Статьи по физическому воспитанию
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса)

Самостоятельная физкультурная деятельность в структуре физической культуры личности студентов

Горбаченко А. А., – старший преподаватель кафедры физического воспитания и охраны здоровья (ЮФ НУБиП Украины “КАТУ”)

В статье отражена роль физического воспитания, как фактора разносторонней подготовки студента. Показано, что самостоятельная физкультурная деятельность способствует формированию физкультурной личности студента, а также происходит воспитание важных личностных качеств: самодисциплины, самостоятельности, организованности, трудолюбия.

Ключевые слова: физическая культура, личность студента, умения, навыки.

В период обучения в высшем учебном заведении происходит наиболее полное и активное раскрытие различных способностей и задатков студентов, формируется личность будущего специалиста. В этом сложном и многогранном процессе физическое воспитание выступает, как важный фактор всесторонней подготовки студентов к будущей профессии. Гармоническое развитие включает физические, нравственные, интеллектуальные и другие личностные и профессионально - значимые качества студентов. Широкие педагогические возможности физического воспитания обусловлены, прежде всего, самой спецификой физкультурно-спортивных занятий, в процессе которых создаются благоприятные предпосылки не только для укрепления здоровья и физического совершенства, но и для формирования многих социально-нравственных и морально-волевых качеств. Многогранность воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, стоящих перед физическим воспитанием в высшей школе, требует рассматривать процесс физического воспитания, как процесс приобщения студентов к физической культуре, как процесс передачи и усвоения ее ценностей [6, 7].

При таком подходе возникает необходимость проанализировать и четко определить основные признаки и показатели физической культуры будущего специалиста. Они должны отражать требования, которые предъявляет общество к уровню физической культуры современного человека, учитывая при этом характер его профессии, условия жизнедеятельности, а также возрастные и половые особенности. Эти признаки и показатели должны стать главными ориентирами в планировании, организации и оценке эффективности учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов. По сложившимся представлениям о физической культуре личности, центральным звеном в ней выделяют целенаправленную, системно организованную двигательную деятельность, которая соответствует закономерностям физического воспитания и укреплению здоровья человека. Именно практическая физкультурная деятельность, осуществляемая в целях достижения и сохранения высокого уровня физической подготовленности и здоровья, является тем главным стержнем физической культуры личности студента, на базе которого формируются и объединяются ее составные компоненты [7].

Нет смысла рассматривать другие стороны физической культуры личности, если человек не занимается систематически физическими упражнениями. Причем обязательными и наиболее надежными критериями активности личности в сфере физической культуры является самостоятельная, сознательно организованная физкультурно-спортивная деятельность. Ведущим ее источником выступает система побудительных факторов в виде индивидуальных потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций [2].

Самостоятельная физкультурная деятельность (в группе или индивидуально) осуществляется, как правило, без посторонней по­мощи и руководства. Поэтому ее результаты будут во многом зави­сеть от того, в какой степени занимающиеся владеют необходимой суммой специальных физкультурных знаний, умений и навыков.

Кроме того, формирование физической культуры личности тесно связано с нравственным воспитанием, которое определяет гуманный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее позитивный, социально-значимый результат [6].

Таким образом, физическая культура личности проявляется не только в виде физкультурно-спортивной деятельности человека, но и в качестве его внутреннего достояния, воплощенного в физических способностях, уровне здоровья, а также в соответствующих взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях.

Такой подход позволяет конкретизировать содержание требований к физической культуре личности студентов и выделить следующие основные признаки и показатели:

Осознание ценностей физической культуры и превращение их в субъективную ориентировочную основу физкультурно-спортивной деятельности.

Систематически организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями в объеме 6-8 часов в неделю в сочетании с закаливающими и другими оздоровительно-воспитательными процедурами.

Соответствующими требованиями к уровню физической подготовки и состояния здоровья.

Уверенное владение системой специальных физкультурных занятий, умений и навыков, в том числе двигательных и организационно - методических.

Соблюдение рационального режима труда и отдыха, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.

Нравственное содержание мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура личности имеет сложную структуру, в которой материальное и духовное составляют органическое целое.

Поэтому основные признаки, определяющие ее сущность, можно рассматривать лишь как систему взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов.

Отсюда ясно, что только всесторонний учет всех перечисленных выше требований может дать целостное представление об уровне физической культуры будущего специалиста и одновременно об эффективности воспитания как педагогически организованного процесса.

Однако, ряд важных обстоятельств требует более подробно остановиться на проблеме приобщения студентов к самостоятельной физкультуре.

В настоящее время, перед кафедрами физического воспитания, поставлена задача, обеспечить совместно со спортивными клубами и другими общественными организациями объем двигательной активности студентов не менее 6-8 часов в неделю. Из них 4 часа являются обязательными учебными занятиями и включаются в расписание, а 2-4 часа приходятся на внеучебное время. Практически невозможно выполнить требования (6-8 часов в неделю) из-за неограниченности материальной базы и недостатка квалифицированных кадров. Это делает более актуальной задачу массового приобщения студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное от учебы время [3].

Утренняя зарядка, физкультурные паузы и физкультминутки, тренировочные и другие виды самостоятельных занятий, как правило, не требуют особых усилий и больших материальных затрат. При правильной организации они позволяют успешно решать задачи физического развития, укрепления здоровья и обеспечения культурного досуга студентов [4,7]. Несмотря на то, что многие авторы рассматривают эти занятия в основном как эффективное дополнение к учебному процессу по физическому воспитанию, приобщение студентов к самостоятельной физкультурной практике имеет ряд очень важных аспектов.

Во-первых. Учеба в вузах – это тяжелый и напряженный умственный труд, выполняемый на фоне резкого снижения двигательной активности. Учебные занятия по физическому воспитанию не могут в полной мере восполнить дефицит двигательной активности студентов и обеспечивают восстановление их умственной работоспособности. Решению этих задач успешно могут способствовать самостоятельные занятия физическими упражнениями в свободное время, которые к тому же позволяют сохранить оптимальный объем двигательной активности в период сессий, каникул, учебных и производственных практик.

Во-вторых. Без повседневных, самостоятельных занятий, таких как утренняя зарядка, физкультурные паузы и физкультминутки, тренировка в определенном виде спорта, прогулки и т. п., присущих здоровому образу жизни, нельзя говорить о высоком уровне физической культуры будущего специалиста.

В-третьих. После окончания вуза молодые специалисты попадают в совершенно иные условия жизнедеятельности, и как показывает научные исследования, для большинства из них самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях производственной деятельности являются наиболее доступной и приемлемой формой физкультурной практики. Привычка и предрасположенность к самостоятельным занятиям, воспитанные в вузе, в значительной мере способствовали бы сохранению физкультурной – спортивной активности студентов и после окончания учебного заведения.

В-четвертых. После окончания вуза студенты становятся высококвалифицированными специалистами, а значительная их часть руководителями трудовых коллективов, организаторами производства. В связи с этим многие из них благодаря своему положению могли бы внести существенный вклад в дело развития и подъема массовости физкультурного движения в нашей стране.

За время учебы в вузе не все студенты приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями на добровольной основе. У таких студентов не воспитывается потребность к физической культуре, а следовательно они не будут заниматься самостоятельно физическими упражнениями после окончания вуза.

Таким образом, эффект вузовского физического воспитания окажется незначительным и через 1-2 года после прекращения регулярных занятий физическими упражнениями происходит значительное снижение достигнутого уровня физической подготовленности.

Кроме того, самостоятельные занятия физическими упражнениями предъявляют повышенные требования к таким важным личностным качествам будущих специалистов, как самодисциплина, самостоятельность, трудолюбие, организованность и способствует их развитию. Занятия в группах с товарищами укрепляет у студентов чувство коллективизма, воспитывает взаимовыручку и взаимопомощь.

Литература

1. Баранов В. В. Влияние самостоятельных занятий физическими упражнениями на морфофункциональный статус студентов первых курсов.// Сб. основные направления активации самостоятельной работы студентов при кредитно-модульной системы организации учебного процесса в ЮФ “КАТУ” НАУ. – Материалы учебно-научно-методической конференции – Профессорско-преподава­тельского состава. – Симферополь, 2008. – С. 138 -140.

2. Баранов В. В., Лаго А. П. Организация самостоятельных занятий студентов по физической культуре под руководством преподавателя. // Сб. Основные направления активаций самостоятельной работы студентов при кредитно-модульной системы организаций учебного процесса в ЮФ “КАТУ” НАУ. – Симферополь, 2008. – С. 132-134.

3. Кремень В. Г. Наказ № 757 от 14.12. “Про затвердження навчальних програм з фізичного виховання для вищих навчальних закладів України I-II, III-IV рівнів акредитації”. – Київ, 2003.

4. Малахов Г. П. Здоровые мышцы – путь к долголетию. – Донецк: “Сталкер”, Генеша, 2004. – С. 20-70.

5. Пономаренко А. Н. Значимость самостоятельных занятий физическими упражнениями в повседневной жизни студента. // Сб. Основные направления активизации самостоятельной работы студентов при кредитно-модульной системы организации учебного процесса в ЮФ “КАТУ” НАУ. – Симферополь, 2008. – С. 135-138.

6. Феуерман В. В. Формирование нравственности у студентов педагогических вузов специальности физическое воспитание: Проблемы и пути их решения. // Сб. научн. труды, т.1. Вопросы физической культуры, спорта и рекреации. – Симферополь, 2006. – С. 26-30.

7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М: АСАДЕМА, 2002. – С. 18-22; 276-279.

Анотація

У статті відображена роль фізичного виховання, як фактору різнобічної підготовки студента. Показано, що самостійна фізкуль­турна діяльність сприяє формуванню фізкультурної особистості сту­дента, а також відбувається виховання важливих особистісних якос­тей: самодисципліни, самостійності, організова­нос­ті, працьовитості.

Ключові слова: фізична культура, особистість студента, вміння, навички.

Summary

The article reflected the role of physical education as a factor in comprehensive training of students. It is shown that individual physical training activity promotes athletic student's personality, as well as education are important personal qualities: self-discipline, independence, organization and hard work.

Key words: physical training, student identity, skills.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Google