. Но каждая конкретная культура оставляет после себя не только набор данных, но и свою картину мироздания, где существует свое время, свое пространство, особые боги и особый человек со своим особым местом в мире. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей, на которые и ориентируется человек, включенный в систему данной культуры. Другими словами, человек наделен способностью воссоздавать и пересоздавать видимый мир в своем сознании, с чем связана сигнификационная, или назывная, обозначающая функция культуры. Для того, чтобы манипулировать вещами в своем сознании и создавать сложные умственные построения, пытаться объяснить мир, человек должен дать всем вещам имена. Если в систему мироздания, сконструированную человеком входят какие-либо потусторонние сверхъестественные силы, то речь идет о мифологии, а на более позднем этапе — религии. Если человек пытается объяснить мир исходя из его собственных законов, то перед нами наука. Если человек воссоздает мир в образах словесных, живописных или пластических, то мы имеем дело со всеми формами художественной культуры.

И еще одна немаловажная функция культуры — функция разрядки, снятия напряжений. Это — праздники, игры, ритуалы, то есть, всевозможные формы организованного небиологического отдыха.

Итак, культура — широкое, всеобъемлющее понятие, включающее все, что создано человеком для удовлетворения его потребностей, осмысления мира, защиты от природного окружения, себе подобных и самого себя. Каждая из составляющих культуры существует не сама по себе: они взаимодействуют, являясь частями сложной, многоуровневой системы, способной к саморегуляции и саморазвитию.

Культурология состоит из шести взаимосвязанных разделов: истории мировой и отечественной культуры, истории культурологии как науки, философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии, прикладной культурологии. История культуры исследует реальный процесс культурного развития различных эпох стран и народов. История культуры — это передаваемая от поколения к поколению память человечества. История культурологии изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе. Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры: возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; субкультуры в зависимости от вероисповеданий, профессиональные субкультуры, субкультуры с отклоняющимся от нормы поведением (субкультуры мафиозных и преступных группировок). Культурная антропология исследует взаимоотношения человека и культуры, в которую он погружен, процессы становления духовного мира личности, изучает влияние социокультурной среды, системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии. Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества.

Стихийное осознание культуры как второй природы, обладающей своей спецификой и отличной от других, соседних культур существовала на всех исторических этапах. По мере формирования культурологии как науки в ней появились две основные тенденции в рассмотрении мирового культурного процесса. Телеологический (целеполагающий) подход предполагает наличие единой для всего человечества цели, которой может быть прогресс как в сфере научно-технического знания, так и в области духовного совершенствования человека; создание совершенного общественного устройства, удовлетворяющего в равной мере потребности всех членов общества и т. д. Органические теории рассматривают древние и современные цивилизации как локальные образования, своего рода организмы, ограниченные временными и территориальными рамками, опирающиеся на специфическую картину мира, систему ценностей и имеющие определенные фазы развития — зарождение, кульминация и гибель. Современная культурология основывается на теориях второго типа, учитывая при этом интерференцию и диффузию культур, культурную преемственность. В связи с этим можно говорить об общепринятой на современном этапе типологии культур.

Напрашивается оппозиция Запад — Восток. Давно подмечено, что существуют два типа цивилизаций — западный, динамический, с опорой на разум, для которого характерна открытость и экспансия, и восточный, цикличный, с опорой на традиции, более интуитивный, предпочитающий накоплению и использованию новой информации комментарии по поводу однажды высказанной непреложной истины, замкнутый, направленный внутрь. К первому типу относятся западноевропейская цивилизация, крайним выражением которой является современная североамериканская, ко второму — китайская, индийская, дальневосточная (Япония и Южная Корея), арабская (исламский фундаментализм). Где-то между этими двумя полюсами, прямо по словам Блока - "между монголов и Европы" — лежит наша российская цивилизация. И задача культуролога — отбросив всякое чувство собственного превосходства изучить исторически сложившиеся особенности каждой культуры, чтобы их многообразие было залогом дальнейшего развития человечества, а не источником конфликтов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте этимологию слова “культура”. Попытайтесь вывести определение этого понятия.

2. Перечислите функции культуры, попытайтесь показать как они проявляют себя в какой-либо конкретно-исторической форме культуры.

3. Какие две основные тенденции в рассмотрении мирового культурного процесса Вы можете назвать? Раскройте специфику каждой из них.

4. Назовите основные черты Западного и Восточного типа культур. К какому типу, по вашему мнению, принадлежит русская культура?

ЛИТЕРАТУРА

1. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народа: мировые культурные контакты, многонациональные государства. - СПб: СПб ГАК, 1994.

2. Ауэрбах Э. Мимесис. - М., 1976.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.,1994.

4. Бердяев М. А. Самопознание. - М., 1991.

5. Будагов Р. А. История слов в истории общества. - М., 1971

6. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создана человечеством. - М., 1984

7. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. - Л., 1986.

8. Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.

9. Иванов В. Г., Солдатов А. В. Проблема мироздания в науке и культуре. - СПб, 1994.

10. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. - Л., 1987.

11.Каган М. С., Хилтухина Е. Г. Проблема “Запад-Восток” в культурологии: взаимодействие художественных культур. - М., 1991.

12.Каган М. С., Холостова Г. В. Культура - философия - искусство. - М., 1988.

13.Методология и методы исследования культуры. - Л., 1984.

14.Поппер К. Открытое общество и его враги. - Т. 1, 2. - М., 1989.

15.Соколов Э. В. Культурология: Очерки теории культуры. - М., 1994.

16.Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989.

17.Хейзинга Й. Homo ludens. - М., 1992

Вводная лекция по культурологии - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google