Методические указания по истории Украины
  • Регистрация
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины

Прибрежненский аграрный колледж

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка семинарского занятия № 5

По дисциплине « История Украины».

2009г.

Тема : Украина в годы Второй мировой войны ( 1939 – 1945гг.)

Содержание методической разработки семинарского занятия № 5.

1.  Актуальность темы:

Вторая мировая война 1939-1945гг. была одной из самых трагичных в истории человечества. Особенно это касается Украины. Страдая от сталинщины, а в западных областях – от унижения Польшей, Румынией, Венгрией, украинцы надеялись, что

2.   

Учебные цели :

Студент должен знать:

- причины, ход действий, последствия Второй мировой войны ;

- основные понятия темы, события;

- историографию.

Студент должен уметь :

- четко и ясно излагать материал, выделять главное, делать выводы;

- давать характеристику событиям, личностям;

- анализировать, сопоставлять исторические факты и явления;

- обозначать хронологические рамки;

- рецензировать, дополнять ответ.

3.  Междисциплинарная интеграция : Правоведение, Социология, Политология, Культурология.

4.   

План и организационная структура занятия :

№п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в мин. или в %

1.

2.

3.

Подготовительный этап :

1.   

Организация занятия.

2.   

Постановка учебных целей и мотивация.

Основной этап:

3.   

Обобщение и теоретический анализ учебного материала по плану :

1. Советско-немецкий пакт 1939г. Соединение Западной Украины с УССР. Начало войны.

2. Причины неудач. Оккупационный режим. Движение Сопротивления. Подполье и партизанское движение.

3. ОУН, УПА. Польско-украинские отношения в годы войны.

4. Перелом в войне. Освобождение Украины.

5. Депортация крымского населенияСоединение Закарпатья с УССР.

6. Культура Украины в годы войны

7. Итоги войны

Заключительный этап:

4.  Подведение итогов, выставление оценок.

5.  Домашнее задание.

Методы 1 уровня

Терминологический диктант

Тестовый контроль

Методы 2 уровня

Устный индивидуальный опрос

Письменный теоретический опрос

Решение проблемных задач

Составить таблицу»Украина в годы Второй мировой войны»

Подготовить сообщение о культуре Украины в годы войны

Приложение № 1.

Вопросы тестового контроля Приложение № 2

Вопросы устного индивидуального опроса

Приложение № 3

Вопросы письменного теоретического опроса

Приложение № 4

Проблемные задачи

Приложение № 5

2-3мин.

80-90%

2 -3мин.

5.  Материалы методического обеспечения основного этапа семинарского занятия :

Приложение №1 Терминологический диктант

Приложение №2 Вопросы тестового контроля

Приложение №3 Вопросы устного индивидуального опроса

Приложение №4 Вопросы письменного теоретического опроса

Приложение № 5 Проблемные задачи

6.  Список литературы :

1.  Воронянский А. В. История Украины: учебное пособие для школьников и студентов – Х.: Парус, 2004.

2.  История Украины / Лях Р. - Донецк, 2001.

3.  Семенко В., Радченко Л. История Украины с древнейших времен до наших дней. - Х., 1999.

4.  Трофимович В. Україна в роки другої світової війни(1939-1945).-Львів, 1995.

5.  Косик В. Україна і Німеччина в другій світовій війні. - Париж, Нью-Йорк, Львів, 1993.

6.  Коваль М. В. Україна: 1939-1945. Маловідомі і непрочитані сторінки історії.-К., 1995.

Тема : УкРаина в годы Второй мировой войны ( 1939-1945гг).

Вторая мировая война продолжалась шесть лет. В нее были втянуты 61 государство и 80% населения Земли. Боевые действия велись на территории 40 государств и участвовали в них 110 миллионов человек. Общие потери составили 52млн. человек.

22 июня 1941г., вероломно, нарушив подписанные соглашения, Германия напала на СССР. Началась самая кровопролитная и тяжелая из всех войн прошлого – Великая Отечественная война. Понеся в войне колоссальные человеческие и материальные потери, Украина внесла огромный вклад в разгром Германии и ее союзников.

1. Советско-германские договоры 1939г. и западно-украинские земли.

Пакт – Международный договор.

« Пакт Молотова - Риббентропа» – советско-германский договор о ненападении, заключенный в ночь с 23 на 24 августа 1939г. на десять лет наркомом иностранных дел СССР В. Молотовым и министром иностранных дел Германии Риббентропом. Обе стороны обязались не воевать друг с другом, не участвовать в агрессивных блоках, направленных друг против друга, все конфликты друг с другом решать исключительно мирным путем.

Секретный протокол – секретное соглашение к Пакту Молотова - Риббентропа о разграничении сферы влияния сторон. В сферу влияния СССР включались Финляндия, Эстония, Латвия, Восточная Польша ( Западная Украина и Западная Белоруссия), Бессарабия. Западная и центральная Польша и Литва оставались в германской сфере.

Легитимная власть – законная власть

Советизация западных земель Украины – после перехода Красной Армией польско-советской границы 17 сентября 1939г. Включала : укреплените государственных и партийных органов Западной Украины; национализацию, принудительную коллективизацию, репрессии.

Трагедия под Хатынью– расстрел в апреле – мае 1940г. польских офицеров в Хатынском лесу под Смоленском, взятых в советский плен после перехода Красной Армии советско-польской границы.

2. Оккупация Украины войсками Германии и ее союзниками.

План «Барбаросса» – кодовое название плана « молниеносной войны фашистской Германии против СССР» ( по имени германского императора 12в. Фридриха Барбароссы) Утвержден 18.12.1940г.

Сателлит ( спутник, сообщение) – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому государству. Союзниками германии выступали Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия.

Группа армии «Юг» - немецкая группа, наступавшая на Украину, в задачу которой входили разгром советских войск на Правобережье, форсирование Днепра, наступление на Донбасс и Крым.

Дислокация - Размещение воинских частей в местах военных действий.

Народное ополчение – отряды добровольцев, ведущие бои против фашистов вместе с регулярными войсками.

Мобилизация – переход на военное положение вооруженных сил и народного хозяйства государства. Началась в Украине в июне 1941г. в соответствии с директивами Государственного комитета обороны ( ГКО).

Эвакуация - вывоз населения, предприятий, учреждений, имущества на восток, в связи с угрозой оккупации части территории СССР. Руководила эвакуацией комиссия во главе с зам. председателя СНК УССР Д. Жилой.

3. Оккупационный режим. Развертывание движения Сопротивления в Украине.

План «Ост» – гитлеровский план, предусматривающий превращение Украины в колониальную страну, аграрно-сырьевой придаток рейха, жизненное пространство для колонизации представителей «высшей расы».

Колонизация – захватническая политика государств – завоевателей по отношению к захваченным народам и территориям.

«Новый порядок» – оккупационный режим в Украине ( 1941-1944гг). Предусматривал морально-психологическое, идеологическое давление; экономический грабеж; вывоз в Германию трудоспособного населения; организацию принудительного труда; репрессии и расстрел населения.

Движение Сопротивления – антифашистское, национально-освободительное движение в Украине, которое имело два течения: партизанское и подпольное, возглавляемое советским руководством.

«Акт Провозглашения восстановления украинского государства» - документ, принятый 30 июня 1941г. во Львове ОУН, в котором объявили о восстановлении независимости. Во главе Я. Стецко.

Трагедия Бабьего Яра – расстрел нацистами 850тыс. евреев в Киеве в овраге Бабий Яр, в первые месяцы войны.

4. Украина в 1943г.

Сталинградская битва( 17.07.1942-02.02.1943) – Самое крупное сражение Второй мировой и Великой Отечественной войны на Волге в районе Сталинграда. Завершилось победой Советских сил. Битва имела политическое стратегическое и международное значение, явилась началом коренного перелома в ходе войны.

Курская битва ( 05.07.1943 – 23.08.1943) - одно из решающих сражений в войне советских войск Брянского, Центрального, Воронежского, Степного фронтов против крупной группировки немецко-фашистских армий в районе Курской дуги. Разгром сил противника создал предпосылки для наступления Красной Армии по всему фронту, в частности на Левобережной Украине. Стратегическая инициатива окончательно перешла к советским войскам.

Курская дуга – выступ линии фронта, обращенной в сторону запада.

Операция «Цитадель» – план наступления немецких войск на Курской дуге.

« Восточный вал» – система укреплений на Днепре.

«Уран» - Кодовое название операции контрнаступления советских войск на Курской дуге.

Битва за Днепр ( август – декабрь 1943г.) – Форсирование Днепра советскими войсками, прорыв «восточного» вала, в результате которого освободили г. Киев ( 6 октября 1943г.) и захватили плацдармы на правом берегу Днепра.

Украинский штаб партизанского движения – организован в июне 1942г. во главе с Т. Строкачем. Организовал борьбу в тылу врага.

УПА( 1942г.) – повстанческое движение, целью которого было образование независимой Украины. Вело военные действия против всех, кто представлял угрозу для украинской независимости – СССР, Германии, Польши. Руководитель – Р. Шухевич.

6.  Украина на завершающем этапе войны ( 1944-1945гг.)

Корсунь-Шевченковская операция (24.01.1944-17.02.1944) – Наступательная операция советских войск, в которой первый Украинский фронт под командованием генерала Ватутина уничтожил немецкие группировки в районе Житомира и Бердичева. А его северное крыло в начале февраля освободило Ровно, Луцк и Шепетовку. Войска 1 и 2 Украинского фронта( ком. ген. И. Конев) до середины февраля 1944г. окружили и уничтожили в районе Корсунь-Шевченковска десять немецких дивизий ( 80тыс. человек).

Крымская наступательная операция ( 08.04.1944. – 12.05.1944г.) – в результате наступления советские войска освободили Симферополь, Евпаторию, Севастополь.

Львовско-Сандомирская операция ( 13.06.1944 – 29.08.1944г.) - советские войска освободили Львов и Станислав.

Восточно-Карпатская операция – стратегическая наступательная операция советских войск, в результате которой была занята Карпатская Украина 28 октября 1944г. войсками 4 Украинского фронта. Украина была полностью освобождена от гитлеровской оккупации.

Операция «Багратион» ( лето 1944г.) – кодовое название операции по освобождению Белоруссии. Закончилась 20.08.1944г. разгромом немецких войск и вступлением Красной Армии на территорию Польши.

7.  Крым в годы Великой Отечественной войны.

Севастопольская оборона(1941-1942гг.) – Героическая 250-дневная оборона Севастополя( с 30.10.1941 по 04.07.1942гг.) – во время Великой Отечественной войны. Советские войска Приморской армии ( командующий генералмайор И. Петров) и силы Черноморского флота ( вице-адмирал Ф. Октябрьский) в нояьре и декабре 1942г. отразили два штурма немцев и отстояли Севастополь сковав крупнейшие силы противника. В июне-июле 1942г. блокированный гарнизон Севастополя четыре недели героически сражался против превосходящих сил противника и оставил город по приказу Верховного главнокомандования, выведя из строя более 300тысяч вражеских солдат и офицеров. В ознаменование героической обороны Севастополя Указом Президиума верховного Совета СССР 22.12.1942г. учреждены медаль «За оборону Севастополя», в 1965г. Севастополю присвоено звание «Город-герой».

Оборона Крыма в 1941г. – в конце сентября 1941г. резко ухудшилось положение частей Южного фронта, действовавших в южных областях Украины. Немцы, захватив Каховский плацдарм, вышли на Чонгарский перешеек. Части Приморской армии – 90тысяч бойцов и командиров заняли позицию в Крыму. Но удержать полуостров под своим контролем не удалось. 20 октября 1941г. противник прорвал фронт и Приморская армия вынуждена была отступить к Севастополю, а 51-я армия – на Керченский полуостров. 16 ноября под давлением противника войска 51-й армии вынуждены были оставить Крым и эвакуироваться на Таманский полуостров.

Керченско-Феодосийская десантная операция ( 1941-1942гг.) – крупнейшая десантная операция времен Великой Оиечественной войны 1941-1945гг., осуществленная войсками Закавказского фронта (ген. лейт. Д. Козлов), силами Черноморского флота(вице-адм. Ф. Октябрьский) и Азовской военной флотилии ( контр. адм. Горшков). С 26.12.1941 – 02.01.1942г. Цель – овладеть Керченгским полуостровом, чтобы отвлечь силы врага от осажденного Севастополя и создать условия для последующего освобождения Крыма. Было высажено в Крыму свыше 40тыс. человек, 236 орудий и минометов, 43 танка. Но при высадке у Керчи советские войска понесли большие потери. Решающую роль в исходе операции сыграл успешный десант в районе Феодосии, которая 30.12.1941г. была освобождена и советские войска начали наступление на север, северо-восток и северо-запад. 30.12.1941г. была освобождена Керчь. Но запоздалые действия и медленные продвижения советских войск позволили фашистам выйти из-под угрозы окружения, перебросив 2 дивизии из-под Севастополя, организовать оборону и остановить советские войска. Закавказский фронт 28.01.1942г. переименован в Крымский и получил задачу освободить Крым. Но наступление не было качественно подготовлено. 15.01.1942г. враг сам перешел в наступление. 20.05.1942г. советские войска оставили керченский полуостров.

Крымская наступательная операция ( 8 апреля – 12 мая 1944г.) – войска 4-го Украинского фронта, черноморского флота, Азовской военной флотилии во взаимодействии с Отдельной Приморской армией, наступающей через Керченский полуостров, провели Крымскую наступательную операцию. После прорыва 8 апреля Перекопских укреплений, 13 апреля войска освободили Симферополь и Евпаторию, 9 мая – Севастополь. 12 мая Крым был полностью освобожден. В боях за Крым нацисты потеряли 100тысяч солдат и офицеров. Обстановке в бассейне Черного моря изменилась коренным образом. Советский Черноморский флот стал тут господствующим.

Депортация из Крыма(1944г.) – все крымско-татарское население обвинили в сотрудничестве с оккупантами после освобождения Крыма. По решению Государственного комитета обороны в мае 1944г. их выселили в Среднюю Азию. Такая же участь постигла греков, армян, а позже болгар. В 1941г. в восточные районы Советского Союза были выселены немцы.

Приложение № 1

Терминологический диктант

1.  Система взглядов, которая запрещает всю совокупность религиозных явлений называется -

( теократия, теология, атеизм)

2.  Форма коллективного производства совместно с мелкими товаропроизводителями называется –

( коллективизация, кооперация, коммутация)

3.  План создания союзного государства, предложенный И. Сталиным назывался –

( план автономизации, план федерализации, план централизации)

4.  Выпуск бумажных денег и ценных бумаг учреждениями и акционерными обществами назывался –

( инфляция, эмиссия, девальвация)

5.  Продразверстка – это

6.  Продналог – это

7.  Товарно-денежные отношения – это

8.  Кризис сбыта –

Приложение № 2

Тестовые задания

1.  Некоторые руководители Украины критиковали принципы создания СССР:

А) да б) нет

2. Политика НЭПа начала осуществляться в середине 20-х гг.

А) да б) нет

3.Западная Украина в начале 20-х гг. вошла в состав Польши:

А) да б) нет

4. Определите, какое событие было раньше:

А) создание СССР;

Б) переход к НЭПу.

5. Определите, какое событие было раньше:

А) завершение обновления народного хозяйства;

Б) начало украинизации.

6. Особенности НЭПа в Украине:

А) большинство лидеров КП(б)У были противниками НЭПа;

Б) разрешение на свободную куплю - продажу;

В) замена продразверстки на продналог;

Г) объединение больших предприятий в тресты.

7.Создание СССР :

А) было результатом поиска новой формы национально-государственного устройства;

Б) не решило всех национальных проблем на территории бывшей Российской империи;

8. Причинами сворачивания НЭПа были :

А) мировой экономический кризис;

Б) угроза интервенции;

В) кризис сбыта;

Г) экономическая свобода противоречила огосударствлению всех сфер общественной жизни.

9. Украинизация преследовала такие цели :

А) дать интеллигенции свободу творческой и духовной деятельности;

Б) избежать национальных сложностей и увеличение центристских тенденций;

В) осуществлять эффективное руководство республиками.

10. Итоги НЭПа:

А) большинство населения стали собственниками;

Б) обновление народного хозяйства;

В) улучшение жизненного уровня населения;

Г) отказ ВКП(б) от монополии на власть;

Д) развитие СССР в направлении парламентской республики;

Е) высокие темпы развития экономики

Приложение № 4

Вопросы письменного теоретического опроса

1.  Определите историческое явление, личность, событие, согласно описанию:

А) Особенно быстро в 20-годы возрождались отрасти промышленности, в которых налаживание производства не требовало больших затрат.

Б) Он был одним из немногих лидеров Украины, которые выступали против плана автономизации республик. Был снят со своей должности 1923г.

В) В большинстве сел Украины в 20-годы работали ткацкие мастерские, мастерские по отделке шкур, изготовлению обуви. В каждом селе по своему способу перерабатывали мясо.

Г) с 1925г. Государственный банк вытеснил акционерные и коммерческие банки, приобретя право на разделение кредитных ресурсов.

2. Выясните причины и последствия явлений ( фактов), проанализировав информацию, поданную в цифровом материале:

А)

Годы

Бедняки

Середняки

Кулаки

1917г.

58%

30%

12%

1923г.

34%

63%

3%

Б) В августе 1924г. на территории СССРО действовал266031 приватный магазин, а государственных и кооперативных согласно насчитывалось 6736 и 8084.

В) 1013г. в банках Украины 1млн.420тыс. вкладчиков сберигали 232млн. руб. На 1 октября 1926г. 186 тыс. граждан имели 12 млн. руб

( с учетом довоенной стоимости рубля).

3.Расставьте события в хронологическом порядке :

А) « Шахтинское дело»;

Б) Рижский мир;

В) создание СССР.

Г) смерть В. Ленина;

Д) завершение обновления промышленности УССР.

Приложение № 5

Проблемные задачи

1.  Выберите положения, которые характеризуют НЭП и современную экономическую реформу в Украине ( А – общие черты; Б - черты, присущи только НЭПу, В - черты, присущи современной экономической реформе)

А)поощрение развитию тяжелой промышленности;

Б) приватизация больших предприятий;

В) денационализация части предприятий;

Г) децентрализация руководства промышленностью;

Д) поощрение самостоятельных трестов;

Е) распространение аренды;

Ж) распространение кооперации;

З) распространение бирж;

И) поощрение иностранного капиталовложения;

2. Историк О. Субтельный о значении создания СССР : « Таким образом, украинцы получили территориально-административные рамки, которые отображали их самобытность, это то, что они не имели с времен казацкой Гетманщины 18в.»

Согласны ли вы с утверждением историка? Почему? Назовите позитивные и негативные последствия вхождения УССР в состав СССР.

3. В октябре 1925г. ЦИК СССР принял постановление «О регулировании границ УССР с РСФСР и БССР». Украина поьеряла земли на востоке и севере. Почему было принято такое решение? Какие территории потеряла Украина?

4. политику украинизации инициировала Коммунистическая партия. Почему тогда Зиновьев Г. , один из лидеров большевиков, на второй сессии в апреле 1926г. заявил, что украинизация «явно противоречит нашей национальной политике, бьет по нашей линии в этом вопросе, помогает петлюровщине». Аргументируйте свой ответ.

5. Какие актуальные вопросы вы обсудили бы на конференции « НЭП: история и современность»? Обоснуйте актуальность ваших вопросов.

Методическая разработка семинарского занятия - Украина в годы Второй мировой войны ( 1939 – 1945гг.) - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить