Методические указания по истории Украины
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка семинарского занятия № 4

По дисциплине « История Украины».

2009г.

Тема : Украинская ССР в условиях НЭПа ( 1921-1928гг).

Содержание методической разработки семинарского занятия № 4.

1.  Актуальность темы:

Для украинского народа мирный период между двумя войнами был трагичным. Разделенная между четырьмя странами( Советским Союзом, Польшей, Румынией, Чехословакией) Украина вынуждена была жить по законам, которые устанавливались за ее пределами. При этом не учитывались как экономические, так и национальные интересы украинцев.

Этот период характеризуется как временное отступление от строительства социализма – особенностями рыночных методов хозяйствования в экономике Украины; голодом 1921-1923гг., созданием СССР и статусом в ней Украины.

Усилиями специалистов мирового уровня, которым партия дала полную свободу действий, новая экономическая политика материализовалась во многих конкретных достижениях, среди которых – возрождение кредитно-финансовых учреждений, денежная реформа, организация государственной и кооперативной торговли.

2.  Учебные цели :

Студент должен знать:

- причины, последствия, суть новой экономической политики;

- основные понятия темы, события.

Студент должен уметь :

- четко и ясно излагать материал, выделять главное, делать выводы;

- давать характеристику событиям, личностям;

- анализировать, сопоставлять исторические факты и явления.

3.  Междисциплинарная интеграция : Основы экономики, Социология, Политология.

4.   

План и организационная структура занятия :

№п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в мин. или в %

1.

2.

3.

Подготовительный этап :

1.   

Организация занятия.

2.   

Постановка учебных целей и мотивация.

Основной этап:

3.   

Обобщение и теоретический анализ учебного материала по плану :

1. Внутреннее и внешнее положение Украины после революции.

2. Причины и особенности НЭПа в Украине.

3.Причины и масштаб голода 1921-1922гг.

4. Конфликт советской власти с церковью.

5.Образование СССР и статус Украины.

6. Культура Украины в годы НЭПа

Заключительный этап:

4.  Подведение итогов, выставление оценок.

5.  Домашнее задание.

Методы 1 уровня

Терминологический диктант

Тестовый контроль

Методы 2 уровня

Устный индивидуальный опрос

Письменный теоретический опрос

Решение проблемных задач

Выписать:

ОГПУ, НКВД, ГУГБ, УАПЦ, украинизация

Составить сообщение об искусстве Советской Украины на примере Одесской и Киевской киностудий

Приложение № 1.

Вопросы тестового контроля Приложение № 2

Вопросы устного индивидуального опроса

Приложение № 3

Вопросы письменного теоретического опроса

Приложение № 4

Проблемные задачи

Приложение № 5

2-3мин.

80-90%

2 -3мин.

5.  Материалы методического обеспечения основного этапа семинарского занятия :

Приложение №1 Терминологический диктант

Приложение №2 Вопросы тестового контроля

Приложение №3 Вопросы устного индивидуального опроса

Приложение №4 Вопросы письменного теоретического опроса

Приложение № 5 Проблемные задачи

6.  Список литературы :

1.  Воронянский А. В. История Украины: учебное пособие для школьников и студентов – Х.: Парус, 2004.

2.  История Украины / Лях Р. - Донецк, 2001.

3.  Семенко В., Радченко Л. История Украины с древнейших времен до наших дней.-Х., 1999.

4.  Конквест Р. Жнива скорботи. Радянська колективізація і голодомор.-К., 1993.

5.  Історія України / Зайцев – Львів, 1996.

Тема : Украинская ССР в условиях НЭПа ( 1921-1928гг.)

1921-1928гг. вошли в историю Украины как период новой экономической политики. Эти годы отмечены компромиссом между потребностями жизни, объективными законами экономического, политического и духовного развития общества с одной стороны, и требованиями большевистской доктрины коммунистического строительства – с другой. Стало ясно, что политика «военного коммунизма» исчерпала себя. Нужны были экстренные меры, чтобы выправить положение. Важнейшей из этих мер стало введение НЭПа.

« Военный коммунизм» – внутренняя политика советского государства в годы Гражданской войны, которая основывалась на утопическом представлении о всеобщем равненстве во всех сферах жизни общества и военно-административных методах управления экономикой.

КЕУ – комиссия по делам электрификации Украины. Созданная 2 ноября 1922г. Для разработки плана электрификации Украины.

Новая экономическая политика (НЭП) – новое направление внутренней политики советского государства, утверждено на Х съезде РКП(б) (март 1921г.) Сущность НЭПа заключается в использовании элементов рыночных отношений и различных форм собственности. Главным мероприятием НЭПа была замена продразверстки продналогом в деревне.

Продналог – был заранее известен крестьянину до посевной, размер его был меньшим, чем продразверстка. После выплаты налога крестьянин получал право свободно распоряжаться плодами своего труда, что создавало условие для успешного развития сельского хозяйства.

Концессия – договор, соглашение о передаче в эксплуатацию на определенных условиях принадлежавших государству участков земли, залежей полезных ископаемых, предприятий частному капиталу ( чаще всего иностранному).

Червонец – стабильная конвертируемая единица. Равнялась 10-ти царским золотым рублям и была в обращении наряду со старыми обесцененными советскими знаками.

Голод 1921-1922гг.– охватил южные и степные районы Украины. Причины : засуха осени 1920г., зимы и весны 1921г.,непрекращающиеся хлебозаготовки, вызванные стремлением советского руководства «выкачать» из украинского села как можно больше продовольственных ресурсов силовыми методами.

Автокефальная церковь - в православии административно - самостоятельная самоуправляющаяся церковь. В начале 20-хгг. Оформилась автокефальная православная церковь Украины (УАПЦ). Стояла на украинской национальной почве и поддерживала стремление народа к национальному возрождению.

Военно-политический союз - Сложился на рубеже 1918-1919гг. когда образовались советские республики( в том числе и УССР). Оставаясь независимыми, они имели общие вооруженные силы под единым командованием, единую внешнюю политику, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. Просуществовал до образования СССР.

Договорная федерация – система двухсторонних и многосторонних соглашений между республиками после окончания гражданской войны. Роль общефедеральных органов играли органы государственной власти и государственного управления РСФСР. Объединялись важнейшие наркоматы(военных и морских дел, финансов, труда, путей сообщения, внешней торговли, почты, телеграфа), при этом интересы республик игнорировались.

План «Автономизации» - разработан комиссией во главе с наркомом национальностей И. Сталиным. В сентябре 1922г. Она выработала проект создания унитарного государства. Согласно «плану автономизации», советские республики должны войти в состав Российской Федерации на правах автономии. План означал ликвидацию даже формального суверенитета республики.

Ленинский план объединения - лидер большевиков В. Ленин выдвинул идею объединения всех республик на равных правах в союзное государство.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик – новое федеративное государство, созданное на 1-м съезде Советов 30 декабря 1922г. В его состав вошли: РСФСР, УССР, БССР, Закавказская Федерация ( Грузия, Армения, Азербайджан). Окончательный процесс создания СССР завершился принятием в январе 1924г. Конституции СССР).

Статус УССР в составе СССР – признана территориальная целостность Украины; существовал собственный административный аппарат; правительство получило права на руководство хозяйством, внутренними делами, юриспруденцией, образование, охраной здоровья, социальным обеспечением. В исключительном ведении союзного правительства находились внешнеполитические отношения, армия, флот, внешняя торговля, средства связи. Конституция СССР 1924г. предусматривала право выхода республики из общего государственного образования, что было фикцией.

Фикция(лат.) – выдумка, вымысел, подделка.

«Ножницы цен» - снижение цен на сельскохозяйственную продукцию в то время, когда промышленные товары остались дорогими.

«Кризис сбыта» - основой кризиса было несоответствие темпов восстановления сельского хозяйства и государственной промышленности, что привело к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию в то время, когда промышленные товары оставались дорогими. В результате крестьяне не могли приобрести необходимые им промышленные изделия, поскольку не имели для этого денег.

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ НЭПА

Коренизация - политика большевистского руководства в 1920-х гг., направленная на привлечение в государственный аппарат партию местных национальных кадров, использование служащими местных языков. Положено начало в 1923г. на 12 съезде РКП(б)

Украинизация – политика большевистского руководства в 1920-х гг., направленная на : увеличение представительства украинцев в органах власти, культуры, просвещения, государственных учреждениях, расширение сферы применения украинского языка в обществе; пробуждение интереса к национальной украинской культуре, т. е. привнесение 2украинского элемента» в социальную и культурную жизнь УССР.

Главполитпросвет – главный политико-просветительный комитет, созданный на 5 Всеукраинском съезде Советов в марте 1921г. Главная цель - объединить культурно-просветительскую работу «и направить ее на борьбу с пережитками анархизма, петлюровщины, бандитизма, на пропаганду законов и мероприятий советской власти».

Постановление о борьбе с неграмотностью – издано Совнаркомом УССР для борьбы с неграмотностью. Все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет было обязано научиться грамоте. В 1923г. создано общество «Долой безграмотность» под председательством Г. Петровского.

Ликбез ( ликвидация безграмотности) – мобилизовали десятки тысяч учителей, врачей, студентов и т. п. для обучения неграмотных.

Комвузы и совпартшколы - коммунистические высшие учебные заведения и советские партийные школы, призванные обеспечить большевистскую партию и государство кадрами квалифицированных работников, пропагандистов, преподавателей общественных наук. В 1921г. в Харькове начала работу высшая партийная школа, преобразованная в 1922г. в коммунистический университет им. Артема.

ВУАН ( всеукраинская академия наук) – высшее государственное учреждение УССР. Создано в 1921г. Возглавил украинский ботаник В. Липский.

ВАПЛИТЕ( Вольная академия пролетарской литературы) – литературное объединение Украины. Идейный руководитель Н. Хвылевой.

Бойчукисты – представители школы последователей И. Бойчука, в творчестве которых синтезировались элементы древнеукраинской и византийской живописи.

Приложение № 1

Терминологический диктант

1.  Система взглядов, которая запрещает всю совокупность религиозных явлений называется -

( теократия, теология, атеизм)

2.  Форма коллективного производства совместно с мелкими товаропроизводителями называется –

( коллективизация, кооперация, коммутация)

3.  План создания союзного государства, предложенный И. Сталиным назывался –

( план автономизации, план федерализации, план централизации)

4.  Выпуск бумажных денег и ценных бумаг учреждениями и акционерными обществами назывался –

( инфляция, эмиссия, девальвация)

5.  Продразверстка – это

6.  Продналог – это

7.  Товарно-денежные отношения – это

8.  Кризис сбыта –

Приложение № 2

Тестовые задания

1.  Некоторые руководители Украины критиковали принципы создания СССР:

А) да б) нет

2. Политика НЭПа начала осуществляться в середине 20-х гг.

А) да б) нет

3.Западная Украина в начале 20-х гг. вошла в состав Польши:

А) да б) нет

4. Определите, какое событие было раньше:

А) создание СССР;

Б) переход к НЭПу.

5. Определите, какое событие было раньше:

А) завершение обновления народного хозяйства;

Б) начало украинизации.

6. Особенности НЭПа в Украине:

А) большинство лидеров КП(б)У были противниками НЭПа;

Б) разрешение на свободную куплю - продажу;

В) замена продразверстки на продналог;

Г) объединение больших предприятий в тресты.

7.Создание СССР :

А) было результатом поиска новой формы национально-государственного устройства;

Б) не решило всех национальных проблем на территории бывшей Российской империи;

8. Причинами сворачивания НЭПа были :

А) мировой экономический кризис;

Б) угроза интервенции;

В) кризис сбыта;

Г) экономическая свобода противоречила огосударствлению всех сфер общественной жизни.

9. Украинизация преследовала такие цели :

А) дать интеллигенции свободу творческой и духовной деятельности;

Б) избежать национальных сложностей и увеличение центристских тенденций;

В) осуществлять эффективное руководство республиками.

10. Итоги НЭПа:

А) большинство населения стали собственниками;

Б) обновление народного хозяйства;

В) улучшение жизненного уровня населения;

Г) отказ ВКП(б) от монополии на власть;

Д) развитие СССР в направлении парламентской республики;

Е) высокие темпы развития экономики

Приложение № 4

Вопросы письменного теоретического опроса

1.  Определите историческое явление, личность, событие, согласно описанию:

А) Особенно быстро в 20-годы возрождались отрасти промышленности, в которых налаживание производства не требовало больших затрат.

Б) Он был одним из немногих лидеров Украины, которые выступали против плана автономизации республик. Был снят со своей должности 1923г.

В) В большинстве сел Украины в 20-годы работали ткацкие мастерские, мастерские по отделке шкур, изготовлению обуви. В каждом селе по своему способу перерабатывали мясо.

Г) с 1925г. Государственный банк вытеснил акционерные и коммерческие банки, приобретя право на разделение кредитных ресурсов.

2. Выясните причины и последствия явлений ( фактов), проанализировав информацию, поданную в цифровом материале:

А)

Годы

Бедняки

Середняки

Кулаки

1917г.

58%

30%

12%

1923г.

34%

63%

3%

Б) В августе 1924г. на территории СССРО действовал266031 приватный магазин, а государственных и кооперативных согласно насчитывалось 6736 и 8084.

В) 1013г. в банках Украины 1млн.420тыс. вкладчиков сберигали 232млн. руб. На 1 октября 1926г. 186 тыс. граждан имели 12 млн. руб

( с учетом довоенной стоимости рубля).

3.Расставьте события в хронологическом порядке :

А) « Шахтинское дело»;

Б) Рижский мир;

В) создание СССР.

Г) смерть В. Ленина;

Д) завершение обновления промышленности УССР.

Приложение № 5

Проблемные задачи

1.  Выберите положения, которые характеризуют НЭП и современную экономическую реформу в Украине ( А – общие черты; Б - черты, присущи только НЭПу, В - черты, присущи современной экономической реформе)

А)поощрение развитию тяжелой промышленности;

Б) приватизация больших предприятий;

В) денационализация части предприятий;

Г) децентрализация руководства промышленностью;

Д) поощрение самостоятельных трестов;

Е) распространение аренды;

Ж) распространение кооперации;

З) распространение бирж;

И) поощрение иностранного капиталовложения;

2.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить